19 марта 2024
USD 91.98 +0.11 EUR 100.24 +0.27
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2007 года: "Так он решил"

Архивная публикация 2007 года: "Так он решил"

В жизни Ельцина было много моментов, когда приходилось делать решающий выбор, принимать на себя ответственность за решение и его последствия. Мы приводим основные, судьбоносные развилки политического пути Ельцина. Ставшего в конечном счете новым путем для всей России.июль 1988 года
XIX партконференция КПСС

Альтернатива, стоявшая перед Ельциным, — примириться с опалой (несколькими месяцами ранее он был смещен с постов Первого секретаря Московского горкома партии и кандидата в члены Политбюро; по тем временам — полный крах) и уйти в политическое небытие либо посягнуть на основы власти партийной верхушки, потребовав радикальной демократизации партии. Ельцин выбрал второе и победил. Победил не по правилам системы, а напрямую апеллируя к мнению миллионов советских граждан, жаждавших перемен. Если бы не горбачевское «новое мышление», возможности для такой апелляции у него не было бы. После ставшего сенсацией выступления (за которым последовала знаменитая реплика Лигачева «Борис, ты не прав») из зала Кремлевского Дворца съездов Борис Ельцин вышел лидером национального масштаба, которому было суждено похоронить КПСС и советскую империю.

июль 1990 года
XXVIII съезд КПСС.
Выход из партии

Демонстративный выход Ельцина из партии на XXVIII, последнем съезде КПСС означал окончательный разрыв его команды (в мае 1990 года он был избран председателем Верховного совета РСФСР) с союзным руководством. Борьба с КПСС неизбежно привела Ельцина к борьбе с советской государственностью. До этого была декларация о государственном суверенитете РСФСР, поддержка выхода из состава Союза Прибалтики. Мало кто тогда верил, что империя окажется настолько гнилой, что рухнет всего год спустя.

август 1991 года
Провал путча ГКЧП

Для Ельцина не было альтернативы сопротивлению ГКЧП — от этого зависело его политическое, а возможно, и физическое выживание. Но главный выбор сделали люди, пришедшие в те дни к Белому дому и позволившие ему победить. Это был первый и единственный раз, когда вокруг идеи новой российской жизни и олицетворявшего ее Ельцина нация сплотилась столь искренне, безоговорочно и бескорыстно. Люди сделали свой выбор, Ельцин этот выбор утвердил.

декабрь 1991 года
Беловежские соглашения

После самоубийства КПСС в августе 1991 года распад СССР стал лишь делом времени. Вероятно, Союз еще можно было спасти, преобразовав его в конфедерацию. Однако воли для этого ни у Ельцина, ни у элит союзных республик, ни тем более у дискредитировавшего себя союзного руководства не нашлось. Да, в общем, и желания большого ни у кого уже не было: за десятилетия советского «колхоза» все так осточертели друг другу, что торопились разойтись. Ни обещания, ни увещевания, ни даже угрозы уже не работали. Поэтому альтернативой Беловежским соглашениям мог быть только единовременный и катастрофический распад империи. Ельцин предпочел мирный развод и вместе с Леонидом Кравчуком и Александром Шушкевичем зафиксировал смерть Советского Союза, объявив о создании СНГ. Эхом денонсации союзного договора стал «парад суверенитетов» в самой России, который ценой многочисленных компромиссов с региональными элитами Ельцину едва удалось затормозить.

ноябрь 1991 — декабрь 1992 года
Правительство Егора Гайдара и радикальные экономические реформы

На «шоковую терапию», проведение которой было доверено правительству «завлабов» во главе с Егором Гайдаром, Ельцина подвигло банкротство советской экономики и вера поддержавших его людей в скорое экономическое чудо. Они, как и президент, верили, что страну можно привести к работающему рынку и процветанию одним волевым рывком. На деле привыкание к экономической свободе оказалось долгим и мучительным для всех. Да, в стране исчезли многолетние очереди и пустые прилавки, «доставание» сапог и «праздничные заказы», закрылись спецраспределители для номенклатуры, «закрома Родины» открылись для всех. Оборотной стороной этого стало сначала массовое обнищание граждан, затем — их колоссальное расслоение. Ельцин расплатился за это утратой всенародной поддержки. Обыватели — отрезвлением и необходимостью начинать жизнь с нуля. Но те, кто выстоял и научился этой свободой пользоваться, стали истинными творцами новой российской экономики.

сентябрь—октябрь 1993 года
Роспуск Верховного совета и подавление мятежа в Москве

Ельцин во многом сам довел конфликт до точки невозврата, после которой единственным выходом из политического кризиса стал неконституционный роспуск парламента и жесткое подавление последовавшего за ним мятежа. Очевидно, потому, что понимал: пойти на попятную — значит самому рано или поздно оказаться в положении Горбачева образца августа 91-го: Форос, одеяло на плечах, потерянный взгляд... Сдать власть жалко и бездарно или пойти на крайние меры, пусть даже изменив принципам, которые он сам же заявил за два года до этого, — такой выбор перед ним даже не стоял. Цена: народный трибун и общенациональный лидер Ельцин остался в прошлом. Расстреляв парламент и приняв Конституцию 1993 года, первый президент России радикально обновил команду и вступил на путь, который в конце концов сделал его «царем Борисом». Правителем.

лето 1996 года
Президентские выборы


Альтернативы — идти или не идти на выборы — у Ельцина фактически не было. Выбор первого президента был иным — проводить вторые в истории страны выборы главы государства или не проводить? Ельцин решил проводить и победил. Акция в его поддержку — «Голосуй или проиграешь!» — стала, пожалуй, первой массовой кампанией по радикальному изменению общественного мнения. К ней были привлечены лучшие пиарщики страны и лучшие менеджеры-единомышленники. Боялись победы Зюганова и возврата к коммунизму жутко. Но оказалось, этого, в общем, уже не хочет и страна: Ельцина не любили до выборов, не любили после. Но избрали на второй срок. Как «меньшее зло».

лето 1996 года
Завершение первой чеченской войны

Подписанный секретарем Совета безопасности РФ Александром Лебедем и начальником Штаба вооруженных сил Ичкерии Асланом Масхадовым Хасавюртовский мир поставил точку в и без того проигранной Россией первой чеченской кампании. Федеральный центр не мог продолжать войну, и реального выбора на тот момент у Ельцина просто не было. Потом Хасавюртовские договоренности назвали позором, проигрышем, документом, который никто никогда не должен породить вновь. Но тогда война была остановлена.

август—сентябрь 1998 года
Дефолт и правительство Евгения Примакова

«Девальвации рубля не будет», — заявлял Ельцин накануне дефолта. Но долги росли, доходность незабвенных ГКО росла в геометрической прогрессии, бюджет траты не выдерживал. Дефолт произошел. Многие в провинции его не заметили, зато весьма ощутили все мегаполисы и те, кого можно было назвать нарождающимся средним классом: грохнулись крупнейшие банки, разом обесценились вклады, зарплаты стали мизерными или их не платили вовсе. И тогда Ельцин заменил молодого, задорного, но вызывавшего идиосинкразию Кириенко на умудренного «тяжеловеса» Примакова. Примакова он не любил, но на назначение пошел — надо было успокаивать страну. Примаков успокоил, но тут же потребовал за это плату в виде президентского будущего. Пришлось его увольнять… Ну а несколькими месяцами позднее возник Путин, и Примаков был уже не конкурент...

август 1999 года
Назначение Владимира Путина премьер-министром и преемником

В августе 1999-го Ельцин в который раз выбирал преемника. И остановил выбор на неизвестном широкой публике директоре ФСБ РФ Владимире Путине, продемонстрировавшем решительность в «деле Скуратова» и доказавшем, что «не сдает своих» в истории с вывозом во Францию подследственного Анатолия Собчака. Страна вновь остолбенела: фамилия кандидата на пост премьера практически никому ничего не говорила. Ельцин вновь всех удивил.

31 декабря 1999 года
Отставка с поста резидента России

В декабре 1999 года Ельцин неожиданно для всех уходит в отставку, а премьер-министр Путин становится и.о. президента. Уже заползая под новогоднюю елочку, страна отвлеклась на неожиданное обращение президента и сильно удивилась: он ушел в тот момент, когда на пике были разговоры о том, что Ельцин «намертво держится за власть», что «никуда он не уйдет» и «изменение Конституции — лишь дело техники» — ввести третий срок или идти уже как новому кандидату от союзного государства России и Белоруссии. Он снова всех удивил, но еще он смешал карты всем другим претендентам на кресло: бывшие тогда в большой силе Лужков, Примаков, Шаймиев и прочие рассчитывали еще на полгода кампании. Досрочные выборы были на руку одному человеку — Путину. И он победил.

Уходя, Ельцин попросил у нации прощения. Как когда-то в далеком августе 91-го просил прощения у матерей трех ребят, погибших при защите Белого дома…

На покое

Отойдя от дел, Ельцин как будто помолодел: часто посещал спортивные соревнования, ездил за границу, встречался с однокашниками. В интервью, приуроченных к его 75-летию, Ельцин вновь предстал таким, каким его не чаяли уже увидеть, — рассуждающим, с горящими глазами. Одним словом — живым. Он нашел в себе другие опоры, кроме власти, — свойство, присущее только очень сильному человеку. Слабые ломаются: или когда получают власть, или когда ее теряют. «Дедушка» не сломался. Впрочем, политических заявлений он не делал и преемника никогда не критиковал. Таким был его последний выбор.

В жизни Ельцина было много моментов, когда приходилось делать решающий выбор, принимать на себя ответственность за решение и его последствия. Мы приводим основные, судьбоносные развилки политического пути Ельцина. Ставшего в конечном счете новым путем для всей России.июль 1988 года
XIX партконференция КПСС

Альтернатива, стоявшая перед Ельциным, — примириться с опалой (несколькими месяцами ранее он был смещен с постов Первого секретаря Московского горкома партии и кандидата в члены Политбюро; по тем временам — полный крах) и уйти в политическое небытие либо посягнуть на основы власти партийной верхушки, потребовав радикальной демократизации партии. Ельцин выбрал второе и победил. Победил не по правилам системы, а напрямую апеллируя к мнению миллионов советских граждан, жаждавших перемен. Если бы не горбачевское «новое мышление», возможности для такой апелляции у него не было бы. После ставшего сенсацией выступления (за которым последовала знаменитая реплика Лигачева «Борис, ты не прав») из зала Кремлевского Дворца съездов Борис Ельцин вышел лидером национального масштаба, которому было суждено похоронить КПСС и советскую империю.

июль 1990 года
XXVIII съезд КПСС.
Выход из партии

Демонстративный выход Ельцина из партии на XXVIII, последнем съезде КПСС означал окончательный разрыв его команды (в мае 1990 года он был избран председателем Верховного совета РСФСР) с союзным руководством. Борьба с КПСС неизбежно привела Ельцина к борьбе с советской государственностью. До этого была декларация о государственном суверенитете РСФСР, поддержка выхода из состава Союза Прибалтики. Мало кто тогда верил, что империя окажется настолько гнилой, что рухнет всего год спустя.

август 1991 года
Провал путча ГКЧП

Для Ельцина не было альтернативы сопротивлению ГКЧП — от этого зависело его политическое, а возможно, и физическое выживание. Но главный выбор сделали люди, пришедшие в те дни к Белому дому и позволившие ему победить. Это был первый и единственный раз, когда вокруг идеи новой российской жизни и олицетворявшего ее Ельцина нация сплотилась столь искренне, безоговорочно и бескорыстно. Люди сделали свой выбор, Ельцин этот выбор утвердил.

декабрь 1991 года
Беловежские соглашения

После самоубийства КПСС в августе 1991 года распад СССР стал лишь делом времени. Вероятно, Союз еще можно было спасти, преобразовав его в конфедерацию. Однако воли для этого ни у Ельцина, ни у элит союзных республик, ни тем более у дискредитировавшего себя союзного руководства не нашлось. Да, в общем, и желания большого ни у кого уже не было: за десятилетия советского «колхоза» все так осточертели друг другу, что торопились разойтись. Ни обещания, ни увещевания, ни даже угрозы уже не работали. Поэтому альтернативой Беловежским соглашениям мог быть только единовременный и катастрофический распад империи. Ельцин предпочел мирный развод и вместе с Леонидом Кравчуком и Александром Шушкевичем зафиксировал смерть Советского Союза, объявив о создании СНГ. Эхом денонсации союзного договора стал «парад суверенитетов» в самой России, который ценой многочисленных компромиссов с региональными элитами Ельцину едва удалось затормозить.

ноябрь 1991 — декабрь 1992 года
Правительство Егора Гайдара и радикальные экономические реформы

На «шоковую терапию», проведение которой было доверено правительству «завлабов» во главе с Егором Гайдаром, Ельцина подвигло банкротство советской экономики и вера поддержавших его людей в скорое экономическое чудо. Они, как и президент, верили, что страну можно привести к работающему рынку и процветанию одним волевым рывком. На деле привыкание к экономической свободе оказалось долгим и мучительным для всех. Да, в стране исчезли многолетние очереди и пустые прилавки, «доставание» сапог и «праздничные заказы», закрылись спецраспределители для номенклатуры, «закрома Родины» открылись для всех. Оборотной стороной этого стало сначала массовое обнищание граждан, затем — их колоссальное расслоение. Ельцин расплатился за это утратой всенародной поддержки. Обыватели — отрезвлением и необходимостью начинать жизнь с нуля. Но те, кто выстоял и научился этой свободой пользоваться, стали истинными творцами новой российской экономики.

сентябрь—октябрь 1993 года
Роспуск Верховного совета и подавление мятежа в Москве

Ельцин во многом сам довел конфликт до точки невозврата, после которой единственным выходом из политического кризиса стал неконституционный роспуск парламента и жесткое подавление последовавшего за ним мятежа. Очевидно, потому, что понимал: пойти на попятную — значит самому рано или поздно оказаться в положении Горбачева образца августа 91-го: Форос, одеяло на плечах, потерянный взгляд... Сдать власть жалко и бездарно или пойти на крайние меры, пусть даже изменив принципам, которые он сам же заявил за два года до этого, — такой выбор перед ним даже не стоял. Цена: народный трибун и общенациональный лидер Ельцин остался в прошлом. Расстреляв парламент и приняв Конституцию 1993 года, первый президент России радикально обновил команду и вступил на путь, который в конце концов сделал его «царем Борисом». Правителем.

лето 1996 года
Президентские выборы


Альтернативы — идти или не идти на выборы — у Ельцина фактически не было. Выбор первого президента был иным — проводить вторые в истории страны выборы главы государства или не проводить? Ельцин решил проводить и победил. Акция в его поддержку — «Голосуй или проиграешь!» — стала, пожалуй, первой массовой кампанией по радикальному изменению общественного мнения. К ней были привлечены лучшие пиарщики страны и лучшие менеджеры-единомышленники. Боялись победы Зюганова и возврата к коммунизму жутко. Но оказалось, этого, в общем, уже не хочет и страна: Ельцина не любили до выборов, не любили после. Но избрали на второй срок. Как «меньшее зло».

лето 1996 года
Завершение первой чеченской войны

Подписанный секретарем Совета безопасности РФ Александром Лебедем и начальником Штаба вооруженных сил Ичкерии Асланом Масхадовым Хасавюртовский мир поставил точку в и без того проигранной Россией первой чеченской кампании. Федеральный центр не мог продолжать войну, и реального выбора на тот момент у Ельцина просто не было. Потом Хасавюртовские договоренности назвали позором, проигрышем, документом, который никто никогда не должен породить вновь. Но тогда война была остановлена.

август—сентябрь 1998 года
Дефолт и правительство Евгения Примакова

«Девальвации рубля не будет», — заявлял Ельцин накануне дефолта. Но долги росли, доходность незабвенных ГКО росла в геометрической прогрессии, бюджет траты не выдерживал. Дефолт произошел. Многие в провинции его не заметили, зато весьма ощутили все мегаполисы и те, кого можно было назвать нарождающимся средним классом: грохнулись крупнейшие банки, разом обесценились вклады, зарплаты стали мизерными или их не платили вовсе. И тогда Ельцин заменил молодого, задорного, но вызывавшего идиосинкразию Кириенко на умудренного «тяжеловеса» Примакова. Примакова он не любил, но на назначение пошел — надо было успокаивать страну. Примаков успокоил, но тут же потребовал за это плату в виде президентского будущего. Пришлось его увольнять… Ну а несколькими месяцами позднее возник Путин, и Примаков был уже не конкурент...

август 1999 года
Назначение Владимира Путина премьер-министром и преемником

В августе 1999-го Ельцин в который раз выбирал преемника. И остановил выбор на неизвестном широкой публике директоре ФСБ РФ Владимире Путине, продемонстрировавшем решительность в «деле Скуратова» и доказавшем, что «не сдает своих» в истории с вывозом во Францию подследственного Анатолия Собчака. Страна вновь остолбенела: фамилия кандидата на пост премьера практически никому ничего не говорила. Ельцин вновь всех удивил.

31 декабря 1999 года
Отставка с поста резидента России

В декабре 1999 года Ельцин неожиданно для всех уходит в отставку, а премьер-министр Путин становится и.о. президента. Уже заползая под новогоднюю елочку, страна отвлеклась на неожиданное обращение президента и сильно удивилась: он ушел в тот момент, когда на пике были разговоры о том, что Ельцин «намертво держится за власть», что «никуда он не уйдет» и «изменение Конституции — лишь дело техники» — ввести третий срок или идти уже как новому кандидату от союзного государства России и Белоруссии. Он снова всех удивил, но еще он смешал карты всем другим претендентам на кресло: бывшие тогда в большой силе Лужков, Примаков, Шаймиев и прочие рассчитывали еще на полгода кампании. Досрочные выборы были на руку одному человеку — Путину. И он победил.

Уходя, Ельцин попросил у нации прощения. Как когда-то в далеком августе 91-го просил прощения у матерей трех ребят, погибших при защите Белого дома…

На покое

Отойдя от дел, Ельцин как будто помолодел: часто посещал спортивные соревнования, ездил за границу, встречался с однокашниками. В интервью, приуроченных к его 75-летию, Ельцин вновь предстал таким, каким его не чаяли уже увидеть, — рассуждающим, с горящими глазами. Одним словом — живым. Он нашел в себе другие опоры, кроме власти, — свойство, присущее только очень сильному человеку. Слабые ломаются: или когда получают власть, или когда ее теряют. «Дедушка» не сломался. Впрочем, политических заявлений он не делал и преемника никогда не критиковал. Таким был его последний выбор.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама