25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "СПУТНИК ЖИЗНИ"

Архивная публикация 2010 года: "СПУТНИК ЖИЗНИ"

Россия - одна из двух стран, обладающих собственной спутниковой системой навигации. Однако изначальная ориентация на удовлетворение госнужд мешает коммерческому использованию ГЛОНАСС. Еще совсем недавно спутниковыми навигационными системами (СНС) пользовались только спецслужбы, морские суда и крупные авиакомпании. Сегодня навигационные технологии, оборудование и сервисы стали доступны практически каж-дому. Причем скорость и масштабы распространения СНС сравнимы со становлением рынков мобильной связи или Интернета. Так, по прогнозам исследовательской компании Gartner, уже к 2013 году в мире будет продано 60 млн GPS-навигаторов и еще 12 млн встроенных систем.

Россия - одна из двух стран, обладающих собственной спутниковой системой навигации. Однако изначальная ориентация на удовлетворение госнужд мешает коммерческому использованию ГЛОНАСС. Еще совсем недавно спутниковыми навигационными системами (СНС) пользовались только спецслужбы, морские суда и крупные авиакомпании. Сегодня навигационные технологии, оборудование и сервисы стали доступны практически каж-дому. Причем скорость и масштабы распространения СНС сравнимы со становлением рынков мобильной связи или Интернета. Так, по прогнозам исследовательской компании Gartner, уже к 2013 году в мире будет продано 60 млн GPS-навигаторов и еще 12 млн встроенных систем.

ЭВОЛЮЦИЯ СНС
Запускать в космос первые на-вигационные спутники и развертывать наземные системы управления США и СССР начали около 30 лет назад. Американская система называлась NAVSTAR (GPS), советская - ГЛОНАСС. Но ес-ли американцы шли к цели семимильными шагами, то у нас все сложилось не так благополучно. Развал СССР привел к деградации уже работоспособной ГЛОНАСС.
Возрождать отечественную СНС начали лишь в 2003 году. И, как заверяют специалисты, в этом году система будет восстановлена полностью (24 аппарата в работе и 4-5 в резерве на орбитах). Пока же работает 21 спутник ГЛОНАСС-М и два находятся в резерве, что уже обеспечивает полноценную навигацию на территории России и практически всего мира.
"То, что у нас есть своя навигационная система, дает шанс российским предприятиям на выход в число лидеров этого рынка, - уверен главный конструктор группы компаний "М2М телематика" Евгений Белянко. - Если в силу объективных причин на рынках обычной электроники и GPS-систем отечественные фирмы находятся в роли догоняющих, то в части массовых двухрежимных приемников ГЛОНАСС/GPS стартовые позиции примерно равны: серийное производство таких приемников будет освоено отечественными и зарубежными фирмами в первом квартале 2011 года".
Параллельно начинают раз-виваться и рынки навигаци-онных данных и сервиса. Как считает заместитель исполнительного директора по раз-витию бизнеса компании "Русские навигационные технологии" Олег Краус, "инфраструктура для обслуживания устройств только начинает формироваться, однако, сервис обязательно превратится в серьезный бизнес, как только доля, к примеру, оборудованного СНС автотранспорта достигнет 20-25% (сейчас насыщение рынков в США - 11%, в Европе - 5%, в России - 3%. - "Профиль")".
Растет сегодня и популярность интегрированных реше-ний. По словам и.о. заместителя генерального дирек-тора по технологиям компании "СИТРОНИКС Информационные Технологии" в России Максима Бычковского, в Европе, например, стала очевидна тенденция перехода от "классических" автомобильных навигаторов к навигационным модулям, встроенным в различные мобильные устройства (коммуникаторы, смартфоны, КПК и даже ноутбуки). Эксперт надеется, что Россия со временем также включится в эту общемировую тенденцию.
"Навигационные технологии - один из важнейших драйверов роста рынка электроники, - полагает Евгений Белянко. - Именно поэтому к ним приковано внимание всех ведущих игроков. Национальная спутниковая навигационная система - это один из способов установления правил игры на таком рынке. И здесь позиции России выглядят очень достойно: несмотря на массу анонсов, по факту в мире работают только две глобальные СНС - ГЛОНАСС и GPS".
По мнению технического директора SPIRIT-Telecom Владимира Свириденко, к американской и российской системам в 2015 году должна присоединиться европейская Galileo, два спутника которой работают на орбите в режиме тестирования навигационных решений. Планы по развертыванию своей глобальной СНС Compass имеет и Китай, но реализованы они, по мнению нашего эксперта, могут быть не ранее 2020 года. Региональной СНС владеет Япония (QZSS). Над запуском собственной региональной СНС уже работает Индия.

ГЛОНАСС ПЛЮС GPS?
"Вместе с тем ГЛОНАСС и GPS - не конкуренты, а взаимодополняемые системы, совместное использование которых обеспечивает синергию, выливающуюся как минимум в более точное определение местоположения объекта и со-кращения времени "холодного" и "горячего" старта, - уверен Максим Бычковский. - Однако понимание этого факта со стороны профессионального сообщества пока не означает реализацию данной синергии на практике. То есть разработчики из Китая уже демонстрировали двухстандартный навигационный модуль, но говорить даже о начальной стадии формирования массового рынка оборудования ГЛОНАСС/GPS преждевременно".
По словам директора по маркетингу компании "Контент Мастер" Александра Селиверстова, сейчас на рынке отсутствует миниатюрный двух-системный чипсет, а габариты уже существующих не позволяют встраивать их в со-временные гаджеты без существенного изменения размера. Правда, уже довольно давно существуют и применяются на практике двухсистемные интегрированные навигационные приемники таких поставщиков, как Novatel, Javad, Trimble, Leica Gtosystem, TopCon и др. Однако их оборудование рассчитано на определенный сегмент рынка, а именно - сегмент геодезических и кадастровых работ.
"Система GPS изначально создавалась открытой, с четкой ориентацией на массового потребителя, - продолжает тему Максим Бычковский. - Коммерческий смысл обеспечения поддержки модуля GPS был очевиден для всех: авто- и судовая навигация, коммуникаторы, КПК, смартфоны… Россия, как всегда, пошла своим, особенным путем. Отечественная система ГЛОНАСС была ориентирована на использование в военных целях (в авиации, на флоте, в наземном транспорте и др.)". И, по мнению эксперта, позиционирование ГЛОНАСС как проекта для госнужд до сих пор мешает ее широкому коммерческому использованию. Возможности капитализации ГЛОНАСС остаются неочевидными для отечественных и уж тем более для западных компаний. "Тем не менее разумные инвестиции в создание организационной и технологической инфраструктуры для развития ГЛОНАСС, в частности, появление конкурентоспособных комплектующих для приемников, обеспечат новые возможности роста для российского рынка спутниковой навигации", - добавляет эесперт.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАВИГАЦИЯ
За последний год активность федеральных и региональных органов власти в сфере внедрения технологий ГЛОНАСС резко возросла. Однако идет этот процесс опять же не по пути широкого коммерческого применения системы, а по пути использования ее для госнужд.
Так, например, решения ГК "М2М телематика" на основе технологий отечественной спутниковой навигационной системы внедряются в МВД РФ. В столице соответствующим оборудованием оснащено более 1200 автомобилей патрульно-постовой службы, что, в свою очередь, позволяет активно использовать имеющиеся в распоряжении стражей правопорядка силы и средства. "Уменьшается время реагирования на совершаемые преступления, - поясняет директор по маркетингу ГК "М2М телематика" Светлана Хадонова. - Использование ГЛОНАСС также помогает милиции более эффективно контролировать работу транспорта и сотрудников, сокращая тем самым расход бюджетных средств на их содержание".
"Государство достаточно серьезно стимулируют развитие технологий ГЛОНАСС и их распространение", - вторит коллегам Олег Краус. - Взять хотя бы постановление правительства № 641, благодаря которому на весь муниципальный транспорт, как региональный, так и федеральный, ставятся только ГЛОНАСС/GPS-системы". Учитывая, что государственного транспорта у нас порядка 25%, такая неплохая доля рынка очень скоро позволит выйти на доступную по цене и сопоставимую по техническим характеристикам наземную аппаратуру ГЛОНАСС.
В любом случае основная задача при выводе любой технологии под патронатом государства в коммерческий сектор сводится к четкой координации работ. "Общий правительственный курс на продвижение ГЛОНАСС в массы должен поддерживаться на всех уровнях - федеральном, региональном и му-ниципальном, - считает Мак-сим Бычковский. - Кроме того, для поддержки ГЛОНАСС со стороны бизнеса го-сударственные инициативы должны иметь надежный тех-нологический фундамент. То есть необходимо создать условия для разработки конкурентоспособных приемников, доступных широкому кругу конечных пользователей".
{PAGE}
Вот и получается, что, с од-ной стороны, сегодня государство действительно финансирует развитие самой спутниковой "группировки" (только один спутник стоит, например, около $100 млн) и крупные корпорации, аффилированные с государст-вом, которые, по замыслу, и должны производить навигационную аппаратуру для пользователей, создавать и развивать услуги на основе ГЛОНАСС, зато, с другой, - по словам генерального директора компании SPIRIT-Telecom Руслана Будника, за-метного результата от финансирования корпораций пока не видно, так как нет ни двухсистемных чипов-приемников, ни устройств с ГЛОНАСС, ни потребительских геоинформационных сервисов.
"Если ориентироваться на опыт Запада и рассматривать ГЛОНАСС в русле коммерчески ориентированных отраслей, то применение навигационной системы открывает широкие возможности для тех же операторов связи, - говорит Максим Бычковский. - Это, прежде всего, тарифные планы, предусматривающие услуги по навигации, это и стимул для продвижения соответствующих трубок, под-держивающих двухстандартный модуль".

