Фирме, желающей установить в офисе качественную стационарную связь, придется выложить за это удовольствие $250--750, а потом регулярно оплачивать телефонные переговоры и вносить ежемесячную абонентскую плату (от $20 до $150). И это несмотря на наметившуюся тенденцию снижения цен! Клиенты телекоммуникационных компаний свой выбор аргументируют просто: "Мы не слишком богаты, чтобы покупать дешевые вещи".На сегодняшний день крупнейшие операторы стационарной связи соединят вас практически с любым уголком планеты. Звоните ли вы в дом напротив или в Новую Зеландию -- качество связи будет одинаково хорошим. Разница между телекоммуникационными компаниями лишь в том, каков набор дополнительных услуг, насколько низки льготные тарифы, есть ли возможность обслуживания в регионах. Большинство компаний ориентируются все-таки на абонентов Москвы и Московской области, и только некоторые из них имеют представительства в других городах. Например, "Комбеллга" и "Комстар" работают исключительно для столицы, тогда как "Глобал Один" имеет офисы в Сочи, Владикавказе, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Владивостоке, Хабаровске и Иркутске.
Необходимая роскошь
Время, когда кого-то можно было удивить просто хорошей телефонной связью, прошло. В борьбе за клиента телекоммуникационные компании научились делать много, на первый взгляд, несвойственных им вещей. Скажем, предоставлять доступ в Интернет, организовывать видеоконференции, проводить телефонные опросы населения.
Так, "МТУ-Информ", крупнейший негосударственный оператор телефонной связи Москвы, недавно ввел новую услугу -- телемаркетинг. Она позволяет проводить телефонные опросы любой аудитории в любой точке мира. Так что клиент, желающий определить популярность того или иного политика, может сделать заказ в "МТУ-Информ" на проведение телефонного опроса москвичей или жителей всей страны и узнать рейтинг лидера.
"Комстар" совместно с компанией "Московская сотовая связь" предлагает своим клиентам новую услугу "Мобайл Тон". Купив в "Комстаре" мобильный телефон, включенный в сеть МСС, и заплатив за его подключение $30, клиент может установить на своем стационарном аппарате, включенном в сеть "Комстар", режим переадресации входящих вызовов на этот мобильный телефон. Ежемесячная абонентская плата составляет $35 и включает бесплатные входящие звонки. За исходящие с мобильного применяется тариф $0,19 за минуту разговора днем, $0,13 ночью в будние и круглосуточно в выходные дни.
Все тот же "МТУ-Информ" предлагает еще одну новую экономичную услугу, так называемую Интернет-телефонию -- одновременный доступ к телефонной сети и Интернет по одному IP-каналу. В принципе, IP-телефонию мировые телекоммуникационные компании продают уже давно. В России эта услуга "легализована" лишь с лета. За полгода лицензии Гостелекома на организацию IP-телефонии получили больше десятка компаний. Среди которых, помимо "МТУ-Информ",-- "Глобал Один", "Комстар" "Московский междугородный и международный телефон" (ММТ). В чем заключается выгода Интернет-телефонии для клиента? Отныне вместо двух ему понадобится всего одна телефонная линия, которая позволит как разговаривать по телефону, так и выходить во всемирную паутину. Причем IP-канал дает возможность постоянного доступа в Интернет. Это означает, что клиенту нет нужды дозваниваться через модем для получения почты или "серфинга" по интересующим сайтам.
Кроме того, установка IP-канала делает ненужной приобретение офисной АТС (ее установка обойдется в среднем в $7000). Сейчас многие организации (особенно мелкие и средние) из соображений экономии покупают одну телефонную линию (напомним, что каждая стоит $250--750). И затем покупают мини-АТС для монтажа внутренней сети.
Покупателю IP-канала сразу же установят несколько телефонных номеров без внутреннего разделения. Стоят они дешевле, чем покупка АТС. Подключение, скажем, четырех номеров по IP-каналу пропускной способностью 128 Кбит/с обойдется фирме в $5520 (установочная плата за Интернет $1200, за каждый номер -- $420, обслуживающее оборудование стоит $2640). Абонентская плата за пользование Интернетом $500 в месяц, за каждый телефонный номер -- $30 (вместо обычных $500--600 и $20--70). Кроме более низкой стоимости установки, IP-телефония выгодна и с точки зрения оплаты за телефонные переговоры. Особенно это касается международных звонков. Так, минута диалога с США посредством Интернет-телефонии стоит $0,62, то есть на 20--50% дешевле обычного международного тарифа. Отметим, что разговоры при этом ведутся с обычного телефона. Никакого дополнительного оборудования не требуется.
"Комбеллга" предоставляет своим абонентам новую платную услугу -- доступ к справочно-информационному центру "655". За $2,5 в минуту клиент может получить адресные справки, информацию о компаниях, оказывающих все виды услуг в Москве, оперативную финансово-экономическую информацию, справки о ресторанах, клубах, дискотеках, репертуар театров, кинотеатров, концертных залов, телефонные коды стран мира и городов России и многое другое. Для того чтобы воспользоваться услугами справочной службы, клиентам компании достаточно набрать 655 после выхода в городскую телефонную сеть. На звонок клиента ответит оператор, который и даст необходимую справку.
Эпоха упадка
За последнее время большинство ведущих операторов фиксированной связи снизили тарифы на свои услуги. В основном это, правда, касается стоимости междугородных и международных переговоров. Например, звонок в США у "МТУ-Информ" теперь стоит $0,75 вместо $1,4 летом. Общение с Америкой подешевело и у "Глобал Один" -- с $1,6 до $0,95. Некоторые компании снизили стоимость установки телефонной линии. Фирма "Комбеллга" подключает один телефонный номер за $200--500 (летом эта услуга стоила $700). Более чем в два раза уменьшилась минимальная плата за использование линии: со $150 до $70 в месяц.
Компания "Телмос", первой получившая госсертификаты соответствия на услуги связи, проводит сейчас рекламную кампанию. Клиенты, которые наговаривают в месяц больше 2000 минут, платят за свои переговоры по сниженным ценам (стоимость звонка в США уменьшается с $1,6 до $0,72, в европейские страны -- с $1,5 до $0,72). Правда, это предложение действует только до конца нынешнего года.
"Комстар" предлагает так называемый специальный тариф на срочное подключение или перевод номеров с сети МГТС на "Комстар". Эта услуга стоит 6600 рублей ($250).
Отметим, что такая услуга очень выгодна для организаций, ведь стоимость подключения к качественной телефонной сети снижена в 2,5 раза. А вот для частных лиц новшество вряд ли представляет интерес. Далеко не все смогут платить за телефон $15 ежемесячно, а заодно выкладывать 2 цента за каждую минуту разговора.
Компания "Совинтел" даже организовала специальную акцию, посвященную снижению тарифов. На проходившем в октябре в Москве Кубке Кремля-99 "Совинтел" представил коллекционный набор телефонных карточек с изображением ведущих теннисистов мира, в разные годы принимавших участие в Кубке Кремля. Карточки были выпущены ограниченным тиражом и продавались только на турнире. По карте стоимостью 99 рублей можно было позвонить из Москвы в любую точку мира и разговаривать в течение 10 минут. Вне зависимости от того, звонили вы в Канаду или Караганду, минута разговора обходилась в 9,1 рубля ($0,35).
Частным пользователям сети Интернет в Санкт-Петербурге "Совинтел" предлагает тарифный план "$1 в день". Заплатив за месяц около $30, вы можете неограниченно "сидеть" во всемирной паутине. Особенно актуальна эта услуга для любителей Интернета, бороздящих просторы сети со своего домашнего компьютера. Ведь объем трафика для них в этом случае неограничен. Следует также отметить, что в Москве подобная услуга обходится клиентам в два раза дороже -- $60 в месяц.
Компания DirectNet продает телефонную карту стоимостью $10, по которой можно позвонить в любую точку мира с любого телефона. Дома, на работе или по телефону-автомату обладателю карты DirectNet достаточно набрать номер оператора, ввести код карточки, потом код страны и города, а затем номер абонента. Картой можно пользоваться практически в любом городе мира. При этом тарифы на междугородную и международную связь достаточно низкие: минута разговора с Мексикой или США стоит $0,52 (обычный тариф компании $0,8--1,2), по странам СНГ -- $0,32 (вместо $0,45--0,65). Длительность разговора по картам, как обычно, округляется до минуты.
Удобство ее для клиентов состоит в относительной дешевизне и "мобильности": как уже было сказано, звонить можно с любого телефона практически в любую точку мира. Оператор тоже не остается внакладе за счет того, что продает эфирное время, так сказать, оптом и по предоплате.
Практически такие же телефонные карты предлагает "Комбеллга", только с разной номинальной стоимостью: $10, $20, $50 и $100. Тарифы здесь, правда, более высокие, чем у DirectNet: $0,62 за минуту разговора с США и $0,54 -- с Западной Европой.
***
За последние несколько месяцев на рынке фиксированной связи наметилась тенденция к снижению цен. Телекоммуникационные компании вводят новые услуги, разрабатывают более гибкую тарифную политику, пытаясь выполнить любые прихоти клиентов.
И все-таки услуги телекоммуникационных компаний в целом остаются достаточно дорогими. Поэтому, как и раньше, их клиентами становятся в основном компании, а не частные лица. Платить в одиночку $500--600 за подключение телефона, выплачивать ежемесячную абонентскую плату в размере $15--70, да еще оплачивать сами разговоры может позволить себе далеко не каждый. Легче купить обыкновенный сотовый.
Тем не менее фирмам, занимающимся серьезным бизнесом, услуги телекоммуникационных компаний по-прежнему необходимы. Потому как качество стационарной связи остается вне конкуренции.
Базовые тарифы на основные виды услуг крупнейших телекоммуникационных компаний Москвы*
Компания | Стоимость установки одной телефонной линии ($) | Стоимость установки каждой дополнительной линии ($) | Абонентская плата ($ в месяц) | Минимальная плата за использование линии** | Стоимость минуты внутреннего звонка ($) | Стоимость минуты междугородного звонка по европейской части России ($) | Стоимость минуты звонка в страны СНГ ($) | Стоимость минуты звонка в США ($) | Стоимость минуты звонка в Западную Европу ($) | Стоимость минуты звонка в другие страны ($) | Скидки в льготное время (выходные и праздники, а также 18.00--9.00 в будние дни, %) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
"Совинтел" | 650 | 650 | 40 | 100 | 0 | 0,42 | 0,70 | 1,45 | 1,45 | 2,20 | 6 |
"Телмос" | 650 | 400 | 0--70 | 0 | 0,03 | 0,50 | 0,70 | 1,60 | 1,50 | 2,50 | 6 |
"Глобал Один" | 650 | 650 | 25 | 150 | 0 | 0,36 | 0,70 | 0,95 | 0,80 | 1,20--1,80 | 20 |
"Комстар" | 250 (от 6600 рублей) | 250 (от 6600 рублей) | 15 | 0 | 0--0,02 | 0,22 | 0,30 | 0,65 | 0,60 | 0,70--1,30 | Нет |
Direct Net | 0--750 | 0--750 | 20--30 | 0 | 0--0,03 | 0,15--0,45 | 0,45--0,65 | 0,8--1,2 | 0,9--1,2 | 1--1,69 | 10 |
"МТУ-Информ" | 500 | 500 | 25 | 0 | 0 | 0,15 | 0,7 | 0,75 | 0,6 | ~ | Нет |
"Комбеллга" | 250--500 | 200--450 | 20 | 70 | 0 | 0,25--0,45 | 0,3--0,7 | 1,1 | 0,9 | 1,7 | 8--50 |
* Цены указаны без учета НДС и налога с продаж. При этом клиенту могут быть предоставлены дополнительные скидки в зависимости от интенсивности использования линии. На определенных направлениях могут быть предложены специальные цены.
** Минимальная ежемесячная сумма, которую компании-операторы взимают со свих клиентов независимо от количества предоставляемых услуг.
НАТАЛЬЯ РОМАНОВА