25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Студбилет бизнес-класса"

Архивная публикация 2003 года: "Студбилет бизнес-класса"

Бесплатное высшее образование в России пора заносить в Красную книгу -- почти 60% студентов учатся за деньги. Ломоносовым рекомендовано обращаться за помощью к большому бизнесу.На прошлой неделе около половины выпускников средних школ России сдавали единый госэкзамен (ЕГЭ). В нынешнем году ЕГЭ провели в 48 субъектах РФ, в то время как в прошлом году в 16, а в 2001-м -- в 5.
Введение единого экзамена -- это часть затеянной Минобразования реформы высшей школы. Основная ее цель вполне благородная -- создать для всех выпускников равные возможности поступления в вуз. И таким образом избавить высшую школу от целого ряда существующих пороков.
Во-первых, снизить "взяткоемкость" высшей школы. Сегодня, по данным фонда "Индем", ежегодный объем скрытых и явных взяток сопоставим с бюджетом всей высшей школы. Если с ЕГЭ все получится, члены приемных комиссий потеряют реальные рычаги влияния на процесс зачисления.
Во-вторых, ЕГЭ должен унифицировать систему оценки знаний на всей территории страны.
И наконец, в-третьих, создать равные возможности для поступления выпускников сельских и городских школ. Ведь сдав ЕГЭ, не надо тратить деньги на проезд до места поступления. Достаточно разослать по почте результаты единого экзамена и ждать -- вузы сами сообщат, проходишь ты по их конкурсу или нет.
Рубль -- источник знаний

Споры по поводу единого ГЭ поутихли. К 2005 году он охватит всю страну. Ректоры наиболее престижных вузов, боявшиеся, что формализованные тесты не позволят им отобрать "самых-самых", фактически выторговали себе право часть "вакансий" заполнять альтернативным способом -- путем отбора наиболее талантливых ребят в ходе школьных олимпиад, в форме творческих, исследовательских и иных испытаний (что, между прочим, ставит под вопрос тезис реформы о "равном доступе к образованию"). Впрочем, это отнюдь не означает, что реформе высший школы дан "зеленый свет". Ведь введение ЕГЭ -- лишь часть общего плана модернизации. По одной простой причине. ЕГЭ не решает вопрос финансирования высшей школы.
Параллельно с единым экзаменом должен был начаться и другой эксперимент -- по введению новой системы финансирования вузов с помощью образовательного ваучера -- ГИФО (государственные именные финансовые обязательства). Идея Минобразования заключалась в том, чтобы отобрать у вузов право решать, сколько студентов брать на бесплатной, а сколько -- на платной основе. Все отличники по результатам ЕГЭ должны зачисляться бесплатно (их учебу финансирует государство). Остальным же придется платить за учебу. Причем уровень оплаты привязан к результатам единого экзамена. Чем хуже оценка, тем больше студенту надо платить за учебу из своего кармана.
Эта идея министерства понимания у вузов не нашла. Ведь сегодня, по данным того же Минобразования, 57% студентов учатся на платной основе, и ежегодно эта цифра прирастает на 2--3%. Понятно, что в этих условиях переход на ГИФО стал бы для большинства вузов крайне невыгодным мероприятием. Как заявил министр Владимир Филиппов, в нынешнем году, как и в прошлом, в эксперименте с ГИФО будут участвовать всего три республики -- Чувашия, Якутия и Марий Эл. Как говорится, без комментариев.
Благотворительная биржа

Таким образом, государство пока не решило проблему финансирования высшей школы. Однако в некоторых продвинутых вузах ее успешно начинают решать снизу. В том числе с помощью большого бизнеса.
Олигархи, как и положено, действуют с размахом. Так, образовательные программы ЮКОСа увязаны в целую философскую концепцию, преследующую цель воспитать "человека будущего". Судя по всему, это будет "подключенный к Интернету гуманитарий" -- неслучайно наиболее масштабными проектами ЮКОСа являются "Федерация Интернет-образования" и Российский государственный гуманитарный университет, которые получают от нефтяников по $10 млн. в год. Еще по $70 млн. компания ежегодно тратит на именные стипендии, гранты, ремонт зданий и покупку компьютеров.
Фонд Владимира Потанина ("Интеррос") начинал свою деятельность с выплат "северных стипендий" в районе ведения основного бизнеса -- Норильске. Потом ареал распространения "северных стипендий" стал расти -- теперь это вся Россия. В последние два года фонд тратит по $1,5 млн. на стипендии и гранты. Отбор получателей производится на основании специальных тестов, позволяющих выявить признаки гениальности и среди будущих врачей, и среди будущих программистов.
Фонд Дмитрия Зимина ("ВымпелКом") особый акцент делает на поддержке фундаментальных исследований в области физики -- сам олигарх физик по образованию.
Впрочем, понятно, что участие в благотворительных проектах для крупного бизнеса продиктовано вполне рациональными соображениями. Это лишь элемент повышения имиджа компании или самого олигарха. Действуя в том же рациональном ключе, бизнес -- и крупный, и, в еще большей мере, помельче -- вкладывает средства в подготовку отраслевых кадров для себя. В такого рода подходе к финансированию вузов замечены нефтяники, пивовары, производители компьютерного и полиграфического оборудования, фармакологи, пищевики и многие другие. В общем, чем мельче бизнес, тем меньше у него "общегуманитарных" мотивов для инвестиций "в будущее" и тем больше чистого прагматизма.
Понятно, что перечень специальностей, подготовку по которым готовы оплачивать бизнес-структуры, крайне узок и определяется интересами самих компаний. У "фундаменталки", медицины, педагогики шансов на вливания крайне мало.
Понятно и другое -- основные инвестиции достаются наиболее продвинутым, в основном столичным вузам. Они, как сказано выше, подходят к отбору студентов крайне придирчиво. И хорошие результаты ЕГЭ там никоим образом не являются стопроцентной гарантией поступления.
Вывод прост. Государству пока не удалось разработать внятную систему госфинансирования высшей школы. То есть с мечтой о равном доступе к образованию придется распрощаться. Элитарные вузы будут становиться все более элитарными, хорошее образование -- все дороже.

Бесплатное высшее образование в России пора заносить в Красную книгу -- почти 60% студентов учатся за деньги. Ломоносовым рекомендовано обращаться за помощью к большому бизнесу.На прошлой неделе около половины выпускников средних школ России сдавали единый госэкзамен (ЕГЭ). В нынешнем году ЕГЭ провели в 48 субъектах РФ, в то время как в прошлом году в 16, а в 2001-м -- в 5.

Введение единого экзамена -- это часть затеянной Минобразования реформы высшей школы. Основная ее цель вполне благородная -- создать для всех выпускников равные возможности поступления в вуз. И таким образом избавить высшую школу от целого ряда существующих пороков.

Во-первых, снизить "взяткоемкость" высшей школы. Сегодня, по данным фонда "Индем", ежегодный объем скрытых и явных взяток сопоставим с бюджетом всей высшей школы. Если с ЕГЭ все получится, члены приемных комиссий потеряют реальные рычаги влияния на процесс зачисления.

Во-вторых, ЕГЭ должен унифицировать систему оценки знаний на всей территории страны.

И наконец, в-третьих, создать равные возможности для поступления выпускников сельских и городских школ. Ведь сдав ЕГЭ, не надо тратить деньги на проезд до места поступления. Достаточно разослать по почте результаты единого экзамена и ждать -- вузы сами сообщат, проходишь ты по их конкурсу или нет.

Рубль -- источник знаний


Споры по поводу единого ГЭ поутихли. К 2005 году он охватит всю страну. Ректоры наиболее престижных вузов, боявшиеся, что формализованные тесты не позволят им отобрать "самых-самых", фактически выторговали себе право часть "вакансий" заполнять альтернативным способом -- путем отбора наиболее талантливых ребят в ходе школьных олимпиад, в форме творческих, исследовательских и иных испытаний (что, между прочим, ставит под вопрос тезис реформы о "равном доступе к образованию"). Впрочем, это отнюдь не означает, что реформе высший школы дан "зеленый свет". Ведь введение ЕГЭ -- лишь часть общего плана модернизации. По одной простой причине. ЕГЭ не решает вопрос финансирования высшей школы.

Параллельно с единым экзаменом должен был начаться и другой эксперимент -- по введению новой системы финансирования вузов с помощью образовательного ваучера -- ГИФО (государственные именные финансовые обязательства). Идея Минобразования заключалась в том, чтобы отобрать у вузов право решать, сколько студентов брать на бесплатной, а сколько -- на платной основе. Все отличники по результатам ЕГЭ должны зачисляться бесплатно (их учебу финансирует государство). Остальным же придется платить за учебу. Причем уровень оплаты привязан к результатам единого экзамена. Чем хуже оценка, тем больше студенту надо платить за учебу из своего кармана.

Эта идея министерства понимания у вузов не нашла. Ведь сегодня, по данным того же Минобразования, 57% студентов учатся на платной основе, и ежегодно эта цифра прирастает на 2--3%. Понятно, что в этих условиях переход на ГИФО стал бы для большинства вузов крайне невыгодным мероприятием. Как заявил министр Владимир Филиппов, в нынешнем году, как и в прошлом, в эксперименте с ГИФО будут участвовать всего три республики -- Чувашия, Якутия и Марий Эл. Как говорится, без комментариев.

Благотворительная биржа


Таким образом, государство пока не решило проблему финансирования высшей школы. Однако в некоторых продвинутых вузах ее успешно начинают решать снизу. В том числе с помощью большого бизнеса.

Олигархи, как и положено, действуют с размахом. Так, образовательные программы ЮКОСа увязаны в целую философскую концепцию, преследующую цель воспитать "человека будущего". Судя по всему, это будет "подключенный к Интернету гуманитарий" -- неслучайно наиболее масштабными проектами ЮКОСа являются "Федерация Интернет-образования" и Российский государственный гуманитарный университет, которые получают от нефтяников по $10 млн. в год. Еще по $70 млн. компания ежегодно тратит на именные стипендии, гранты, ремонт зданий и покупку компьютеров.

Фонд Владимира Потанина ("Интеррос") начинал свою деятельность с выплат "северных стипендий" в районе ведения основного бизнеса -- Норильске. Потом ареал распространения "северных стипендий" стал расти -- теперь это вся Россия. В последние два года фонд тратит по $1,5 млн. на стипендии и гранты. Отбор получателей производится на основании специальных тестов, позволяющих выявить признаки гениальности и среди будущих врачей, и среди будущих программистов.

Фонд Дмитрия Зимина ("ВымпелКом") особый акцент делает на поддержке фундаментальных исследований в области физики -- сам олигарх физик по образованию.

Впрочем, понятно, что участие в благотворительных проектах для крупного бизнеса продиктовано вполне рациональными соображениями. Это лишь элемент повышения имиджа компании или самого олигарха. Действуя в том же рациональном ключе, бизнес -- и крупный, и, в еще большей мере, помельче -- вкладывает средства в подготовку отраслевых кадров для себя. В такого рода подходе к финансированию вузов замечены нефтяники, пивовары, производители компьютерного и полиграфического оборудования, фармакологи, пищевики и многие другие. В общем, чем мельче бизнес, тем меньше у него "общегуманитарных" мотивов для инвестиций "в будущее" и тем больше чистого прагматизма.

Понятно, что перечень специальностей, подготовку по которым готовы оплачивать бизнес-структуры, крайне узок и определяется интересами самих компаний. У "фундаменталки", медицины, педагогики шансов на вливания крайне мало.

Понятно и другое -- основные инвестиции достаются наиболее продвинутым, в основном столичным вузам. Они, как сказано выше, подходят к отбору студентов крайне придирчиво. И хорошие результаты ЕГЭ там никоим образом не являются стопроцентной гарантией поступления.

Вывод прост. Государству пока не удалось разработать внятную систему госфинансирования высшей школы. То есть с мечтой о равном доступе к образованию придется распрощаться. Элитарные вузы будут становиться все более элитарными, хорошее образование -- все дороже.

ВЛАДИМИР РУДАКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».