Архивная публикация 2003 года: "Свободная касса!"
Автомобилисты -- вот герои наших дней. Глава МВД Борис Грызлов на прошлой неделе рапортовал о сокращении мелких придирок к ним со стороны гаишников аж на 45%. Новые законы и впрямь сильно облегчили жизнь человека на колесах. И осложнили -- продавцам "полосатых палочек". Остается ждать, когда законы и жизнь перестанут двигаться по встречным полосам.Ограничительные линии
Все происходящее вокруг ГАИ-ГИБДД вполне можно описать, используя армейскую лексику. Выражение "противник несет ощутимые потери", пожалуй, наиболее точно определяет существо дела.
Началось все с того, что летом прошлого года вступил в силу Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), ограничивающий (по крайней мере формально) коррупционные возможности сотрудников ГИБДД. Потом дело дошло до основы основ -- милицейских кадров. Меньше года назад в отставку ушел бессменный с 1990 года глава ГАИ Владимир Федоров, а на его место был назначен очередной "питерский" -- Виктор Кирьянов. Другой же "питерский", министр внутренних дел Борис Грызлов, развернул (явно по причине надвигающихся выборов) просто беспрецедентное летнее наступление на "оборотней в погонах". В итоге многие руководители подразделений госавтоинспекции (особенно в Москве) попали под "перегруппировку сил" и прочие штатные мероприятия.
Последним ударом стало недавнее решение правительства РФ, которое, следуя призыву президента избавить министерства и ведомства от избыточных функций, отнесло к таковым и функцию ГИБДД по проведению государственного техосмотра. Теперь, по словам премьер-министра Михаила Касьянова, "функция будет исполняться рынком" -- то есть частными сервисами, имеющими соответствующую гослицензию.
В истории с техосмотрами рынок действительно имеет шансы расставить все точки над i. Государство сможет-таки получать свой процент с каждого из 25--30 млн. ежегодно осуществляемых техосмотров. Техосмотры эти будут проводить частные сервисы, которым выдадут соответствующие лицензии в ГИБДД. Нужно заметить, что существенная часть этих компаний уже опосредованно принадлежит "гаишной" верхушке. Таким образом, теневой ныне бизнес полковников и генералов будет легализован.
Со временем услуги ТО имеют шанс стать более-менее цивилизованными, хотя цены там, скорее всего, вырастут. Хотя бы потому, что те суммы, которые сейчас уходят напрямую "в карман", будут легализованы. Тем не менее очередей станет меньше, а схема получения талона техосмотра -- понятнее.
Какие проблемы являются наиболее актуальными для российского дорожного движения? (%)
Автомобилисты -- вот герои наших дней. Глава МВД Борис Грызлов на прошлой неделе рапортовал о сокращении мелких придирок к ним со стороны гаишников аж на 45%. Новые законы и впрямь сильно облегчили жизнь человека на колесах. И осложнили -- продавцам "полосатых палочек". Остается ждать, когда законы и жизнь перестанут двигаться по встречным полосам.Ограничительные линии
Все происходящее вокруг ГАИ-ГИБДД вполне можно описать, используя армейскую лексику. Выражение "противник несет ощутимые потери", пожалуй, наиболее точно определяет существо дела.
Началось все с того, что летом прошлого года вступил в силу Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), ограничивающий (по крайней мере формально) коррупционные возможности сотрудников ГИБДД. Потом дело дошло до основы основ -- милицейских кадров. Меньше года назад в отставку ушел бессменный с 1990 года глава ГАИ Владимир Федоров, а на его место был назначен очередной "питерский" -- Виктор Кирьянов. Другой же "питерский", министр внутренних дел Борис Грызлов, развернул (явно по причине надвигающихся выборов) просто беспрецедентное летнее наступление на "оборотней в погонах". В итоге многие руководители подразделений госавтоинспекции (особенно в Москве) попали под "перегруппировку сил" и прочие штатные мероприятия.
Последним ударом стало недавнее решение правительства РФ, которое, следуя призыву президента избавить министерства и ведомства от избыточных функций, отнесло к таковым и функцию ГИБДД по проведению государственного техосмотра. Теперь, по словам премьер-министра Михаила Касьянова, "функция будет исполняться рынком" -- то есть частными сервисами, имеющими соответствующую гослицензию.
В истории с техосмотрами рынок действительно имеет шансы расставить все точки над i. Государство сможет-таки получать свой процент с каждого из 25--30 млн. ежегодно осуществляемых техосмотров. Техосмотры эти будут проводить частные сервисы, которым выдадут соответствующие лицензии в ГИБДД. Нужно заметить, что существенная часть этих компаний уже опосредованно принадлежит "гаишной" верхушке. Таким образом, теневой ныне бизнес полковников и генералов будет легализован.
Со временем услуги ТО имеют шанс стать более-менее цивилизованными, хотя цены там, скорее всего, вырастут. Хотя бы потому, что те суммы, которые сейчас уходят напрямую "в карман", будут легализованы. Тем не менее очередей станет меньше, а схема получения талона техосмотра -- понятнее.
Какие проблемы являются наиболее актуальными для российского дорожного движения? (%)
Плохое состояние дорог | 63 |
Коррупция сотрудников ГИБДД | 30 |
Низкая культура водителей | 19 |
Плохое техническое состояние автомобилей | 7 |
Плохая организация дорожного движения в городах | 5 |
Неразвитость дорожной сети | 2 |
Затрудняюсь ответить | 11 |
По данным ROMIR monitoring (июнь 2003 года). Респонденты могли давать два варианта ответа.
Какие меры следует предпринять в первую очередь, чтобы уменьшить или уничтожить вообще коррупцию со стороны сотрудников ГИБДД? (%)
Усилить контроль над инспекторами | 30 |
Повысить зарплату инспекторам | 22 |
Осуществлять оплату штрафов только через банк | 20 |
Полностью обновить кадровый состав ГИБДД | 11 |
Изменить ПДД | 1 |
Другое | 4 |
Затрудняюсь ответить | 12 |
По данным ROMIR monitoring (июнь 2003 года). Респонденты могли давать два варианта ответа.
По данным ROMIR monitoring (июнь 2003 года).
Излюбленная тема
Впрочем, техосмотр -- пожалуй, одна из немногих сторон деятельности нынешней автоинспекции, которая имеет реальный шанс более-менее "окультуриться". Хотя бы в обозримом будущем и хотя бы с вышеперечисленными оговорками. Причина проста: налицо материальная заинтересованность всех сторон -- государства, сервисов, милицейских чинов, автолюбителей.
Объяснить причины притеснения сотрудников ГИБДД на других фронтах несколько сложнее. Ведь бороться с коррупцией и беспределом просто так, бескорыстно и безвозмездно, в России пока не принято. Однако наступление на гаишников со стороны законодателей, министров и даже московского мэра, который именно их обвиняет в чудовищных пробках на московских дорогах и во всех прочих грехах, имеет вполне политическое объяснение.
Дело в том, что стремительный рост количества частных автомобилей (и их владельцев) превратил тему защиты прав водителей в выигрышную с точки зрения политических дивидендов тему. Рост числа избирателей на колесах привел к возникновению целых партий под лозунгом "водителя в обиду не дам". А некогда послушные центристы накануне выборов охотно голосуют вопреки воле правительства -- за явно популистский и "непроходной" проект переноса сроков введения "автогражданки".
В этом плане дальнейшая либерализация законодательства нам почти гарантирована. Учитывая вызывающие объемы взяток (в 2002 году, по данным фонда ИНДЕМ, на сумму порядка $1 млрд.), а также отсутствие у ГАИ внятных аргументов в пользу ужесточения законов -- излюбленная ссылка на зависимость числа ДТП от уровня либерализации законодательства явно смехотворна.
Но, с другой стороны, все это вовсе не гарантирует адекватной либерализации правоприменительной практики. Иначе говоря, вовсе не факт, что гаишники вынуждены будут действовать исключительно в рамках закона. А сами автолюбители -- прекратят настаивать на том, чтобы "договориться по-хорошему".
Причины -- на поверхности. Во-первых, по признанию самих гаишников, ездить на машине, не нарушая правил, особенно в российских мегаполисах, в принципе невозможно. Во-вторых, действует многолетняя привычка: "качать права с милицией -- себе дороже". Поэтому легче откупиться в милицейской "девятке", чем разбираться с инспектором в суде. Да и заплатить "здесь и сейчас" привычнее, чем переводить деньги через сберкассу: время дороже.
Численность водителей в России (млн. чел.)
1998 | 27 |
1999 | 29 |
2000 | 31 |
2001 | 33 |
2002 | 35 |
По данным ROMIR monitoring (июнь 2003 года). Респонденты могли давать два варианта ответа.
По данным ROMIR monitoring (июнь 2003 года).
По данным ГИБДД РФ.
Количество автомобилей на душу населения в России (машин на 1000 чел.)
2000 | 132,1 |
2001 | 138,8 |
2002 | 147,7 |
2003* | 155 |
По данным ROMIR monitoring (июнь 2003 года). Респонденты могли давать два варианта ответа.
По данным ROMIR monitoring (июнь 2003 года).
По данным ГИБДД РФ.
* Прогноз.
По данным Госкомстата РФ.
ВЛАДИМИР РУДАКОВ
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».