Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Свободный доступ к праву"

Государство отказалось от монополии на распространение правовой информации, а частные компании сделали ее еще более доступнойВласть действительно стала уделять серьезное внимание вопросам своей открытости. Стартовала программа «Электронная Россия», еще одним значительным шагом в этом направлении можно считать недавнее постановление правительства РФ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», принятое 12 февраля 2003 года. Наряду с этим в сфере распространения правовой информации работают сотни частных компаний, сложилась целая отрасль информационных услуг — серьезный конкурентный рынок. Один из лидеров — компания «КонсультантПлюс», головная фирма Общероссийской Сети распространения правовой информации.
Председатель правления компании «КонсультантПлюс» Дмитрий НОВИКОВ комментирует ситуацию в своей отрасли информационных услуг.
Корр.: Существуют ли сейчас в России проблемы с распространением правовой информации?
Д.Н.: Смею утверждать, что фатальной, принципиальной проблемы в этом отношении в стране нет. Это если посмотреть, конечно, в целом. Более того, можно с уверенностью сказать, что произошло то, во что еще десять лет назад поверить было трудно: правовая информация стала реально доступна. Конечно, есть еще очень принципиальные вопросы — это и распространение всего объема судебных решений и всего объема подзаконных, не нормативных решений органов исполнительной власти. Но и в этих направлениях значительный прогресс очевиден. Достаточно посмотреть на ситуацию в ретроспективе. Юристы со стажем рассказывают, что еще меньше пятидесяти лет назад в СССР нормативные акты вообще почти не публиковались. Даже такая нужная всем книга, как Трудовой кодекс, была материалом с грифом ДСП. И суды решали трудовые споры по некоторым изложениям этого кодекса, которые лишь частично отражали данный документ. Еще десять-двенадцать лет назад обращение в органы власти с просьбой передавать документы для дальнейшего распространения чаще всего вызывало просто удивление — мы это хорошо помним по первым годам своей работы. А сейчас даже силовые ведомства сами обращаются к нам с идеями создания совместных информационных систем для распространения их информации на широкой некоммерческой основе. Хотя отдельные чудеса еще бывают, привычка типа «держать и не пущать» одним поколением не изживается.
Корр.: Получается полная идиллия: миллионы наших граждан знают, как получить доступ к тексту законов, могут это сделать и в состоянии эффективно защищать свои права?
Д.Н.: Не надо путать три разных понятия: с одной стороны, доступ к правовой информации для тех, кто хочет ее получить, с другой — правовое просвещение тех, кто не понимает, для чего она нужна в принципе, и, наконец, отдельно проблемы эффективной работы законов. Так вот для тех, кто сам хочет получить правовую информацию — и официальную (в первую очередь, нормативные документы от власти), и неофициальную (материалы и комментарии от независимых авторов), проблемы нет. Есть целый спектр возможностей. Во-первых, Интернет-сайты, рассчитанные, как правило, на тех, кому необходимо эпизодическое получение отдельных документов. Во-вторых, печатные СМИ, ориентированные как на широкую публику, так и на специалистов. И наконец, профессиональные компьютерные системы, справочно-правовые системы (в том числе «КонсультантПлюс») — это услуги для профессионалов, которым необходима не просто информация, а сервис, позволяющий надежно решать сложные задачи. Кроме того, сейчас организован доступ к компьютерным информационным системам в публичных библиотеках для тех, кто не имеет выхода в Интернет. Одна только наша компания предоставляет на максимально льготных условиях доступ к своим системам тысяче с лишним библиотек и более чем тысяче учебных заведений по всей стране в рамках специальной некоммерческой программы.
Корр.: А в чем трудность с подзаконными актами? Власть по-прежнему не хочет полной открытости?
Д.Н.: Здесь нет однозначного ответа. Конечно, есть определенный круг людей, кому по понятным причинам выгодно, чтобы вообще любых документов публиковалось поменьше. Но есть и объективная причина: трудно реально отделить то, что публиковать необходимо и обязательно, а что — недопустимо. В этой сфере необходимо более четко сформулировать критерии — что и как должно быть открыто в обязательном порядке. Иначе ведомства стараются распространять минимум (хотя уже давно никто публично не рискнет спорить с необходимостью открытости). Кстати, недавнее постановление правительства на эту тему как раз начинает формализацию процесса, регламентируя, какие именно документы должны быть выставлены в свободном доступе. Но это только начало пути: все равно остается целый пласт документов, которые и к государственной тайне явно не относятся, и в список обязательных для публикации в Интернете не попали.
Корр.: Что касается «Электронной России» — вы не опасаетесь, что государство возьмет и сделает бесплатный сайт со всей необходимой информацией и вашему бизнесу вообще не останется места?
Д.Н.: Да нет, у бизнеса и государства здесь разные задачи. Власть должна решать первичную проблему: чтобы документы были выставлены в Интернет в простейшем виде, максимально точно и надежно. Мы, кстати, ему в этом помогаем, ведь даже в элементарном выставлении документов без профессионалов не обойтись. Если необходимо поместить на сайте пятьсот документов, то программу и студент напишет, но если пять тысяч или пятьдесят — нужны профессиональные технологии. Например, компания «КонсультантПлюс» ведет раздел «Документы» на официальном сайте президента России. Но государство по определению не может непосредственно создавать конкурентоспособный сервис, во всяком случае в нашей отрасли. Нигде в мире таких примеров нет. Ведь пользователи платят нам деньги не только и не столько за официальную информацию. Помимо самих текстов официальных документов мы выдаем огромный массив авторских материалов — разъяснений, комментариев. Кроме того, предоставляем эффективные технологии поиска, а также юридическую обработку документов. Одна только ссылка из документа в документ или юридическое примечание, подготовленное нашими экспертами, экономит клиентам часы, дни, а порой даже месяцы аналитической работы. Каждый наш пользователь имеет индивидуальный сервис и контакт со специалистом: обучение, обновление систем и технологий, консультации, заказ редких документов и многое другое. Сейчас у нас только в московских подразделениях работает около семисот человек плюс в регионах более пятисот сотрудников: программистов, юристов, администраторов информационных банков, аналитиков, исследователей.
Корр.: А не смогут ли создать замену вашему сервису бесплатные негосударственные сайты в Интернете?
Д.Н.: Нет. Тут роли тоже распределились достаточно четко. Если вы студент или человек, которому необходим отдельный документ раз в год, то, наверное, вы в Сети найдете нужный материал бесплатно. А если вы специалист и в вашей компетенции ответы на вопросы, цена которых в сотни, а то и в тысячи раз превосходит цену нашего сервиса? Вряд ли вы рискнете довериться информации с бесплатной странички сомнительного происхождения, когда готовите серьезное юридическое заключение. Так что в конечном счете мы продаем не просто сервис с добавленной стоимостью, а реальный инструмент обеспечения безопасности.

СЕРГЕЙ СЛАВИН

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK