18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2004 года: "Суперкары оптом и в розницу"

Архивная публикация 2004 года: "Суперкары оптом и в розницу"

В эти дни топ-менеджеры различных компаний получают премии по итогам года. Благодаря бонусам высокооплачиваемым управленцам продажи суперкаров к концу года резко возрастают, обеспечивая задел на начало нового года. Основные потребители автоэлиты — шейхи, коронованные особы и сильные мира сего — покупают машины нечасто, и, чтобы выжить, автозаводы перестраивают свои программы в сторону большей демократизации, снижают цены и ищут новые рынки сбыта. Российские управленцы с этого года — в первом пуле. Классический автомобиль класса HLS (hight luxury segment) — RollsRoyce. Именно на него в первую очередь западают люди с очень хорошим достатком. Но дела у завода в последнее время идут неважно. Большую часть года производственные мощности загружены лишь наполовину, а за 9 месяцев этого года реализация составила чуть более трети плана. Однако руководство компании полно оптимизма: именно благодаря заказам топ-менеджеров предприятие выполнит план и продаст не менее тысячи машин Phantom.

©
В эти дни топ-менеджеры различных компаний получают премии по итогам года. Благодаря бонусам высокооплачиваемым управленцам продажи суперкаров к концу года резко возрастают, обеспечивая задел на начало нового года. Основные потребители автоэлиты — шейхи, коронованные особы и сильные мира сего — покупают машины нечасто, и, чтобы выжить, автозаводы перестраивают свои программы в сторону большей демократизации, снижают цены и ищут новые рынки сбыта. Российские управленцы с этого года — в первом пуле.
©
Классический автомобиль класса HLS (hight luxury segment) — RollsRoyce. Именно на него в первую очередь западают люди с очень хорошим достатком. Но дела у завода в последнее время идут неважно. Большую часть года производственные мощности загружены лишь наполовину, а за 9 месяцев этого года реализация составила чуть более трети плана. Однако руководство компании полно оптимизма: именно благодаря заказам топ-менеджеров предприятие выполнит план и продаст не менее тысячи машин Phantom.

Такие же трудности испытывает и производитель других аристократических лимузинов, Maybach. При годовом плане в 1000 автомобилей компания продает немногим более 600. Марку специально возродили два года назад, чтобы войти в сектор самых элитных автомобилей. Машины предполагалось сбывать главным образом в США, где больше всего самых богатых людей и наивысшая тяга к роскошным лимузинам. Однако, по словам Дэвида Коула, директора Центра автомобильных исследований в Мичигане, «майбахи» в США пока не популярны, старую немецкую марку там мало кто знает. К тому же американцы предпочитают покупать «мерседесы» S-класса, от которых «майбахи», по их мнению, не очень отличаются, а стоят в 3— 5 раз дороже. Не способствуют имиджу марки и покупки ее машин всякими одиозными личностями, вроде короля Свазиленда — самой бедной страны мира (см. предыдущий номер «Профиля»).

В Европе шикарные лимузины покупают еще хуже. По наблюдениям экспертов журнала Autocar, самые богатые люди Старого Света сегодня стремятся выглядеть скромнее и не демонстрировать откровенно свои доходы.

Каждый покупатель на учете

На самом деле, по оценкам экспертов, рынок машин класса HLS или ultra luxury, как его еще называют, остается сильно перегретым. По мнению аналитиков, проблема возникла несколько лет назад, после того как в сегмент вторглись гиганты автомобилестроения и вбросили массу новых моделей сразу. И хотя каждая модель на рынке элитных автомобилей занимает строго свою нишу (RollsRoyce — машина для шикарных выездов и приемов, Bentley — аристократический спортивный автомобиль для личного вождения, Maybach — супернавороченная автомобильная «игрушка», а Ferrari и Porsche — чистокровные спортивные машины), фактически, как говорит эксперт аналитического центра «Авто-инжиниринг» Алексей Владимирский, производители борются за одного покупателя. И, стало быть, рынок этот весьма ограничен. По подсчетам самих же компаний, в мире существует не более 50 тыс. человек, чей годовой доход превышает $30 млн. И ежегодно только 10—12 тыс. из них меняют автомобиль. Если же смотреть отчеты продаж, то все компании изготавливают примерно равное количество машин. По 400—1000 в год — Maybach, Rolls-Royce, Bentley, Lamborghini. Около 1500 — Aston Martin. Под 4000 — Maserati. Вместе с другими фирмами и ателье, выпускающими по 10—100 элитных суперкаров (а таких в мире около сотни), общий объем продукции заведомо превышает спрос. Найти нового покупателя для роста своих планов — трудно.

Перестройка по-суперски

Поэтому, чтобы увеличить сбыт машин, почти все производители HLS-машин перепрофилируют производство. Они не ориентируются больше только на сильных мира сего, а интересуются потребителями рангом ниже — топ-менеджерами и владельцами солидных компаний. Во-первых, это заметно расширяет сферу сбыта, говорит, в частности, Джек Филдс, операционный директор подразделения Ford Europe, во-вторых, такие люди активнее и, в силу жизненных позиций, легко идут на обновление.

Сам Ford к 2007 году планирует увеличить производство Aston Martin за счет расширения «клиентской базы» в пять раз, до 5000 машин в год, и уже с 2005 года выпустит модель меньше и дешевле, стоимостью чуть больше $100 тыс. (ее назовут, видимо, DB5). При этом на машине останется 410-сильный мотор, который сделает ее и динамичнее, и круче. Таким образом Ford как бы заодно составит конкуренцию Porsche и попытается отбить от него часть покупателей.

Что касается Porsche, то в его программе уже есть самая доступная модель — Boxster (от 55 тыс. евро), которая осенью этого года вышла в обновленном варианте. Однако наибольшим спросом у производителя пользуются более дорогие модели. Эксперты объясняют этот парадокс тем, что на спортивные машины суперкласса спрос почти не зависит от конъюнктуры и политического климата. А самая мощная, Carrera GT (от 600 тыс. евро), выпускается ограниченной серией (1500 штук). Квота на Россию на этот год — 1 автомобиль, который уже купил Роман Абрамович. По прогнозам маркетологов компании, благодаря во многом модели Cayenne рост производства в нынешнем году может составить небывалые для такого производства 46%.

За счет новых, более дешевых моделей в несколько раз обещают поднять продажи Ferrari и Maserati (до 4500—5000 машин в год). А Volkswagen тем временем наносит болезненный удар по самолюбию британцев — переносит производство их любимой марки Bentley в Германию, в Дрезден, где собирает свой представительский автомобиль Phaeton. Передислокацию объясняют тем, что завод в Крю, под Лондоном, может не справиться с высоким спросом на новые модели, тогда как «Стеклянная мануфактура» в Дрездене (завод построен так, чтобы проходящие могли видеть весь процесс производства машин) загружена лишь на четверть. Отделение Bentley намерено продать в этом году не менее 4000 автомобилей благодаря самой дешевой модели Continental, стоимостью от 159 тыс. евро. Очередь на нее растянулась на полтора года. Для укрепления позиций компания в следующем году запустит в серию новый седан и кабриолет. В три раза вырастет в этом году производство и у Lamborghini. Основной сбыт здесь тоже приходится на наиболее доступную модель — Gallardo (от 140 тыс. евро), хотя в гамме есть машины и втрое дороже. Модель покороче и подемократичнее со следующего года можно будет купить и у Maybach (Maybach 53). А Rolls-Royce запустит спортивный вариант своего флагмана и кабриолет.

Россияне предпочитают «бизнес-ланч»

В России спрос на суперавтомобили многократно превышает выделенные стране лимиты. По оценкам специалистов, рынок ultra luxury в России недооценен как минимум вдвое. А по прогнозам западных экспертов, наша страна в этом году выйдет на 5-е место в мире по количеству продаваемых суперкаров после США, Великобритании, Германии и Китая. При том что в России легальные продажи элитных автомобилей начались только в 2003 году. Из автопроизводителей самых дорогих машин у нас официально не представлены только Aston Martin и Lamborghini. Но и они, ходят слухи, могут появиться уже в следующем году.

При этом российским покупателям роскоши приходится много труднее, чем их «коллегам» из Европы или Америки. Из-за высоких пошлин цены на товары далеко не первой необходимости в России оказываются в 2—3 раза выше. Несмотря на это, продажи лимузинов Maybach, например, как сказали «Профилю» в компании «ДаймлерКрайслер Автомобили Рус», уже превосходят все ожидания. Не менее успешно покупают Bentley, Rolls-Royce, Ferrari и Maserati. Если годом ранее официальный российский дилер «Bentley Москва» рассчитывал продавать по 20—30 автомобилей в год, то сейчас, по всей видимости, будет продано не менее 90 различных «бентли». Основное достоинство машин класса HLS — возможность подогнать выбранную модель под свои желания буквально во всех мелочах. Однако российские покупатели в основном предпочитают готовые автомобили — «дежурное блюдо», «комплексный обед» или, говоря по-современному, «бизнес-ланч». Лишь бы быстрее и чтобы не ждать.

Как сказали в Maybach-студии, наибольшим спросом у российских покупателей пользуется самая большая модель, 62-я, в так называемой топовой комплектации, то есть заранее готовые и начиненные по максимуму автомобили. Единственная проблема, которая встает перед ними, — заказывать перегородку между водителем и салоном или нет.

Аналогичная ситуация и с покупателями автомобилей Bentley. Учитывая это, эксклюзивный дилер «Bentley Москва» к новогодним продажам подготовился заранее, и теперь в салоне можно без проволочек купить готовое типично английское купе Bentley Continental (носящее, кстати, титул самого красивого автомобиля 2004 года) без ожидания. Почти 90% клиентов салона Bentley — мужчины, и их средний возраст ниже, чем во всем мире (40—42 года против 57 в Европе).

Продажи самых итальянских машин, Ferrari и Maserati, в России комментировать пока отказываются, ссылаясь на договоренность с производителями: салон открылся только в мае этого года. Но, по некоторым данным, квота на машины в 10—15 штук практически разобрана еще летом. А в 2005 году, как сообщал в своем интервью глава группы Ferrari Maserati Лука ди Монтедземоло, запланировано продать примерно 140—150 машин обеих марок. Машины стоят в России от 200 тыс. и от 145 тыс. евро соответственно. Причем, как и Bentley, машины нередко покупают для женщин. Российский покупатель и в этом случае чаще всего заказывает топ-версии, которые включают самые мощные двигатели, максимум электронного оборудования и наиболее дорогую отделку. При этом, как заметили дилеры, наши автомобилисты чаще заказывают яркие цвета автомобилей в отличие от машин бизнес-класса.

Сделал ставку на Россию и Porsche. Как сказали «Профилю» в российском представительстве компании, Porsche инвестирует в нашей стране около 10 млн. евро для строительства штабквартиры в Москве, шоу-румов и учебного центра. В планах — Питер и Екатеринбург. За отчетный финансовый год в России продано 280 автомобилей. А к 2010 году предполагают, что будут продавать по 4000 машин в год. Наибольшим спросом пользуется вседорожник Cayenne (75% всех продаж), у которого в новом году появятся панорамный люк, видеокамера сзади и дизельный мотор. Уже сейчас все знающие автолюбители «пишутся» на навый кабриолет, Porshe 911 Carrera, который появится к весне 2005 года.

«Квота для России на модель Rolls-Royce Phantom - 24 автомобиля» - сообщил «Профилю» директор по продажам представительства компании в России Александр Руденко. Начальная цена модели - 512 тыс. евро. Окончательная может оказаться вдвое выше. К столетию марки, которое отмечается в этом году, завод выпустит специальную «золотую серию» из 35 автомобилей. Два из них уже наши.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».