Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Табачный капитан"

Всего за несколько лет компания JT International (JTI) стала одним из ведущих игроков российского табачного рынка (который по объемам занимает третье место в мире), а ее петербургское предприятие «Петро» производит сегодня почти каждую шестую сигарету в России. О секретах успеха компании рассказывает руководитель ее российского подразделения г-н Марк ШЭЙВЕР.— В каких отношениях состоит российское подразделение с головной компанией?
— Российское подразделение JT International входит в группу компаний JTI (со штаб-квартирой в Женеве), являющуюся, в свою очередь, международным подразделением концерна Japan Tobacco Inc. (со штаб-квартирой в Токио). JTI занимает третье место в мире по объемам производства и продаж сигарет и владеет тремя из пяти основных международных марок сигарет. Свою продукцию компания реализует более чем в 120 странах мира.
Как проходило проникновение компании на российский рынок? Были ли какие-либо конфликты, войны за собственность? Как складывались отношения с властями?
— Появление компании (тогда R.J.Reynolds International) на российском рынке можно отнести к началу 1990-х годов, когда Россия открыла свой рынок для иностранных инвестиций. В 1992 году RJR стала первой американской табачной компанией, начавшей производство сигарет непосредственно в России. Общий объем наших прямых инвестиций в экономику России с 1992 года превысил полмиллиарда долларов.
Был приобретен контрольный пакет акций сигаретной фабрики «АС-Петро» (бывшей знаменитой табачной фабрики #1 им. Урицкого, название которой в советское время являлось символом качественной продукции). Для RJR тогда это было серьезное финансовое решение и серьезная ставка на возрождение табачной промышленности как в Санкт-Петербурге, так и по всей России. Власти города приветствовали инвестора, создавшего в Северной столице форпост крупных зарубежных инвестиций, и всемерно способствовали решению проблем, которые возникали в процессе становления обновленного производства и ведения бизнеса по-новому.
Сколько фабрик принадлежат JTI в России сейчас? Планируете ли вы расширять свои производственные мощности в нашей стране — строить новые фабрики либо покупать действующих игроков?
— JTI владеет двумя фабриками на территории Российской Федерации. Производственный комплекс «Петро» в Санкт-Петербурге — единственная фабрика JTI по производству табачных изделий в России. Это одно из наиболее современных табачных производств на российском рынке, а кроме того, крупнейшая табачная фабрика JTI в мире. Так что в ближайшем будущем нам вполне хватит имеющихся в нашем распоряжении производственных мощностей. Тем более что оборудование фабрики постоянно дополняется, проводится модернизация технологических процессов. «Петро» — это пример успешного сочетания культурных и производственных традиций табачного производства с современными техническими достижениями в этой области. На фабрике сформирован полный производственный цикл — от первичной обработки табачного сырья до упаковки блоков сигарет в коробки.
Помимо «Петро» JTI принадлежит фабрика «Дж.Т.И. Елец» — единственное в России и СНГ предприятие по выпуску восстановленного табака. Благодаря модернизации производства продукция елецкой фабрики полностью соответствует международным стандартам и с успехом экспортируется за рубеж — в Марокко, Турцию, Италию.
За счет чего компании удалось после кризиса 1998 года не только не сократить, а даже увеличить объем продаж?
— Это всецело определялось правильно выбранной стратегией ведения бизнеса с учетом существовавших тогда реалий. Концерн Japan Tobacco, незадолго до кризиса купивший табачный бизнес американского холдинга RJR Nabisco — концерн R.J.Reynolds International, — везде ориентируется на развитие местного производства. Так было и в России. Из полумиллиарда долларов общего объема капиталовложений в российский табачный бизнес 400 миллионов долларов было инвестировано в фабрику «Петро». Это принесло хорошие результаты: если в 1992 году компанией на российском табачном производстве было выпущено лишь 12 миллиардов сигарет, то в 1998 году, несмотря на постигший Россию кризис, объем производства достиг уже 41 миллиарда сигарет (на 4 миллиарда штук больше, чем годом раньше). Хорошо известные к тому времени бренды компании, такие как «Петр I», Magna, Monte-Carlo, North Star, традиционный российский «Беломор» и не менее традиционная овальная «Наша Прима» также способствовали успеху компании. Возникшая кризисная ситуация стала своеобразной проверкой на выносливость для всех. И в этом — положительные стороны кризиса. Наша компания не только выстояла, но и приобрела бесценный опыт работы в экстремальной ситуации, упрочив свои позиции на российском рынке.
— Что изменилось в табачном бизнесе Reynolds в России после слияния компании с JTI?
— Влившись в 1999 году в японскую табачную корпорацию, российский табачный бизнес R.J.Reynolds получил новые финансовые возможности и самый передовой менеджмент. В качестве доказательства можно привести такой факт: годом раньше, имея штат сотрудников всего вдвое больше, чем их было у R.J.Reynolds, корпорация Japan Tobacco сумела обеспечить сумму продаж в 9 раз большую. И если до покупки R.J.Reynolds JT занимала четвертое место на международном табачном рынке, то после приобретения RJR она стала второй компанией по продаже сигарет так называемой американской мешки, самого распространенного в мире стандарта смеси табаков основных сортов — «Вирджинии», «Берлея» и восточных.
Каковы, на ваш взгляд, перспективы российского сигаретного рынка? Отличаются ли тенденции на нем от направления развития мирового рынка?
— Повышение уровня жизни населения России способствовало изменению спроса. Все более популярными и востребованными становятся сигареты среднеценового и выше сегментов. Примерами таковых являются «Петр I», Winston, «Русский Стиль», производимые нашей компанией. Продолжается дальнейшее сокращение потребления овальных сигарет (сигарет без фильтра) и папирос. Потребители этой продукции постепенно, но неуклонно переходят к сигаретам так называемого базового сегмента. JTI в данном секторе представлена сигаретами More, «Наша Прима».
Мировая тенденция все возрастающего интереса курильщиков к легким и сверхлегким сигаретам с пониженным содержанием смолы и никотина актуальна и для российского рынка. Поэтому, чутко прислушиваясь к запросам наших взрослых потребителей, практически все наши бренды — «Петр I», Winston, Camel, «Русский Стиль», Mild Seven — представлены целым семейством: от традиционной полновкусовой версии (Full Flavour) до легкой и сверхлегкой. В этой связи особо хочу отметить недавнее событие — вывод на российский рынок обновленной семьи «Петр I», состоящей теперь из полного, мягкого, легкого и сверхлегкого вкусов. Таким образом, мы учитываем индивидуальные вкусы различных категорий наших курильщиков.
— Что выгоднее в сегодняшней России: покупать существующие производства и обновлять их или строить новые?
— В настоящее время строительство новых крупных табачных фабрик практически исключено по причине избытка существующих производственных мощностей. По данным МНС, их производительность оценивается в 475 млрд. штук табачных изделий в год. Так что следует модернизировать имеющиеся производственные мощности, что мы и делаем на нашем производственном комплексе «Петро» в Санкт-Петербурге.
— Как давно вы занимаете пост главы российского подразделения компании? Стремились ли изменить ее стратегию в России?
— В России я живу уже более шести лет и все больше и больше люблю эту замечательную страну с ее богатым историческим прошлым, потрясающим культурным наследием и традициями.
Подразделение JTI в России я возглавляю с мая 2001 года. Руководство корпорации рассматривало и продолжает рассматривать российское подразделение в качестве основного инструмента для развития и роста всей группы компаний JT International в глобальном масштабе. И стратегия компании в России остается неизменной. Суть ее такова: фокус на флагманских брендах — Camel, Winston, Salem, — увеличение реализации сигарет средней и выше средней ценовых категорий, расширение сегмента легких сигарет и продолжение инвестиционной деятельности.

ЕЛЕНА РОМАНЕНКО

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK