Наверх
23 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Там, где пехота не пройдет"

Страна, где хайвеи, автобаны и прочие «штрассе» с успехом заменяются проселками и «грунтовками», просто обречена на любовь к внедорожникам.Рост популярности машин, которые в прямом смысле не ударят в грязь лицом на плохой дороге, отражен в данных об официальных продажах новых иностранных внедорожников в России.
Если в прошлом году в общей сложности у нас в стране официальными дилерами было продано порядка 13 тыс. машин этого класса, то в нынешнем, по самым скромным подсчетам маркетологов, этот показатель увеличится минимум в полтора раза и превысит отметку в 20 тыс. машин.
По прозвищу «зверь»

К первому типу внедорожников, продающихся на российском рынке, относятся собственно «проходимцы» — машины, которые могут преодолеть почти любой овраг или непролазную грязь.
Николай Качурин, известный российский испытатель джипов: «Россия — страна больших просторов. Где-нибудь в маленькой Голландии, где многие ездят на велосипедах, трудно себе представить, куда можно поехать на автомобиле с большой проходимостью. У нас же иметь в распоряжении машину, которая может проехать там, где от дорог есть только одно название, зачастую является весьма насущной потребностью».
Отличительные черты внедорожников, способных выживать в самых непростых дорожных условиях, — это сверхпрочный кузов, супернадежная подвеска и мощный (объемом от 2,5 литра) двигатель. В основе кузова таких машин — прочная рама, защищающая кузов от опасного перекашивания, когда машина передвигается по сильно пересеченной местности. К тому же все проходимые машины оснащены так называемой блокировкой межосевого дифференциала. Эта функция помогает перераспределить усилия между передним и задним мостами в том случае, если машина попала в сложную дорожную переделку, т.е. когда завязли передние колеса, усилия мотора передадутся на задние, и наоборот.
Сегмент настоящих «проходимцев» весьма консервативен. Здесь последние несколько лет пользуются спросом только давно зарекомендовавшие себя модели, такие как Land Rover Defender, участник Camel Trophy Land Rover Discovery, Nissan Patrol, Isuzu Trooper, Hummer H1.
Настоящая классика мирового внедорожного автомобилестроения — Land Rover Defender — отличается весьма скромным комфортом и старомодным угловатым дизайном. Однако благодаря своей «неубиваемости» авторитет этой машины в мире очень высок. По статистике, 3/4 внедорожников этой модели, выпущенных за всю полувековую историю Land Rover, до сих пор находятся в рабочем состоянии и ездят по дорогам. Недаром несколько лет назад довольно внушительную партию этих машин заказало для себя МЧС России. На российский рынок Land Rover Defender поставляется с 2,5-литровым турбодизельным двигателем (122 л.с.), выбор можно остановить на трехдверном (модель Defender 90) и пятидверном (Defender 110) вариантах. Трехдверный Defender 90, собранный у себя на родине в Солихалле (Великобритания), стоит от $29 тыс., а пятидверный Defender 110 (правда, калининградской сборки) — от $23,5 тыс.
Другая модель внедорожника, привлекающая особое внимание российских любителей приключений, — Nissan Patrol. Более чем за двадцать лет пребывания на российском рынке эта машина пережила несколько «реинкарнаций». Самая последняя версия — Patrol GR — комплектуется мощным трехлитровым турбодизельным двигателем (158 л.с.), который обеспечивает максимальный крутящий момент на низких оборотах, — это очень важно для преодоления сложных препятствий (цена — от $42 тыс.).
Пикник на обочине

Конечно, ударить по бездорожью с помощью суперпроходимого джипа — мечта любого настоящего мужчины. Однако, приобретая такой автомобиль, следует учесть, что на ровной дороге «проходимец» будет выглядеть просто увальнем.
Решить проблему совмещения проходимости с комфортом призван самый, пожалуй, бурно развивающийся сегмент внедорожников — некий гибрид машины для езды по плохой дороге и комфортабельного легкового автомобиля. У этого класса машин нет даже устоявшегося названия. Их называют компактными, «паркетными», «пляжными» джипами. Именуют также иностранным словом SUV (Sport Utility Vehicle — машина спортивного применения), а то и вовсе обзывают «вседорожниками».
Юрий Самойленко, глава российского представительства Nissan: «Во всем мире стремительно набирают популярность универсальные машины. Людям теперь не обязательно иметь два разных автомобиля: один, чтобы ездить за город, другой — чтобы пробираться по городским пробкам на работу. Теперь все эти функции могут сочетаться в одной машине».
По своему поведению на плохой дороге джипы «на все случаи жизни» не могут сравниться с настоящими «проходимцами». Такие машины оснащаются не столь мощными моторами (обычно — около 2 литров). У них, как правило, не рамная конструкция кузова, не всегда есть блокировка межосевого дифференциала. На этих машинах невозможно штурмовать скалистые горы Кавказа или глубокие овраги низовьев Волги. Зато таким автомобилям вполне под силу выходная поездка на шашлык или проезд к дачному участку по весенней распутице.
Ну а уж на трассе или в тесном городском движении «вседорожники» будут иметь массу преимуществ перед своими сверхпроходимыми собратьями. Более скромные размеры таких машин позволяют чувствовать себя свободнее на переполненных улицах большого города. Вседорожники, как правило, легче, а потому более динамичны и управляемы. Подвеска машин такого типа мягче. Так что езда на дальние расстояния по шоссе на этих автомобилях не обеспокоит излишней тряской. А вследствие того, что двигатель у них не столь мощный, и расход топлива будет меньше (около 7 литров на 100 км при движении по трассе, что соизмеримо с легковыми автомобилями).
Самый недорогой и потому самый продаваемый на сегодняшний день джип этого класса на российском рынке — KIA Sportage, совместное производство которого налажено в Калининграде на заводе «Автотор». Этот «вседорожник» комплектуется весьма умеренным мотором с объемом 2,0 литра (мощность — 128 л.с.) и отличается скромными размерами: втроем на заднем сиденье в такой машине будет тесновато ($15,5 тыс.).
К другим относительно доступным (в ценовой категории до $35 тыс.) моделям этого класса также можно отнести такие автомобили, как Honda CR-V и HR-V (цена $21 и $25,5 тыс.), Suzuki Grand Vitara ($20 тыс.), Toyota Rav-4 ($31 тыс.), Ford Maverick (от $27 тыс.).
Одна из последних новинок «вседорожников», появившихся у нас, Nissan X-Trail. Он отличается небольшими размерами, благодаря чему автомобиль удобно парковать в забитом машинами городе, что, впрочем, сочетается с его неплохой проходимостью. Nissan X-Trail оснащен системой электронной трансмиссии, которая следит за силой сцепления колес с дорогой. Если, скажем, передние колеса начали пробуксовывать на плохой дороге, электроника автоматически перераспределит усилия на задние колеса, благодаря чему машина продолжит движение. В Россию поставляются Nissan X-Trail, оснащенные 2-литровыми бензиновыми двигателями (мощность 140 л.с.) и турбодизельным мотором 2,2 литра (114 л.с.). Их цена — $29—34 тыс.
К дорогим (от $50 тысяч) моделям «вседорожников», активно продающихся на российском рынке, можно отнести Mercedes ML (цена $62 — 91 тыс.), а также недавнее творение другого известного немецкого производителя — автомобиль BMW X5.
Анна Дуксова, менеджер по маркетингу компании BMW Руссланд Трейдинг: «Эта машина имеет постоянный полный привод и не ударит в грязь лицом на плохой дороге. Одновременно с этим новая машина действительно очень комфортна — у нее есть даже такая опция, как подогрев руля. Ну и, кроме того, на дороге она ведет себя очень динамично. Например, последняя модификация BMW X5, которая совсем недавно появилась на российском рынке, может разогнаться до 100 км/ч всего за 6,5 сек. Такого показателя достигает не всякая легковая машина».
В настоящее время на российский рынок поставляются BMW X5 в комплектации с тремя видами моторов: 3,0 литра, 4,4 литра, а также 4,6 литра, поставки которой в Россию начались совсем недавно. Их цена — $70, $80 и $115 тыс. соответственно.
Престижное дело

Впрочем, совместить комфорт с возможностью преодолевать серьезные дорожные препятствия можно. Придется только дополнительно заплатить за внедорожник класса люкс. Иметь такую машину не только полезно, но и престижно.
Николай Качурин: «В начале 90-х годов джип считался бандитской машиной. Приличные люди какое-то время даже предпочитали иметь дело с другими типами автомобилей, опасаясь, что их примут за работников ножа и топора. Сейчас все по-другому. На джипах ездят и крупные бизнесмены, и представители высшей политической элиты».
Основным атрибутом джипов класса люкс является максимальное оснащение всеми возможными комфортными опциями — от подогрева сидений до раздельного климат-контроля для «передних» и «задних» пассажиров. У машин этого класса максимально смягчена подвеска. Однако при всем комфорте такие автомобили обладают высокой проходимостью. Часто они отличаются рамной конструкцией кузова и мощным двигателем (его объем может достигать 5—6 литров). Еще одна отличительная особенность внедорожников этого класса — достаточно внушительная цена, которая начинается с отметки в $50—60 тыс. и уходит за $100 тыс. долларов.
Бесспорным лидером внедорожников класса люкс в России является Mercedes Gelandewagen. Mercedes серийно производит эту модель вот уже почти 30 лет — поистине уникальный случай для мирового автомобилестроения.
По словам дилеров, в настоящее время в России наибольшим спросом пользуются две модификации этого автомобиля — Gelandewagen G320 и G500. Первый комплектуется бензиновым двигателем с объемом 3,2 литра (215 л.с.), второй — 5-литровым (296 л.с.).
Gelandewagen имеет рамную конструкцию кузова и способен справиться с серьезным бездорожьем. Ну а что касается комфорта, то здесь машина практически вне конкуренции. Не так давно Gelandewagen подвергся внутреннему рестайлингу, в результате чего отделка салона этой машины стала почти неотличимой от внутреннего пространства комфортабельного лимузина. Цена Gelandewagen G320 начинается от $75 тыс., за более престижную и совершенную модель G500 придется выложить от $95 тыс.
Среди наших автолюбителей с Gelandewagen среди внедорожников класса люкс соперничает семейство Toyota Land Cruiser. Самая популярная на сегодняшний день в России модель семейства — Toyota Land Cruiser 100 VX. Она, в частности, оснащается бензиновым двигателем с объемом 4,7 литра (мощность 231 л.с.) и стоит от $60 тыс.
Особняком в классе внедорожников класса люкс стоят машины, покупатели которых следуют принципу: чем больше, тем лучше. К самым большим джипам на российском рынке следует отнести такие машины-громадины, как Chevrolet Tahoe и Suburban, Lincoln Navigator, а также Ford Expedition или Ford Excursion. По габаритам эти джипы приближаются к небольшим автобусам (так, Ford Excursion имеет длину 5,8 м, а высоту 2 м). Двигателями таких машин впору оснащать чуть ли не грузовики — они могут достигать объема 7,3 литра (как у все того же Ford Excursion). Понятно, что такой агрегат под капотом будет обладать серьезным аппетитом — он расходует более 20 литров бензина на 100 километров даже с отключенным передним приводом.
Справедливости ради следует отметить, что некоторые такие громадины (например, тот же Ford Excursion) отличаются высокой проходимостью. Что же касается ровной дороги, то и здесь эти машины будут двигаться очень плавно (например, Ford Excursion, Ford Expedition и Lincoln Navigator оснащаются специальной пневмоподвеской, которая по плавности хода не уступает представительским седанам). Цена джипов-монстров — $60—80 тыс.
Средний вариант

В последнее время серьезную конкуренцию внедорожникам составляют так называемые универсалы повышенной проходимости. По сути, это легковые машины. Но подвеска, привод, двигатель этих машин позволяют им передвигаться по настоящему бездорожью.
Ян Доризон, начальник отдела по маркетингу российского представительства марки Renault: «Класс проходимых универсалов сейчас становится очень популярным в Европе».
К самым доступным и популярным машинам этого класса на российском рынке относится Subaru Forester, Volvo Cross Country, а также Renault Megane Scenic RX 4 и Audi Allroad.
Renault Megane Scenic RX 4 занимает некое срединное положение между проходимым универсалом и «паркетным» внедорожником. Особенность этой машины — так называемая монообъемность ее внутреннего пространства. Сиденья внутри этой машины складываются и разворачиваются таким образом, что салон автомобиля может превращаться то в подобие микроавтобуса с большим числом сидячих мест, то в некий «грузовик» для перевозки крупногабаритных вещей. Поставляемый в Россию Scenic RX 4 комплектуется двигателем с объемом в 2 литра (140 л.с.), и его цена — от $25 тыс.
К другим заметным новинкам в сегменте проходимых универсалов можно отнести Audi Allroad.
Александр Лаверчев, директор отдела продаж компании «Ауди Центр Север», официального дилера Audi в России: «У этой машины постоянный полный привод, она может в зависимости от конкретных дорожных условий автоматически изменять высоту дорожного просвета. Такая машина в состоянии ездить по снежной целине, разбитой колее, словом, выживать в таких условиях, где в дополнение к обычному универсалу потребовался бы трактор.
На большинстве внедорожников ездить свыше 200 км/ч по шоссе не только не комфортно, но и небезопасно. На Audi Allroad такая скорость не причинит никаких неудобств».
В настоящее время в Россию поставляются Audi Allroad в комплектации с турбодизельным двигателем 2,5 литра (180 л.с.), а также бензиновым 2,7 литра (250 л.с.). Их цена колеблется в рамках $40—65 тыс. Ожидается, что к концу года к нам начнут поставлять более мощную версию этой модели с мощным 8-цилиндровым двигателем, имеющим объем 4,2 литра (310 л.с.). Цена этой машины пока не определена. Но и сейчас ясно, что такое авто будет уместно и в лагере рыбаков где-нибудь на Волге, и на парковке перед Большим театром в день премьеры.

Cамые покупаемые иностранные внедорожники в России в 2002 году

~0102~Марка, модель~0102~Число проданных машин (по итогам I квартала 2002 года)~0301~Двигатель~0102~Габариты (длина / ширина / высота)~0102~Клиренс, мм~0102~Максимальная скорость, км/ч~0102~Время разгона 0—100 км/ч, с~0201~Расход топлива, л/100 км~0102~Цена ($)
Тип*Рабочий объем (куб. см)Мощность (л.с.)Городской циклЗагородный цикл
Kia Sportage261Б19981284245/1760/165021617212,715,49,215 500
Nissan X-Trail248Б19981404510/1765/167520017711,3127,729 000
BMW X5189Б43982864667/1872/17071802077,518,811,180 000
Suzuki Grand Vitara177Б27361734700/1780/174018317510,513,89,120 000
Tiyota Rav 4172Б19981503805/1735/166520517510,812,47,631 000
Toyota Land Cruiser 100171Б46642354890/1940/188022017510,722,413,360 000
Mitsubishi Pajero154Б34972024795/ 1875/ 185523518511,71710,450 000
Mitsubishi Pajero Sport146Б29721774610/ 1775/ 173522017510,516,210,036 000
Nissan Patrol126ТБ29531584395/1840/185521516015,414,38,842 000
Mercedes Gelandewagen101Б49662964229/1760/193120618011,416,712,595 000

* Б — бензиновый, ТБ — турбодизельный.

АЛЕКСЕЙ ГРАММАТЧИКОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK