24 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: "СВЯЗЬ ПО СМС"

Архивная публикация 2009 года: "СВЯЗЬ ПО СМС"

Три месяца спустя после похищения Arctic Sea все еще качается на волнах Средиземного моря, а четырем членам экипажа до сих пор не позволяют сойти на берег. Архангельск - не слишком приветливый город. Расположен он на берегу Белого моря, на самом севере России, до полярного круга отсюда рукой подать. Портовый город пришел в упадок, деревянные дома обветшали, панельные многоэтажки производят немногим лучшее впечатление. Несмотря на столь дивное название, это не то место, где можно черпать надежду на лучшее.
Здешние жители так или иначе связаны с морем. 51-летняя Елена Зарецкая, грациозная светловолосая мать двух дочерей, - жена капитана. Правда, Сергея Зарецкого давно не видели дома. Три месяца назад его сухогруз Arctic Sea подвергся нападению пиратов в Балтийском море.
У Елены начали иссякать силы. Особенно тяжело ей стало после загадочного письма из Москвы, из Следственного комитета при Генеральной прокуратуре. В послании, датированном 10 сентября, говорится, что ее супруга освободили и он "за счет бюджетных средств" отправлен домой.
Увы, на родину Сергей, равно как и три других члена экипажа, не попал до сих пор.
К счастью, ему удалось хотя бы выйти на связь по SMS: "Как с нами собираются поступить, нам не сообщают", - написал он жене. Весточка пришла из акватории Средиземного моря.
Обманные маневры вокруг Arctic Sea продолжаются. Судно эксплуатирует хельсинкская судоходная компания, владельцем которой является россиянин. Что же кроется за разыгравшейся вокруг него драмой - месть конкурентов или же попытка контрабанды международного значения, - остается не ясным.
Шестнадцатого августа российский фрегат "Ладный", вооруженный тяжелыми корабельными пушками и ракетами класса "земля-воздух", вызволил Arctic Sea из рук пиратов. Мужчин, взявших судно на абордаж, вместе с большей частью экипажа доставили в Москву. Задержанные утверждают, что они - защитники окружающей среды, потерпевшие кораблекрушение и спасенные моряками Arctic Sea.
В середине сентября чиновник испанской островной провинции Лас-Пальмас объявил, что следствие на борту сухогруза завершено. Судно действительно перевозило толькодревесину, и ничего, "что можно инкриминировать Российской Федерации", обнаружено не было.
До этого мир успел облететь слух, будто израильской спецслужбе "Моссад" удалось предотвратить доставку в Иран ракет С-300 класса "земля-воздух", якобы находившихся на борту Arctic Sea. По сути, такая версия хорошо соотносилась с тем обстоятельством, что помимо вышеупомянутого фрегата Россия направила за 7000 км на острова Кабо-Верде в Атлантическом океане, у берегов которых стоял сухогруз, два военно-транспортных Ил-76. Для чего - чтобы доставить в страну экипаж и пиратов? Но для 19 человек вполне хватило бы небольшого пассажирского самолета.
Александр Красноштан, 50-летний мужчина с окладистой бородой, добивается возвращения домой остальных членов экипажа. Прокуренный офис председателя Северной региональной организации Российского проф-союза моряков находится рядом с центральным рынком Архангельска. "Люди побывали в руках пиратов, - говорит он. - Хочется надеяться, что переживут они и свое спасение российскими властями".
Красноштан подал с полдесятка обращений, в том числе президенту страны Дмитрию Медведеву. "Мы можем с уверенностью сказать, что четверо моряков вынуждены оставаться на борту Arctic Sea против их воли, - сетует он. - Это, по сути, рабство".
Другим членам экипажа тоже не то чтобы посчастливилось. Недавно к Красноштану заходил старший моторист Arctic Sea Сергей Петрук, один из одиннадцати моряков, которые уже добрались до дома, - правда, после "промежуточной остановки" в Лефортовской тюрь-ме. Петрук сидит со своей женой Оксаной в архангельском кафе напротив городского бассейна. Его правая рука распухла. "Террористы сломали мне кость прикладом, - рассказывает он. Он никогда б не поверил, что в Балтийском море его судно может стать жертвой пиратов. - На них были черные маски и куртки с надписью Polis, по-шведски это "полиция", - вспоминает он. - Я быстро понял, что стражи порядка ненастоящие". Для бойцов береговой охраны западного государства у них было слишком уж старое, обшарпанное оружие, к тому же автоматы Калашникова.
Более того, захватчики говорили по-русски, когда связывались по рации со своими доверенными в Москве, заверяет Петрук. И все высматривали корабль, который, вероятно, должен был их забрать, но так и не появился.
Серьезной загадкой является и хитросплетение фирм, связанных с Arctic Sea. Всего в 500 метрах от штаб-квартиры проф-союза моряков расположен офис общества с ограниченной ответственностью "Солчарт-Ар-хангельск", занимающий три кабинета, - в свое время экипаж лесовоза нанимали именно там.
Управляющую компанию Solchart Management AB, зарегистрированную в Хельсинки, возглавляет россиянин Виктор Матвеев. Зато владелец сухогруза - резидент куда более теплых краев: штаб-квартира Arctic Sea Ltd расположена в мальтийской столице Валлетте, неподалеку от других компаний, пользующихся сомнительной репутацией. Так, Better Win 24 Ltd прославилась в Германии своим "рекламным обзвоном" с приглашением поучаствовать в якобы ну очень уж прибыльных лотереях.
Профсоюз моряков настораживает, что "Solchart лишь недавно начал осуществлять деятельность в качестве эксплуатирующей компании". При этом еще в 2005-м Arctic Sea Ltd осуществляла на Мальте такие операции, как продажа долей панамским компаниям. Ситуацию еще больше запутывает то, что вплоть до конца 2008 года компанией-оператором Arctic Sea счита-лась рижская Aquaship, после чего печально известный сухогруз и четыре других аналогич-ных судна передали группе Solchart. Несмотря на это, до конца июля на интернет-странице компании все они значились как часть флота Aquaship.
"Ситуация, когда суда эксплуатируются фиктивными компаниями, в нашей отрасли не редкость, - говорит Красноштан. - Истинные собственники остаются в тени".
Его коллега Александр Агеев, знаток глубоко коррумпированного российского судоходства, допускает, что похищение Arctic Sea - всего лишь месть конкурентов. Значит, мир просто стал свидетелем "разборки" в полукриминальной среде? Однако ни операцию ВМФ, ни действия СКП это не объясняет.
Равно как и, очевидно, продолжающуюся одиссею Arctic Sea. Сначала российские власти объявили, что после завершения следствия судно направится в черноморский порт Новороссийск, позднее стали говорить про Лас-Пальмас. И вот сухогруз стоит в Средиземноморье, в 65 милях к востоку от Гибралтара.
Алжир, для которого предназначались перевозимые судном лесоматериалы, не пускает Arctic Sea ни в один из своих портов. Мальта, где русские планировали передать сухогруз компании Arctic Sea Ltd, также не разрешает ему встать на якорь в своих водах. Всестраны выдвинули "требования, выполнить которые при сложившихся обстоятельствах нереально", - иронизирует представитель российского МИДа.
По всей вероятности, мальтийцы, испанцы и алжирцы потребовали от российской стороны подписания акта приема-передачи, являющегося основанием для урегулирования правовых и финансовых притязаний. Собственник судна Матвеев уже назвал сумму своих убытков: по предварительным подсчетам, драма вокруг Arctic Sea обошлась ему в 716 486 евро.
Тем временем Елена Зарецкая в Архангельске не оставляет надежды на благополучное завершение драмы.

Три месяца спустя после похищения Arctic Sea все еще качается на волнах Средиземного моря, а четырем членам экипажа до сих пор не позволяют сойти на берег. Архангельск - не слишком приветливый город. Расположен он на берегу Белого моря, на самом севере России, до полярного круга отсюда рукой подать. Портовый город пришел в упадок, деревянные дома обветшали, панельные многоэтажки производят немногим лучшее впечатление. Несмотря на столь дивное название, это не то место, где можно черпать надежду на лучшее.
Здешние жители так или иначе связаны с морем. 51-летняя Елена Зарецкая, грациозная светловолосая мать двух дочерей, - жена капитана. Правда, Сергея Зарецкого давно не видели дома. Три месяца назад его сухогруз Arctic Sea подвергся нападению пиратов в Балтийском море.
У Елены начали иссякать силы. Особенно тяжело ей стало после загадочного письма из Москвы, из Следственного комитета при Генеральной прокуратуре. В послании, датированном 10 сентября, говорится, что ее супруга освободили и он "за счет бюджетных средств" отправлен домой.
Увы, на родину Сергей, равно как и три других члена экипажа, не попал до сих пор.
К счастью, ему удалось хотя бы выйти на связь по SMS: "Как с нами собираются поступить, нам не сообщают", - написал он жене. Весточка пришла из акватории Средиземного моря.
Обманные маневры вокруг Arctic Sea продолжаются. Судно эксплуатирует хельсинкская судоходная компания, владельцем которой является россиянин. Что же кроется за разыгравшейся вокруг него драмой - месть конкурентов или же попытка контрабанды международного значения, - остается не ясным.
Шестнадцатого августа российский фрегат "Ладный", вооруженный тяжелыми корабельными пушками и ракетами класса "земля-воздух", вызволил Arctic Sea из рук пиратов. Мужчин, взявших судно на абордаж, вместе с большей частью экипажа доставили в Москву. Задержанные утверждают, что они - защитники окружающей среды, потерпевшие кораблекрушение и спасенные моряками Arctic Sea.
В середине сентября чиновник испанской островной провинции Лас-Пальмас объявил, что следствие на борту сухогруза завершено. Судно действительно перевозило толькодревесину, и ничего, "что можно инкриминировать Российской Федерации", обнаружено не было.
До этого мир успел облететь слух, будто израильской спецслужбе "Моссад" удалось предотвратить доставку в Иран ракет С-300 класса "земля-воздух", якобы находившихся на борту Arctic Sea. По сути, такая версия хорошо соотносилась с тем обстоятельством, что помимо вышеупомянутого фрегата Россия направила за 7000 км на острова Кабо-Верде в Атлантическом океане, у берегов которых стоял сухогруз, два военно-транспортных Ил-76. Для чего - чтобы доставить в страну экипаж и пиратов? Но для 19 человек вполне хватило бы небольшого пассажирского самолета.
Александр Красноштан, 50-летний мужчина с окладистой бородой, добивается возвращения домой остальных членов экипажа. Прокуренный офис председателя Северной региональной организации Российского проф-союза моряков находится рядом с центральным рынком Архангельска. "Люди побывали в руках пиратов, - говорит он. - Хочется надеяться, что переживут они и свое спасение российскими властями".
Красноштан подал с полдесятка обращений, в том числе президенту страны Дмитрию Медведеву. "Мы можем с уверенностью сказать, что четверо моряков вынуждены оставаться на борту Arctic Sea против их воли, - сетует он. - Это, по сути, рабство".
Другим членам экипажа тоже не то чтобы посчастливилось. Недавно к Красноштану заходил старший моторист Arctic Sea Сергей Петрук, один из одиннадцати моряков, которые уже добрались до дома, - правда, после "промежуточной остановки" в Лефортовской тюрь-ме. Петрук сидит со своей женой Оксаной в архангельском кафе напротив городского бассейна. Его правая рука распухла. "Террористы сломали мне кость прикладом, - рассказывает он. Он никогда б не поверил, что в Балтийском море его судно может стать жертвой пиратов. - На них были черные маски и куртки с надписью Polis, по-шведски это "полиция", - вспоминает он. - Я быстро понял, что стражи порядка ненастоящие". Для бойцов береговой охраны западного государства у них было слишком уж старое, обшарпанное оружие, к тому же автоматы Калашникова.
Более того, захватчики говорили по-русски, когда связывались по рации со своими доверенными в Москве, заверяет Петрук. И все высматривали корабль, который, вероятно, должен был их забрать, но так и не появился.
Серьезной загадкой является и хитросплетение фирм, связанных с Arctic Sea. Всего в 500 метрах от штаб-квартиры проф-союза моряков расположен офис общества с ограниченной ответственностью "Солчарт-Ар-хангельск", занимающий три кабинета, - в свое время экипаж лесовоза нанимали именно там.
Управляющую компанию Solchart Management AB, зарегистрированную в Хельсинки, возглавляет россиянин Виктор Матвеев. Зато владелец сухогруза - резидент куда более теплых краев: штаб-квартира Arctic Sea Ltd расположена в мальтийской столице Валлетте, неподалеку от других компаний, пользующихся сомнительной репутацией. Так, Better Win 24 Ltd прославилась в Германии своим "рекламным обзвоном" с приглашением поучаствовать в якобы ну очень уж прибыльных лотереях.
Профсоюз моряков настораживает, что "Solchart лишь недавно начал осуществлять деятельность в качестве эксплуатирующей компании". При этом еще в 2005-м Arctic Sea Ltd осуществляла на Мальте такие операции, как продажа долей панамским компаниям. Ситуацию еще больше запутывает то, что вплоть до конца 2008 года компанией-оператором Arctic Sea счита-лась рижская Aquaship, после чего печально известный сухогруз и четыре других аналогич-ных судна передали группе Solchart. Несмотря на это, до конца июля на интернет-странице компании все они значились как часть флота Aquaship.
"Ситуация, когда суда эксплуатируются фиктивными компаниями, в нашей отрасли не редкость, - говорит Красноштан. - Истинные собственники остаются в тени".
Его коллега Александр Агеев, знаток глубоко коррумпированного российского судоходства, допускает, что похищение Arctic Sea - всего лишь месть конкурентов. Значит, мир просто стал свидетелем "разборки" в полукриминальной среде? Однако ни операцию ВМФ, ни действия СКП это не объясняет.
Равно как и, очевидно, продолжающуюся одиссею Arctic Sea. Сначала российские власти объявили, что после завершения следствия судно направится в черноморский порт Новороссийск, позднее стали говорить про Лас-Пальмас. И вот сухогруз стоит в Средиземноморье, в 65 милях к востоку от Гибралтара.
Алжир, для которого предназначались перевозимые судном лесоматериалы, не пускает Arctic Sea ни в один из своих портов. Мальта, где русские планировали передать сухогруз компании Arctic Sea Ltd, также не разрешает ему встать на якорь в своих водах. Всестраны выдвинули "требования, выполнить которые при сложившихся обстоятельствах нереально", - иронизирует представитель российского МИДа.
По всей вероятности, мальтийцы, испанцы и алжирцы потребовали от российской стороны подписания акта приема-передачи, являющегося основанием для урегулирования правовых и финансовых притязаний. Собственник судна Матвеев уже назвал сумму своих убытков: по предварительным подсчетам, драма вокруг Arctic Sea обошлась ему в 716 486 евро.
Тем временем Елена Зарецкая в Архангельске не оставляет надежды на благополучное завершение драмы.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».