Наверх
7 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "СУНДУК С ДРАГОЦЕННОСТЯМИ"

В то время как защитники экологии критикуют газопровод, который должен пройти по дну Балтийского моря, археологи торжествуют: благодаря проекту века обнаружены десятки судов, канувших в пучину десятки и сотни лет назад.    В начале 1940-х немецкие инженеры активно испытыва-ли над Балтикой планирующие бомбы типа Henschel HS 293. Но их преследовали неудачи: должным образом управлять полетом громоздких конструкций никак не удавалось.
   И вот почти 70 лет спустя одна такая махина массой около тонны недалеко от местечка Любмин, что в Передней Померании, преградила путь трубопроводу длиной 1220 км, посредством которого Германия будет подсоединена к российской газотранспортной системе. На позапрошлой неделе специалисты препятствие устранили.
   Когда бомба нацистских времен оказалась на суше, сотрудники управляющей компании Nord Stream смогли вздохнуть с облегчением. За последние недели и месяцы они познали непредсказуемость балтийских глубин: морское дно таит не только океанский мусор, но и суда, затонувшие не один век назад. На илистом дне гниют артефакты тысячелетней давности, корабли торговых флотилий, вещдоки десятков войн. Наряду с бе-зобидными культурно-исто-рическими ценностями пучи-на скрывает химическое оружие, снаряды, авиабомбы. И все они мешали прокладке газопровода. «Ситуация была непростая, — подводит итог пресс-секретарь Nord Stream Штеффен Эберт. — Работать приходилось в условиях чудовищного цейтнота».
   Обезвреживать боеприпасы на дне моря намного опаснее и сложнее, чем на суше, и специалистам об этом известно. При помощи ручных зондов водолазы определяют точные координаты подозрительных находок и осторожно откапывают их. Затем — ответственный момент: нужно определить, есть ли опасность, что зачастую непросто.
   Со временем груда железа превращается в трудно идентифицируемый комок грязи. «На вид это, как плацента», — рассказывает один из водолазов.
   Больше всего поисковые бригады боятся химических боеприпасов времен Второй мировой: корпус изъеден ржавчиной, а «начинка» смертельно опасна. В таких случаях приглашают Экхарда Цшише с его людьми из Службы обезвреживания боеприпасов земли Мекленбург — Передняя Померания, которые поднимают на поверхность образцы исторического оружия в специальных контейнерах.
   Неразорвавшиеся мины и глубинные бомбы, как правило, уничтожаются на месте, под водой, посредством взрыва. Прочие остатки былой роскоши обезвреживают на острове Узедом. Безопасность превыше всего, и потому Nord Stream расходует на эти цели заметно больше обычного, заверяет Эберт. Чтобы избежать сюрпризов, консорциум высвобождает из-под донных осадков даже обрывки якорных цепей.
   Неприятные инциденты со-здателям проекта века ни к чему, ведь напряженность и без того велика: контрольный пакет принадлежит «Газпрому», который славится огромным влиянием и крайне малой прозрачностью. Запад не на шутку боится зависимости от российских газовиков.
   Болезненно воспринимают строительство газопровода и защитники окружающей среды: они опасаются, что мегапроект нарушит экосистему Балтийского моря. И потому Nord Stream усердно вживается в амплуа безобидного великана. Уже сегодня консорциум прилежно сооружает в Балтийском море места для лежбища тюленей. Еще активнее он занимается подъемом хрупких обломков судов. Может показаться, что бизнесмены приняли девиз бойскаутов: «Ни дня без доброго дела». Nord Stream фактически стал непосредственным и серьезным участником археологических работ.
   Не следует думать, будто консорциум проявляет заботу о подводных артефактах исключительно на добровольных началах. Охрана и консервация археологических и исторических находок в водах, не являющихся территориальными, предписываются Конвенцией ООН по морскому праву.
   Для подводных археологов Балтийское море — сундук с драгоценностями, многие из которых еще предстоит поднять на поверхность. За последние десятилетия сенсационные находки много раз оказывались в центре внимания. Так, летом 2003 года на глубине 125 м у берегов шведского острова Готска-Санден водолазы обнаружили обломки шведского самолета-разведчика DC-3, пропавшего без вести 13 июня 1952 года. Как выяснилось, самолет с 8 членами экипажа на борту был сбит над водами Балтики советским перехватчиком. Благодаря анализу ДНК экспертам удалось даже идентифицировать останки пилота.
   Тремя годами позже буровики польской нефтяной компании Petrobaltic наткнулись на затонувший немецкий авианосец «Граф Цеппелин». После Второй мировой войны его конфисковали советские моряки; дальнейшая судьба корабля, некогда символизировавшего престиж гитлеровских военно-морских сил, оставалась неизвестной.
   Находка окончательно оп-ровергла слухи, будто красноармейцы так нагрузили посудину трофеями, что та перевернулась на подходе к России. На деле 260-метровый «Граф Цеппелин», так и не дождавшийся боевого крещения, затонул у польских берегов примерно в 55 км от порта города Владыславово.
   Судьба британской подлодки HMS E18 была покрыта тайной более 90 лет. Знали только, что она ушла в свой последний рейс 25 мая 1916 года из порта Ревель (ныне столица Эстонии Таллин).
   Прежде чем нарваться на торпеду или наскочить на мину, E18 успела нанести серьезные повреждения немецкому эсминцу V100. Вскоре после этого детище пионеров подводного судостроения исчезло в пучине. В прошлом октябре подлодку обнаружили неподалеку от эстонского острова Хийумаа.
   Подготовка к прокладке балтийского газопровода тоже обогатила подводную археологию. В территориальных водах сопредельных государств (России, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши, Германии, Дании и Швеции) поиско-вики Nord Stream обнаружи-ли около 70 затонувших су-дов, притом, что работы ве-лись в коридоре шириной всего 125 м.
   «Это колоссальный улов для археологии», — торжествует координатор проекта из Германского морского института в Штральзунде Томас Ферстер. Не так давно ученому довелось поучаствовать в судьбе одной из самых сенсационных находок Балтики. В 2000 году его команда «выудила» у западных берегов острова Пель хорошо сохранившиеся останки ганзейского когга XIV столетия.
   На этот раз ученые подняли с морских глубин один из почти двадцати кораблей, затопленных у входа в залив Грейфсвальдер Бодден во время Северной войны 1700-1721 годов. Подводный болверк должен был перекрыть подступы к острову Рюген и порту Штральзунда вражес-ким кораблям союзнических Пруссии, Дании и Саксонии.
   Специалисты знали об этой любопытнейшей археологической формации и прежде. Но для более интенсивного исследования кораблей — участников померанской кампании у них не было средств.
   К счастью для ученых, один из кораблей залег на том самом месте, по которому должен пройти газопровод. Благодаря этому им удалось поднять и тщательно осмотреть находку за счет Nord Stream. Как выяснилось, к моменту своего затопления в 1715 году судно отходило 50 лет.
   Кроме того, обшивка бортов позволила получить интереснейшие сведения о методах регионального судостроения конца XVII века. «Эти находки столь ценны потому, что до нас не дошло практически никаких судостроительных описаний тех времен, — рассказывает Детлеф Янцен, археолог из земельного ведомства по объектам культуры и охране памятников земли Мекленбург — Передняя Померания. — Знания устно передавались от отца к сыну, который дополнял их собственными ноу-хау и, в свою очередь, обучал следующее поколение».
   Несколько недель назад специалисты «откопали» в заливе Грейфсвальдер Бодден еще один корабль. Торговое судно бороздило просторы Балтийского моря в конце XVIII века. Оно было полностью сокрыто под песчано-илисты-ми отложениями и при обыч-ных обстоятельствах, вероятно, навсегда бы осталось замурованным в толще морского грунта.
   Но вот Nord Stream приступил к разминированию намеченного маршрута. В 2 км к северу от Любмина водолазы обнаружили на морском дне странный предмет. На этот раз он оказался не бомбой, а своего рода походной печью, отлитой из чугуна.
   Благодаря находке бригада вышла на след судна. Под отложениями парусник сохранился на удивление хорошо, не считая повреждений, которые, похоже, более 200 лет назад возникли по вине той самой печи.
   На деревянной обшивке хорошо заметны следы пожара, начавшегося на корме и предопределившего гибель корабля. Судьба экипажа пока остается неясной.
   Роль туристической достопримечательности паруснику в ближайшее время не грозит. Скорее всего, общественность так и не увидит историческую находку, которая останется на морском дне, укрытая мешками с песком.
   «Обеспечить сохранность подобных экспонатов гораздо проще под водой, где нет воздуха», — считает археолог Янцен. Впрочем, это только половина правды.
   «Было бы неплохо, если бы Nord Stream дал нам возможность произвести консервацию судна», — недоволен первооткрыватель когга Ферстер. В Швеции, напоминает он, консорциум профинансировал недешевую выставку всех находок, поднятых на поверхность. Выходит, руководство земли Мекленбург — Передняя Померания плохо торговалось?
   У самой земли нет ни финансовых, ни технических средств, чтобы своими силами поднять археологические ценности, обнаруженные у берегов, и обеспечить их сохранность.
   Консорциум Nord Stream откопал не известные ранее артефакты, позволил ученым произвести интереснейшие исследования. И все же специалисты недовольны: по су-ти, работы пришлось прер-вать на половине.
   Насколько подводные археологи зависят от чужой доброй воли, демонстрирует ситуация с несколько необычными объектами культурного достояния у берегов Мекленбурга: водолазы задокументировали примерно 40 находок, которые Янцен называет «зловещими». Все они имеют официальный статус памятников истории.
   Это останки людей, затонувших на борту небольших подлодок и самолетов.
   «Подводное кладбище» постоянно привлекает охотников за трофеями, ищущих в балтийских глубинах чем поживиться. Увы, ведомство по охране памятников не видит возможности пресекать подобные действия. Больше для этого делают водолазы-добровольцы, которые на общественных началах регулярно инспектируют морское дно и присматривают за порядком.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK