25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1999 года: "Сырь? мо?"

Архивная публикация 1999 года: "Сырь? мо?"

Российское правительство решило в очередной раз "пощипать" экспортеров и повысить экспортную пошлину на цветные металлы (медь и никель) с 5 до 10%. И, как заявил замминистра торговли Георгий Габуния, это лишь часть "генеральной линии" правительства на повышение экспортных пошлин на сырье. Однако понятно, что сырье (нефть, газ, металлы) когда-то кончается. Сможет ли Россия вывести на внешние рынки несырьевые отрасли?Валерий Орешкин, директор Института конъюнктуры мировой экономики: "Не нужно бояться того, что основную часть российского экспорта составляют минеральные ресурсы. Такая ситуация сохраняется уже десятки лет. И во времена СССР мы тоже были сырьевой страной.
Проблема лишь в том, что экспортируем мы сейчас лишь невозобновляемые ресурсы и продукцию экологически грязных отраслей. Последнее, понятно, выгодно Западу, где экологические требования очень высоки и производство такой продукции либо невозможно, либо неоправданно дорого.
Другой вопрос, что износ оборудования в этих кормящих нас отраслях составляет порой 60% и более. А значит, есть опасность, что в скором будущем даже нефть мы экспортировать не сможем: нечем будет добывать.
Повысить в ближайшее время долю экспорта машинно-технической продукции и высоких технологий нереально. И не потому, что она плоха или неконкурентоспособна. Просто нет денег для нормальных инвестиций в эти отрасли -- с одной стороны. И существуют жесткие ограничения доступа такой продукции на западные рынки и даже на рынки СНГ -- с другой. Если в 1992 году против России применялось 13 количественных ограничений (квот) за рубежом, то сейчас -- уже 92 (прежде всего в области металлургии).
Получается, что мы после перестройки либерализовали наш рынок в одностороннем порядке. Пустили сюда западные товары, но позволили Западу не пускать наши. Так что, прежде чем думать о том, как завоевать западные рынки, нужно отвоевать свои.
На внешний рынок, повторяю, без масштабных инвестиций выйти не получится. Единственная конкурентоспособная и перспективная отрасль -- ВПК. Если государство будет хотя бы минимально поддерживать ее развитие, она, пожалуй, сможет сохранить и упрочить позиции на внешних рынках и вытащить за собой смежные отрасли. А мечтать о том, что мы начнем производить лучшие в мире телевизоры, автомобили, компьютеры, сейчас просто не имеет смысла".
Сергей Сильвестров, советник председателя Совета Федерации по экономике: "Россия и сейчас экспортирует не только сырье и энергоносители. Значительную часть нашего экспорта составляют вооружения и военная техника. Россия действительно может и должна стремиться к тому, чтобы экспортировать не сырьевые ресурсы, а, например, высокие технологии. В XXI веке, очевидно, наиболее перспективным будет развитие фундаментальных знаний и высоких технологий. И у России есть серьезный шанс занять ведущие позиции по ряду отраслей. Это нанатехнологии (то есть разработки в области микроэлектроники), морская биология, океанография, авиационные и космические технологии.
Развитие этих направлений еще более важно по той причине, что успешность и доходность нашего сырьевого экспорта вызывает все больший скепсис. Первая причина -- очень высокие косвенные налоги на экспорт нефти и газа. Они сейчас составляют у нас более 65% в структуре экспортной цены, в то время как, например, в США -- около 20%. По объективным экономическим законам развитие той или иной отрасли становится малоинтересным после того, как налоги превышают планку в 45% от цены продукции. Кроме того, нефтегазовая отрасль имеет ряд технологических проблем. Средства на модернизацию не выделяются. Материальная база устаревает, что негативно сказывается на объемах добычи. И наконец, последнее. Экспорт российской нефти, например, выгоден при мировой цене на уровне $13--15 за баррель. А мировые цены колеблются довольно сильно и независимо от желания России. Строить долговременные расчеты в таких условиях совершенно невозможно".
Алексей Огарев, генеральный директор ГК "Росвооружение": "Конечно, необходимо приложить все усилия, чтобы постепенно избавляться от статуса сырьевого придатка мирового сообщества. Для этого есть только один путь: увеличивать объемы экспорта наукоемкой продукции российской промышленности. И пожалуй, один из немногих видов наукоемкой высокотехнологичной продукции, который действительно может на равных конкурировать с ведущими мировыми производителями,-- это российское оружие. Развитие именно этой отрасли промышленности представляется особенно важным, если учесть, что в ВПК занято огромное число людей.
Однако при этом надо иметь в виду, что мировой рынок оружия сегодня ограничен. На нем идет жесточайшая конкурентная борьба, где подчас используются далеко не джентльменские методы. Поэтому мы остро нуждаемся в поддержке федеральных органов исполнительной власти для формирования политических условий продвижения нашей продукции на мировые рынки.
И не может не радовать тот факт, что в последнее время российские поставщики начали ощущать такую поддержку со стороны государства, проявляющуюся, в частности, в своевременном лоббировании интересов предприятий и компаний оборонного комплекса со стороны первых лиц правительства. Результаты такой поддержки ощутимы уже сейчас: объем экспорта по линии "Росвооружения" по состоянию на ноябрь 1999 года уже превысил показатель за весь 1998 год ($2 млрд.). А концу года составит более $2,5 млрд.
В ближайшее время будет подписано еще несколько крупных и, я бы сказал, неординарных контрактов, что позволит существенно увеличить портфель заказов, который на сегодня составляет примерно $9 млрд. со сроком исполнения до 2005 года".
Михаил Алексеев, вице-президент Росбанка: "Стимулирование экспорта готовой продукции, а не сырья обычно осуществляется через систему таможенных тарифов. В этой сфере все достаточно тривиально: если есть желание создать условия для увеличения продаж на зарубежных рынках готовых изделий за счет соответствующего снижения доли сырьевых ресурсов, экспортные пошлины на товары и услуги понижают, а на минеральные ресурсы повышают. Определение оптимального размера таможенных тарифов -- отдельный вопрос, который следует решать исходя из конъюнктуры внутреннего и внешних рынков и текущей ситуации в стране.
Безусловно, существует некоторый предел, за рамками которого пошлины начинают выполнять запретительную роль, что в условиях недостаточно эффективной таможенной системы провоцирует отдельные субъекты внешнеторговой деятельности на нарушение законодательства. Однако думается, что бороться с этими нарушениями надо не только и не столько путем поддержания пошлин на низком уровне, сколько другими методами, связанными с наведением порядка в таможенном деле".

Российское правительство решило в очередной раз "пощипать" экспортеров и повысить экспортную пошлину на цветные металлы (медь и никель) с 5 до 10%. И, как заявил замминистра торговли Георгий Габуния, это лишь часть "генеральной линии" правительства на повышение экспортных пошлин на сырье. Однако понятно, что сырье (нефть, газ, металлы) когда-то кончается. Сможет ли Россия вывести на внешние рынки несырьевые отрасли?Валерий Орешкин, директор Института конъюнктуры мировой экономики: "Не нужно бояться того, что основную часть российского экспорта составляют минеральные ресурсы. Такая ситуация сохраняется уже десятки лет. И во времена СССР мы тоже были сырьевой страной.

Проблема лишь в том, что экспортируем мы сейчас лишь невозобновляемые ресурсы и продукцию экологически грязных отраслей. Последнее, понятно, выгодно Западу, где экологические требования очень высоки и производство такой продукции либо невозможно, либо неоправданно дорого.

Другой вопрос, что износ оборудования в этих кормящих нас отраслях составляет порой 60% и более. А значит, есть опасность, что в скором будущем даже нефть мы экспортировать не сможем: нечем будет добывать.

Повысить в ближайшее время долю экспорта машинно-технической продукции и высоких технологий нереально. И не потому, что она плоха или неконкурентоспособна. Просто нет денег для нормальных инвестиций в эти отрасли -- с одной стороны. И существуют жесткие ограничения доступа такой продукции на западные рынки и даже на рынки СНГ -- с другой. Если в 1992 году против России применялось 13 количественных ограничений (квот) за рубежом, то сейчас -- уже 92 (прежде всего в области металлургии).

Получается, что мы после перестройки либерализовали наш рынок в одностороннем порядке. Пустили сюда западные товары, но позволили Западу не пускать наши. Так что, прежде чем думать о том, как завоевать западные рынки, нужно отвоевать свои.

На внешний рынок, повторяю, без масштабных инвестиций выйти не получится. Единственная конкурентоспособная и перспективная отрасль -- ВПК. Если государство будет хотя бы минимально поддерживать ее развитие, она, пожалуй, сможет сохранить и упрочить позиции на внешних рынках и вытащить за собой смежные отрасли. А мечтать о том, что мы начнем производить лучшие в мире телевизоры, автомобили, компьютеры, сейчас просто не имеет смысла".

Сергей Сильвестров, советник председателя Совета Федерации по экономике: "Россия и сейчас экспортирует не только сырье и энергоносители. Значительную часть нашего экспорта составляют вооружения и военная техника. Россия действительно может и должна стремиться к тому, чтобы экспортировать не сырьевые ресурсы, а, например, высокие технологии. В XXI веке, очевидно, наиболее перспективным будет развитие фундаментальных знаний и высоких технологий. И у России есть серьезный шанс занять ведущие позиции по ряду отраслей. Это нанатехнологии (то есть разработки в области микроэлектроники), морская биология, океанография, авиационные и космические технологии.

Развитие этих направлений еще более важно по той причине, что успешность и доходность нашего сырьевого экспорта вызывает все больший скепсис. Первая причина -- очень высокие косвенные налоги на экспорт нефти и газа. Они сейчас составляют у нас более 65% в структуре экспортной цены, в то время как, например, в США -- около 20%. По объективным экономическим законам развитие той или иной отрасли становится малоинтересным после того, как налоги превышают планку в 45% от цены продукции. Кроме того, нефтегазовая отрасль имеет ряд технологических проблем. Средства на модернизацию не выделяются. Материальная база устаревает, что негативно сказывается на объемах добычи. И наконец, последнее. Экспорт российской нефти, например, выгоден при мировой цене на уровне $13--15 за баррель. А мировые цены колеблются довольно сильно и независимо от желания России. Строить долговременные расчеты в таких условиях совершенно невозможно".

Алексей Огарев, генеральный директор ГК "Росвооружение": "Конечно, необходимо приложить все усилия, чтобы постепенно избавляться от статуса сырьевого придатка мирового сообщества. Для этого есть только один путь: увеличивать объемы экспорта наукоемкой продукции российской промышленности. И пожалуй, один из немногих видов наукоемкой высокотехнологичной продукции, который действительно может на равных конкурировать с ведущими мировыми производителями,-- это российское оружие. Развитие именно этой отрасли промышленности представляется особенно важным, если учесть, что в ВПК занято огромное число людей.

Однако при этом надо иметь в виду, что мировой рынок оружия сегодня ограничен. На нем идет жесточайшая конкурентная борьба, где подчас используются далеко не джентльменские методы. Поэтому мы остро нуждаемся в поддержке федеральных органов исполнительной власти для формирования политических условий продвижения нашей продукции на мировые рынки.

И не может не радовать тот факт, что в последнее время российские поставщики начали ощущать такую поддержку со стороны государства, проявляющуюся, в частности, в своевременном лоббировании интересов предприятий и компаний оборонного комплекса со стороны первых лиц правительства. Результаты такой поддержки ощутимы уже сейчас: объем экспорта по линии "Росвооружения" по состоянию на ноябрь 1999 года уже превысил показатель за весь 1998 год ($2 млрд.). А концу года составит более $2,5 млрд.

В ближайшее время будет подписано еще несколько крупных и, я бы сказал, неординарных контрактов, что позволит существенно увеличить портфель заказов, который на сегодня составляет примерно $9 млрд. со сроком исполнения до 2005 года".

Михаил Алексеев, вице-президент Росбанка: "Стимулирование экспорта готовой продукции, а не сырья обычно осуществляется через систему таможенных тарифов. В этой сфере все достаточно тривиально: если есть желание создать условия для увеличения продаж на зарубежных рынках готовых изделий за счет соответствующего снижения доли сырьевых ресурсов, экспортные пошлины на товары и услуги понижают, а на минеральные ресурсы повышают. Определение оптимального размера таможенных тарифов -- отдельный вопрос, который следует решать исходя из конъюнктуры внутреннего и внешних рынков и текущей ситуации в стране.

Безусловно, существует некоторый предел, за рамками которого пошлины начинают выполнять запретительную роль, что в условиях недостаточно эффективной таможенной системы провоцирует отдельные субъекты внешнеторговой деятельности на нарушение законодательства. Однако думается, что бороться с этими нарушениями надо не только и не столько путем поддержания пошлин на низком уровне, сколько другими методами, связанными с наведением порядка в таможенном деле".

ДЕНИС СОЛОВЬЕВ, ВЛАДИМИР КАЛМАНОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».