19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2006 года: "Свободное плавание"

Архивная публикация 2006 года: "Свободное плавание"

«Газпром нефть» сохранила самостоятельность, избежав полного растворения в недрах «Газпрома». Однако эта промежуточная победа может дорого обойтись компании.Президенту «Газпром нефти» (бывшая «Сибнефть») и заместителю председателя правления «Газпрома» Александру Рязанову почти год пришлось бороться за самостоятельность нефтяной компании в рамках газовой монополии. По неподтвержденным слухам, в этой борьбе ему противостоял другой топ-менеджер компании, Александр Ананенков, курирующий производственный блок «Газпрома».

Теперь господин Рязанов может вздохнуть с облегчением: в минувшую среду совет директоров «Газпрома» решил, что «Газпром нефть» останется открытым акционерным обществом и будет работать как самостоятельная вертикально интегрированная компания со своими добывающими, перерабатывающими и сбытовыми активами.

Между прочим, можно считать, что «Газпром» уже перевыполнил свой план по развитию собственной нефтедобычи. Не кто иной, как Александр Рязанов, еще в 2004 году, рассказывая о стратегии монополиста в сфере нефтедобычи, заявлял, что к 2010 году «Газпром» намерен самостоятельно добывать 30—40 млн. тонн черного золота (на тот момент добыча нефти «Газпромом» измерялась всего 11 млн. тонн в год). К тому же, согласно стратегии, все свои нефтяные активы «Газпром» намеревался вывести в отдельную нефтяную компанию с «оригинальным» названием «Газпромнефть». Правда, тогда речь шла об органическом росте и, судя по всему, в планах монополиста не содержался пункт о приобретении каких-либо нефтяных компаний — ни «Роснефти» (в этом «Газпром» потерпел фиаско), ни «Сибнефти».

Теперь же в распоряжении «Газпрома» — компания, которая уже добывает свыше 40 млн. тонн в год, имеет свой НПЗ, сбытовые структуры и сеть АЗС. Однако успокаиваться Александру Рязанову пока рановато.

Сплошные проблемы
В мае нынешнего года, когда купленная год назад «Сибнефть» была переименована в «Газпром нефть» и перерегистрирована в Санкт-Петербурге, казалось, что от компании Романа Абрамовича вскоре останутся только воспоминания в виде автозаправочных станций. «Газпром» нанял консультантов — McKinsey и Citigroup, — которые должны были просчитать экономический и управленческий эффект от интеграции бывшей «Сибнефти» в «Газпром» или сохранения ее в качестве самостоятельной единицы.

Эксперты, как уже известно, пришли к выводу, что «Газпром нефти» лучше остаться самостоятельной компанией. С ними согласился и совет директоров «Газпрома».

После чего Александр Рязанов с гордостью озвучил весьма амбициозные планы по развитию нефтяного бизнеса монополиста.

Итак, президент «Газпром нефти» рассчитывает к 2020 году получить наконец контроль над Московским нефтеперерабатывающим заводом, вдвое увеличить количество собственных АЗС и, главное, довести годовую добычу нефти компанией до 80 млн. тонн. То есть через четырнадцать лет «Газпром нефть» по добыче должна достичь нынешнего уровня «Роснефти».

Нелишне напомнить, что в 2005 году собственная добыча «Газпром нефти» составила 33,04 млн. тонн, а с учетом 50-процентной доли в «Славнефти» — 45,12 млн. тонн.

При этом очевидно, что за счет нынешних внутренних резервов добыча «Газпром нефти» не увеличится почти в два раза ни за 15 лет, ни за 30, поскольку пик добычи бывшей «Сибнефти» пришелся по странному «совпадению обстоятельств» как раз на тот момент, когда она ровно год назад была продана «Газпрому». С тех пор добыча на месторождениях, принадлежащих компании, неуклонно падает. В прошлом году консолидированная добыча «Сибнефти» оказалась выше, чем в 2004-м, лишь за счет доли компании в «Славнефти». Однако в этом году подвела и она: в первом полугодии «Славнефть» добыла 11,8 млн. тонн нефти, чуть снизив этот показатель по сравнению с прошлым годом. Примерно на 500 тыс. тонн за полугодие снизилась и добыча самой «Газпром нефти», поэтому даже консолидированная добыча компании по сравнению с 2005 годом упала.

Удержаться бы!
Возможно, возглавляемая г-ном Рязановым компания для наращивания добычи намерена активно скупать лицензии на новые месторождения? Однако пока такая тенденция явно не наблюдается. Например, в этом году «Газпром нефть» не слишком активно участвует в аукционах на распределение участков недр под разведку и добычу, заметно отставая в этом смысле от той же «Роснефти» или «Сургутнефтегаза».

В частности, компания сообщает, что за год, прошедший с момента ее приобретения «Газпромом», она получила всего восемь лицензионных участков на право разведки и разработки недр. При этом как минимум одна из этих лицензий — на приобретенный недавно Новороссийский участок в Краснодарском крае — газовая. В случае обнаружения на участке промышленных запасов газа лицензия будет передана «Газпрому».

Почти все капвложения «Газпром нефти» в настоящее время направлены на поддержание добычи в традиционных регионах работы компании. По словам Александра Рязанова, в первом полугодии капвложения составили $580 млн. Из этой суммы $550 млн. было инвестировано в сегмент добычи, из них $391 млн. достался основной добычной «дочке» — «Ноябрьскнефтегазу» — компании «Сибнефть-Югра».

При этом «Газпром», конечно, обещает, что добыча нефти вырастет в том числе за счет его собственных нефтяных месторождений, а также нефтяных оторочек газовых залежей. «Надо одновременно добывать нефть вместе с газом, — подчеркнул господин Рязанов. — Иначе давление в пласте падает, нефть растекается, и добыча ее осложняется. На ряде газовых месторождений, Медвежьем например, время уже упущено». Видимо, необходимость при любой возможности добывать не только газ, но и нефть стала понятна «Газпрому» совсем недавно. Такое отношение к месторождениям, кстати, ненамного лучше, чем сжигание нефтяниками попутного газа.

Если бы «Газпром нефти», с одной стороны, удалось в довольно сжатые сроки переломить тенденцию падения добычи в своих традиционных регионах работы, а с другой — получить в полное распоряжение нефтяные месторождения «Газпрома», то компания, возможно, смогла бы увеличить добычу вдвое и даже войти в тройку-четверку крупнейших российских нефтяных гигантов.

Жадная мама
Одна беда: «Газпром» так и не решился передать «Газпром нефти» лицензии на свои нефтяные месторождения. Нефтяная компания станет работать на них лишь как оператор. То есть добываемая на месторождениях нефть не будет принадлежать «Газпром нефти».

Александр Рязанов объясняет это тем, что 20% акций «Газпром нефти» находится у банкрота-ЮКОСа, и неизвестно, кому они могут достаться в будущем. Идеальным вариантом зампредправления «Газпрома» считает выкуп этого пакета самим «Газпромом» с дальнейшим размещением около 11% акций на рынке, чтобы в свободном обращении находилось около 15% акций компании.

У руководства «Газпрома», видимо, есть все основания для опасений, что 20% «Газпром нефти» в результате грядущей распродажи имущества ЮКОСа могут достаться не ему. Замахнуться на приглянувшийся «Газпрому» актив сейчас может, пожалуй, только «Роснефть». Что с учетом натянутых взаимоотношений между председателями советов директоров «Газпрома» и «Роснефти» — первого вице-премьера Дмитрия Медведева и заместителя главы администрации президента Игоря Сечина — вряд ли может устраивать руководство газового монополиста.

Остается лишь догадываться, каким образом «Газпром нефть» собирается увеличивать собственную добычу. Причем Александр Рязанов на прошлой неделе постарался опровергнуть почти все возможные догадки. В частности, он заявил, что «Газпром нефть» не ведет переговоров ни о покупке доли российских акционеров в ТНК-ВР, ни о выкупе у ТНК-ВР второй половины «Славнефти». «По крайней мере, на моем уровне переговоров не ведется, хотя с Германом Ханом (исполнительный директор ТНК-ВР. — «Профиль») мы видимся довольно часто, — отметил Александр Рязанов. — Если они вдруг решатся продавать активы, мы, конечно, будем первыми, кому это будет интересно. Особенно нас интересует «Славнефть».

Впрочем, не стоит исключать и того, что решение совета директоров относительно сохранения самостоятельности «Газпром нефти» было лишь компромиссом. Возможно, 80 млн. тонн к 2020 году будет добывать «Газпром нефть» вкупе с «Газпромом».

При этом добыча бывшей «Сибнефти», вероятнее всего, продолжит постепенно снижаться. Чистую прибыль нефтяной компании «Газпром» будет забирать в качестве дивидендов, направляя полученные деньги уже на свои собственные проекты, в том числе и на приобретение новых нефтяных активов.

«Газпром нефть» сохранила самостоятельность, избежав полного растворения в недрах «Газпрома». Однако эта промежуточная победа может дорого обойтись компании.Президенту «Газпром нефти» (бывшая «Сибнефть») и заместителю председателя правления «Газпрома» Александру Рязанову почти год пришлось бороться за самостоятельность нефтяной компании в рамках газовой монополии. По неподтвержденным слухам, в этой борьбе ему противостоял другой топ-менеджер компании, Александр Ананенков, курирующий производственный блок «Газпрома».

Теперь господин Рязанов может вздохнуть с облегчением: в минувшую среду совет директоров «Газпрома» решил, что «Газпром нефть» останется открытым акционерным обществом и будет работать как самостоятельная вертикально интегрированная компания со своими добывающими, перерабатывающими и сбытовыми активами.

Между прочим, можно считать, что «Газпром» уже перевыполнил свой план по развитию собственной нефтедобычи. Не кто иной, как Александр Рязанов, еще в 2004 году, рассказывая о стратегии монополиста в сфере нефтедобычи, заявлял, что к 2010 году «Газпром» намерен самостоятельно добывать 30—40 млн. тонн черного золота (на тот момент добыча нефти «Газпромом» измерялась всего 11 млн. тонн в год). К тому же, согласно стратегии, все свои нефтяные активы «Газпром» намеревался вывести в отдельную нефтяную компанию с «оригинальным» названием «Газпромнефть». Правда, тогда речь шла об органическом росте и, судя по всему, в планах монополиста не содержался пункт о приобретении каких-либо нефтяных компаний — ни «Роснефти» (в этом «Газпром» потерпел фиаско), ни «Сибнефти».

Теперь же в распоряжении «Газпрома» — компания, которая уже добывает свыше 40 млн. тонн в год, имеет свой НПЗ, сбытовые структуры и сеть АЗС. Однако успокаиваться Александру Рязанову пока рановато.

Сплошные проблемы

В мае нынешнего года, когда купленная год назад «Сибнефть» была переименована в «Газпром нефть» и перерегистрирована в Санкт-Петербурге, казалось, что от компании Романа Абрамовича вскоре останутся только воспоминания в виде автозаправочных станций. «Газпром» нанял консультантов — McKinsey и Citigroup, — которые должны были просчитать экономический и управленческий эффект от интеграции бывшей «Сибнефти» в «Газпром» или сохранения ее в качестве самостоятельной единицы.

Эксперты, как уже известно, пришли к выводу, что «Газпром нефти» лучше остаться самостоятельной компанией. С ними согласился и совет директоров «Газпрома».

После чего Александр Рязанов с гордостью озвучил весьма амбициозные планы по развитию нефтяного бизнеса монополиста.

Итак, президент «Газпром нефти» рассчитывает к 2020 году получить наконец контроль над Московским нефтеперерабатывающим заводом, вдвое увеличить количество собственных АЗС и, главное, довести годовую добычу нефти компанией до 80 млн. тонн. То есть через четырнадцать лет «Газпром нефть» по добыче должна достичь нынешнего уровня «Роснефти».

Нелишне напомнить, что в 2005 году собственная добыча «Газпром нефти» составила 33,04 млн. тонн, а с учетом 50-процентной доли в «Славнефти» — 45,12 млн. тонн.

При этом очевидно, что за счет нынешних внутренних резервов добыча «Газпром нефти» не увеличится почти в два раза ни за 15 лет, ни за 30, поскольку пик добычи бывшей «Сибнефти» пришелся по странному «совпадению обстоятельств» как раз на тот момент, когда она ровно год назад была продана «Газпрому». С тех пор добыча на месторождениях, принадлежащих компании, неуклонно падает. В прошлом году консолидированная добыча «Сибнефти» оказалась выше, чем в 2004-м, лишь за счет доли компании в «Славнефти». Однако в этом году подвела и она: в первом полугодии «Славнефть» добыла 11,8 млн. тонн нефти, чуть снизив этот показатель по сравнению с прошлым годом. Примерно на 500 тыс. тонн за полугодие снизилась и добыча самой «Газпром нефти», поэтому даже консолидированная добыча компании по сравнению с 2005 годом упала.

Удержаться бы!

Возможно, возглавляемая г-ном Рязановым компания для наращивания добычи намерена активно скупать лицензии на новые месторождения? Однако пока такая тенденция явно не наблюдается. Например, в этом году «Газпром нефть» не слишком активно участвует в аукционах на распределение участков недр под разведку и добычу, заметно отставая в этом смысле от той же «Роснефти» или «Сургутнефтегаза».

В частности, компания сообщает, что за год, прошедший с момента ее приобретения «Газпромом», она получила всего восемь лицензионных участков на право разведки и разработки недр. При этом как минимум одна из этих лицензий — на приобретенный недавно Новороссийский участок в Краснодарском крае — газовая. В случае обнаружения на участке промышленных запасов газа лицензия будет передана «Газпрому».

Почти все капвложения «Газпром нефти» в настоящее время направлены на поддержание добычи в традиционных регионах работы компании. По словам Александра Рязанова, в первом полугодии капвложения составили $580 млн. Из этой суммы $550 млн. было инвестировано в сегмент добычи, из них $391 млн. достался основной добычной «дочке» — «Ноябрьскнефтегазу» — компании «Сибнефть-Югра».

При этом «Газпром», конечно, обещает, что добыча нефти вырастет в том числе за счет его собственных нефтяных месторождений, а также нефтяных оторочек газовых залежей. «Надо одновременно добывать нефть вместе с газом, — подчеркнул господин Рязанов. — Иначе давление в пласте падает, нефть растекается, и добыча ее осложняется. На ряде газовых месторождений, Медвежьем например, время уже упущено». Видимо, необходимость при любой возможности добывать не только газ, но и нефть стала понятна «Газпрому» совсем недавно. Такое отношение к месторождениям, кстати, ненамного лучше, чем сжигание нефтяниками попутного газа.

Если бы «Газпром нефти», с одной стороны, удалось в довольно сжатые сроки переломить тенденцию падения добычи в своих традиционных регионах работы, а с другой — получить в полное распоряжение нефтяные месторождения «Газпрома», то компания, возможно, смогла бы увеличить добычу вдвое и даже войти в тройку-четверку крупнейших российских нефтяных гигантов.

Жадная мама

Одна беда: «Газпром» так и не решился передать «Газпром нефти» лицензии на свои нефтяные месторождения. Нефтяная компания станет работать на них лишь как оператор. То есть добываемая на месторождениях нефть не будет принадлежать «Газпром нефти».

Александр Рязанов объясняет это тем, что 20% акций «Газпром нефти» находится у банкрота-ЮКОСа, и неизвестно, кому они могут достаться в будущем. Идеальным вариантом зампредправления «Газпрома» считает выкуп этого пакета самим «Газпромом» с дальнейшим размещением около 11% акций на рынке, чтобы в свободном обращении находилось около 15% акций компании.

У руководства «Газпрома», видимо, есть все основания для опасений, что 20% «Газпром нефти» в результате грядущей распродажи имущества ЮКОСа могут достаться не ему. Замахнуться на приглянувшийся «Газпрому» актив сейчас может, пожалуй, только «Роснефть». Что с учетом натянутых взаимоотношений между председателями советов директоров «Газпрома» и «Роснефти» — первого вице-премьера Дмитрия Медведева и заместителя главы администрации президента Игоря Сечина — вряд ли может устраивать руководство газового монополиста.

Остается лишь догадываться, каким образом «Газпром нефть» собирается увеличивать собственную добычу. Причем Александр Рязанов на прошлой неделе постарался опровергнуть почти все возможные догадки. В частности, он заявил, что «Газпром нефть» не ведет переговоров ни о покупке доли российских акционеров в ТНК-ВР, ни о выкупе у ТНК-ВР второй половины «Славнефти». «По крайней мере, на моем уровне переговоров не ведется, хотя с Германом Ханом (исполнительный директор ТНК-ВР. — «Профиль») мы видимся довольно часто, — отметил Александр Рязанов. — Если они вдруг решатся продавать активы, мы, конечно, будем первыми, кому это будет интересно. Особенно нас интересует «Славнефть».

Впрочем, не стоит исключать и того, что решение совета директоров относительно сохранения самостоятельности «Газпром нефти» было лишь компромиссом. Возможно, 80 млн. тонн к 2020 году будет добывать «Газпром нефть» вкупе с «Газпромом».

При этом добыча бывшей «Сибнефти», вероятнее всего, продолжит постепенно снижаться. Чистую прибыль нефтяной компании «Газпром» будет забирать в качестве дивидендов, направляя полученные деньги уже на свои собственные проекты, в том числе и на приобретение новых нефтяных активов.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».