25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Свободная касса!"

Архивная публикация 2003 года: "Свободная касса!"

Автомобилисты -- вот герои наших дней. Глава МВД Борис Грызлов на прошлой неделе рапортовал о сокращении мелких придирок к ним со стороны гаишников аж на 45%. Новые законы и впрямь сильно облегчили жизнь человека на колесах. И осложнили -- продавцам "полосатых палочек". Остается ждать, когда законы и жизнь перестанут двигаться по встречным полосам.Ограничительные линии

Все происходящее вокруг ГАИ-ГИБДД вполне можно описать, используя армейскую лексику. Выражение "противник несет ощутимые потери", пожалуй, наиболее точно определяет существо дела.
Началось все с того, что летом прошлого года вступил в силу Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), ограничивающий (по крайней мере формально) коррупционные возможности сотрудников ГИБДД. Потом дело дошло до основы основ -- милицейских кадров. Меньше года назад в отставку ушел бессменный с 1990 года глава ГАИ Владимир Федоров, а на его место был назначен очередной "питерский" -- Виктор Кирьянов. Другой же "питерский", министр внутренних дел Борис Грызлов, развернул (явно по причине надвигающихся выборов) просто беспрецедентное летнее наступление на "оборотней в погонах". В итоге многие руководители подразделений госавтоинспекции (особенно в Москве) попали под "перегруппировку сил" и прочие штатные мероприятия.
Последним ударом стало недавнее решение правительства РФ, которое, следуя призыву президента избавить министерства и ведомства от избыточных функций, отнесло к таковым и функцию ГИБДД по проведению государственного техосмотра. Теперь, по словам премьер-министра Михаила Касьянова, "функция будет исполняться рынком" -- то есть частными сервисами, имеющими соответствующую гослицензию.
В истории с техосмотрами рынок действительно имеет шансы расставить все точки над i. Государство сможет-таки получать свой процент с каждого из 25--30 млн. ежегодно осуществляемых техосмотров. Техосмотры эти будут проводить частные сервисы, которым выдадут соответствующие лицензии в ГИБДД. Нужно заметить, что существенная часть этих компаний уже опосредованно принадлежит "гаишной" верхушке. Таким образом, теневой ныне бизнес полковников и генералов будет легализован.
Со временем услуги ТО имеют шанс стать более-менее цивилизованными, хотя цены там, скорее всего, вырастут. Хотя бы потому, что те суммы, которые сейчас уходят напрямую "в карман", будут легализованы. Тем не менее очередей станет меньше, а схема получения талона техосмотра -- понятнее.

Какие проблемы являются наиболее актуальными для российского дорожного движения? (%)

Автомобилисты -- вот герои наших дней. Глава МВД Борис Грызлов на прошлой неделе рапортовал о сокращении мелких придирок к ним со стороны гаишников аж на 45%. Новые законы и впрямь сильно облегчили жизнь человека на колесах. И осложнили -- продавцам "полосатых палочек". Остается ждать, когда законы и жизнь перестанут двигаться по встречным полосам.Ограничительные линии


Все происходящее вокруг ГАИ-ГИБДД вполне можно описать, используя армейскую лексику. Выражение "противник несет ощутимые потери", пожалуй, наиболее точно определяет существо дела.

Началось все с того, что летом прошлого года вступил в силу Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), ограничивающий (по крайней мере формально) коррупционные возможности сотрудников ГИБДД. Потом дело дошло до основы основ -- милицейских кадров. Меньше года назад в отставку ушел бессменный с 1990 года глава ГАИ Владимир Федоров, а на его место был назначен очередной "питерский" -- Виктор Кирьянов. Другой же "питерский", министр внутренних дел Борис Грызлов, развернул (явно по причине надвигающихся выборов) просто беспрецедентное летнее наступление на "оборотней в погонах". В итоге многие руководители подразделений госавтоинспекции (особенно в Москве) попали под "перегруппировку сил" и прочие штатные мероприятия.

Последним ударом стало недавнее решение правительства РФ, которое, следуя призыву президента избавить министерства и ведомства от избыточных функций, отнесло к таковым и функцию ГИБДД по проведению государственного техосмотра. Теперь, по словам премьер-министра Михаила Касьянова, "функция будет исполняться рынком" -- то есть частными сервисами, имеющими соответствующую гослицензию.

В истории с техосмотрами рынок действительно имеет шансы расставить все точки над i. Государство сможет-таки получать свой процент с каждого из 25--30 млн. ежегодно осуществляемых техосмотров. Техосмотры эти будут проводить частные сервисы, которым выдадут соответствующие лицензии в ГИБДД. Нужно заметить, что существенная часть этих компаний уже опосредованно принадлежит "гаишной" верхушке. Таким образом, теневой ныне бизнес полковников и генералов будет легализован.

Со временем услуги ТО имеют шанс стать более-менее цивилизованными, хотя цены там, скорее всего, вырастут. Хотя бы потому, что те суммы, которые сейчас уходят напрямую "в карман", будут легализованы. Тем не менее очередей станет меньше, а схема получения талона техосмотра -- понятнее.


Какие проблемы являются наиболее актуальными для российского дорожного движения? (%)

Плохое состояние дорог63

Коррупция сотрудников ГИБДД30

Низкая культура водителей19

Плохое техническое состояние автомобилей7

Плохая организация дорожного движения в городах5

Неразвитость дорожной сети2

Затрудняюсь ответить11

По данным ROMIR monitoring (июнь 2003 года). Респонденты могли давать два варианта ответа.

Какие меры следует предпринять в первую очередь, чтобы уменьшить или уничтожить вообще коррупцию со стороны сотрудников ГИБДД? (%)

Усилить контроль над инспекторами30

Повысить зарплату инспекторам22

Осуществлять оплату штрафов только через банк20

Полностью обновить кадровый состав ГИБДД11

Изменить ПДД1

Другое4

Затрудняюсь ответить12

По данным ROMIR monitoring (июнь 2003 года). Респонденты могли давать два варианта ответа.


По данным ROMIR monitoring (июнь 2003 года).


Излюбленная тема


Впрочем, техосмотр -- пожалуй, одна из немногих сторон деятельности нынешней автоинспекции, которая имеет реальный шанс более-менее "окультуриться". Хотя бы в обозримом будущем и хотя бы с вышеперечисленными оговорками. Причина проста: налицо материальная заинтересованность всех сторон -- государства, сервисов, милицейских чинов, автолюбителей.

Объяснить причины притеснения сотрудников ГИБДД на других фронтах несколько сложнее. Ведь бороться с коррупцией и беспределом просто так, бескорыстно и безвозмездно, в России пока не принято. Однако наступление на гаишников со стороны законодателей, министров и даже московского мэра, который именно их обвиняет в чудовищных пробках на московских дорогах и во всех прочих грехах, имеет вполне политическое объяснение.

Дело в том, что стремительный рост количества частных автомобилей (и их владельцев) превратил тему защиты прав водителей в выигрышную с точки зрения политических дивидендов тему. Рост числа избирателей на колесах привел к возникновению целых партий под лозунгом "водителя в обиду не дам". А некогда послушные центристы накануне выборов охотно голосуют вопреки воле правительства -- за явно популистский и "непроходной" проект переноса сроков введения "автогражданки".

В этом плане дальнейшая либерализация законодательства нам почти гарантирована. Учитывая вызывающие объемы взяток (в 2002 году, по данным фонда ИНДЕМ, на сумму порядка $1 млрд.), а также отсутствие у ГАИ внятных аргументов в пользу ужесточения законов -- излюбленная ссылка на зависимость числа ДТП от уровня либерализации законодательства явно смехотворна.

Но, с другой стороны, все это вовсе не гарантирует адекватной либерализации правоприменительной практики. Иначе говоря, вовсе не факт, что гаишники вынуждены будут действовать исключительно в рамках закона. А сами автолюбители -- прекратят настаивать на том, чтобы "договориться по-хорошему".

Причины -- на поверхности. Во-первых, по признанию самих гаишников, ездить на машине, не нарушая правил, особенно в российских мегаполисах, в принципе невозможно. Во-вторых, действует многолетняя привычка: "качать права с милицией -- себе дороже". Поэтому легче откупиться в милицейской "девятке", чем разбираться с инспектором в суде. Да и заплатить "здесь и сейчас" привычнее, чем переводить деньги через сберкассу: время дороже.


Численность водителей в России (млн. чел.)

199827

199929

200031

200133

200235

По данным ROMIR monitoring (июнь 2003 года). Респонденты могли давать два варианта ответа.


По данным ROMIR monitoring (июнь 2003 года).


По данным ГИБДД РФ.

Количество автомобилей на душу населения в России (машин на 1000 чел.)

2000132,1

2001138,8

2002147,7

2003*155

По данным ROMIR monitoring (июнь 2003 года). Респонденты могли давать два варианта ответа.


По данным ROMIR monitoring (июнь 2003 года).


По данным ГИБДД РФ.


* Прогноз.


По данным Госкомстата РФ.

ВЛАДИМИР РУДАКОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».