Наверх
14 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2008 года: "Страховка от кризиса"

Финансовый кризис добрался и до страховщиков, снижаются объемы ипотечного и автострахования. Если так пойдет и дальше, страховой рынок ожидают серьезные изменения.    Первым звонком для страхового рынка стало обращение генерального директора «Росгосстраха» Данила Хачатурова с письмом к министру финансов России Алексею Кудрину, в котором глава компании отмечает, что «Росгосстрах» заинтересован в срочном проведении дополнительной эмиссии акций в размере 43 млрд рублей при участии государства. Без финансового вливания в капитал, как утверждается в письме, будущее крупнейшей российской страховой компании может оказаться под угрозой. Сегодня государству принадлежит блокирующий пакет акций (25% + 4 акции) страховой компании, а оставшаяся часть — Данилу Хачатурову и его партнерам. Ранее государство уже заявляло о том, что оно не особо заинтересовано в участии в капитале страховой компании, в связи с чем предлагалось исключить «Росгосстрах» из списка стратегически важных предприятий и продать долю, принадлежащую государству. Но сейчас, с наступлением финансового кризиса, ситуация кардинально изменилась: найти стратегического инвестора представляется весьма затруднительной задачей. Да и захочет ли государство продавать бумаги страховщика со столь значительным дисконтом? Как отмечает в письме Данил Хачатуров, на текущий момент лишь немногим более 4% капитала компании приходится на ликвидные активы, практически все оставшееся составляют внутренние займы группы. По данным на 1 октября 2008 года, внешний долг компании достиг 12,3 млрд рублей, а накопленный убыток — 2 млрд рублей. Кроме того, большая часть страховых резервов размещалась в различные инструменты на фондовом рынке, и из-за падения котировок ценных бумаг компания потеряла 3 млрд рублей, что в итоге также может сказаться на уменьшении капитала. «Страховые компании подошли к кризису быстрорастущими, с хорошим финансовым состоянием, с достойным объемом активов, позволяющим принимать на себя реальные обязательства перед клиентами. Это происходило благодаря экономическому росту и тому, что год от года в целом возрастал платежеспособный спрос на финансовые услуги», — говорит глава Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев. По его данным, на сегодняшний день структура активов, имеющихся в распоряжении страховых компаний, следующая: около 19% страховых резервов находится в депозитах и банковских вкладах, 18% — в долговых ценных бумагах и займах, немного меньше хранится в денежных средствах на расчетных счетах в банках. Объем приобретенных государственных и ценных бумаг незначителен, около 9% акций приходится на дебиторскую задолженность по операциям страхования и перестрахования. Однако падение стоимости акций ряда компаний на 70—75% и возникшие сложности с ликвидностью банков оказали негативное влияние на финансовое состояние страховых компаний. Появились и проблемы с долговыми ценными бумагами, потому что ряд заемщиков начали испытывать финансовые трудности, сложности с урегулированием дебиторской задолженности по операциям страхования, что вынудило компании пересматривать страховые активы.
   Кризис пришел
   «Уверен, что финансовый кризис по-разному скажется на разных страховых компаниях. Наверняка сокращение совокупных объемов страховых премий произойдет на всех или, точнее, почти на всех сегментах российского рынка, — говорит генеральный директор ОАО «КапиталЪ Страхование» Руслан Алиев. — Вот только распределится это сокращение между страховщиками отнюдь не пропорционально. А значит, основным следствием кризиса будет перераспределение долей рынка между игроками». От того, как компании поведут себя сегодня, какие управленческие решения примут, будет зависеть, какое место они займут в новой архитектуре российского страхования. «Сейчас было бы странно говорить, что кризис на нас не сказывается. Конечно, сказывается. Мы чувствуем, как намного сложнее становится собирать премии, вести переговоры с потенциальными клиентами, насколько более разборчиво они начинают подходить к формированию страховой защиты», — констатирует Руслан Алиев. Дальше все зависит от того, смогут ли страховщики, с одной стороны, предоставить клиентам качественную страховую защиту, а с другой стороны — оптимизировать собственную структуру и систему управления. «В настоящий момент мы действительно отмечаем снижение темпа роста сбора премий, не снижение общего объема как такового, а замедление роста, — подтверждает генеральный директор СОАО «Регион» Дмитрий Фельдман. — Подводить итоги пока рано, установленные в начале года планы продаж выполняются, будем оценивать результаты по окончании года. Дело в том, что у нас доля страхования банковских залогов была не столь существенной, как в целом по рынку. А ведь именно этот сегмент сейчас страдает от кризиса больше всего».
   «Кризис значительно уменьшил количество «залоговых» и «лизинговых» договоров страхования, уменьшил количество денежных средств у клиентов, заключающих прямые договоры страхования. Из-за этого резко обострилась конкуренция на страховом рынке», — добавляет заместитель генерального директора, главный андеррайтер ОАО «Страховая акционерная компания «Энергогарант» Антон Легчилин. Некоторые страховщики вынуждены были пойти на сокращение своих расходов соответственно падению доходной базы. Качество страховых услуг у ряда страховщиков, находящихся в тяжелом положении, также упало. Ухудшилась ситуация с платежной дисциплиной по уплате страховой премии по договорам страхования. Хотя пока еще рано говорить о значительных изменениях, считает первый заместитель генерального директора СК «Стандарт-Резерв», заместитель генерального директора Московской страховой компании Ирина Мельникова. Возможно, некоторое снижение темпов роста будет отмечено в декабре, но, поскольку декабрь всегда был пиковым месяцем по сборам премии, а также потому, что темпы роста предыдущих 11 месяцев были высоки, общие годовые показатели не ухудшатся. «Прогноз может быть оптимистическим и пессимистическим. Оптимист, живущий во мне, дает следующий сценарий развития событий в 2009 году. В начале года будут еще по инерции сохраняться объемы предыдущего года, а если проявлять большую активность, чем конкуренты (не буду раскрывать секреты, каким образом), можно даже увеличить объем относительно 2008 года», — говорит Ирина Мельникова. Компании, которые в условиях кризиса будут активно реагировать на изменение поведения потребителей, смогут не только не потерять, но и привлечь новых клиентов. Это касается не столько изменений продуктов, сколько иного, чем в 2008 году, распределения активности по каналам продаж. Чтобы в условиях кризиса иметь больший потенциал для его преодоления, нужно уже сейчас располагать диверсифицированным по каналам продаж портфелем. В период роста рынка очень привлекательными для страховщиков были сопровождающие кредитные страховые продукты, но при этом не стоило пренебрегать развитием агентской сети и прямых продаж, считает эксперт. Эти каналы продаж более затратные, требуют аккуратной, неконфликтной системы построения, что достигается годами активной работы. «Мы успели выстроить эту систему. Те же, кто сейчас объявляет о развитии, уже опоздали и будут вынуждены идти по пути демпинга, что в условиях кризиса уже не просто опасно, а обрекает компанию на банкротство», — отмечает Ирина Мельникова. Исполнительный вице-президент «Группы Ренессанс Страхование» Сирма Готовац утверждает, что ее компания задолго до кризиса начала работу по повышению эффективности бизнес-процессов, что позволяет ей минимизировать дублирование функций и планомерно сокращать издержки. «Мы рассчитываем, что кризис не отразится негативно на деятельности нашей компании, как и других ведущих страховщиков с диверсифицированными портфелями, соблюдающих все требования Минфина и ФССН, — рассуждает Сирма Готовац. — Тем не менее мы по-прежнему уделяем большое внимание совершенствованию наших бизнес-процессов, поскольку понимаем, что кризис оставит на рынке только высокоэффективные компании».
   Наперегонки с ГИБДД
   За прошедший год на страховом рынке и непосредственно в структуре страховых компаний, а также в подходе к управлению бизнес-процессами произошли значительные изменения. В первую очередь необходимо отметить очередной перенос сроков вступления в силу поправок, вводящих упрощенный порядок оформления ДТП, — без присутствия сотрудников ГИБДД. Первоначально предполагалось, что указанные поправки вступят в силу с 1 декабря. Некоторые СМИ даже успели сообщить, что теперь водители могут сами оформлять документы о ДТП, если оно произошло с участием двух автомобилей. Гражданская ответственность обоих водителей должна быть застрахована по ОСАГО, а обстоятельства аварии и список повреждений не должны вызывать разногласий. Максимальная сумма страховой выплаты — 25 тыс. рублей. Однако со сроком вступления в действие поправок вышла путаница. На самом деле их вступление перенесено с 1 декабря 2008 года на 1 марта 2009 года.
   Участники рынка полагают, что оформление ДТП без инспекторов ГИБДД приведет к многократному увеличению мошенничества со стороны водителей. Страховщики считают целесообразным сначала пересмотреть действующие тарифы по ОСАГО в сторону увеличения. Если тарифы не увеличат, а поправки в ПДД вступят в силу, это разорит небольших региональных страховщиков и нанесет серьезный удар по лидерам рынка. Эксперты не исключают, что к моменту вступления поправок в силу тарифы правительство все же пересмотрит. «В 2008 году, к сожалению, не были скорректированы базовые тарифы и/или поправочные коэффициенты по ОСАГО. Это приведет к коллапсу данного рынка в 2009 году (особенно в ряде регионов), если в начале года не будут срочно приняты соответствующие меры», — считает Антон Легчилин. «Ситуация с убыточностью в ОСАГО продолжает ухудшаться. Уже в 2007 году она была близка к критической, и страховое сообщество громко заявляло о необходимости пересмотра тарифов. Однако, как известно, это так и не было сделано. Законодательные инициативы, на данный момент отложенные, но не отмененные, сделают ОСАГО еще менее рентабельным», — добавляет Дмитрий Фельдман.
   «Для нашей страховой группы главным событием года стало завершение сделки, в результате которой у нас сменился акционер. Кроме того, мы перешли к новой стадии развития — к оптимизации системы управления за счет выстраивания оптимальной внутренней системы управления», — рассказывает Руслан Алиев. «В сентябре 2008 года «Группа Ренессанс Страхование» первой среди универсальных компаний успешно запустила проект по прямым продажам полисов с использованием колл-центра и интернет-сайта — «Ренессанс Direct», — вспоминает Сирма Готовац. За первый месяц после запуска «Ренессанс Direct» объем продаж через этот канал составил $1 млн долларов, что сопоставимо с прежними годовыми продажами полисов «Ренессанс Страхования» через Интернет. В компании считают, что в ближайшей перспективе этот канал будет пользоваться повышенным спросом, поскольку в условиях кризиса люди становятся особенно восприимчивыми к различным рискам и стремятся обезопасить от них свой бюджет, стараясь в то же время сэкономить. Также в этой связи возрастет и популярность франшиз.
   «В наших компаниях в течение всего года происходили процессы унификации структуры и бизнес-процессов для последующего слияния. Одновременно с этим шла работа над новыми IT-решениями — SAP и TIA, — рассказывает Ирина Мельникова. — То, что все эти процессы шли параллельно, позволило значительно облегчить проблемы, которые возникают с персоналом компаний, когда они объединяются». Решение общих задач позволяло использовать в работе лучшие практики как одной, так и другой компании. При этом обе компании в условиях роста рынка развивались активнее, чем рынок в целом, что, на взгляд Ирины Мельниковой, является свидетельством выработки разумного плана поэтапного образования новой компании в ее новом качестве. Это новое решение на страховом рынке — объединение, а не поглощение одной компании другой. «Надеюсь, что в ближайшее время мы сможем предоставить более подробную информацию, но уже сейчас могу утверждать, что это действительно качественно новое решение на российском страховом рынке в процессах слияния и поглощения», — резюмирует эксперт.
   Выявить убыточных
   «2008 год продолжал тенденции 2007-го. Значительный рост сектора имущественного страхования (общерыночный показатель — 19,3%) обеспечивался в основном за счет страхования наземного транспорта», — отмечает Дмитрий Фельдман. Однако продолжилась и отрицательная тенденция, наметившаяся в прошлом году, — снижение рентабельности данного рынка: выплаты росли быстрее премий (50,5%). Тенденция будет продолжена, но только в части убыточности, считает эксперт. В 2007 году наметилась тенденция увеличения объемов страхования квартир и загородной недвижимости (общерыночный рост — 16%), предполагалось, что 2008 год в этом направлении продемонстрирует более чем двукратную динамику, в том числе и за счет ипотечного страхования. Однако в условиях финансового кризиса ожидания по данному сегменту могут не оправдаться. Весьма явственными были тенденции укрупнения бизнеса, высокой активности M&A, энергичного формирования страховых групп. Впервые в 2008 году компании подавали консолидированные отчеты, тем самым увеличивая свой удельный вес на рынке. Но у этой медали есть и обратная сторона — сокращение количества самостоятельных страховых компаний. «Думаю, что кризис добавит этой тенденции ускорение в геометрической прогрессии», — полагает Дмитрий Фельдман. Еще одна примечательная особенность, которую он выделил как характерную не только для развития его компании, но и для рынка в целом, — это увеличение доли страховых сборов в регионах России в совокупном объеме страховых премий. «Я думаю, что кризис поможет регионам раскрыть свой потенциал в большей степени, чем это было по сей день», — говорит эксперт.
   «Однозначно сохранится тенденция оптимизации российскими корпорациями формируемой страховой защиты. Речь идет и о социальных программах, и о страховании имущественных рисков», — прогнозирует Руслан Алиев. Предприятия больше внимания начинают уделять управлению рисками, более взвешенно и грамотно подходят к заключению договоров страхования. Основные риски уже охвачены страхованием, сейчас начинается время оптимизации. Предприятия окончательно перестанут дарить деньги страховщикам, их нужно будет с большим трудом зарабатывать.
   «Тенденции таковы: те страховщики, которые готовились «на продажу» и активно вкладывали деньги в развитие филиальной сети, офисов продаж и т.п., в связи с падением роста продаж страховых продуктов зафиксируют в 2008-м, а многие и в 2009 году, значительные убытки, — считает Антон Легчилин. — На коне будут те страховщики, которые думали о получении положительного результата от страховой деятельности, а не о бездумном росте брутто-показателей». К сожалению для пострадавших в авариях и для Российского союза автостраховщиков (РСА) в 2009 году произойдет много банкротств среди компаний, которые занимались ОСАГО и выплачивали при этом комиссионное вознаграждение выше разрешенного законом. По мнению Антона Легчилина, ряд компаний, специализировавшихся на автокаско и выплачивавших высокое комиссионное вознаграждение (более 25%), также в конце этого года и в 2009 году будут испытывать серьезные трудности. Ситуация очевидна: на растущем рынке такие страховщики успешно работали с убыточностью (по закончившимся договорам) до 90% (и иногда даже 100%). В настоящее время они будут должны заплатить по счетам, значительно снизить свои расходы и/или обанкротиться.
   Кто на вылет?
   Уже сейчас очевидно, что практически весь следующий год пройдет в условиях мирового экономического кризиса. Для физических лиц при принятии решения о страховании на первый план выйдет доступная стоимость. Комплексное ипотечное страхование достаточно затратно по сравнению с добровольным страхованием имущества, и оно, по сути, является обязательным, поскольку без страховой защиты банк не предоставляет кредитные средства. Принимая во внимание рост стоимости ипотечного кредита (прежде всего рост процентных ставок), можно утверждать, что доступная стоимость полисов ипотечного страхования — одно из условий существования системы кредитования в стране.
   «Мы планируем предложить нашим клиентам снижение стоимости страхования жизни в рамках ипотечного страхования. Это возможно за счет ограничения групп инвалидности по степеням нетрудоспособности. К примеру, стоимость страхования риска «Инвалидность II группы 3 степени нетрудоспособности» будет очевидно ниже, чем риска «Инвалидность II группы полностью», — отмечает Руслан Алиев. Банки, по его мнению, с большой степенью вероятности будут готовы принять данный продукт. Кроме того, планируется изменение порядка выплаты при наступлении инвалидности в рамках ипотечного страхования. Страховая компания будет за клиента совершать ежемесячный аннуитетный платеж в банк. «Для ранее заключенных договоров мы готовы предлагать клиентам рассрочку при совершении очередного платежа. Это возможно при положительной характеристике банком данного клиента. Кроме этого, мы готовы идти навстречу семьям, планирующим рождение ребенка. Для них помимо возможности рассрочки мы готовы предоставлять скидки к действующим тарифам», — рассказывает о своих планах эксперт.
   По другим видам страхования, входящим в комплексное ипотечное покрытие, в ОАО «КапиталЪ Страхование» готовы в течение срока действия договора ипотечного страхования дисконтировать тарифы по страхованию титула и, в отдельных случаях, имущества. О снижении тарифов по титульному страхованию можно говорить применительно почти к каждому договору, в случае если он действует безубыточно более трех лет и по истечении этого срока банком не ставится вопрос об изъятии данного вида из покрытия.
   Судя по ответам представителей страховых компаний, каждый намерен бороться с кризисом по-своему, но общие тенденции очевидны: улучшение сервиса, уменьшение тарифов и предоставление разного рода льгот, а также снижение затрат. Однако пока рано говорить, кому эти меры помогут справиться с кризисными тенденциями, а кому никакие меры, кроме поиска стратегического инвестора, уже не помогут. Участники рынка не хотят говорить о том, что может произойти в случае развития событий по пессимистическому сценарию, но уже сейчас очевидно, что целому ряду игроков придется в скором времени уйти с рынка. Причем под ударом окажутся не только мелкие компании, у которых велика доля убыточного автострахования, но и средние, а возможно, и крупные игроки. Последние, правда, вполне могут рассчитывать на помощь государства, так как никаких резервов РСА не хватит на покрытие убытков, возникших в случае банкротства двух-трех крупных компаний.

   Какие новые продукты и сервисы ваша компания намерена предложить клиентам в 2009 году?
   Ирина Мельникова, первый заместитель генерального директора СК «Стандарт-Резерв», заместитель генерального директора Московской страховой компании:
   «Если в период роста рынка можно было говорить, что компании конкурируют сервисом, то в наступающем году сервисная составляющая вряд ли будет расширяться, это удорожает продукт, а в условиях кризиса спрос на более дорогие продукты будет снижаться. Поэтому мы идем по пути набора опций от минимального до максимального пакета услуг. В настоящий момент мы используем в подготовке новых продуктов последние маркетинговые исследования, которые свидетельствуют, что потребности нашего потенциального клиента находятся в стадии изменения, поэтому, возможно, в следующем году наша линейка будет трансформироваться и дополняться новыми продуктами значительно чаще».
   
   Антон Легчилин, заместитель генерального директора, главный андеррайтер
   ОАО «Страховая акционерная компания «Энергогарант»:
   «Мы предложим своим клиентам систему долгосрочных взаимовыгодных отношений, когда человек или компания, заключившая договор страхования, остаются с нами на долгие годы и получают высококачественный сервис за разумную плату. Мы постараемся быть максимально клиентоориентированной компанией, обеспечивающей своим партнерам все виды страховых услуг. Мы не будем демпинговать и любой ценой привлекать клиентов других страховщиков, мы знаем, что страховщики, предлагающие наиболее дешевые продукты, будут отказывать в выплате страхового возмещения либо серьезно недоплачивать сумму убытка. Мы понимаем, что в условиях кризиса ряд страховщиков, находящихся в плачевном финансовом состоянии, готовы будут за любые деньги выписывать договоры страхования. Поэтому мы просим наших потенциальных страхователей думать при заключении договора и никогда не иметь дела с компанией, которая предлагает самую дешевую цену. Заключая договор страхования, вы покупаете будущую услугу, заключающуюся в быстрой и беспроблемной выплате страхового возмещения».
   
   Руслан Алиев, генеральный директор
   ОАО «КапиталЪ Страхование»:
   «Мы планируем предложить нашим клиентам снижение стоимости страхования жизни в рамках ипотечного страхования. Это возможно за счет ограничения групп инвалидности по степеням нетрудоспособности. Кроме того, планируется изменение порядка выплаты при наступлении инвалидности в рамках ипотечного страхования. Страховая компания будет совершать за клиента ежемесячный аннуитетный платеж в банк. Для ранее заключенных договоров мы готовы предлагать клиентам рассрочку очередного платежа. Это возможно при положительной характеристике банком данного клиента. Кроме того, мы готовы идти навстречу семьям, планирующим рождение ребенка. Для них помимо возможности рассрочки мы готовы предоставлять скидки к действующим тарифам. По иным видам, входящим в комплексное ипотечное покрытие, мы готовы в течение срока действия договора ипотечного страхования дисконтировать тарифы по страхованию титула и, в отдельных случаях, имущества. О снижении тарифов по титульному страхованию можно говорить применительно почти к каждому договору страхования, в случае если он действует безубыточно более трех лет, и по истечении этого срока банком не ставится вопрос об изъятии данного вида из покрытия. При страховании имущества снижение тарифов более индивидуально, но также возможно — при безубыточной истории страхования».
   
   Виталий Княгиничев, директор
   департамента комплексного страхования ОСАО «Ингосстрах»:
   «Ингосстрах» запустил новый продукт комплексного страхования имущества и автомобиля «Домобиль», созданный на основе европейского опыта страхования. Продукт позволяет клиенту страховой компании — как в Москве, так и в других городах России — максимально оперативно защитить одновременно квартиру, загородный дом и автомобиль, причем по более низкой цене, чем если бы приобретались отдельные полисы. Новый продукт предусматривает в одном полисе все возможности автострахования (каско) и страхования имущества, предоставляемые «Ингосстрахом». Клиент сам выбирает наиболее удобный для него способ возмещения — денежную компенсацию или ремонт в лучших технических центрах. В случае угона компания выплачивает деньги независимо от того, где и когда была оставлена машина. В рамках полиса «Ингосстрах» оплачивает без справок из ГИБДД ремонт стекол, фар, зеркал и антенн, а также лакокрасочного покрытия одной детали. При страховании квартиры или загородной недвижимости полис «Домобиль» может покрывать такие риски, как взрыв газа, пожар, залив водой, кражу, террористический акт и другие. Также мы начали предлагать своим клиентам новый продукт по каско — «Автопрофи», который предназначен для опытных водителей, предпочитающих аккуратный стиль вождения».
   
   Сирма Готовац, исполнительный
   вице-президент «Группы Ренессанс
   Страхование»:
   «В будущем году клиентские потребности будут определяться общим стремлением сэкономить и оптимизировать затраты. При этом в условиях экономической нестабильности и для людей, и для бизнеса важно защитить себя от непредвиденных расходов, а значит, страхование приобретет особую актуальность. Поэтому в будущем году «Ренессанс Страхование» делает ставку на продукты, которые избавят клиентов от основных рисков и будут содержать в себе бюджетосберегающие опции, такие как франшиза и различные скидки, например, при покупках через Интернет. «Ренессанс Страхование» — первая крупная универсальная страховая компания, которая в этом году запустила проект «Ренессанс Direct» — продажи полисов онлайн и через колл-центр со скидкой до 30% при страховании машин. В сфере страхования имущества мы предлагаем облегченные, так называемые лайт-версии коробочных и классических программ страхования квартир и домов, стоимость полиса по которым начинается от тысячи рублей. Для корпоративных клиентов мы разрабатываем индивидуальные решения и более точный и эффективный выбор страхового покрытия».
   
   Дмитрий Фельдман,
   генеральный директор СОАО «Регион»:
   «У нашей компании сменился акционер, наш акционер — лидер страхования в странах Северной Европы, и мы рассчитываем уже в следующем году предоставить нашим клиентам не только новые интересные страховые продукты, но и высокий уровень обслуживания как в области продаж, так и в области урегулирования убытков».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK