Наверх
14 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2000 года: "Стоп-кран"

Военно-Морской Флот салютовал избранию Владимира Путина президентом России пуском межконтинентальных баллистических ракет с атомного подводного крейсера. Докладывая Верховному главнокомандующему об успешном поражении целей, министр обороны Игорь Сергеев забыл сказать о том, что пуск этот мог быть последним. На флоте почти не осталось исправных подъемных кранов, при помощи которых ракеты грузят на подводные лодки.Грузите ракеты ручками

К началу 1998 года в ВМФ почти не осталось технически исправных кранов грузоподъемностью 100 и 40 тонн. Из четырнадцати стотонников исправными были один кран на Северном флоте и один — на Тихоокеанском. Из 63 сорокатонников четыре на Северном и пять — на Тихоокеанском флотах.
Крановое хозяйство флотов не обновлялось с 1987 года. Командование ВМФ пыталось пробить хотя бы минимум средств на производство и текущий ремонт этих уникальных кранов. Не получалось.
Не помогла и директива, подписанная в 1998 году начальником Генштаба Анатолием Квашниным,— о выделении на экспертное обследование и текущий ремонт кранов 1,5 млн. рублей. Главное управление военного бюджета и финансирования Минобороны нашло лишь 800 тысяч. Которых хватило на ремонт одного стотонника.
Между тем единственным в СНГ предприятием, способным выпускать уникальные краны и, соответственно, проводить их гарантийное и регламентное обслуживание, остался завод «Истриан» в иностранном городе Одессе. На российское предприятие еще можно надавить, заставить его поработать на боеготовность морских стратегических ядерных сил в долг, под обещания. Но с какой стати это будет делать украинское предприятие?
А без кранов российские стратегические ракетоносцы просто дорогостоящие поплавки. Поскольку ракеты (те самые, с ядерными боеголовками) загрузить на лодки можно, как это ни банально, только при помощи упомянутых кранов. Но как убедить государственных чиновников, далеких от армии и флота, в этой очевидной для моряков истине? На одном из высоких совещаний начальник строительства и расквартирования Вооруженных Сил — замминистра обороны России генерал-полковник Александр Косован был даже вынужден разъяснять «на пальцах»: «Если техническими показаниями будет запрещена эксплуатация подъемного крана на стройплощадке, никто не даст команду даже на подъем платформы с кирпичами. Подсудное дело. А в случае с флотом речь идет о подъемных кранах стратегического назначения: под стрелой не груда кирпичей, а ракеты в ядерном снаряжении!»
В январе 1999 года руководители ряда фракций и комитетов Государственной думы (Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Николай Рыжков, Владимир Гусев, Виктор Илюхин) обратились к председателю правительства России Евгению Примакову с письмом: «В настоящее время в атомном подводном флоте России сложилась критическая ситуация в связи с превышением нормативных сроков эксплуатации кранов КС-8362Д и КС-5363М, обеспечивающих погрузку и выгрузку стратегического вооружения… Просим Вашего указания о срочном разрешении сложившейся крайне тяжелой для флота ситуации и о выделении Военно-Морскому Флоту запрашиваемых средств на проведение восстановительных работ и заказ новых кранов для спецгрузов».
Но только через полгода проблема, казалось, была снята. Владимир Путин (ставший к тому времени премьером) распорядился направить на решение проблем Вооруженных Сил около 30 млрд. рублей. Деньги предназначались в том числе на финансирование закупки и ремонта стратегических кранов для флота.
Сколько в конечном счете заплатили украинским специалистам, неизвестно. Однако, как утверждает начальник строительства, инженерного обеспечения и расквартирования ВМФ генерал-лейтенант Валерий Айнбунд, все стотонники Северного и Тихоокеанского флотов были отремонтированы. Произошло это год назад.
— Срок действия разрешения на эксплуатацию кранов на Северном флоте вот-вот закончится,— заявил нам директор завода «Истриан» Владимир Усольцев.— Износились не только узлы и агрегаты. Устал металл. Нужно закупать новую технику. Иначе краны стратегического назначения превратятся в обычный металлолом.
Если в кране нет воды

В законе о федеральном бюджете России на 2000 год (приложение N3, секретно) было предусмотрено целевое финансирование обновления кранового хозяйства флота на сумму более чем 500 млн. рублей.
Главный штаб и соответствующие управления Военно-Морского Флота провели всю бумажную работу и подали свои предложения начальнику вооружений Вооруженных Сил России генерал-полковнику Анатолию Ситнову. Заявка флота, по словам Ситнова, была учтена в черновых документах по формированию государственного оборонного заказа. Предприятие «Истриан» начало подготовку к одновременной закладке на стапелях шестнадцати стотонных кранов.
Каково же было удивление военных моряков, когда после утверждения государственного оборонного заказа выяснилось, что бюджетной статьи на целевое финансирование капремонта и производства новых кранов попросту нет!
Один из сотрудников аппарата комитета Государственной думы, который долгое время занимался проблемой стратегических кранов, так прокомментировал корреспонденту Агентства военных новостей «пропажу» бюджетной статьи: «По моим данным, финансирование заказа по изготовлению кранов для ВМФ было сорвано на том этапе, когда за формирование гособоронзаказа отвечали начальник вооружений ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ситнов и чиновники Министерства экономики России. Почему не обеспечил формирование гособоронзаказа в соответствии с бюджетным законом куратор оборонки вице-премьер Илья Клебанов, тоже остается загадкой».
Тот же сотрудник аппарата парламентского комитета по обороне высказал еще одно предположение: «Создается впечатление, что некоторые государственные чиновники добросовестно выполняют некую установку по разрушению крайне важных систем, обеспечивающих безопасность и обороноспособность страны. В системе определяется второстепенное или даже третьестепенное звено, порча которого именно в силу кажущейся его ничтожности не вызовет немедленного общественного резонанса. И звено целенаправленно разрушается действиями или, напротив, бездействием. Взять, например, Военно-Воздушные Силы. В стране есть военные летчики, есть хорошие боевые самолеты. Но практически нет авиационного горючего. Нечто похожее происходит с морскими стратегическими ядерными силами. Лишите флот кранов — и морская компонента ядерной триады выпадет напрочь».
Похоже, такого же мнения придерживается и председатель комитета по обороне Госдумы нового созыва генерал армии Андрей Николаев. Проанализировав обстоятельства пропажи упомянутой бюджетной статьи, он в начале марта 2000 года обратился к Верховному главнокомандующему, секретарю Совета безопасности и директору Федеральной службы безопасности России с просьбой провести соответствующее расследование и привлечь виновных к ответственности.
Такое расследование, как сообщили корреспонденту Агентства военных новостей в парламентском комитете по обороне, ФСБ уже ведет.
— Мы не можем допустить, чтобы проблема обновления стратегического кранового хозяйства флота была законсервирована на весь 2000 год,— заявил в беседе с корреспондентом АВН генерал армии Андрей Николаев.— Внести поправки в гособоронзаказ уже не представляется возможным. Но комитет сделает все, чтобы в этом году эта конкретная тема была профинансирована должным образом.
Не пой под стрелой

Как стало известно Агентству военных новостей, в правительственных кабинетах в последнее время появились лоббисты, пробивающие идею переноса производства стратегических кранов в Россию. Аргумент, казалось бы, беспроигрышный: чем вкачивать деньги в зарубежное предприятие, лучше поддержать отечественного производителя.
Еще в марте 1998 года 15-й центральный научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны РФ провел анализ возможностей по размещению заказа на производство кранов для ВМФ на российских предприятиях. Рассматривались только те заводы, которым по плечу выпуск крупнотоннажных великанов,— ГАЗАКС (Камышин), «Автокран» (Иваново), «Спецмаш» (Санкт-Петербург), Челябинский механический завод, ВКТИ «Монтажстроймеханизация» (Ульяновск). По сути, только ульяновцы выпускают кран МКГС-100 грузоподъемностью 100 тонн. Остальные предприятия лишь подошли к рубежу 50—60 тонн.
Вывод специалистов 15-го института: Россия не располагает ни конструкторской документацией, ни производственными мощностями, которые позволяют оперативно перейти к выпуску собственных стратегических кранов.
Наладить выпуск российские конструкторы и производственники, конечно, могут. Но на это уйдут годы и колоссальные средства. Так что решение вопроса о закупке кранов на Украине, по сути, дела неизбежно. Иначе наши морские стратегические ядерные силы можно ставить на прикол.

ЮРИЙ ГЛАДКЕВИЧ (Агентство военных новостей)

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK