Наверх
12 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "СТИВ ВИДИТ ВСЕ"

В том, что касается защиты данных, Apple считается образцом. На самом же деле американский концерн жаждет знать, где именно миллионы его клиентов используют свой iPhone или iPad в каждый конкретный момент: это позволяет продавать еще больше рекламы. Прежде всего, это атака на Google.    Дело было в 1984 году, которому Джордж Ору-элл посвятил мрачное пророчество о мире, где царит тотальный контроль. Об опасности говорили, но констатировали: пока все не так плохо, как предполагал писатель в конце 1940-х.
   В атмосфере подобных на-строений и под знаком ро-мана-антиутопии «1984» Apple, крохотный тогда произво-дитель компьютеров, снял ролик, который должен был привлечь внимание масс: се-рые люди с потухшим взгля-дом сидят перед гигантским экраном, с которого вещает диктатор. Но вдруг молоденькая женщина вбегает в зал, в руках у нее молоток. Бросок — и экран разбивается вдребезги.
   Послание было понятно всем: злобный диктор символизировал IBM, тогдашнего мирового лидера на рынке компьютеров цвета пергамента, в равной степени эффективных и безликих. Apple ассоциировалась с молодостью, свободой и революцией.
   Это было давно — теперь Apple сама стала глобальной силой. А с недавних пор уже неясно, остается ли компания поборницей добра, или же она перешла на сторону безграничной власти и оруэлловской мании контроля. А конкуренты в Google расценивают ситуацию именно так: если не вмешаться, мир скоро окажется под властью «одного человека, одного концерна, одного гаджета», сокрушался менеджер Google на конференции в середине мая. На стене в этот момент проецировались только четыре цифры: «1984».
   В начале июня глава Apple Стив Джобс поднял брошенную ему перчатку: «С нами решили начать борьбу, чем и занимаются в настоящий момент». Это еще одна попытка продолжить старую игру, когда злодеями всегда оказываются другие. Однако такой подход уже не работает.
   Apple сама на пути к тому, чтобы стать вездесущим и всеведущим спрутом, «большим братом», все больше знающим или желающим знать о своих клиентах — и практически ничего не сообщающим о себе.
   В последние дни на экране у каждого клиента Apple, собиравшегося что-нибудь быстро приобрести в музыкальном магазине iTunes или в App Store, всплывало окно: ознакомьтесь и примите условия нового пользовательского соглашения. Среди прочего документ дает глобальному концерну право знать, где и когда владелец iPhone, iPad или Macbook использует свое чудо техники, а также обрабатывать полученную ин-формацию и даже передавать ее третьим лицам.
   На языке юристов это выражается так: «Apple, а также наши партнеры и лицен-зиаты» отныне могут осуществлять «сбор, использование и передачу сведений о точном местонахождении» пользователей. Геоданные со-бираются «в обезличенном ви-де», утверждает Apple, «персональной идентификации не производится». Но как именно обеспечивается это условие, концерн не сообщает.
   Последовала волна возмущения. Спорный пункт попал на страницы газеты Los Angeles Times, после чего Apple вслед за Google и Facebook постиг первый настоящий скандал, связанный с защитой данных. Блоггеры в США уже прозвали нововведение iSpy — «интернет-шпион». В блоге The Consumerist жажду данных именуют «зловещей».
   Примечательно, что схожие формулировки содержались и в предыдущей редакции пользовательских соглашений, например, для iPhone. Но, как часто бывает с пользовательскими соглашениями, мало кто читает, на что он подписывается и какие права передает концерну, поспешно кликнув на кнопку «Согласен».
   Возможно, переполох получился запоздалым, и тем не менее он не лишен основания. Утверждать можно одно: сбору и хранению подвергается архищекотливая информация. Местонахождение и «история перемещения» человека позволяет делать на удивление точные выводы о его жизни. Apple в общем-то может прощаться с антиоруэлловским амплуа.
   Тем более что концерн впервые пытается наладить широкомасштабный сбыт полученных знаний рекламодателям.
   Еще в начале июня Джобс утверждал, что сфере частной жизни в компании придают большое значение. «Мы прилагаем немало усилий для локализации мобильных телефонов», — сказал глава Apple. Возможно, из-за своей подозрительности в этих вопросах Apple выглядит старомодно, заявил он.
   Теперь, когда не вполне новая проблема в принципе начинает восприниматься всерьез, беспокойство охватывает и круги немецких политиков. Как заявляет федеральный министр юстиции Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер (СвДП), Apple должна «незамедлительно прояснить», какие данные подвергаются сбору, а также в течение какого времени они хранятся и для чего используются.
   «Пользователи iPhone и других устройств с модулем GPS должны четко понимать, какую информацию о них собирают», — убеждена министр. Создание компанией Apple «личных профилей» и тем более «ис-торий перемещения» пользователей недопустимо. «Я считаю, что Apple просто обязана доказать на деле принцип прозрачности, о ко-тором так много говорил Стив Джобс, — добавляет она. — Я жду, что Apple предоставит германским экспертам по защите данных возможность ознакомиться со своими базами».
   Гамбургский сенатор по вопросам юстиции от Партии зеленых Тиль Штеффен тоже настроен критически: «Расплывчатые условия про-вайдеров лишний раз демонстрируют, что законодательство о защите данных в сфере интернет-техноло-гий пока что хромает».
   Но чего стоят подобные опасения, когда речь идет о колоссальных деньгах в глобализованной индустрии рекламы?
   Apple планирует нанести Google удар там, где гигантский концерн, некогда начинавший с интернет-поисковика, ощутит его наи-более болезненно: в сегменте рекламы, приносящей миллиардные доходы. В начале июля Apple запускает собственную платфор-му для продажи мобильной рекламы, получившую название iAd.
   Apple не может отказать рекламодателям в сведени-ях о местонахождении пользователей устройств в соответствующий момент, и это нужно было предвидеть. «Представить себе в будущем рекламу в мобильном Интернете без подобной локализации едва ли возможно, — говорит Карстен Вайде из фирмы IDC, специализирующейся на исследовании рынков. — Давление со стороны компаний, требующих обеспечить большую целенаправленность и эффективность рекламы, стало колоссальным».
   Прежние заверения Джобса были не чем иным, как лицемерием, считает Кайс Махлауф. Менеджер канадско-американского рекламного агентства Nurun, продающего рекламу в сети, среди клиентов которого такие бренды, как L’Orеal, Louis Vuitton и Maserati, и раньше хотел использовать геоданные, чтобы сделать рекламу своих клиентов на iPhone более локальной. «Apple такой возможности не предоставила. В компании хотели дождаться момента, когда они смогут самостоятельно контролировать бизнес и дергать за веревочки», — рассказывает Махлауф.
   Как бы то ни было, конкуренция между двумя концернами становится все более серьезной, признает сам Джобс. С тех пор как Google предприняла атаку на детище Apple — iPhone, выпустив смартфон Nexus с бесплатной операционной системой и открыв недавно собственный музыкальный магазин, позиционируемый как альтернатива iTunes, былые друзья кажутся почти врагами.
   Агрессивное поведение объ-ясняется не просто борьбой двух интернет-идеологий: манией контроля и замкнутым i-космосом Apple, с одной стороны, и кредо Google, предполагающее открытость сети, — с другой.
   Главный объект соперничества — раздел нарождающегося рынка онлайн-рекламы для мобильников. Пока что, по некоторым оценкам, его объем составляет от нескольких сотен миллионов до двух миллиардов долларов, однако ему сулят большое будущее. Эксперты говорят об оборотах в десятки миллиардов. По оценкам IDC, до сих пор тон задает Google, на долю которой приходится около 20% рынка.
   Facebook и Google уже сегодня зарабатывают деньги на информации о своих пользователях, что само по себе считается достаточно щекотливым. Концерны мо-бильной связи, такие как Vodafone и Deutsche Telekom, также собирают самые разные данные о клиентах. Но то, что теперь в игру активно включается Apple, производитель оборудования, поставщик контента и приложений, пробуждает новые опасения.
   Дело в том, что Стиву Джобсу известно практически все. Цепочка начинается при покупке. Регистрируя iPhone, пользователь указывает фамилию и адрес. Чтобы приобрести в iTunes даже одну композицию, как правило, указываешь номер кредитки. При этом, основываясь на поведении пользователей, Apple запросто может получать куда больше информации: кто и какие приложения загружает на свой iPad, какие фильмы и композиции в iTunes приобретает, какие книги читает. Плюс — где и когда.
   На днях поднялась первая волна возмущения, вызванная рисками и «побочными действиями» стратегии Джобса — Apple даже не потрудилась рассеять опасения, касающиеся защиты данных. Без ответа остался и самый главный вопрос: хранятся ли геоданные, и если да, то как долго, а также не планирует ли компания на основе сопряженных данных создавать «профили перемещения» пользователей. Напротив, представитель Apple по свя-зям с германской общественностью заявил: «Мы не будем как-либо комментировать эти аспекты».
   Конечно, пользователи мо-гут отказаться от персонализированной рекламы, равно как и отключить средства GPS — так, на iPhone такая опция предусмотрена. Но тогда и воспользоваться навигацией не удастся. К тому же Apple заверяет, что анонимность данных гарантируется.
   И все же в Германии специалисты настроены скептически. Уполномоченный федерального правительства по защите данных Петер Шаар убежден: если информацию можно «привязать» к конкретному устройству, она считается персональной. Это тем более справедливо, когда компания получает сведения о телефоне, владелец которого известен.
   «В таком случае применяются положения законодательства о защите данных. Необходимо заранее точно проинформировать клиентов, какая информация будет собираться и для чего, предусматривается ли ее хранение, и если да, то в какой форме», — настаивает Шаар. И даже если впоследствии для дальнейшей обработки информация обезличивается, это ничего не меняет.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK