29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: "Средство Макропулоса"

Архивная публикация 2003 года: "Средство Макропулоса"

Реализация пенсионной реформы в ее нынешнем виде не дает серьезных гарантий от повторения кризиса образца 1998 года. Правда, уже не с банковскими, а с пенсионными деньгами.В последние сто лет в России каждое поколение хотя бы единожды -- полностью или частично -- теряло свои сбережения. Развал старой пенсионной системы в 2001--2003 годах, быстрый рост негосударственных пенсионных фондов (НПФ) -- приметы нового эксперимента со средствами среднего класса.
Суть эксперимента -- дать возможность гражданам в ближайшие годы лично управлять накопительной частью своего счета в Пенсионном фонде РФ (ПФР), получать прибыли и терпеть убытки, передавая средства в НПФ или частную управляющую компанию.
Готова ли пенсионная отрасль к такому повороту событий?
В России сейчас около 400 НПФ, чьи активы составляют приблизительно $1,5--1,7 млрд. Причем инвестиционные портфели негосударственных фондов сформированы достаточно рискованно: по оценке экспертов, векселя в них составляют 15--20%, акции и корпоративные облигации -- до 40% активов НПФ (конец 2001-го и 2002 год). И лишь оставшаяся часть инвестирована в госбумаги, считающиеся наиболее надежными, и банковские депозиты.
Ничуть не более устойчиво и само распределение активов частных фондов. На пенсионном рынке доминирует небольшая группа отраслевых НПФ, связанных с крупнейшими компаниями (экспортерами газа и нефти, энергетики, транспорта и телекоммуникаций). В июле 2002 года 5 крупнейших НПФ формировали около 70% всех инвестиций пенсионной отрасли, в том числе на долю наиболее крупного НПФ "Газфонда" пришлось 47,8% всех вложений. Подавляющее же большинство НПФ -- очень мелкие финансовые институты. И в ближайшие 5--7 лет чрезмерная концентрация капитала на пенсионном рынке сохранится.
Таким образом, очевидно, что структура и финансовая устойчивость пенсионной отрасли не соответствуют модели пенсионной реформы и потребностям массового среднего класса. Эта модель создает высокие риски для пенсионных денег населения в самой чувствительной их части -- в доступных для управления накопительных счетах обязательного пенсионного страхования. На "разогретом" пенсионном рынке могут быть повторены проблемы вкладчиков и акционеров 1990-х годов. Ведь российская экономика образца 2003 года так и остается формирующейся, с характерной для такой модели чрезмерной зависимостью от экспорта сырья, а также высокой вероятностью всплесков инфляции и финансовых кризисов.
А как же ужесточение госконтроля за деятельностью НПФ? Слишком часто правильная форма и реальное наполнение контроля расходятся. Вспомним, что в 1998 году не было более развитой системы регулирования, чем для банков. Но это не помешало государству создать кризис на рынке ГКО--ОФЗ, а части крупнейших банков принять на себя спекулятивные риски, разрушиться или перелить активы в новые структуры и продолжить мирное существование. Потери при этом были переложены на клиентов.
Интересы среднего класса в этой связи в том, чтобы государство осторожнее двигалось в пенсионной реформе, в большей мере сохраняя свою ответственность за пенсионные деньги. Например, путем введения государственного страхования инвестиций с накопительных счетов населения в Пенсионном фонде РФ, эмиссии 10--20-летних государственных ценных бумаг, индексированных по уровню инфляции, для вложения в них пенсионных денег.
Другой способ -- расширение инструментов, находящихся в распоряжении владельцев накопительных счетов. Например, возможности открывать за счет обязательно отчисляемых в пенсфонды средств пенсионные счета в Сберегательном и других крупных банках с условиями, позволяющими производить из них пенсионные выплаты по достижении 55--60 лет. Аналог -- индивидуальные пенсионные счета в американских банках.
Риски для пенсионных денег меньше -- возможностей выбора больше, а эффект и стимулы для российской экономики те же (долгосрочные денежные ресурсы для инвестиций в экономику).

Реализация пенсионной реформы в ее нынешнем виде не дает серьезных гарантий от повторения кризиса образца 1998 года. Правда, уже не с банковскими, а с пенсионными деньгами.В последние сто лет в России каждое поколение хотя бы единожды -- полностью или частично -- теряло свои сбережения. Развал старой пенсионной системы в 2001--2003 годах, быстрый рост негосударственных пенсионных фондов (НПФ) -- приметы нового эксперимента со средствами среднего класса.

Суть эксперимента -- дать возможность гражданам в ближайшие годы лично управлять накопительной частью своего счета в Пенсионном фонде РФ (ПФР), получать прибыли и терпеть убытки, передавая средства в НПФ или частную управляющую компанию.

Готова ли пенсионная отрасль к такому повороту событий?

В России сейчас около 400 НПФ, чьи активы составляют приблизительно $1,5--1,7 млрд. Причем инвестиционные портфели негосударственных фондов сформированы достаточно рискованно: по оценке экспертов, векселя в них составляют 15--20%, акции и корпоративные облигации -- до 40% активов НПФ (конец 2001-го и 2002 год). И лишь оставшаяся часть инвестирована в госбумаги, считающиеся наиболее надежными, и банковские депозиты.

Ничуть не более устойчиво и само распределение активов частных фондов. На пенсионном рынке доминирует небольшая группа отраслевых НПФ, связанных с крупнейшими компаниями (экспортерами газа и нефти, энергетики, транспорта и телекоммуникаций). В июле 2002 года 5 крупнейших НПФ формировали около 70% всех инвестиций пенсионной отрасли, в том числе на долю наиболее крупного НПФ "Газфонда" пришлось 47,8% всех вложений. Подавляющее же большинство НПФ -- очень мелкие финансовые институты. И в ближайшие 5--7 лет чрезмерная концентрация капитала на пенсионном рынке сохранится.

Таким образом, очевидно, что структура и финансовая устойчивость пенсионной отрасли не соответствуют модели пенсионной реформы и потребностям массового среднего класса. Эта модель создает высокие риски для пенсионных денег населения в самой чувствительной их части -- в доступных для управления накопительных счетах обязательного пенсионного страхования. На "разогретом" пенсионном рынке могут быть повторены проблемы вкладчиков и акционеров 1990-х годов. Ведь российская экономика образца 2003 года так и остается формирующейся, с характерной для такой модели чрезмерной зависимостью от экспорта сырья, а также высокой вероятностью всплесков инфляции и финансовых кризисов.

А как же ужесточение госконтроля за деятельностью НПФ? Слишком часто правильная форма и реальное наполнение контроля расходятся. Вспомним, что в 1998 году не было более развитой системы регулирования, чем для банков. Но это не помешало государству создать кризис на рынке ГКО--ОФЗ, а части крупнейших банков принять на себя спекулятивные риски, разрушиться или перелить активы в новые структуры и продолжить мирное существование. Потери при этом были переложены на клиентов.

Интересы среднего класса в этой связи в том, чтобы государство осторожнее двигалось в пенсионной реформе, в большей мере сохраняя свою ответственность за пенсионные деньги. Например, путем введения государственного страхования инвестиций с накопительных счетов населения в Пенсионном фонде РФ, эмиссии 10--20-летних государственных ценных бумаг, индексированных по уровню инфляции, для вложения в них пенсионных денег.

Другой способ -- расширение инструментов, находящихся в распоряжении владельцев накопительных счетов. Например, возможности открывать за счет обязательно отчисляемых в пенсфонды средств пенсионные счета в Сберегательном и других крупных банках с условиями, позволяющими производить из них пенсионные выплаты по достижении 55--60 лет. Аналог -- индивидуальные пенсионные счета в американских банках.

Риски для пенсионных денег меньше -- возможностей выбора больше, а эффект и стимулы для российской экономики те же (долгосрочные денежные ресурсы для инвестиций в экономику).

ЯКОВ МИРКИН, заведующий кафедрой Финансовой академии при правительстве РФ www.mirkin.ru

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама