25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2000 года: ""Стук", на котором сидят"

Архивная публикация 2000 года: ""Стук", на котором сидят"

Все мы так или иначе вовлечены в процесс вербовки. Когда-то мы завербовали партнера для создания семьи, кто-то пытается вовлечь нас в дружеские отношения, конкуренты переманивают на работу. Даже эти банальные формы вербовки иногда осуществляются не совсем честными методами. Что уж говорить об ухищрениях спецслужб, заинтересованных в притоке новых агентов! Неискушенному человеку бывает одинаково сложно и дать согласие, и отказаться от сотрудничества с "органами". Как правильно в такой ситуации себя вести?Нравится нам это или нет, но в ближайшее время ФСБ будет влиять на нашу жизнь активнее, чем раньше. Из свежих примеров -- указ, реанимирующий особые отделы в армии. Особисты вновь получили право собирать информацию о настроениях в армии -- формально для борьбы с террористами и наркодельцами.
Осведомителей полагается иметь не только известным всем МВД и ФСБ, но и налоговой полиции, Федеральной службе охраны президента.
Кого вербуют

Вот что рассказал "Профилю" Александр Пирогов, ветеран внешней разведки: "Главное требование к потенциальному агенту -- он должен быть секретоносителем. Есть еще такое понятие, как "перспективный агент". Это человек, который может быть полезен в будущем. Сейчас он обыкновенный клерк, но быстро делает карьеру. Продвинувшись по служебной лестнице, он будет добывать секреты.
Во времена "железного занавеса" многие иностранцы работали на нас по идейным соображениям -- во имя коммунистического флага. А сейчас некоторые россияне, выехавшие на ПМЖ за рубеж, помогают нам во имя любви к бывшей родине.
В целом эмигранты -- потенциальный вербовочный материал. Они же русские! Просим их не забывать родину, при случае оставить адресок. Может быть, когда-нибудь они смогут быть полезными. Это принято во всем мире -- китайцы-эмигранты помогают своей родине, евреи никогда не откажут в помощи Израилю.
Эмигранты едут не на пустое место. У них есть связи, родственники за рубежом. С деньгами ли они выезжают? Куда они едут? Может, они "там" в будущем станут носителями каких-то секретов? Или их родственники, знакомые, работодатели".
Так что, если вы не собираетесь эмигрировать и у вас нет доступа к секретным материалам, можете спать более-менее спокойно.
Методы

Александр Пирогов: "Различают метод постепенного втягивания и вербовку в лоб. При постепенном втягивании завязываются личные контакты -- по интересам. Рестораны, увлечения. Если объект интересуется марками, то и я обязан узнать о марках все. В мое распоряжение предоставят самые редкие, уникальные марки. В подходящий момент произносится сакраментальная фраза: "Я тебе раритетную марку, ты мне -- договорчик из сейфа шефа". Или: "А как насчет информации о твоем шефе?" Например, так обрабатываются люди, которые интересны нам в качестве передаточного звена сведений о начальниках.
Другой вариант -- когда компромат показывают, что называется, в лоб. Для этого как минимум необходимо наличие компромата. Если вы попались, ваше личное дело решать, насколько разглашение вашей тайны повредит репутации, положению в семье или в обществе, какой ущерб нанесет. Люди, занимающие высокие посты, как правило, не рискуют своей карьерой и соглашаются сотрудничать.
Хотя бывало разное. Я помню случай с одним высокопоставленным чиновником госдепартамента США, которого мы хотели завербовать. Мы засняли его в обществе русских женщин и пригрозили отослать фото жене. А он сказал: "О, как интересно, дайте мне эти картинки. Мы любим с женой их рассматривать". А мы-то думали, что компрометирующая съемка -- основа нашей вербовки".
Издержки

Чаще всего и раньше, и теперь люди идут на сотрудничество не из соображений выгоды, а по склонности натуры, потому что любят риск, склонны к авантюризму, потому что причастность к тайной структуре возвышает их в собственных глазах.
Да и деньги играют не последнюю роль. Пример из журналистского опыта: за разовое поручение -- передачу электронной версии газеты до выхода номера -- сотрудники "органов" предлагали $500.
Но нужно избавиться от иллюзии, что? работая со спецслужбами, вы автоматически приобретаете "крышу". Выгоды от доносительства несоизмеримы с риском для репутации, а иногда и для жизни.
После того как Прибалтийские республики обрели независимость, там были рассекречены досье спецслужб. Теперь бывшим разведчикам СССР, ныне гражданам стран Балтии, вменяют в вину их тайную деятельность.
Задания, которые чаще всего поручают стукачам,-- простая слежка и длинные, часто маразматические отчеты. Например, где кто сидел на совещании или редколлегии, кто опоздал, кто, в какой последовательности и сколько минут выступал, какие таблетки принимал Иван Петрович, когда зевала Тамара Сидоровна и кто ей сделал замечание.
Рядовой агент обычно не имеет представления, что происходит в спецслужбе в целом, поэтому легко может стать пешкой в чужой игре. Например, его непосредственный начальник, перейдя из госбезопасности в финансовую структуру, может перевести с собой и своих агентов, не информируя их об этом.
Еще одна опасность: если вы чем-то не угодили фээсбэшникам, вас "сдадут" не раздумывая. Например, организуют утечку информации о вашем сотрудничестве с "органами". Был случай, когда агента сдали его легальному начальству. И как раз в тот момент, когда он уходил с предприятия -- потому что собирался открыть собственный бизнес.
Наконец, представьте работу агента: нужно доносить на тех людей, с кем работаешь, на ту организацию, которая тебе доверяет. Лишь немногие могут относиться к такой двойной жизни спокойно -- как к особому поручению. В советское время многие стукачи, не выдержав психологического дискомфорта, терзаемые чувством вины, ломались, начинали болеть и нередко преждевременно умирали.
Как избежать сотрудничества

Лучший способ полностью избежать контактов с представителями спецслужб -- родиться, вырасти и жить в глухом ауле или на хуторе. Тогда вы вряд ли будете владеть важной информацией, а значит -- и представлять интерес для какой бы то ни было спецслужбы.
Однако избежать непосредственной вербовки можно. Она не происходит неожиданно. Кандидатуру некоторое время изучают -- и это можно почувствовать. Нужно обращать внимание на людей, которые достаточно быстро входят в ваше окружение и пытаются активно изучать как вашу профессиональную ситуацию, так и характер. Если у вас возникли подозрения относительно каких-то лиц из вашего окружения, постепенно, но настойчиво увеличивайте дистанцию в общении. Или как бы между прочим заведите разговор о стукачестве и твердо скажите, что никогда на это не согласитесь.
Работники "органов" могут застать вас в самое неподходящее время -- когда вы выходите утром из дома или вечером с работы. Вас посадят в машину и заведут беседу, которую будут писать на диктофон. Человека могут ловить на слове, шантажировать, пугать. В данной ситуации надо расслабиться и для начала понять, что такой разговор надолго, что надо запастись терпением часа на четыре. Отвечать односложно. Никаких историй про себя не рассказывать, никаких лирических отступлений о семейных традициях не делать. Сохраняйте спокойствие. Сосредоточьтесь на простой мысли: вы не будете сотрудничать с органами, потому что не будете этого делать никогда. И повторяйте это разными словами столько, сколько потребуется.
Можете сослаться на свои личностные качества -- панический страх, излишнюю болтливость, безответственность, привычку выпивать, частую смену работы и т.д.
В конце концов, против вашего желания вас все равно не привлекут -- если, конечно, нет серьезного компромата. Агенты поневоле работают плохо и быстро раскалываются. И помните: главное средство против ФСБ -- гласность. О том, что вас вербовали, нужно сразу же поставить в известность официальное начальство и службу безопасности предприятия.
Александр Пирогов: "Если за вами нет криминала, вы чисты перед законом, то можете открыто отказываться от сотрудничества с "органами". Скажите, что вы не будете работать по политическим соображениям. Например: "Дорогой товарищ офицер ФСБ, то сотрудничество, которое вы мне предлагаете, противоречит моему представлению о служении родине!"
Кстати, "любовь к родине" для работников "органов" -- официальный пунктик. Известны случаи, когда агентов заставляли снимать сослуживцев в бане, на свиданиях с любовницами. Агенты шли на Лубянку и жаловались, что занимаются по прихоти непосредственного начальства всякой ерундой, в то время как они хотят работать на благо родины. На Лубянке устраивали разносы офицерам -- а патриотично настроенных агентов больше такими деликатными поручениями не мучили.
В целом же ответ на вопрос "как избежать вербовки?" аналогичен рекомендации доктора в известном анекдоте, когда он предлагает пациенту, озабоченному проблемой СПИДа, надеть несколько презервативов, обмазать их йодом и избегать общения с женщинами. С той небольшой разницей, что ФСБ хоть и "органы", но все-таки не такие жизненно важные, как у женщины.

Все мы так или иначе вовлечены в процесс вербовки. Когда-то мы завербовали партнера для создания семьи, кто-то пытается вовлечь нас в дружеские отношения, конкуренты переманивают на работу. Даже эти банальные формы вербовки иногда осуществляются не совсем честными методами. Что уж говорить об ухищрениях спецслужб, заинтересованных в притоке новых агентов! Неискушенному человеку бывает одинаково сложно и дать согласие, и отказаться от сотрудничества с "органами". Как правильно в такой ситуации себя вести?Нравится нам это или нет, но в ближайшее время ФСБ будет влиять на нашу жизнь активнее, чем раньше. Из свежих примеров -- указ, реанимирующий особые отделы в армии. Особисты вновь получили право собирать информацию о настроениях в армии -- формально для борьбы с террористами и наркодельцами.

Осведомителей полагается иметь не только известным всем МВД и ФСБ, но и налоговой полиции, Федеральной службе охраны президента.

Кого вербуют


Вот что рассказал "Профилю" Александр Пирогов, ветеран внешней разведки: "Главное требование к потенциальному агенту -- он должен быть секретоносителем. Есть еще такое понятие, как "перспективный агент". Это человек, который может быть полезен в будущем. Сейчас он обыкновенный клерк, но быстро делает карьеру. Продвинувшись по служебной лестнице, он будет добывать секреты.

Во времена "железного занавеса" многие иностранцы работали на нас по идейным соображениям -- во имя коммунистического флага. А сейчас некоторые россияне, выехавшие на ПМЖ за рубеж, помогают нам во имя любви к бывшей родине.

В целом эмигранты -- потенциальный вербовочный материал. Они же русские! Просим их не забывать родину, при случае оставить адресок. Может быть, когда-нибудь они смогут быть полезными. Это принято во всем мире -- китайцы-эмигранты помогают своей родине, евреи никогда не откажут в помощи Израилю.

Эмигранты едут не на пустое место. У них есть связи, родственники за рубежом. С деньгами ли они выезжают? Куда они едут? Может, они "там" в будущем станут носителями каких-то секретов? Или их родственники, знакомые, работодатели".

Так что, если вы не собираетесь эмигрировать и у вас нет доступа к секретным материалам, можете спать более-менее спокойно.

Методы


Александр Пирогов: "Различают метод постепенного втягивания и вербовку в лоб. При постепенном втягивании завязываются личные контакты -- по интересам. Рестораны, увлечения. Если объект интересуется марками, то и я обязан узнать о марках все. В мое распоряжение предоставят самые редкие, уникальные марки. В подходящий момент произносится сакраментальная фраза: "Я тебе раритетную марку, ты мне -- договорчик из сейфа шефа". Или: "А как насчет информации о твоем шефе?" Например, так обрабатываются люди, которые интересны нам в качестве передаточного звена сведений о начальниках.

Другой вариант -- когда компромат показывают, что называется, в лоб. Для этого как минимум необходимо наличие компромата. Если вы попались, ваше личное дело решать, насколько разглашение вашей тайны повредит репутации, положению в семье или в обществе, какой ущерб нанесет. Люди, занимающие высокие посты, как правило, не рискуют своей карьерой и соглашаются сотрудничать.

Хотя бывало разное. Я помню случай с одним высокопоставленным чиновником госдепартамента США, которого мы хотели завербовать. Мы засняли его в обществе русских женщин и пригрозили отослать фото жене. А он сказал: "О, как интересно, дайте мне эти картинки. Мы любим с женой их рассматривать". А мы-то думали, что компрометирующая съемка -- основа нашей вербовки".

Издержки


Чаще всего и раньше, и теперь люди идут на сотрудничество не из соображений выгоды, а по склонности натуры, потому что любят риск, склонны к авантюризму, потому что причастность к тайной структуре возвышает их в собственных глазах.

Да и деньги играют не последнюю роль. Пример из журналистского опыта: за разовое поручение -- передачу электронной версии газеты до выхода номера -- сотрудники "органов" предлагали $500.

Но нужно избавиться от иллюзии, что? работая со спецслужбами, вы автоматически приобретаете "крышу". Выгоды от доносительства несоизмеримы с риском для репутации, а иногда и для жизни.

После того как Прибалтийские республики обрели независимость, там были рассекречены досье спецслужб. Теперь бывшим разведчикам СССР, ныне гражданам стран Балтии, вменяют в вину их тайную деятельность.

Задания, которые чаще всего поручают стукачам,-- простая слежка и длинные, часто маразматические отчеты. Например, где кто сидел на совещании или редколлегии, кто опоздал, кто, в какой последовательности и сколько минут выступал, какие таблетки принимал Иван Петрович, когда зевала Тамара Сидоровна и кто ей сделал замечание.

Рядовой агент обычно не имеет представления, что происходит в спецслужбе в целом, поэтому легко может стать пешкой в чужой игре. Например, его непосредственный начальник, перейдя из госбезопасности в финансовую структуру, может перевести с собой и своих агентов, не информируя их об этом.

Еще одна опасность: если вы чем-то не угодили фээсбэшникам, вас "сдадут" не раздумывая. Например, организуют утечку информации о вашем сотрудничестве с "органами". Был случай, когда агента сдали его легальному начальству. И как раз в тот момент, когда он уходил с предприятия -- потому что собирался открыть собственный бизнес.

Наконец, представьте работу агента: нужно доносить на тех людей, с кем работаешь, на ту организацию, которая тебе доверяет. Лишь немногие могут относиться к такой двойной жизни спокойно -- как к особому поручению. В советское время многие стукачи, не выдержав психологического дискомфорта, терзаемые чувством вины, ломались, начинали болеть и нередко преждевременно умирали.

Как избежать сотрудничества


Лучший способ полностью избежать контактов с представителями спецслужб -- родиться, вырасти и жить в глухом ауле или на хуторе. Тогда вы вряд ли будете владеть важной информацией, а значит -- и представлять интерес для какой бы то ни было спецслужбы.

Однако избежать непосредственной вербовки можно. Она не происходит неожиданно. Кандидатуру некоторое время изучают -- и это можно почувствовать. Нужно обращать внимание на людей, которые достаточно быстро входят в ваше окружение и пытаются активно изучать как вашу профессиональную ситуацию, так и характер. Если у вас возникли подозрения относительно каких-то лиц из вашего окружения, постепенно, но настойчиво увеличивайте дистанцию в общении. Или как бы между прочим заведите разговор о стукачестве и твердо скажите, что никогда на это не согласитесь.

Работники "органов" могут застать вас в самое неподходящее время -- когда вы выходите утром из дома или вечером с работы. Вас посадят в машину и заведут беседу, которую будут писать на диктофон. Человека могут ловить на слове, шантажировать, пугать. В данной ситуации надо расслабиться и для начала понять, что такой разговор надолго, что надо запастись терпением часа на четыре. Отвечать односложно. Никаких историй про себя не рассказывать, никаких лирических отступлений о семейных традициях не делать. Сохраняйте спокойствие. Сосредоточьтесь на простой мысли: вы не будете сотрудничать с органами, потому что не будете этого делать никогда. И повторяйте это разными словами столько, сколько потребуется.

Можете сослаться на свои личностные качества -- панический страх, излишнюю болтливость, безответственность, привычку выпивать, частую смену работы и т.д.

В конце концов, против вашего желания вас все равно не привлекут -- если, конечно, нет серьезного компромата. Агенты поневоле работают плохо и быстро раскалываются. И помните: главное средство против ФСБ -- гласность. О том, что вас вербовали, нужно сразу же поставить в известность официальное начальство и службу безопасности предприятия.

Александр Пирогов: "Если за вами нет криминала, вы чисты перед законом, то можете открыто отказываться от сотрудничества с "органами". Скажите, что вы не будете работать по политическим соображениям. Например: "Дорогой товарищ офицер ФСБ, то сотрудничество, которое вы мне предлагаете, противоречит моему представлению о служении родине!"

Кстати, "любовь к родине" для работников "органов" -- официальный пунктик. Известны случаи, когда агентов заставляли снимать сослуживцев в бане, на свиданиях с любовницами. Агенты шли на Лубянку и жаловались, что занимаются по прихоти непосредственного начальства всякой ерундой, в то время как они хотят работать на благо родины. На Лубянке устраивали разносы офицерам -- а патриотично настроенных агентов больше такими деликатными поручениями не мучили.

В целом же ответ на вопрос "как избежать вербовки?" аналогичен рекомендации доктора в известном анекдоте, когда он предлагает пациенту, озабоченному проблемой СПИДа, надеть несколько презервативов, обмазать их йодом и избегать общения с женщинами. С той небольшой разницей, что ФСБ хоть и "органы", но все-таки не такие жизненно важные, как у женщины.

ОЛЬГА ИВАНОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».