16 апреля 2024
USD 93.59 +0.15 EUR 99.79 +0.07
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2003 года: ""Столичные" штучки"

Архивная публикация 2003 года: ""Столичные" штучки"

Самым громким событием на алкогольном рынке в прошлом году стала борьба за водочные товарные знаки. По мнению генерального директора федерального казенного предприятия "Союзплодоимпорт" Владимира ЛОГИНОВА, государство вправе претендовать не только на водочные, но и на многие другие старые советские бренды."Профиль": Владимир Григорьевич, что собой представляет ФКП "Союзплодоимпорт" сегодня?
Владимир Логинов: Федеральное казенное предприятие "Союзплодоимпорт" является историческим наследником существовавшей во времена СССР организации "Союзплодоимпорт", занимавшейся импортно-экспортными операциями, в том числе поставками на западные рынки водки под торговыми знаками "Столичная", "Русская", "Московская" и др. То есть это предприятие представляло интересы нашего государства за рубежом и было там, естественно, широко известно.
"П.": А каковы функции этой структуры сейчас?
В.Л.: В советские времена понятие "интеллектуальная собственность" рассматривалось совершенно иначе, чем сейчас. Согласитесь, было бы странно, чтобы тогда кто-то стал бы оспаривать товарные знаки, принадлежавшие государству. Теперь в условиях рынка государственной интеллектуальной собственностью надо распоряжаться, управлять. В функции ФКП входит защита прав государства на ряд товарных знаков, управление этими товарными знаками. Защита не только на территории Российской Федерации, но и восстановление прав российского государства на товарные знаки за рубежом.
"П.": В настоящее время ФКП "Союзплодоимпорт" распоряжается водочными товарными знаками только на внутреннем рынке. Однако, как известно, ваш оппонент SPI International основные деньги (годовой оборот около $600 млн.) делает на экспортных поставках в дальнее зарубежье отечественной водки под брендами "Столичная", "Московская" и др. При этом продукция ФКП "Союзплодоимпорт" будет считаться за границей контрафактной. Как государство планирует возвращать себе право на экспорт продукции под этими брендами?
В.Л.: На сегодняшний день арестовать такую продукцию правомерно, поскольку формально права принадлежат некоторым зарубежным компаниям. Однако мы не собираемся поставлять свою водку за границу до тех пор, пока товарные знаки не будут переоформлены на нас. Мы будем предъявлять иски к SPI International, все документы уже подготовлены. Я совершенно уверен, что мы выиграем процессы и в рамках судебных процедур восстановим права российского государства на эти товарные знаки.
"П.": Владимир Григорьевич, сейчас ФКП "Союзплодоимпорт" заключило с несколькими ликероводочными заводами лицензионные договоры на производство водки под товарными знаками, отвоеванными у ЗАО "Союзплодимпорт". Что это за предприятия?
В.Л.: На данный момент мы заключили и зарегистрировали в "Роспатенте" десять лицензионных договоров. Первыми начали выпуск продукции калининградский завод ИТАР, черноголовский ОСТ-АЛКО, ЗАО "Ладожское" Краснодарского края, питерский ЛВЗ "Невский". В стадии подписания находится еще 8 соглашений. Кроме того, в ФКП уже поступило около 80 заявок от заводов-производителей из Татарстана, Башкортостана, Мордовии и других регионов России.
На сегодняшний момент общий объем производства по лицензионным договорам составил более 5 млн. дал (более чем 100 млн. бутылок водки емкостью 0,5 л).
"П.": Кто и каким образом будет контролировать качество выпускаемой продукции? Не получится ли, как это было несколько лет назад, что водку "Столичная" или "Московская" будут разливать все кому не лень?
В.Л.: Качество алкогольной продукции контролируется самым банальным образом -- в лабораториях Всероссийского научно-исследовательского института пищевой биотехнологии (ВНИИ ПБТ) проводится химический и органолептический анализ. Именно там мы будем регулярно проводить экспертизы продукции, выпускаемой на заводах, с которыми мы заключили договоры. При этом неожиданно для производителя (водку будем получать не с завода, а из розничной торговли). Если завод будет выпускать некачественную продукцию, лицензионный договор будет расторгнут.
"П.": Кто решает, что тот или иной товарный знак должен быть собственностью государства?
В.Л.: Правительство Российской Федерации может поручить нам проверить законность прав на интеллектуальную собственность. Мы не можем по своей доброй воле взять и заняться тем, чем нам захочется. Мы -- подконтрольная государству организация. Если соответствующее поручение правительства поступает, мы прорабатываем вопрос о законности или незаконности владения товарными знаками.
Когда в стране начались реформы, государственная собственность стала превращаться в частную через процедуру приватизации. Если эта процедура действительно была проведена законно, то тогда никаких вопросов у нас быть не может. Мы не занимаемся пересмотром или изменением итогов приватизации. И все окончательные решения по поводу прав на интеллектуальную собственность принимаются судебными органами на основании существующего закона.
"П.": Владимир Григорьевич, возможно ли, что "Союзплодоимпорт" возьмет под свое крыло еще какие-то бренды, которые в сознании отечественных и зарубежных потребителей ассоциируются с советским прошлым? Может быть, сигареты "Прима" или конфеты "Мишка на Севере"?
В.Л.: Наш устав действительно предполагает такую возможность. Я впервые заявляю прессе, что следующий товарный знак, которым мы будем заниматься, -- это "Чатка" (консервированные крабы под этой маркой всегда пользовались большой популярностью за границей). В настоящее время уже имеется поручение правительства по этому вопросу. Ситуация с "Чаткой" во многом схожа с водочной. В советское время этот товарный знак принадлежал государству. Теперь он оказался в руках частной компании "Сокрофиш". Предварительный анализ документов не дает пока оснований полагать, что все было сделано законно. Если в результате работы будет установлено окончательно, что этот товарный знак действительно должен находится в государственной собственности, тогда он будет официально зафиксирован в "Роспатенте" как принадлежащий Российской Федерации в лице ФКП "Союзплодоимпорт". То есть собственником станет государство (так же как и в случае с водочными брендами), а мы будем выполнять функции по управлению этим товарным знаком.
Что касается других товарных знаков, то могу сказать, что пока никаких поручений по кондитерским или табачным брендам от правительства не поступало.

Объем производства водки по лицензиям ФКП "Союзплодоимпорт"

Самым громким событием на алкогольном рынке в прошлом году стала борьба за водочные товарные знаки. По мнению генерального директора федерального казенного предприятия "Союзплодоимпорт" Владимира ЛОГИНОВА, государство вправе претендовать не только на водочные, но и на многие другие старые советские бренды."Профиль": Владимир Григорьевич, что собой представляет ФКП "Союзплодоимпорт" сегодня?

Владимир Логинов: Федеральное казенное предприятие "Союзплодоимпорт" является историческим наследником существовавшей во времена СССР организации "Союзплодоимпорт", занимавшейся импортно-экспортными операциями, в том числе поставками на западные рынки водки под торговыми знаками "Столичная", "Русская", "Московская" и др. То есть это предприятие представляло интересы нашего государства за рубежом и было там, естественно, широко известно.

"П.": А каковы функции этой структуры сейчас?

В.Л.: В советские времена понятие "интеллектуальная собственность" рассматривалось совершенно иначе, чем сейчас. Согласитесь, было бы странно, чтобы тогда кто-то стал бы оспаривать товарные знаки, принадлежавшие государству. Теперь в условиях рынка государственной интеллектуальной собственностью надо распоряжаться, управлять. В функции ФКП входит защита прав государства на ряд товарных знаков, управление этими товарными знаками. Защита не только на территории Российской Федерации, но и восстановление прав российского государства на товарные знаки за рубежом.

"П.": В настоящее время ФКП "Союзплодоимпорт" распоряжается водочными товарными знаками только на внутреннем рынке. Однако, как известно, ваш оппонент SPI International основные деньги (годовой оборот около $600 млн.) делает на экспортных поставках в дальнее зарубежье отечественной водки под брендами "Столичная", "Московская" и др. При этом продукция ФКП "Союзплодоимпорт" будет считаться за границей контрафактной. Как государство планирует возвращать себе право на экспорт продукции под этими брендами?

В.Л.: На сегодняшний день арестовать такую продукцию правомерно, поскольку формально права принадлежат некоторым зарубежным компаниям. Однако мы не собираемся поставлять свою водку за границу до тех пор, пока товарные знаки не будут переоформлены на нас. Мы будем предъявлять иски к SPI International, все документы уже подготовлены. Я совершенно уверен, что мы выиграем процессы и в рамках судебных процедур восстановим права российского государства на эти товарные знаки.

"П.": Владимир Григорьевич, сейчас ФКП "Союзплодоимпорт" заключило с несколькими ликероводочными заводами лицензионные договоры на производство водки под товарными знаками, отвоеванными у ЗАО "Союзплодимпорт". Что это за предприятия?

В.Л.: На данный момент мы заключили и зарегистрировали в "Роспатенте" десять лицензионных договоров. Первыми начали выпуск продукции калининградский завод ИТАР, черноголовский ОСТ-АЛКО, ЗАО "Ладожское" Краснодарского края, питерский ЛВЗ "Невский". В стадии подписания находится еще 8 соглашений. Кроме того, в ФКП уже поступило около 80 заявок от заводов-производителей из Татарстана, Башкортостана, Мордовии и других регионов России.

На сегодняшний момент общий объем производства по лицензионным договорам составил более 5 млн. дал (более чем 100 млн. бутылок водки емкостью 0,5 л).

"П.": Кто и каким образом будет контролировать качество выпускаемой продукции? Не получится ли, как это было несколько лет назад, что водку "Столичная" или "Московская" будут разливать все кому не лень?

В.Л.: Качество алкогольной продукции контролируется самым банальным образом -- в лабораториях Всероссийского научно-исследовательского института пищевой биотехнологии (ВНИИ ПБТ) проводится химический и органолептический анализ. Именно там мы будем регулярно проводить экспертизы продукции, выпускаемой на заводах, с которыми мы заключили договоры. При этом неожиданно для производителя (водку будем получать не с завода, а из розничной торговли). Если завод будет выпускать некачественную продукцию, лицензионный договор будет расторгнут.

"П.": Кто решает, что тот или иной товарный знак должен быть собственностью государства?

В.Л.: Правительство Российской Федерации может поручить нам проверить законность прав на интеллектуальную собственность. Мы не можем по своей доброй воле взять и заняться тем, чем нам захочется. Мы -- подконтрольная государству организация. Если соответствующее поручение правительства поступает, мы прорабатываем вопрос о законности или незаконности владения товарными знаками.

Когда в стране начались реформы, государственная собственность стала превращаться в частную через процедуру приватизации. Если эта процедура действительно была проведена законно, то тогда никаких вопросов у нас быть не может. Мы не занимаемся пересмотром или изменением итогов приватизации. И все окончательные решения по поводу прав на интеллектуальную собственность принимаются судебными органами на основании существующего закона.

"П.": Владимир Григорьевич, возможно ли, что "Союзплодоимпорт" возьмет под свое крыло еще какие-то бренды, которые в сознании отечественных и зарубежных потребителей ассоциируются с советским прошлым? Может быть, сигареты "Прима" или конфеты "Мишка на Севере"?

В.Л.: Наш устав действительно предполагает такую возможность. Я впервые заявляю прессе, что следующий товарный знак, которым мы будем заниматься, -- это "Чатка" (консервированные крабы под этой маркой всегда пользовались большой популярностью за границей). В настоящее время уже имеется поручение правительства по этому вопросу. Ситуация с "Чаткой" во многом схожа с водочной. В советское время этот товарный знак принадлежал государству. Теперь он оказался в руках частной компании "Сокрофиш". Предварительный анализ документов не дает пока оснований полагать, что все было сделано законно. Если в результате работы будет установлено окончательно, что этот товарный знак действительно должен находится в государственной собственности, тогда он будет официально зафиксирован в "Роспатенте" как принадлежащий Российской Федерации в лице ФКП "Союзплодоимпорт". То есть собственником станет государство (так же как и в случае с водочными брендами), а мы будем выполнять функции по управлению этим товарным знаком.

Что касается других товарных знаков, то могу сказать, что пока никаких поручений по кондитерским или табачным брендам от правительства не поступало.


Объем производства водки по лицензиям ФКП "Союзплодоимпорт"

ПредприятиеОбъем производства (дал)

ООО "ИТАР", Калининград180 тыс.

ООО "Черноголовский завод алкогольной продукции группы "ОСТ"800 тыс.

ЗАО "Ладожское", Краснодарский край440 тыс.

ООО "Екатеринбургский ЛВЗ"600 тыс.

ЗАО "РООМ", Нижний Новгород100 тыс.

ООО "ЛВЗ "Невский", Санкт-Петербург300 тыс.

ЗАО "ПГ "Ладога", Санкт-Петербург1200 тыс.

ОАО "Кристалл", Калуга50 тыс.

ОАО "Кристалл", Орел180 тыс.

ОАО "Шацкий ЛВЗ", Рязанская обл.120 тыс.

ООО "Аалто", Карелия100 тыс.

ООО "Протос", Ставрополь120 тыс.

ОАО "Мариинский ЛВЗ", Кемеровская обл.100 тыс.

ОАО "Хабаровский ЛВЗ", Хабаровск120 тыс.

ООО "Омсквинпром", Омск100 тыс.

ЗАО "Псковпищепром", Псков200 тыс.

ОАО "Кривичи", Тверская обл.370 тыс.

Размеры лицензионного вознаграждения за использование товарных знаков с 1 литра (руб.)

Товарные знакиОбъем выпуска (дал)

"Столичная"2,0 До 100 тыс.,1,8 До 200 тыс.,1,6 До 300 тыс.,1.4 До 400 тыс.,1,2 500 тыс. и более

"Московская"1,4 до 50 тыс.,1,3 до 75 тыс.,1,2 до 100 тыс.,1,1 до 150 тыс.,1,0 200 тыс. и более

"Русская"1,3 до 50 тыс.,1,2 до 75 тыс.,1,1 до 100 тыс.,1,0 до 150 тыс.,0,9 200 тыс. и более

Остальные виды брендов1,1 до 25 тыс.,1,0 до 50 тыс.,0,9 до 75 тыс.,0,8 до 100 тыс.,0,7 150 тыс. и более

Гори-гори ясно


Тот факт, что водка нигде так не популярна, как в нашей стране, а российский водочный рынок по емкости -- номер один в мире, признается всеми. Поэтому не удивительно, что многие иностранные производители алкоголя рассматривают его в качестве приоритетного в плане экспорта. В целом, по оценке AC Nielsen, на долю международных брендов пока приходится менее 1%, так как это в основном дорогие водки класса суперпремиум. Помимо западных поставщиков таких марок водки, как "Абсолют" или "Финляндия", интерес к отечественному рынку проявляют производители из бывших братских республик СССР. Например, в 2000 году в России появилась продукция украинской водочной компании Nemiroff -- знаменитые украинские горилки.

Компания Nemiroff была основана в 1992 году. Вся ликероводочная продукция разливается на заводе в одноименном городе Немиров в Винницкой области. У себя на Украине Nemiroff считается лидером среди водочных производителей. В ассортимент компании входит 17 наименований продукции. На российском рынке представлены пока пять из них. Это "Nemiroff Оригинальная", "Украинская медовая с перцем", Nemiroff Premium, Nemiroff Premium Currant и "Украинская пшеница". Как заявляет президент Nemiroff Яков Грибов, компания планирует к марту 2004 года занять 4% российского водочного рынка.

Бальзам на раны


Еще одну новинку представляет в России компания SPI International, купившая в 2001 году в Латвии завод Latvyas Balzams. Потеряв возможность производить и продавать в России водки торговых марок "Столичная", "Русская" и др. (которые теперь выпускаются на латвийском заводе), компания решила вернуть россиянам когда-то популярный и широко известный "Рижский Черный Бальзам".

Бальзам известен в России давно, многие помнят его еще со времен СССР. Это подтверждают и результаты опроса, согласно которым торговую марку "Рижский Черный Бальзам" знают практически 100% жителей столицы, 84,2% -- Санкт-Петербурга, 70% -- Новосибирска, а также половина опрошенных в Екатеринбурге.

В настоящий момент "Рижский Черный Бальзам" экспортируется в семь стран мира, в том числе в Данию, США, Израиль. Но крупнейшим экспортным рынком остается Россия -- на нее приходится 60--65% всего экспорта рижского бальзама. Как заявляют производители, российские продажи за 2002 год достигли объема в 20 тыс. дал, увеличившись вдвое по сравнению с 2001 годом, а в предстоящем году планируется реализовать на 70% больше, чем в 2002 году.

ИРИНА ШАБАНОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».