Наверх
13 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "СРОЧНО В ПЕЧАТЬ!"

Рынок принтеров и МФУ начал восстанавливаться после кризиса. Существенный рост объемов продаж происходит во всех сегментах.

Рынок принтеров и МФУ начал восстанавливаться после кризиса. Существенный рост объемов продаж происходит во всех сегментах.

    По предварительным данным аналитиков, по итогам трех кварталов этого года поставки печатных устройств в Россию в количественном выражении выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 40%. Большинство опрошенных "Профилем" участников рынка констатировали рост спроса на данное оборудование как в корпоративном, так и в персональном сегменте. Увеличение спроса да-же привело к тому, что многие вендоры, сократившие в кризис объемы производства, столкнулись в этом го-ду с дефицитом товаров.
   
ПОШЛИ В РОСТ  
Оценивая ситуацию на рынке в целом, директор департамента дистрибуции малой офисной техники компании Xerox Россия Александр Назарьев отметил, что темпы восстановления у вендоров печатной техники были раз-ными и каждый из них са-мостоятельно определял при-оритеты развития в 2010 го-ду. В результате положение вендоров в различных сег-ментах рынка менялось стре-мительно. "Что касается Xerox, то грамотная рыночная стра-тегия по работе на восстанавливающемся рынке, раз-работанная нами еще в прошлом году, позволила достичь отличных результатов, — рассказывает Назарьев. — Мы усилили свои рыночные позиции во всех ключевых сегментах, более чем в два раза увеличили объем продаж оборудования". Если го-ворить о доле компании на рынке, то эксперт опериро-вал пока только полугодичными результатами: за первые шесть месяцев она увеличилась на 3 процентных пункта и достигла 14,2% в количественном выражении и 18% в стоимостном.
   Есть повод для гордости и у главы московского пред-ставительства компании Kyocera Mita Europe B.V. Масаказу Учикура: "В течение трех кварталов этого года мы наблюдали 50-процентный прирост на российском рынке по сравнению с тем же периодом прошлого года, и мы уверены, что в этом заслуга наших авторизованных дистрибьюторов".
   О резком увеличении продаж в первом полугодии говорит и глава московского представительства компании Konica Minolta Ко Хасэгава. Правда, в третьем квартале рост, по его словам, немного замедлился, что было обусловлено чрезвычайно жаркой погодой. "Но наш бизнес стабильно продолжает расти, опережая темпы рынка", — заявляет топ-менеджер. Он связывает это с активным ростом продаж офисных полноцветных МФУ и постепенным увеличением доли компании в сегменте производительной цифровой печати.
   
ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ?  
Одновременно рынок переживает и структурные изме-нения. Как отмечает руко-водитель подразделения уст-ройств лазерной печати компании Hewlett-Packard Russia Игорь Пасюков, если во вре-мя кризиса наблюдалось сме-щение спроса в сторону более дешевых однофункциональных устройств, попросту говоря — принтеров, то сейчас рынок МФУ активно восстанавливается.
   "С января по октябрь 2010 года рынок МФУ вырос более чем на 25% в абсолютном выражении и почти вдвое в денежном по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", — говорит руководитель группы маркетинга и планирования отдела телекоммуникаций компании "Панасоник Рус" Евгений Карпов. В самой Panasonic, по его словам, продажи МФУ возросли и за счет роста рынка, и за счет увеличения доли компании с 6 до 9%. Рост спроса на устройства с расширенным функционалом (факс, телефон, РС-факс) эксперт объясняет желанием корпоративных покупателей совместить как можно больше функций в одном устройстве.
   "Российский рынок еще относительно молодой и не достиг того порога насыщения, который есть в развитых странах, — продолжает тему Александр Назарьев. — Так что на нашем рынке еще найдется место и принтерам, и МФУ". Последние, по его словам, до кризиса развивались впечатляющими темпами, и потребители на фоне роста экономики предпочитали более сложные и дорогие устройства более простым и дешевым. Кризис, естественно, внес существенные коррективы в расстановку сил, но уже с началом восстановления экономики наблюдается возврат к докризисным тенденциям. Россияне вновь стали отдавать предпочтение МФУ, и этот тренд сохраняется до сих пор. Тем не менее стоит отметить, что в результате кризиса практически в каждом продуктовом сегменте выделились подсегменты более дешевых устройств, высоким спросом по-прежнему пользуются базовые конфигурации, которые закупают-ся с целью дальнейшего их масштабирования.
   "Безусловно, рынок МФУ очень сильно пострадал во время кризиса, — вторит коллеге Игорь Пасюков. — Тем не менее он восстанавливается быстрыми темпами, и я ожидаю, что в ближайшее время структура рынка будет приблизительно такой: 60-65 % всех устройств в штуках придется на МФУ и 35-40% — на однофукциональные устройства".
   В увеличении доли МФУ уверен и Масаказу Учикура, однако, он считает, что эти продукты не заменят полностью традиционные, например лазерные принтеры. "Конечно, многое зависит от уже установленного парка оборудования пользователей, их привычного документооборота, — говорит топ-менеджер Kyocera. — Но монофункциональные принтеры, несомненно, ос-танутся на рынке".
   Рассуждая о дальнейшей судьбе однофункциональных принтеров, Игорь Пасюков тоже говорит, что они, скорее всего, не уйдут совсем с рынка. По крайней мере, в сегменте лазерной печати очень четко прослеживается стабильный спрос на однофункциональные устройст-ва со стороны корпораций. По-прежнему самый востребованный продукт для большинства организаций — это стандартный персональный черно-белый лазерный прин-тер. В среднесрочной перспективе данный тренд, по мнению специалистов, сохранится.
   "В целом рынок традиционных принтеров как таковых будет сокращаться в сегменте B2C, — добавляет руководитель отдела маркетинга продукции департамента IT "Самсунг Электроникс Рус Компани" Кирилл Судариков. — Но у него остается достаточно неплохой потенциал в области B2B, где заказчиками предъявляются иные требования к "универсальности" печатающей техники".
   Вдобавок всегда будет существовать разница в цене между принтером и многофункциональным устройст-вом, даже если в основе их конструкции лежат схожие принципы, — принтер будет дешевле. "В результате всегда найдутся пользователи, которые отдадут предпочтение скорее принтеру, нежели многофункциональному устройству, потому что они, во-первых, не нуждаются в функциях сканирования и копирования, а во-вторых, потому что это менее затратно", — уверен Масаказу Учикура.
   
ЦЕНА ВОПРОСА  
В кризис аналитиками был отмечен отток покупателей из дорогого сегмента в сторону более экономичных уст-ройств с оптимальным соотношением функциональности, цены и качества. "Про-филь" решил выяснить: какова ситуация сейчас?
   "Действительно, во время кризиса спрос сместился в сторону более дешевых уст-ройств, зачастую в ущерб функциональности, — отвечает Игорь Пасюков. — По мере того, как доходы приходят в норму, покупатели начинают требовательнее подходить к выбору техники".
   Сегодня, покупая печатное устройство, конечный пользователь принимает во вни-мание весь комплекс характеристик, а не только стоимость. Зачастую бывает так, что более дешевое устройство оказывается более дорогим в эксплуатации и в конечном счете обходится дороже. Если во время кризиса на это закрывали глаза и делали покупки в расчете на сиюминутную экономию, то теперь, принимая во внимание весь комплекс факторов, предпочитают выбирать, может быть, и более дорогую технику, но более удобную в эксплуатации.
   "Покупка дорогих продуктов — это всегда инвестиции, — продолжает Ко Хасэгава. — Во время кризиса инвестиции и бюджеты были заморожены, в то время как недорогие принтеры покупаются как необходимость". Преодолев кризис, компании начали инвестировать в свое развитие.
   Вместе с тем одной из самых заметных тенденций последнего времени, по мнению наших экспертов, является то, что многие россияне начинают осознавать реальную стоимость производства (печати и копирования) документов в офисе. Постепенно у людей появляется понимание того, что на это тратится слишком много средств: это и неэффективное использование оборудования, и высокие затраты на бумагу и расходные материалы.
   "Сегодня мы можем наблюдать рост числа пользователей, отдающих предпочтение постраничной системе оплаты технического обслуживания оборудования, — рассказывает Масаказу Учикура. — Все большее число пользователей переводит весь парк офисного оборудования на аутсорсинг и заключает покопийные контракты, которые покрывают все расходы, включая аренду оборудования, поддержку, обеспечение и т.д.".
{PAGE}  
В ЧЕРНО-БЕЛЫХ ТОНАХ  
Еще одной тенденцией последних лет, на которую обратил внимание Евгений Карпов, стало смещение спроса в сторону устройств лазерной печати и постепенное сжатие сегмента струйной печати. На текущий момент рынок печатных устройств в России преимущественно состоит из лазерных и струйных устройств. Такие устройства, по словам Игоря Пасюкова, доминируют и обеспечивают более 95% рынка в абсолютном выражении. Но у каждой из этих технологий есть особенности. Так, на рынке струйной печати, который на сегодняшний день составляет примерно 40% всего рынка, преобладают исключительно цветные устройства. А вот на рынке лазерной печати картина иная: доля цветных лазерных принтеров и МФУ относительно невелика.
   Представитель Hewlett-Pac-kard связывает это с тем, что структуру спроса в основном определяют потребности покупателей. В России большая часть документооборота приходится на бухгалтерскую и финансовую документацию, договора, копии и т.д. Все эти документы не требуют цветной печати.
   
БЛИЖАЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ  
Каким эксперты "Профиля" видят дальнейшее развитие рынка печатного оборудова-ния в России? Все они оказались едины в мнении, что рынок продолжит расти. Например, Александр Назарьев полагает, что до полного насыщения нам еще далеко. "Конкуренция заставляет про-изводителей постоянно работать над совершенствованием технологий и снижением цены, — говорит специалист Xerox. — Если несколько лет назад домашний принтер стоил $500, то сейчас его можно купить за $100". По мнению Назарьева, через пару лет цена, возможно, снизится еще на 20-30%. Это сделает продукт доступным для большего числа потребителей, и в результате российский рынок ждет значительное увеличение объемов продаж. Как предполагает Игорь Пасюков из Hewlett-Packard, такими темпами Россия выйдет на докризисный уровень продаж МФУ и принтеров уже к концу 2011 года.
   

 

   КАКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПРИНОСИТ ВАМ СЕЙЧАС НАИБОЛЬШУЮ ПРИБЫЛЬ?
   ЭКСПЕРТЫ
   Евгений КАРПОВ,
   руководитель группы маркетинга и планирования отдела телекоммуникаций компании "Панасоник Рус":
   "Что касается печатающих устройств, то наша компания занимается только одним направлением, которое для нас является стратегическим, — это лазерные многофункциональные устройства. В данной категории прибыль приносит продажа как самих устройств, так и расходных материалов к ним. В ближайшем будущем, на мой взгляд, как по рынку в целом, так и в нашей компании ситуация не изменится, сегмент МФУ будет расти в том числе и за счет замещения принтеров многофункциональными устройствами".
   
   Игорь ПАСЮКОВ,
   руководитель подразделения устройств лазерной печати компании Hewlett-Packard Russia:
   "Поскольку лазерный рынок в России является доминирующим и поскольку компания НР традиционно очень сильна в сегменте лазерной печати, то и направление это для нас является приоритетным. Но это не означает, что НP не будет продвигать новые устройства и новые технологии и в сегменте струйной печати. Потенциальный интерес компании сейчас сосредоточен в области заказчиков малого и среднего бизнеса, то есть тех заказчиков, которые печатают много, которые взыскательны и требовательны к печатным устройствам, и здесь позиции НР особенно сильны. Наша задача — по-прежнему удовлетворять все требования заказчиков на самом высоком уровне. С гордостью могу сказать, что почти половина российских пользователей выбирает именно технику HP — это является свидетельством высокого признания и доверия к нашей торговой марке".
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK