29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Стальной прагматизм Буша"

Архивная публикация 2002 года: "Стальной прагматизм Буша"

Из-зы избытка стали оптовые цены опустились на самый низкий за последние 20 лет уровень.Стремясь одним рывком вывести послевоенный Китай в число индустриальных держав, Мао Цзэдун (Mao Zedong) приказал строить на каждом крестьянском дворе маленькие домны для производства чугуна и стали. Легко было предсказать результат этой любительской затеи, но, по крайней мере, Мао понял один из главных постулатов современности: военная и экономическая мощь страны зависит от стали.
5 марта президент Джордж Буш (George W. Bush) продемонстрировал, что тоже понимает это. Следуя единодушной рекомендации U.S. International Trade Commission, независимой экспертной организации, Буш на три года ввел 8--30-процентные квоты на импорт различной продукции из стали.
Решительный, но неоднозначный шаг. Он означает повышение налогов на импорт президентом, обещавшим увеличение налогов только через свой труп. Он означает протекционистский жест со стороны республиканца, уверявшего, будто он верит в свободный рынок. Он означает стимулирование инфляции, которая может только навредить американским экспортерам в их борьбе за крепкий доллар. И наконец, он означает дипломатически рискованный гамбит в то самое время, когда Америка старается удержать своих союзников в борьбе с терроризмом в боевой связке.
Разумеется, свою роль сыграла политика: привлечение большинства электората "стальных" штатов на сторону республиканцев во время промежуточных выборов и после. Однако, несмотря на риск, Белый дом повел себя совершенно правильно. И не только по политическим соображениям. Ради реалистичной торговой политики приходится смешивать экономические абстракции вроде свободной торговли с практикой. А главная цель Буша весьма похвальна -- убедить остальной мир разделаться с вековой привычкой правительств вмешиваться в дела черной металлургии. Для этого ему придется снова собрать все "стальные" страны за столом переговоров для прямого разговора. Новые тарифы потребуют серьезного внимания стран, отказывающихся от значительного сокращения производственных мощностей.
В прошлом году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в Париже приняла к рассмотрению предложение США о сокращении мирового производства стали на 200 млн. тонн, что составляет немалую долю от 1 млрд. тонн продукции всей черной металлургии земного шара.
Переговоры существенных результатов пока не дали. Правительства разных стран предложили остановить домны и мартены с примерным объемом производства 97 млн. тонн в год за 10 лет. Но предложения эти лукавы. Как показывают цифры ОЭСР, за ними стоят "холодные" домны и мартены, остановленные из-за отсутствия спроса. ЕС, громче всех возмущающийся новыми тарифами Буша, предложил сократить всего 8% своих колоссальных мощностей. Теоретически японские металлурги в состоянии производить 145 млн. тонн стали в год, но Япония не предложила никаких реальных сокращений.
Тарифы Буша должны сократить экспорт европейской стали в США примерно на 4 млн. тонн. Европейцы на самом деле больше опасаются предполагаемого роста экспорта продукции черной металлургии в Европу, потому что 16 млн. тонн, предполагавшиеся к импорту в США, попадут к ним. Поэтому они тоже угрожают введением таможенных барьеров.
Таким образом, "лишняя" сталь стала причиной самого сильного за последние 20 лет падения оптовых цен на мировом рынке. В США это означало банкротство 30 предприятий и снижение производства на 20--30%. И все же в долгосрочной перспективе это, скорее, хорошие новости. Американские сталелитейщики уверяют, что их заводы -- самые эффективные по трудозатратам и энергоемкости и минимально загрязняют окружающую среду в расчете на производство тонны металла. Если это так, то по окончании действия тарифов в 2005 году американские металлурги смогут составить серьезную конкуренцию недемпинговому импорту стали. Если нет, ситуация сильно осложнится.
Экономисты не зря ненавидят тарифы и квоты. Протекционизм приводит к неэффективности собственной промышленности. Беднее становятся потребители. Но на ближайшую перспективу такие меры могут помочь справиться с демпингом и стимулировать реформы. Если временные тарифы Буша подтолкнут 40 стран--производителей стали к началу серьезной дискуссии в Париже, то его рискованная игра оправдает себя.

Пол Магнуссон (Paul Magnusson) освещает вопросы международной торговли из Вашингтона. -- Business Week.

Средний уровень производства в 1998--2000 гг. нерафинированной стали (в млн. метрических тонн)

Из-зы избытка стали оптовые цены опустились на самый низкий за последние 20 лет уровень.Стремясь одним рывком вывести послевоенный Китай в число индустриальных держав, Мао Цзэдун (Mao Zedong) приказал строить на каждом крестьянском дворе маленькие домны для производства чугуна и стали. Легко было предсказать результат этой любительской затеи, но, по крайней мере, Мао понял один из главных постулатов современности: военная и экономическая мощь страны зависит от стали.

5 марта президент Джордж Буш (George W. Bush) продемонстрировал, что тоже понимает это. Следуя единодушной рекомендации U.S. International Trade Commission, независимой экспертной организации, Буш на три года ввел 8--30-процентные квоты на импорт различной продукции из стали.

Решительный, но неоднозначный шаг. Он означает повышение налогов на импорт президентом, обещавшим увеличение налогов только через свой труп. Он означает протекционистский жест со стороны республиканца, уверявшего, будто он верит в свободный рынок. Он означает стимулирование инфляции, которая может только навредить американским экспортерам в их борьбе за крепкий доллар. И наконец, он означает дипломатически рискованный гамбит в то самое время, когда Америка старается удержать своих союзников в борьбе с терроризмом в боевой связке.

Разумеется, свою роль сыграла политика: привлечение большинства электората "стальных" штатов на сторону республиканцев во время промежуточных выборов и после. Однако, несмотря на риск, Белый дом повел себя совершенно правильно. И не только по политическим соображениям. Ради реалистичной торговой политики приходится смешивать экономические абстракции вроде свободной торговли с практикой. А главная цель Буша весьма похвальна -- убедить остальной мир разделаться с вековой привычкой правительств вмешиваться в дела черной металлургии. Для этого ему придется снова собрать все "стальные" страны за столом переговоров для прямого разговора. Новые тарифы потребуют серьезного внимания стран, отказывающихся от значительного сокращения производственных мощностей.

В прошлом году Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в Париже приняла к рассмотрению предложение США о сокращении мирового производства стали на 200 млн. тонн, что составляет немалую долю от 1 млрд. тонн продукции всей черной металлургии земного шара.

Переговоры существенных результатов пока не дали. Правительства разных стран предложили остановить домны и мартены с примерным объемом производства 97 млн. тонн в год за 10 лет. Но предложения эти лукавы. Как показывают цифры ОЭСР, за ними стоят "холодные" домны и мартены, остановленные из-за отсутствия спроса. ЕС, громче всех возмущающийся новыми тарифами Буша, предложил сократить всего 8% своих колоссальных мощностей. Теоретически японские металлурги в состоянии производить 145 млн. тонн стали в год, но Япония не предложила никаких реальных сокращений.

Тарифы Буша должны сократить экспорт европейской стали в США примерно на 4 млн. тонн. Европейцы на самом деле больше опасаются предполагаемого роста экспорта продукции черной металлургии в Европу, потому что 16 млн. тонн, предполагавшиеся к импорту в США, попадут к ним. Поэтому они тоже угрожают введением таможенных барьеров.

Таким образом, "лишняя" сталь стала причиной самого сильного за последние 20 лет падения оптовых цен на мировом рынке. В США это означало банкротство 30 предприятий и снижение производства на 20--30%. И все же в долгосрочной перспективе это, скорее, хорошие новости. Американские сталелитейщики уверяют, что их заводы -- самые эффективные по трудозатратам и энергоемкости и минимально загрязняют окружающую среду в расчете на производство тонны металла. Если это так, то по окончании действия тарифов в 2005 году американские металлурги смогут составить серьезную конкуренцию недемпинговому импорту стали. Если нет, ситуация сильно осложнится.

Экономисты не зря ненавидят тарифы и квоты. Протекционизм приводит к неэффективности собственной промышленности. Беднее становятся потребители. Но на ближайшую перспективу такие меры могут помочь справиться с демпингом и стимулировать реформы. Если временные тарифы Буша подтолкнут 40 стран--производителей стали к началу серьезной дискуссии в Париже, то его рискованная игра оправдает себя.


Пол Магнуссон (Paul Magnusson) освещает вопросы международной торговли из Вашингтона. -- Business Week.


Средний уровень производства в 1998--2000 гг. нерафинированной стали (в млн. метрических тонн)

Бывшие республики СССР114

Япония74

Страны ЕС44

Южная Корея14

Бразилия13

другие страны9

Средний уровень потребления нерафинированной стали в США -- 131 млн. метрических тонн.


Источник: OECD. -- Business Week.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама