Правительственная комиссия по электросвязи в конце прошлого года одобрила Концепцию развития профессиональной радиосвязи до 2015 года. Наиболее перспективным для госструктур и системообразующих предприятий стратегических отраслей был признан стандарт TETRA. Это решение повлечет за собой серьезные перемены на российском рынке профессиональных услуг связи.
Круг потребителей и пользователей, которым по роду деятельности нужна профессиональная радиосвязь, весьма широк. Это исполнительные органы власти, ведомства, дежурно-диспетчерские службы, силы экстренного реагирования, корпоративные отраслевые потребители - нефтегазовые корпорации, водный транспорт. Традиционно каждое отдельно взятое ведомство устанавливало в рамках своего влияния собственный стандарт профессиональной связи. Единой системы не существовало, к тому же дефицит долгосрочных инвестиций по государственным проектам отодвигал создание федеральной сети. Все это, естественно, затрудняло эффективное общение между многочисленными государственными структурами, а также работу основных служб жизнеобеспечения, таких как милиция, пожарные, скорая помощь, служба спасения.
Кстати, эта проблема не только российская. Интерес к созданию слаженного профессионального единого технологического пространства появился в Европе всего-то около 10 лет назад. Создание современного цифрового стандарта TETRA, отвечающего на наболевшие вопросы, было инициировано под влиянием процессов объединения стран в Европейское сообщество и было связано с необходимостью осуществлять эффективную координацию служб общественной безопасности, а также пограничных служб. В США мощный импульс распространению стандарта был дан событиями 11 сентября 2001 года. Трагический урок, когда госсекретарь Колин Пауэлл не мог дозвониться до Белого дома в течение 7 часов перелета из Перу в США, а службы безопасности не могли скоординировать свои действия, не прошел бесследно. По данным Европейской ассоциации TETRA MoU, за последние два года число TETRA-контрактов в мире выросло ровно на треть. Такого впечатляющего абсолютного увеличения при выдающемся процентном росте эта технология профессиональной мобильной радиосвязи до сих пор не знала. TETRA-проекты реализуются уже в половине государств мира (94 страны), причем 56 из них неевропейские. Наиболее быстрый TETRA-рост за прошедший год показали Азиатско-Тихоокеанский (57%) и Ближневосточный (34%) регионы.
Муки выбора
В результате долгих дебатов Россия также вошла в зону TETRA. Это решение означает, что данный стандарт связи будет внедряться во все государственные и коммерческие структуры, а транкинговые сети на основе TETRA составят конкуренцию сотовым сетям в секторе корпоративных клиентов и смогут перетянуть значительную часть абонентов.
Почему же выбор пал именно на этот стандарт? , то есть один абонент может разговаривать только с одним абонентом, а транкинговые сети на базе TETRA строятся по принципу . Здесь один человек может вызвать группу абонентов>, - говорит заместитель руководителя Спецсвязи России Александр Сухарев.
В России и раньше были попытки создания единого телекоммуникационного пространства. В начале 2001 года Siemens и Российский банк развития подготовили коммерческий проект, который предполагал за 5-10 лет создать в России единую систему цифровой транкинговой радиосвязи стандарта TETRA для нужд государственных органов стоимостью $6 млрд (по тем временам - невиданная для телекоммуникационного рынка сумма). Проект так и остался неосуществленным. Параллельно с этим коммерческим проектом развивался отраслевой проект Министерства информационных технологий и связи , основной целью которого было создание единой профессиональной инфраструктуры радиосвязи для всех ведомств. В ходе реализации проекта появилась необходимость в создании единой концепции развития профессиональной цифровой радиосвязи, которая и была одобрена в 2007 году.
Специфика данного рынка в том, что переход к новым технологиям часто требует отказа от предыдущих инвестиций. По объективным причинам некоторые ведомства, например МВД, не могли перейти на стандарт TETRA, поскольку у этого ведомства накоплен большой парк аналогового оборудования, в пользу которого пришлось сделать выбор.
Сейчас, после принятия решения на государственном уровне, ситуация может измениться.
Все дело в связях
С 1 января 2008 года постановлением правительства РФ вводится система единого номера вызова экстренных служб - 112. Для того чтобы лучше координировать работу всех экстренных служб 01, 02, 03, 04 и МЧС, разработанная Мининформсвязи РФ Концепция развития цифровой подвижной радиосвязи стандарта TETRA пришлась как нельзя кстати. В ряде крупных городов, а также в отдельных регионах уже существуют пилотные проекты по внедрению сети TETRA, которые доказали свою эффективность на деле и могут стать технологической основой службы единого номера . оперативно управлять дежурными экипажами, выбирать самую ближайшую к месту происшествия машину и постоянно поддерживать прямую связь с медперсоналом. У диспетчера появляется прекрасная возможность связываться одновременно с большим количеством дежурных экипажей и давать им указания в режиме онлайн>, - утверждает Вячеслав Матецкий, главный врач службы , где успешно проходят испытания нового вида связи.
Казалось бы, открываются огромные перспективы для игроков этого сегмента рынка. Ведь TETRA является первой открытой цифровой системой транкинговой связи. Открытость означает, что спецификации стандарта доступны всем желающим и любой производитель имеет право наладить выпуск этого оборудования. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. , - считает эксперт рынка телекоммуникационных услуг Дмитрий Петровский. Из наиболее крупных операторов на рынке предоставления услуг спецсвязи можно назвать оператора , входящего в консорциум АРКАН-ТЕТРАСВЯЗЬ, и компанию .
С пополнением!
Общий объем профессиональных услуг спецсвязи в России пока что существенно отстает от европейского, тем не менее услуги, предоставляемые поставщиками оборудования, системными интеграторами и другими игроками, представляют собой существенный сегмент телекоммуникационного рынка. По оценкам экспертов, объем этого сегмента составляет
4 млрд рублей, а это уже существенная часть телекоммуникационного рынка. Темпы роста - в среднем 30% в год, и как минимум в ближайшие пять лет эта цифра, скорее всего, не изменится. Перспективность сегмента высока, ведь система спецсвязи является телекоммуникационной основой функционирования систем общественной и национальной безопасности государства. И, судя по структуре потребителей, где 80% составляют государственные ведомства, а 19% - корпоративные крупные отраслевые заказчики, спрос будет долгосрочным, конечно, при условии стабильной экономической ситуации в стране и выбранном инновационном векторе развития.
Для финансирования построения новой государственной системы связи определен принцип частно-государственного партнерства как перспективный инвестиционный механизм реализации сложных и масштабных проектов. Все TETRA-проекты, по сути, интеграционные и представляют собой слияние частного и государственного капитала. Как показал европейский опыт, национальные сети малых европейских стран с сотней базовых станций, обслуживающих порядка 10 тыс. абонентов, обходятся в 20-30 млн евро, крупных (до 5 тыс. базовых станций, порядка 100 тыс. абонентов) - в 200-300 млн евро в течение трех-пяти лет.
Как считают эксперты, рынок находится пока в начальной стадии развития, на нем еще мало игроков. Но, похоже, Концепция Мининформсвязи подтолкнула ситуацию и уже в ближайшем будущем на рынке могут появиться новые компании.
ТETRA для государственной безопасности Последние нововведения в сфере рынка услуг профессиональной связи прокомментировал руководитель консорциума АРКАН-ТЕТРАСВЯЗЬ Александр МОЛДАВАНОВ.
|