24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Сухие законы рынка"

Архивная публикация 2006 года: "Сухие законы рынка"

Утомившись от чиновничьих новшеств, от которых алкогольный рынок лихорадит уже около года, производители крепких напитков предлагают свои рецепты регулирования отрасли.Мало кто в стране не знает, что российский алкогольный рынок весь год находится в состоянии перманентного кризиса. Непривычное уху и совершенно непонятное слово ЕГАИС как завороженные повторяют миллионы россиян, кляня его во всех бедах, постигших алкогольные прилавки. Правда, уже в августе стало чувствоваться, что худшее, по всей видимости, позади: полки магазинов вновь стали заполнять нарядные бутылки.

В октябре участники рынка подвели промежуточные итоги непростого года. По результатам девяти месяцев лидером по объему произведенной и отгруженной продукции стала компания «Русский Алкоголь»: объем продаж крепкой алкогольной продукции составил 4,8 млн. дал (6,8 млрд. рублей), что на 33,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На самом деле эти цифры могли быть и выше. «В январе из-за проблем с акцизными марками мы не работали, заводы стояли до середины февраля, — рассказывает коммерческий директор группы компаний «Русский Алкоголь» Вадим Касьянов. — В марте мы, как и все российские производители, не могли получить акцизные марки, потом начались проблемы с введением в работу Единой государственной автоматизированной системы (ЕГАИС). В результате мы выпускали примерно на 2—3 млн. бутылок продукции в месяц меньше, чем могли бы. Значит, только прямых убытков — около $1 млн.».

Но об убытках компании г-н Касьянов рассуждает как-то философски, с интонацией «ну а чего же вы еще хотели?». «Я в этом бизнесе с 1995 года, и все это время рынок лихорадит, — рассказывает он. — Между тем избежать этого можно было бы с помощью очень простых механизмов».

Пиво без водки?..

«Вы знаете, сколько спирта выпивают жители России, употребляя пиво? — Касьянов улыбается. — 44689 тыс. дал 100-процентного спирта. А того же спирта, но в водке чуть-чуть больше — 53268 тыс. дал. При этом водочники заплатили почти в пять раз больше акцизных сборов, чем производители пива. Разве этиловый спирт, который содержится в пиве, чем-то отличается от того, что в водке? Объясните это сотруднику ГИБДД или даже учителю химии в школе».

Сегодня стоимость акциза на водку составляет 159 рублей на литр 100-процентного спирта. А на пиво — всего 1,91 рубля на литр готовой продукции. Новая редакция Налогового кодекса выравнивает акцизы на ликеро-водочную продукцию и слабоалкогольные напитки — стоимость последних была поднята, а вот пивные акцизы остались по-прежнему без изменения. Выравнивание акцизов на спирт и всю спиртосодержащую продукцию, от пива до жидкости для розжига костров, Касьянов называет одной из основных мер по выправлению ситуации. «Новый единый акциз должен быть снижен, — подчеркивает Вадим Касьянов. — Эта мера абсолютно необходимая. И странно слышать, что это будет способствовать спаиванию страны. Это позволит наконец остановить употребление ядовитых суррогатов, которые ежегодно уносят более 40 тыс. жизней россиян. А спирта и в пиве выпивается немало».

Касьянов рисует треугольник и отсекает примерно треть от основания. «За этой чертой — люди, которые физически не могут покупать водку, которая стоит больше 70 рублей. При существующем акцизе более дешевый легальный продукт предложить им никто не в состоянии. Значит, они будут покупать то, что дешевле, и травиться. При этом деньги за «удовольствие» все равно будут заплачены — только пойдут они не в государственный бюджет и затем на укрепление, скажем, национальной системы здравоохранения, а в чей-то карман, уйдут в тень».

По подсчетам «Русского Алкоголя», снижение акцизов, которое позволило бы установить стоимость легальной бутылки водки до 50 рублей, увеличит объем легального рынка на 90 млн. дал. Соответственно, поступления в бюджет от уплаты акцизных сборов и НДС вырастут на 75—80 млрд. рублей.

Еще одна мера, необходимая для упрощения регулирования рынка и придания ему прозрачности, — введение предварительной полной уплаты акцизного сбора перед поставкой спирта любому потребителю и отказ от действующей системы отложенного дифференцированного платежа. «Многие компании, заплатив часть акцизного сбора, вторую часть не платят, потому что банкротятся, уходят с рынка. Конечно, это жесткая мера, но задача государства не упрощать жизнь нерадивым предпринимателям, а бороться с нелегалами. На рынке все равно неизбежно останутся 20—30 федеральных компаний, которые владеют федеральными брендами, контролируют качество своей продукции, и, главное, деятельность этих компании можно будет легко контролировать», — развивает свою идею Вадим Касьянов.

Эти позиции «Русский Алкоголь» отстаивает уже около двух лет, с тех пор, как началась работа над новой редакцией закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Это тот самый закон, который едва не вернул страну во времена сухого закона. Правда, добиться удалось немногого. Так, при активном участии «Русского Алкоголя» напрямую в закон был внесен ограниченный список денатурирующих добавок, превращающих питьевой спирт в технический. По прежней версии закона, этот список определяло правительство, т.е. по факту Минсельхоз. В результате мы имели так называемую мягкую денатурацию, в стране в разы по сравнению с советскими временами увеличилось производство денатуратов. Люди не стесняясь фасовали жидкость для размораживания замков в 5-литровые канистры. Это какого же размера нужен замок? До сих пор мы до конца не можем отучить употреблять эти яды внутрь, отсюда и такая статистика по токсическому гепатиту.

«Маруся» и «Журавли»

В кризисный год «Русский Алкоголь» умудрился вывести на рынок сразу две новые марки: «Журавли» в субпремиальном сегменте и «Марусю» в премиальном. В ближайшее время ожидается ребрендинг самой популярной водки компании — «Зеленая марка».

«Нам просто хотелось занять нишу «Классической водки», создать такую марку водки, которая ассоциировалась бы с качеством, классическими традициями. Мы думаем, у нас это получится». — Касьянов любовно разглядывает изящную бутылку с тонюсеньким горлышком. «Зеленая марка» Главспирттреста — хит продаж рынка в целом. По данным компании «Бизнес Аналитика», в августе доля продаж «Зеленой марки» по всей России составила 5,5%. В июне 2006 года международная экспертная организация World Millionaires Club признала «Зеленую марку» самым быстрорастущим брендом среди производителей крепкого алкоголя в мире.

Сейчас, до ребрендинга, «Зеленая марка» скорее ностальгическая, чем классическая. Форма бутылки, дизайн этикетки и даже промо-акции — целые спектакли с участием эдаких советских буфетчиц с пергидрольными кудряшками, приглашающих выпить 50 грамм из граненого стакана, — моментально возвращают к советскому прошлому. Но это ненадолго, уверяют в компании. «Надо было найти подход к людям, — объясняет директор «Русского Алкоголя» по маркетингу Игорь Букатов. — Через ностальгию это сделать проще всего. Вокруг этой водки моментально создается цепь ассоциаций, ее запоминают. Скоро «Зеленая марка» обретет менее ностальгический, но более классический вид».

Время покажет

Запуск новых марок «Русский Алкоголь» запланировал еще несколько лет назад, но из-за кризиса он прошел не совсем так, как ожидалось. «Естественно, в условиях непредсказуемого рынка мы работали на проверенную «Зеленую марку», а не на новые бренды, которые еще не успели себя показать. Хотя продажи «Маруси» и «Журавлей» начались еще в июне, мы фактически только сейчас, когда наконец насытили рынок, начинаем по-настоящему с ними работать», — рассказывает Касьянов.

В компании не скрывают, что на новые марки в будущем году возлагаются большие надежды. Правда, этому опять может помешать своеобразная система госрегулирования рынка. С февраля на предприятиях, производящих алкогольную продукцию, должны заработать счетчики, фиксирующие количество и крепость спирта, используемого в технологическом процессе. При этом до сих пор нет указаний, какими они должны быть, как будут измерять количество спирта, каким будет программное обеспечение и кто будет их обслуживать. Так что очень вероятно, что в феврале надо ждать нового витка кризиса. В «Русском Алкоголе» говорят, что готовы к нему. Так ли это — покажет время.

Таблица 1 Ключевые показатели рынков работающих со спиртосодержащейся продукцией


Утомившись от чиновничьих новшеств, от которых алкогольный рынок лихорадит уже около года, производители крепких напитков предлагают свои рецепты регулирования отрасли.Мало кто в стране не знает, что российский алкогольный рынок весь год находится в состоянии перманентного кризиса. Непривычное уху и совершенно непонятное слово ЕГАИС как завороженные повторяют миллионы россиян, кляня его во всех бедах, постигших алкогольные прилавки. Правда, уже в августе стало чувствоваться, что худшее, по всей видимости, позади: полки магазинов вновь стали заполнять нарядные бутылки.

В октябре участники рынка подвели промежуточные итоги непростого года. По результатам девяти месяцев лидером по объему произведенной и отгруженной продукции стала компания «Русский Алкоголь»: объем продаж крепкой алкогольной продукции составил 4,8 млн. дал (6,8 млрд. рублей), что на 33,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На самом деле эти цифры могли быть и выше. «В январе из-за проблем с акцизными марками мы не работали, заводы стояли до середины февраля, — рассказывает коммерческий директор группы компаний «Русский Алкоголь» Вадим Касьянов. — В марте мы, как и все российские производители, не могли получить акцизные марки, потом начались проблемы с введением в работу Единой государственной автоматизированной системы (ЕГАИС). В результате мы выпускали примерно на 2—3 млн. бутылок продукции в месяц меньше, чем могли бы. Значит, только прямых убытков — около $1 млн.».

Но об убытках компании г-н Касьянов рассуждает как-то философски, с интонацией «ну а чего же вы еще хотели?». «Я в этом бизнесе с 1995 года, и все это время рынок лихорадит, — рассказывает он. — Между тем избежать этого можно было бы с помощью очень простых механизмов».

Пиво без водки?..

«Вы знаете, сколько спирта выпивают жители России, употребляя пиво? — Касьянов улыбается. — 44689 тыс. дал 100-процентного спирта. А того же спирта, но в водке чуть-чуть больше — 53268 тыс. дал. При этом водочники заплатили почти в пять раз больше акцизных сборов, чем производители пива. Разве этиловый спирт, который содержится в пиве, чем-то отличается от того, что в водке? Объясните это сотруднику ГИБДД или даже учителю химии в школе».

Сегодня стоимость акциза на водку составляет 159 рублей на литр 100-процентного спирта. А на пиво — всего 1,91 рубля на литр готовой продукции. Новая редакция Налогового кодекса выравнивает акцизы на ликеро-водочную продукцию и слабоалкогольные напитки — стоимость последних была поднята, а вот пивные акцизы остались по-прежнему без изменения. Выравнивание акцизов на спирт и всю спиртосодержащую продукцию, от пива до жидкости для розжига костров, Касьянов называет одной из основных мер по выправлению ситуации. «Новый единый акциз должен быть снижен, — подчеркивает Вадим Касьянов. — Эта мера абсолютно необходимая. И странно слышать, что это будет способствовать спаиванию страны. Это позволит наконец остановить употребление ядовитых суррогатов, которые ежегодно уносят более 40 тыс. жизней россиян. А спирта и в пиве выпивается немало».

Касьянов рисует треугольник и отсекает примерно треть от основания. «За этой чертой — люди, которые физически не могут покупать водку, которая стоит больше 70 рублей. При существующем акцизе более дешевый легальный продукт предложить им никто не в состоянии. Значит, они будут покупать то, что дешевле, и травиться. При этом деньги за «удовольствие» все равно будут заплачены — только пойдут они не в государственный бюджет и затем на укрепление, скажем, национальной системы здравоохранения, а в чей-то карман, уйдут в тень».

По подсчетам «Русского Алкоголя», снижение акцизов, которое позволило бы установить стоимость легальной бутылки водки до 50 рублей, увеличит объем легального рынка на 90 млн. дал. Соответственно, поступления в бюджет от уплаты акцизных сборов и НДС вырастут на 75—80 млрд. рублей.

Еще одна мера, необходимая для упрощения регулирования рынка и придания ему прозрачности, — введение предварительной полной уплаты акцизного сбора перед поставкой спирта любому потребителю и отказ от действующей системы отложенного дифференцированного платежа. «Многие компании, заплатив часть акцизного сбора, вторую часть не платят, потому что банкротятся, уходят с рынка. Конечно, это жесткая мера, но задача государства не упрощать жизнь нерадивым предпринимателям, а бороться с нелегалами. На рынке все равно неизбежно останутся 20—30 федеральных компаний, которые владеют федеральными брендами, контролируют качество своей продукции, и, главное, деятельность этих компании можно будет легко контролировать», — развивает свою идею Вадим Касьянов.

Эти позиции «Русский Алкоголь» отстаивает уже около двух лет, с тех пор, как началась работа над новой редакцией закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Это тот самый закон, который едва не вернул страну во времена сухого закона. Правда, добиться удалось немногого. Так, при активном участии «Русского Алкоголя» напрямую в закон был внесен ограниченный список денатурирующих добавок, превращающих питьевой спирт в технический. По прежней версии закона, этот список определяло правительство, т.е. по факту Минсельхоз. В результате мы имели так называемую мягкую денатурацию, в стране в разы по сравнению с советскими временами увеличилось производство денатуратов. Люди не стесняясь фасовали жидкость для размораживания замков в 5-литровые канистры. Это какого же размера нужен замок? До сих пор мы до конца не можем отучить употреблять эти яды внутрь, отсюда и такая статистика по токсическому гепатиту.

«Маруся» и «Журавли»

В кризисный год «Русский Алкоголь» умудрился вывести на рынок сразу две новые марки: «Журавли» в субпремиальном сегменте и «Марусю» в премиальном. В ближайшее время ожидается ребрендинг самой популярной водки компании — «Зеленая марка».

«Нам просто хотелось занять нишу «Классической водки», создать такую марку водки, которая ассоциировалась бы с качеством, классическими традициями. Мы думаем, у нас это получится». — Касьянов любовно разглядывает изящную бутылку с тонюсеньким горлышком. «Зеленая марка» Главспирттреста — хит продаж рынка в целом. По данным компании «Бизнес Аналитика», в августе доля продаж «Зеленой марки» по всей России составила 5,5%. В июне 2006 года международная экспертная организация World Millionaires Club признала «Зеленую марку» самым быстрорастущим брендом среди производителей крепкого алкоголя в мире.

Сейчас, до ребрендинга, «Зеленая марка» скорее ностальгическая, чем классическая. Форма бутылки, дизайн этикетки и даже промо-акции — целые спектакли с участием эдаких советских буфетчиц с пергидрольными кудряшками, приглашающих выпить 50 грамм из граненого стакана, — моментально возвращают к советскому прошлому. Но это ненадолго, уверяют в компании. «Надо было найти подход к людям, — объясняет директор «Русского Алкоголя» по маркетингу Игорь Букатов. — Через ностальгию это сделать проще всего. Вокруг этой водки моментально создается цепь ассоциаций, ее запоминают. Скоро «Зеленая марка» обретет менее ностальгический, но более классический вид».

Время покажет

Запуск новых марок «Русский Алкоголь» запланировал еще несколько лет назад, но из-за кризиса он прошел не совсем так, как ожидалось. «Естественно, в условиях непредсказуемого рынка мы работали на проверенную «Зеленую марку», а не на новые бренды, которые еще не успели себя показать. Хотя продажи «Маруси» и «Журавлей» начались еще в июне, мы фактически только сейчас, когда наконец насытили рынок, начинаем по-настоящему с ними работать», — рассказывает Касьянов.

В компании не скрывают, что на новые марки в будущем году возлагаются большие надежды. Правда, этому опять может помешать своеобразная система госрегулирования рынка. С февраля на предприятиях, производящих алкогольную продукцию, должны заработать счетчики, фиксирующие количество и крепость спирта, используемого в технологическом процессе. При этом до сих пор нет указаний, какими они должны быть, как будут измерять количество спирта, каким будет программное обеспечение и кто будет их обслуживать. Так что очень вероятно, что в феврале надо ждать нового витка кризиса. В «Русском Алкоголе» говорят, что готовы к нему. Так ли это — покажет время.

Таблица 1 Ключевые показатели рынков работающих со спиртосодержащейся продукцией




























ПоказателиЛВИПИВОСАП
Объем производства (тыс. дкл.)133 169892 00047 634
Объем 100% спирта (тыс. дкл.)53 26844 6894 030
Заплачено акцизов (млн. руб.)8 4701 704334
Прирост в 2005 году-2%6%4%
По данным: Государственного Комитета по Статистике, ритейл-аудита компании "Бизнес-Аналитика"

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».