19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "Страховка от русских"

Архивная публикация 2007 года: "Страховка от русских"

Российские власти и российские предприниматели явно пересмотрели сложившиеся в 90-е годы взгляды на иностранных инвесторов и партнеров. Отечественный рынок научился защищаться.В конце октября некая «международная группа по управлению частным капиталом», как они сами себя называют, — чешская PPF Investments (принадлежит трем частным лицам — Томашу Брзобогаты, Петеру Келлнеру и Иржи Шмейцу) — обратилась с жалобой в администрацию президента России, Генпрокуратуру, Банк России, Минфин РФ, а также в посольство Чехии. Иностранцев возмутили итоги прошедшего накануне собрания акционеров ОСАО «Ингосстрах», которое утвердило увеличение уставного капитала российского страховщика. Интерес чехов абсолютно понятен, ведь они совсем недавно через офшорные компании приобрели крупный пакет российского страховщика и не рассчитывали на дополнительные расходы, связанные с увеличением капитала компании. Между тем председатель совета директоров, президент компании «Ингосстрах» Вячеслав Щербаков считает решение собрания акционеров вполне логичным: необходимость допэмиссии вызвана ростом бизнеса компании — уставный капитал не увеличивался с августа 2005 года, за эти годы страховщик значительно нарастил объемы сборов страховых премий, резко возросла доля розничных продаж, расширилось присутствие в регионах, пояснил он журналистам. «Ингосстраху» необходимо инвестировать около $140 млн в строительство сети собственных клиник, заниматься покупками сильных страховых компаний в странах СНГ. Но данное объяснение не удовлетворило чехов, которые усмотрели в действиях мажоритарного акционера, коим является российская компания «Базовый элемент», попытку размыть долю иностранцев в капитале страховщика. В «Базэле» подобные обвинения считают просто абсурдными, поскольку неучастие в собрании не лишает ни одного из акционеров права участия в допэмиссии. А в отношении проведения самого собрания утверждают, что всем акционерам, кто значился в реестре, уведомления были направлены в установленном порядке. По официальным данным, PPF Investments по-прежнему в составе акционеров «Ингосстраха» не значится, а у компаний, которые заявляют о том, что их акционером является PPF Investments, адреса, по которым было разослано уведомление, оказались подставными. Представители «Базэла» подозревают, что чехи специально пошли на обострение ситуации, чтобы затем обвинить российскую сторону в том, что она преднамеренно ставит палки в колеса честным иностранным инвесторам, читай, почти «меценатам».

Вообще, в России уже давно сложилось весьма предвзятое (не значит плохое) представление о так называемых «иностранных инвесторах». Почти два десятка лет назад их буквально вносили в Россию на руках, предоставляли беспрецедентные льготы и условия работы. Априори считалось, что они являются носителями высокой корпоративной культуры, позволяют отечественным компаниям получить доступ к высоким технологиям и так далее, и тому подобное. Причем никто тогда не обращал внимания ни на происхождение капитала иностранцев, ни на то, чем они на самом деле занимаются в России. Но со временем ситуация стала меняться: инвесторы выстраивались в очередь за право приобрести российские активы, и у нас появилась возможность выбирать, кого пускать в проект, а кого нет. Первостепенную роль при выборе иностранного партнера стала играть не сумма обещанных инвестиций, а его репутация и соблюдение условий договора. Однако некоторые инвесторы, которых не пускали через парадную, пытались зайти с черного хода. Так было и в ситуации с компанией PPF Investments, которая в январе—марте 2007 года через группу аффилированных компаний приобрела у офшорных структур предпринимателя Александра Мамута контроль над 38% акций «Ингосстраха». Причем сделка была проведена с компаниями, зарегистрированными на Британских Виргинских островах, что явно указывает на желание уйти из-под налогообложения как в России, так и в Чехии. Более того, стороны даже не удосужились предоставить мажоритарному акционеру российского страховщика — компании «Базовый элемент» — преимущественное право выкупа. Буквально получилось так: однажды акционер, контролирующий компанию, узнал, что у него есть иностранный партнер, который между тем не проявляет никакого интереса к оперативной деятельности компании, не выдвигает своих претендентов в совет директоров и на первый взгляд вообще не намерен участвовать в управлении страховщиком. Более того, один из владельцев PPF Investments, г-н Петер Келлнер, неоднократно публично отрицал причастность своей компании к «Ингосстраху». Почему по-прежнему прикрывались российскими компаниями и директорами? Видимо, потому, что так было удобнее — когда надо, заявляем себя как российский акционер и пользуемся всеми преимуществами такого положения. А когда надо покричать об ущемлении прав миноритарев — тогда пожалуйста, вот они мы, серьезные иностранные инвесторы. А сами тем временем попытались перепродать долю в российском страховщике крупнейшему итальянскому страховому оператору — компании Generali. Но, по всей видимости, из-за запутанности алгоритма передачи прав собственности от Мамута к PPF Investments чехам этого сделать не удалось.

Возникает вопрос: неужели чешские бизнесмены, которые активно участвовали в переделе собственного страхового рынка в начале 90-х, не просчитали возможность возникновения проблем при реализации столь сомнительной схемы передачи прав собственности на крупный пакет акций российского страховщика? Не говоря уже о том, что сделка прошла без согласия мажоритарного акционера и регулирующих органов России. Участники рынка считают крайне маловероятным, что все эти сложности возникли случайно, особенно учитывая репутацию г-на Петера Келлнера. Кстати говоря, в 1995 году, по данным чешских СМИ, Келлнеру предъявлялись обвинения в уголовных преступлениях со стороны чешской Комиссии по ценным бумагам. Обвинения были также связаны с приобретением пакета акций страховой компании Ceska Pojistovna (крупнейший игрок на чешском рынке страхования), в результате которого чешское правительство против своей воли лишилось контроля над страховой компанией. Очевидно, что столь опытный в подобных «подковерных» делах бизнесмен не мог не предвидеть возможных проблем, хотя, судя по последним действиям PPF Investments (обращение в администрацию президента, прокуратуру и так далее), владельцы фонда даже ждали подобного развития событий. Многие участники рынка отмечают, что истинная подоплека покупки чехами акций «Ингосстраха» пока не стала достоянием гласности. Здесь явно прослеживается не только коммерческий интерес: как уже говорилось, в последнее время все больше иностранных компаний пытаются инициировать громкие скандалы с обвинением российских компаний, и в первую очередь российских властей, которые им, дескать, «потворствуют», в оказании давления на иностранных инвесторов и попытках выдавить их из бизнеса. Между тем та же PPF Investments в своих официальных заявлениях «забывает» упомянуть о том, что на сегодня из всех крупнейших российских страховых компаний только «Росгосстрах» не имеет в капитале иностранных акционеров. В этой ситуации совершенно непонятно, на каком основании делаются выводы о притеснениях иностранных инвесторов в России. Пора бы, наоборот, начать обсуждать тему защиты отечественного страхового рынка, не говоря уже о том, что «Ингосстрах» работает со многими оборонными предприятиями и сам по себе может считаться стратегическим предприятием, куда допуск иностранцев должен быть ограничен. С другой стороны, все это очень хорошо ложится в контекст общей политики, которую в последние годы проводят некоторые иностранные организации, заинтересованные в развитии у Запада русофобии.

Российские власти и российские предприниматели явно пересмотрели сложившиеся в 90-е годы взгляды на иностранных инвесторов и партнеров. Отечественный рынок научился защищаться.В конце октября некая «международная группа по управлению частным капиталом», как они сами себя называют, — чешская PPF Investments (принадлежит трем частным лицам — Томашу Брзобогаты, Петеру Келлнеру и Иржи Шмейцу) — обратилась с жалобой в администрацию президента России, Генпрокуратуру, Банк России, Минфин РФ, а также в посольство Чехии. Иностранцев возмутили итоги прошедшего накануне собрания акционеров ОСАО «Ингосстрах», которое утвердило увеличение уставного капитала российского страховщика. Интерес чехов абсолютно понятен, ведь они совсем недавно через офшорные компании приобрели крупный пакет российского страховщика и не рассчитывали на дополнительные расходы, связанные с увеличением капитала компании. Между тем председатель совета директоров, президент компании «Ингосстрах» Вячеслав Щербаков считает решение собрания акционеров вполне логичным: необходимость допэмиссии вызвана ростом бизнеса компании — уставный капитал не увеличивался с августа 2005 года, за эти годы страховщик значительно нарастил объемы сборов страховых премий, резко возросла доля розничных продаж, расширилось присутствие в регионах, пояснил он журналистам. «Ингосстраху» необходимо инвестировать около $140 млн в строительство сети собственных клиник, заниматься покупками сильных страховых компаний в странах СНГ. Но данное объяснение не удовлетворило чехов, которые усмотрели в действиях мажоритарного акционера, коим является российская компания «Базовый элемент», попытку размыть долю иностранцев в капитале страховщика. В «Базэле» подобные обвинения считают просто абсурдными, поскольку неучастие в собрании не лишает ни одного из акционеров права участия в допэмиссии. А в отношении проведения самого собрания утверждают, что всем акционерам, кто значился в реестре, уведомления были направлены в установленном порядке. По официальным данным, PPF Investments по-прежнему в составе акционеров «Ингосстраха» не значится, а у компаний, которые заявляют о том, что их акционером является PPF Investments, адреса, по которым было разослано уведомление, оказались подставными. Представители «Базэла» подозревают, что чехи специально пошли на обострение ситуации, чтобы затем обвинить российскую сторону в том, что она преднамеренно ставит палки в колеса честным иностранным инвесторам, читай, почти «меценатам».

Вообще, в России уже давно сложилось весьма предвзятое (не значит плохое) представление о так называемых «иностранных инвесторах». Почти два десятка лет назад их буквально вносили в Россию на руках, предоставляли беспрецедентные льготы и условия работы. Априори считалось, что они являются носителями высокой корпоративной культуры, позволяют отечественным компаниям получить доступ к высоким технологиям и так далее, и тому подобное. Причем никто тогда не обращал внимания ни на происхождение капитала иностранцев, ни на то, чем они на самом деле занимаются в России. Но со временем ситуация стала меняться: инвесторы выстраивались в очередь за право приобрести российские активы, и у нас появилась возможность выбирать, кого пускать в проект, а кого нет. Первостепенную роль при выборе иностранного партнера стала играть не сумма обещанных инвестиций, а его репутация и соблюдение условий договора. Однако некоторые инвесторы, которых не пускали через парадную, пытались зайти с черного хода. Так было и в ситуации с компанией PPF Investments, которая в январе—марте 2007 года через группу аффилированных компаний приобрела у офшорных структур предпринимателя Александра Мамута контроль над 38% акций «Ингосстраха». Причем сделка была проведена с компаниями, зарегистрированными на Британских Виргинских островах, что явно указывает на желание уйти из-под налогообложения как в России, так и в Чехии. Более того, стороны даже не удосужились предоставить мажоритарному акционеру российского страховщика — компании «Базовый элемент» — преимущественное право выкупа. Буквально получилось так: однажды акционер, контролирующий компанию, узнал, что у него есть иностранный партнер, который между тем не проявляет никакого интереса к оперативной деятельности компании, не выдвигает своих претендентов в совет директоров и на первый взгляд вообще не намерен участвовать в управлении страховщиком. Более того, один из владельцев PPF Investments, г-н Петер Келлнер, неоднократно публично отрицал причастность своей компании к «Ингосстраху». Почему по-прежнему прикрывались российскими компаниями и директорами? Видимо, потому, что так было удобнее — когда надо, заявляем себя как российский акционер и пользуемся всеми преимуществами такого положения. А когда надо покричать об ущемлении прав миноритарев — тогда пожалуйста, вот они мы, серьезные иностранные инвесторы. А сами тем временем попытались перепродать долю в российском страховщике крупнейшему итальянскому страховому оператору — компании Generali. Но, по всей видимости, из-за запутанности алгоритма передачи прав собственности от Мамута к PPF Investments чехам этого сделать не удалось.

Возникает вопрос: неужели чешские бизнесмены, которые активно участвовали в переделе собственного страхового рынка в начале 90-х, не просчитали возможность возникновения проблем при реализации столь сомнительной схемы передачи прав собственности на крупный пакет акций российского страховщика? Не говоря уже о том, что сделка прошла без согласия мажоритарного акционера и регулирующих органов России. Участники рынка считают крайне маловероятным, что все эти сложности возникли случайно, особенно учитывая репутацию г-на Петера Келлнера. Кстати говоря, в 1995 году, по данным чешских СМИ, Келлнеру предъявлялись обвинения в уголовных преступлениях со стороны чешской Комиссии по ценным бумагам. Обвинения были также связаны с приобретением пакета акций страховой компании Ceska Pojistovna (крупнейший игрок на чешском рынке страхования), в результате которого чешское правительство против своей воли лишилось контроля над страховой компанией. Очевидно, что столь опытный в подобных «подковерных» делах бизнесмен не мог не предвидеть возможных проблем, хотя, судя по последним действиям PPF Investments (обращение в администрацию президента, прокуратуру и так далее), владельцы фонда даже ждали подобного развития событий. Многие участники рынка отмечают, что истинная подоплека покупки чехами акций «Ингосстраха» пока не стала достоянием гласности. Здесь явно прослеживается не только коммерческий интерес: как уже говорилось, в последнее время все больше иностранных компаний пытаются инициировать громкие скандалы с обвинением российских компаний, и в первую очередь российских властей, которые им, дескать, «потворствуют», в оказании давления на иностранных инвесторов и попытках выдавить их из бизнеса. Между тем та же PPF Investments в своих официальных заявлениях «забывает» упомянуть о том, что на сегодня из всех крупнейших российских страховых компаний только «Росгосстрах» не имеет в капитале иностранных акционеров. В этой ситуации совершенно непонятно, на каком основании делаются выводы о притеснениях иностранных инвесторов в России. Пора бы, наоборот, начать обсуждать тему защиты отечественного страхового рынка, не говоря уже о том, что «Ингосстрах» работает со многими оборонными предприятиями и сам по себе может считаться стратегическим предприятием, куда допуск иностранцев должен быть ограничен. С другой стороны, все это очень хорошо ложится в контекст общей политики, которую в последние годы проводят некоторые иностранные организации, заинтересованные в развитии у Запада русофобии.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».