БЫТЬ В ТРЕНДЕ
Как будут развиваться технологии спутниковой навигации в ближайшем будущем? По мнению Евгения Белянко, рынок разделится на три составляющих: коммерческое непрофессиональное и профессиональное оборудование и оборудование со специальными требованиями. С коммерческой частью все предельно ясно - если в первом случае это потребительские сотовые телефоны, автомобильные навигаторы и пр., к которым нет очень серьезных требований по качеству навигации, то во втором - профессиональные системы мониторинга. Они подчиняются четко оговоренным требованиям для каждой отрасли своего применения и обязательно проходят сертификацию на соответствие им. А вот оборудование со специальными требованиями - это уже элита рынка навигации. Сюда входят приемники для геодезических работ, высокоточного мониторинга сооружений, самолетов, судов. Здесь ответственность очень высока, качество и параметры на пределе современных технологий, цена соответствующая - сотни тысяч рублей. Создают такое оборудование только очень опытные коллективы разработчиков, и стоимость тестирования, как правило, превышает собственно стоимость разработки.
"Думаю, что технологии спутниковой навигации в России будут развиваться в рам-ках общемировых тенденций с поправкой на отставание нашего рынка на два-три года", - говорит Максим Бычковский. Эксперт надеется, что в государственных кабинетах в ближайшее время определятся с политикой использования ГЛОНАСС на массовых потребительских рынках, а возможно, пойдут в ход и ограничительные меры в отношении GPS в целях поддержки российских разработчиков. "На мой взгляд, основные силы сегодня должны быть сфокусированы именно на создании конкурентоспособного ассортимента комплектующих для приемников, поддерживающих оба стандарта - и ГЛОНАСС, и GPS, - резюмирует Максим Бычковский. - Параллельно необходимо развивать пул услуг, прежде всего, в рамках интегрированных решений, и совершенствовать картографическое обеспечение".

"НИКА" "СЛЕДИТ" ЗА АВТОПАРКОМ МТК
В начале года ведущий поставщик продуктов, решений и услуг в области IT в Восточной Европе и СНГ компания "СИТРОНИКС Информационные Технологии" совместно с одним из крупнейших телекоммуникационных операторов в России и СНГ ОАО "Мобильные телесистемы" (МТС) приступили к реализации проекта в ОАО "Московская теплосетевая компания" (МТК) по оказанию комплексной услуги мониторинга и управления подвижными объектами "Ника".
ОАО "МТК" обеспечивает теплоснабжение на территории Москвы и Подмосковья. Работа всех подразделений компании является залогом стабильной и бесперебойной поставки тепла населению столицы и ближайших городов. В целях повышения эффективности эксплуатации транспортных средств в ОАО "МТК" было принято решение о внедрении системы контроля и автоматизированного управления автопарком. На данный момент успешно завершен первый этап проекта, в рамках которого выполнены работы по оснащению транспортных средств ОАО "МТК" спутниковым оборудованием, подключению навигационно-информационной услуги "Ника", а также обучению технического персонала и диспетчерской службы ОАО "МТК".
Опытная эксплуатация всей системы мониторинга и навигации длилась около трех месяцев. В рамках проекта на тестируемую группу автомобилей ОАО "МТК" были установлены абонентские навигационные терминалы GPS/GSM, передающие данные на сервер "Ники" о транспортных маршрутах, состоянии автомобилей, протяженности пути и расходах топлива за отчетный период. Специально для ОАО "МТК" командой "СИТРОНИКС ИТ" была разработана и внедрена система отчетности для оценки выполнения задач корпоративного транспорта. Гибкая настройка позволяет включать в отчет данные о пробеге с адресами пребывания автомобилей, информацию о пройденных геозонах с указанием временного отрезка, расстояния и других параметров в целях сравнения их с принятыми нормативами. Для самостоятельной поддержки, администрирования и корректной обработки данных специалистами "СИТРОНИКС ИТ" было проведено обучение сотрудников МТК работе с системой.
Напомним, некоторое время назад автономная система мониторинга транспорта на основе решений "СИТРОНИКС ИТ" и МТС была внедрена в ГУП "Зеленоградский автокомбинат". За счет внедрения заказчику удалось сократить непроизводственный пробег и расход горюче-смазочных материалов на 5% и обеспечить снижение расходов на 6,1 млн рублей в год. В настоящее время автоматизированная навигационно-диспетчерская система управления выездными бригадами "Скорой помощи" в Москве управляет движением порядка 850 автомобилей, оснащенных мобильными терминалами. Аналогичный проект реализован "СИТРОНИКС ИТ" и МТС для Московского метрополитена, а также компании "Юнимилк".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».