Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Табель о ярангах"

Государство готовится резко сократить свое присутствие на холодных при- и заполярных просторах. Эту миссию должен взять на себя частный бизнес.

Давний спор о том, что такое Россия — Восток или Запад, с географической точки зрения абсолютно бессмыслен. Поскольку на самом деле Россия — это Север: 62% площади нашей страны классифицируется как северные или приравненные к ним территории. По странной прихоти природы именно здесь сосредоточены громадные запасы полезных ископаемых: на "северах" добывается 93% российского природного газа, 75% нефти, 100% алмазов, кобальта, платиноидов, 90% меди и никеля, 2/3 золота, половина леса. Север обеспечивают почти 60% валютных поступлений страны, при том что здесь постоянно проживает менее 12 млн. человек, из которых 200 тыс. — представители коренных малочисленных народов Севера. Столь внушительные экономические показатели северных территорий — следствие целенаправленной политики, проводившейся при СССР, когда освоение Севера считалось одним из приоритетов государства. На расходы, понятно, никто особого внимания при этом не обращал, тем более что все построенные при Советах большие города на Севере — дело рук зэков. Однако начиная с 60-х годов, когда ГУЛАГ подопустел, для привлечения на холодные просторы граждан государство было вынуждено прибегнуть к массовому внедрению так называемых "северных коэффициентов" — то есть к более высоким по сравнению со средней полосой зарплатам. Эта практика сохраняется до сих пор.

Между тем нынешнее законодательство не позволяет точно определить, где заканчивается "нормальная" земля и начинается северная. Статистика следующая: районы Крайнего Севера (РКС) и приравненные к ним местности официально имеются в 28 регионах РФ, тогда как районные коэффициенты и северные надбавки применяются в 41 регионе. В 2002 году всего на выплаты районных надбавок было потрачено 195 млрд. рублей (в том числе из федерального — 127 млрд. рублей). Особенно удручает федеральные власти тот факт, что приходится доплачивать надбавки и в тех 13 регионах, которые вообще не имеют в своем составе РКС и приравненных к ним местностей. В итоге, как посчитали в МЭРТе, дополнительная нагрузка на федеральный бюджет в 2002 году за счет "несеверных" регионов составила 64 млрд. рублей. Мириться дальше с этим государство не хочет. Выход один — по максимуму сократить численность постоянного населения "северов". В этом должен помочь новый закон о районировании Севера и Арктики, который окончательно внесет ясность в юридический статус и другие особенности северных регионов. В настоящее время "прояснением" ситуации вовсю занимается Минэкономразвития РФ, в недрах которого и разрабатывается требуемый закон (см. интервью с Мухамедом Цикановым). Хотя этот документ еще находится в стадии разработки, главное уже понятно: количество "северных" регионов, где бюджетники получают повышенную зарплату, станет меньше.

Лишние люди Несмотря на то, что за последние пять лет из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в другие регионы России переселилось более 1 млн. человек, на северных и приравненных к ним территориях до сих пор живет, как уже говорилось, около 12 млн. человек — в основном те, кто позволить себе роскошь вернуться на материк самостоятельно не в состоянии. Правительство считает целесообразным вернуть "излишек" населения (а это от 200 до 800 тыс. человек — точная цифра определится только к концу этого года) обратно на Большую землю. По замыслу правительства, программа переселения в первую очередь затронет тех, кто поехал "на севера" еще в советские времена. Цена же переселения достаточно внушительная: по самой скромной оценке, при условии "вывоза" минимума населения (200 тыс. человек) в год потребуется изыскивать в бюджете не менее 2-3 млрд. рублей. Значительная часть из этой суммы пойдет на строительство жилья для переселенцев. Но несмотря на грядущие расходы, экономический эффект от переселения позволит в будущем правительству серьезно подсократить расходы: по экспертной оценке, консолидированный экономический эффект от переселения одного человека с Севера на "материк" составляет в среднем 31 тыс. рублей. По мнению заместителя гендиректора ОАО "ГМК "Норильский никель" Ольги Голодец, "государственные программы содействия переселению из регионов Крайнего Севера должны быть направлены главным образом на помощь неработающему нетрудоспособному населению, а также на создание системы содействия в переселении на "материк" работников бюджетной сферы по достижении ими нетрудоспособного возраста". А со своими работниками компании разбираются сами. Тот же "Норникель" уже несколько лет реализует целый комплекс программ, содействующих их переселению на материк "по окончании трудовой деятельности" в компании: выплачивает единовременную компенсацию в связи с выездом на "материк", осуществляет различные пенсионные программы для ветеранов компании и т.д. Так что "лишних" людей так или иначе рано или поздно вывезут. А природные кладовые предлагается "разорять" по преимуществу вахтовым методом. И уже не на госсредства, а на деньги бизнеса.

Мухамед ЦИКАНОВ, заместитель министра экономического развития и торговли РФ: "Освоение Севера должно осуществляться на основе вахтового метода" "Профиль": Мухамед Мухадинович, что меняется в госполитике освоения Севера? Мухамед Циканов: В эпоху СССР идеология хозяйствования на Севере была простая: где обнаруживали природные ресурсы, там и основывали населенный пункт. Так возникли в свое время Норильск, Воркута, Комсомольск-на-Амуре и т.д. Сегодня политика правительства по хозяйственному освоению Севера кардинально изменилась — оно должно осуществляться в первую очередь на основе вахтового метода. Если же бизнес сочтет нужным построить там поселок и содержать людей на постоянной основе, то он, разумеется, может это делать, но только за свой счет. Как следствие, такой подход предполагает переселение с Севера "избыточного" населения, в первую очередь не занятого в основном производстве. Но чтобы реализовать эту политику, сначала необходимо четко определить, какие территории относить к северным.

"П.": И каким образом будете определять, где Север, а где нет?

М.Ц.: На мой взгляд, лучшим вариантом стал бы закон о районировании Севера и Арктики, который пока находится в разработке. Если коротко, его смысл заключается в определении внеэкономических факторов удорожания жизни населения, то есть дискомфортности проживания на той или иной территории: температурный режим, влажность, солнечная активность и т.д. По этим параметрам и будет необходимо провести районирование. Хочу сразу оговорить, что северные коэффициенты как таковые никто отменять не собирается.

"П.": Количество регионов при этом как-то будет скорректировано? М.Ц.: Естественно, это будет сделано — в сторону уменьшения пользующихся районными коэффициентами территорий. Для меня непонятно, почему мы платим районные северные коэффициенты в Челябинской области, Башкирии, Оренбурге и ряде других регионов.

"П.": И когда будут пересмотрены коэффициенты?

М.Ц.: Тогда, когда будет окончательно готов закон о районировании. Понятно, что он может быть рассмотрен Думой только в 2004 году. Кроме того, сейчас по поручению президента готовится заседание Госсовета по проблемам Севера. И там будет рассматриваться весь комплекс проблем по Северу, в том числе и проект закона. Мы планируем, что заседание пройдет в начале будущего года.

"П.": Как идет переселение народа с Севера?

М.Ц.: С 2002 года действует закон, где определен порядок формирования очередности для переселения. В первую очередь деньги из федерального бюджета выделяются на переселение жителей населенных пунктов, которые официально закрываются. По нашей оценке, это около 1000 человек. Вторая очередь — инвалиды 1-й и 2-й группы, инвалиды с детства. Здесь набралось более 70 тыс. человек. В третью очередь вошли пенсионеры, безработные. И последними будут перевозиться остальные категории граждан, которые смогут доказать, что они тоже имеют право на переселение. Кроме того, есть обязательное ограничение: мы переселяем граждан, которые переехали на Север до 1992 года. То есть мы выполняем социальные обязательства СССР, который, напомню, стимулировал переезд в северные регионы.

"П.": Сколько будет стоить это удовольствие для бюджета?

М.Ц.: Это зависит от точного числа переселенцев. Если исходить из расчета 200 тыс. человек, то ежегодно из федерального бюджета необходимо изыскивать в пределах 2-3 млрд. рублей. На 2004 год запланировано пока 813 млн. рублей.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK