Наверх
22 октября 2021
Без рубрики

Архивная публикация 1999 года: "Светлой памяти посвящается"

Нет такого человека, который не хотел бы улучшить свою память -- с налета воспроизводить имена многочисленных родственников и сослуживцев, держать в уме котировки акций и курсы валют на разных биржах мира, удивлять безупречным знаниям двадцати иностранных языков. Как достичь такого совершенства?"Память -- единственный рай, из которого нас не могут изгнать". И.Рихтер.

Отменную память, как уверял Иосиф Бродский, имела Анна Ахматова. Ей можно было задать самый неожиданный вопрос типа: "Вы не помните, когда Блок впервые встретился с Вячеславом Ивановым?" -- в самый неподходящий момент, когда Анна Андреевна собиралась выпить рюмочку водки. Так вот, за те мгновения, пока рюмка проделывала путь от стола до подбородка, Ахматова вспоминала точную дату и даже называла день недели.

Неизвестно, была ли феноменальная память Анны Андреевны врожденной, но совершенно точно -- у нее была масса поводов память тренировать. Многие свои стихи, в том числе и знаменитый "Реквием", она хранила не в списках, а в памяти: учила наизусть и заставляла то же самое делать близких друзей. Так что здесь тоже важны привычка и тренировка.

Развитие памяти, как и любой другой навык, требует усилий. Успешный человек тем и отличается от неуспешного, что не ленится прилагать усилия. Постарайтесь сделать запоминание имен, номеров телефонов и прочих сведений своим хобби. И такая игра рано или поздно принесет свои результаты.

Но память -- это не только способность запоминать, это еще и возможность забывать. Трудно представить, какой чудовищной была бы жизнь, помни мы все свои обиды и травмы. Какими закомплексованными и озлобленными мы бы были. Большая удача, что человек забывает боль и горечь от потери близких. Ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации -- нам крупно повезло, что большую часть ее мы держим в уме доли секунды.

Прежде чем тренировать память, попробуйте взглянуть на проблему шире. За жалобами типа: "Ничего не могу запомнить!" -- часто скрываются совсем иные, глубинные психологические затруднения. Предположим, вы не помните ни одного анекдота и поэтому, как вам кажется, не можете поддержать светскую беседу в компании. В таком случае вы страдаете от застенчивости, а память тут ни при чем.

Если вы часто забываете свои служебные дела, значит, у вас нет мотивации к работе, вам просто-напросто скучно. Займитесь более интересным делом, и память вернется.

Если в споре вы не можете припомнить аргументы, это всего лишь недостаток внутренней убежденности в собственной правоте.

Если вы пишете докторскую диссертацию по высшей математике и постоянно забываете нужные формулы -- может, высшая математика -- это для вас слишком круто и есть резон заняться делом попроще?! Французский философ Гельвеций в свое время высказался достаточно жестко: "Недостаток ума не следует объяснять недостатком памяти".

Короче, прежде чем жаловаться на простуду, выясните, нет ли у вас вируса иммунодефицита.

О теории


Ученые выделяют три вида памяти: сенсорную, кратковременную и долговременную.

В сенсорной памяти информация хранится доли секунды на уровне ощущений. Если информация важна, то она переводится в кратковременную память, которая действует в течение 20 секунд. Наш мозг обрабатывает ее, интерпретирует, после чего человек принимает решение, важно ли для него запомнить это надолго.

Очень большой объем информации переводится в долговременную память и без малейшего нашего волевого усилия. Это как раз те сведения, которые нам жизненно важны. Если, к примеру, молодому человеку понравилась девушка, он мгновенно запомнит и ее имя, и номер телефона. А вот чтобы запомнить имя подружки приятеля, ему придется предпринять некоторое усилие. Легко и быстро мы запоминаем то, что каким-то образом затрагивает наш эмоциональный мир.

При изучении головного мозга ученые столкнулись с парадоксальным фактом: оказалось, что память хранит всю, вплоть до мельчайших подробностей, информацию, с которой сталкивался человек в своей жизни. При стимулировании различных участков мозга у испытуемых возникали яркие воспоминания, о существовании которых они и не подозревали. Таким образом, проблема памяти -- это проблема не запоминания, а воспроизведения.

Вы не обращали внимания, как в детективных фильмах следователь беседует со свидетелем, например, убийства? Человек пережил шок, он затрудняется ответить, какого роста был преступник, какого пола, даже одежду припоминает с трудом.

Ему начинают задавать наводящие, казалось бы, не имеющие отношения к делу, вопросы: с чего начался его день, каким образом он очутился на том самом месте, с кем разговаривал, о чем думал. То есть следователь пытается воспроизвести целостную картину мира: мы ведь воспринимаем информацию по разным каналам -- помним запахи, звуки, цвета. В какой-то момент свидетеля вдруг озаряет -- он припоминает запах гамбургера, который ел незадолго до того, как увидел преступника и его жертву. Одно цепляется за другое -- и следователь выуживает нужную ему информацию.

Если у вас проблемы с воспроизведением сведений, которые вы когда-то запомнили, поступайте точно так же: попытайтесь мысленно представить всю картину в целом. Это наверняка вам поможет.

Практика


По правде сказать, моя собственная память далека от совершенства. Особенно трудно давался мне английский язык, который, с одной стороны, обязан знать любой образованный человек, но с другой -- пользоваться им в Москве не сильно надо. Как только я начала ездить по заграницам, положение с английским мгновенно улучшилось. Новые слова я запоминала дюжинами, потому что мне кровь из носа необходимо было объясниться с продавцами в магазинах и кондукторами и автобусах.

Самый действенный способ улучшить память -- создать себе мощную мотивацию. Учить языки легче, если имеешь цель: получить гранд в западном университете, выйти замуж за иностранца, найти работу в инофирме.

Никогда не насилуйте свою волю, не твердите понапрасну: "Я просто обязан это запомнить!" Если вам знания действительно необходимы, они и так останутся в памяти. А не останутся -- значит, надобность в них была невелика. Память всего лишь инструмент, а цели должны быть совсем иными.

Все новое быстрее усваивается не нудной зубрежкой, а в процессе игры. Не случайно сейчас так модны игровые обучающие методики. Именно таким образом было построено преподавание в одной группе, где я учила все тот же английский.

Однажды, чтобы закрепить "свадебную" лексику (жених-невеста, свекровь-зять, медовый месяц и пр.), нам предложили разыграть сценку: молодой человек делает предложение своей возлюбленной. Девушка, выбранная "невестой", оказалась с чувством юмора: из ее разговора с женихом мы поняли, что вообще-то она на пятом месяце беременности и только поэтому вынуждена согласиться на этот брак. "Жених" тоже не растерялся и ответил, что полностью разделяет ее чувства: если бы не их будущий ребенок, он бы никогда с тестем не сел в один вагон метро. Тут к ним присоединился "тесть": если бы не деньги, которые он потратит на фату и платье для дочери, и уже оплаченный свадебный обед, он не стал бы с зятем не только разговаривать, но даже читать после него газету. И так далее, и тому подобное. После этой веселой импровизации наша группа запомнила "свадебную" лексику намертво.

Позитивно влияет на память прием самовдохновения. Предположим, вы заучиваете доклад, который надо прочитать на одном дыхании, как экспромт -- практически не заглядывая в текст. Представьте тот эффект, который произведет на окружающих ваше выступление, как они будут вам аплодировать.

Мысленно нарисуйте себе картину: в споре вы легко оперируете десятками цифр -- и пристыженные оппоненты умолкают под напором ваших доводов. Может быть, после этого вам будет легче выучить все эти проклятые цифры наизусть.

Если что-либо особенно важно запомнить, расскажите это двум-трем собеседникам. Эмоционально почувствуйте всю важность этой информации, восхититесь и вдохновитесь ею. Тогда в нужном месте и в нужный момент она сама придет на память.

Создавайте яркие ассоциации. Предположим, вам надо заглянуть в аптеку, чтобы купить лекарство знакомому, но вы боитесь забыть об этом. Представьте во всех деталях (визуальных, слуховых, тактильных), каким образом вы доберетесь до аптеки: поедете на машине, свернете на перекрестке, как при этом заскрипят шины. Завтра, оказавшись на перекрестке перед аптекой, вы ни за что не забудете о своем намерении -- сработает созданная вами ассоциация.

Следуя этому правилу -- запоминать по ассоциациям -- Майя Плисецкая выучила "Болеро" -- танец, специально для нее поставленный Бежаром. Времени на репетиции было в обрез, и когда Плисецкая поняла, что не в состоянии запомнить все па до премьеры, Бежар предложил ей следующий выход: он, в белом свитере, встанет в глубине зала и будет показывать ей ключевые позы. Каждая поза ассоциировалась с каким-нибудь животным -- змеей или птицей. Плисецкая станцевала премьеру без ошибок.

В школе и институте, не надеясь на память, мы писали шпаргалки. В мире бизнеса тоже мало кто обходится без шпаргалок -- специально для них и придуманы еженедельники.

Полезно не только планировать рабочий день и неделю, неплохо также перечитывать предыдущие записи. Это приучает к дисциплине и самым благотворным образом влияет на память.

Если вы хотите запомнить имя человека -- сразу после представления назовите его по имени несколько раз и запишите его в записную книжку.

Оптимальное время для запоминания -- утро и вечер. Во-первых, легче сосредоточиться: меньше второстепенных, отвлекающих внимание событий. Во-вторых, первая и последняя информация дня надолго остается в голове вследствие близости к таинственному процессу сна, когда свежие знания схватываются, словно на хороший клей.

Как известно, повторение -- мать учения. Только ведь и повторять надо с умом: первый раз -- через 12 часов после прочитанного, второй -- еще через 48 часов. Психологи считают, что таким образом вы достигнете максимального эффекта.

Когда забывчивость -- благо


Как говорится, "то, что не нужно помнить вообще, не стоит помнить хорошо". Например, лучше не помнить обиды, поражения и неудачи -- ни чужие, ни собственные. Это трудно: психологические тесты показали, что человек запоминает неудачи, равно как и любое незавершенное действие, в два раза лучше, чем положительный опыт. Поэтому, чтобы выкинуть неприятность из головы, надо мысленно "переиграть" ситуацию -- разрешить ее благоприятным для себя образом.

Например, вы постоянно вспоминаете ссору с приятелем и страдаете из-за разорванных отношений. Наберитесь духу, сделайте прощальный звонок бывшему партнеру. Поблагодарите его за все хорошее, что было между вами. В крайнем случае, напишите ему письмо. Можно даже не отсылать его. Главное во всех этих почти ритуальных действиях -- позитивно "закрыть" прошлую ситуацию.

Если вас мучают воспоминания о неприятностях на работе, обсудите их с наиболее доверенными коллегами. Внеся ясность в прошлую ситуацию, вы легче выкинете ее из памяти. Часто, чтобы оставить в прошлом некий фрагмент жизни, достаточно его обсудить с парой-тройкой знакомых, после чего наше сознание освободится для переработки нового жизненного опыта.

Как управлять памятью других


Память других людей работает точно так же, как ваша собственная. Чтобы окружающие хорошо помнили ваши слова, попытайтесь создать в их воображении яркие образы, с этими словами связанные.

Например, вы хотите, чтобы коллеги твердо запомнили: вы не любите, когда вас отвлекают от работы. Несколько раз за чашечкой чая с сожалением расскажите, как накричали на того, кто случайно потревожил вас не вовремя. Повесьте над своим письменным столом шутливое напоминание: "От работы не отвлекать! Страшен в гневе".

Если читаете доклад, имейте в виду, что аудитория лучше всего запомнит первую и последнюю его части.

Чтобы сотрудники лучше запомнили новые правила работы, недостаточно сказать им об этом один раз. Надо задействовать все каналы восприятия: повесить объявление, написанное аршинными буквами, заставить всех расписаться в специальной тетради: дескать, с новыми правилами ознакомлен. Наконец, провести праздничное совещание и за сладким пирогом сообщить об увеличении рабочего дня.

Если же вы слишком ленивы, чтобы упорно работать над улучшением памяти, спешим вас успокоить. Еще Декарт говорил, что память мешает мышлению: "По мере того как память обременяется множеством фактов, гений и творческие способности человека слабеют и гаснут". Так что дырявая память в некотором смысле признак гениальности или, по крайней мере, творческих способностей.

Если вы до сих пор как-то жили с той памятью, которая у вас есть, вы запросто протянете с ней еще энное количество десятилетий.

Тех, кто надеялся, что есть волшебная палочка, благодаря которой все запомнится само собой, придется разочаровать. Любой результат требует усилий. Если вы решите улучшить память -- вам придется специально над этим трудиться: сделать запоминание фактов и дат своим хобби, привычкой. И не бойтесь перегрузить свой мозг: человек использует всего 7--10% его потенциала.

ЕВГЕНИЯ ВАРЛАМОВА

Оперативные и важные новости в нашем telegram-канале Профиль-News
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
22.10.2021