18 апреля 2024
USD 94.32 +0.25 EUR 100.28 +0.34
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Тамбовский товарищ"

Архивная публикация 2002 года: "Тамбовский товарищ"

Тамбовскую область традиционно воспринимают как один из регионов так называемого красного пояса, хотя вот уже третий год областную администрацию возглавляет подчеркнуто отстраненный от идеологических диспутов губернатор Олег БЕТИН.Александр Фаршанев: Олег Иванович, вы уже два с половиной года стоите во главе области. Что удалось сделать за это время?
Олег Бетин: В экономической политике была поставлена задача перенести центр тяжести с элементарного наведения порядка, латания дыр, чем пришлось заниматься в самом начале деятельности нашей администрации, на выработку экономических методов управления. И это уже дало конкретные результаты.
Давайте посмотрим на цифры. Впервые за многие годы отмечен рост реальных доходов населения -- по их уровню мы вышли на показатели 1998 года и значительно приблизились к докризисному 1997 году. Если в 2000 году доходы среднестатистического тамбовчанина составляли к уровню 1997 года 87,8%, то в 2001 -- уже 99,2%. По этому показателю в декабре 2001 года область занимала 5-е место в Центральном федеральном округе и 34-е -- в России.
Сократился и удельный вес тамбовчан с доходами ниже прожиточного минимума. На конец 2000 года таковых в области было 35,5% от всего населения, а уже через год -- 22,3%. И это при том, что величина прожиточного минимума выросла с 762,6 до 1302,6 рубля в месяц в сопоставимых ценах.
В прошлом году промышленность вышла на прогнозируемый рост производства -- его объем составил 106,3% по сравнению с 2000 годом. В сопоставимых ценах объем промышленной продукции вышел на уровень 1994 года. То есть в промышленной сфере идут устойчивые восстановительные процессы.
Хорошие результаты показывает и сельское хозяйство. Напомню, что в прошлом году нам удалось получить большой урожай зерновых -- около 1,6 млн. тонн против 1,025 млн. тонн в году 2000-м. В нынешнем году прогнозируем и вовсе рекордные 1,7 млн. тонн.
Кроме того, в текущем году мы намечаем рост валового производства сахарной свеклы до 1,1 млн. тонн (по сравнению с прошлым урожаем -- плюс 9%), подсолнечника -- до 160 тыс. тонн (плюс 43%).
А.Ф.: Согласитесь, что хороший урожай -- это все-таки в большей степени заслуга природы...
О.Б.: Конечно. Но также и грамотного подхода к стимулированию селян.
Прекрасно понимаю, что в ближайшее время золотой дождь на сельских тружеников не прольется: в России для селян казна чаще бывает пуста. Но у государства, представителем которого я являюсь на территории Тамбовской области, есть меры поддержки как отечественного сельхозпроизводителя, так и отечественного промышленника.
А.Ф.: А конкретнее?
О.Б.: Для этого необходимо законодательно закрепить ценовые пропорции между селом и промышленностью. По крайней мере в той части закупок сельхозпродукции, которая осуществляется государством.
Уже в нынешнем году мы сделаем первые шаги в этом направлении. В частности, работаем над механизмом кредитования села через предприятия перерабатывающей промышленности, путем прямого кредитования, заключения договоров с населением на откорм скота, а также создания кредитных и закупочно-сбытовых потребительских кооперативов.
А.Ф.: Неизбежный в таком случае вопрос: у вас в областном бюджете появились для этого лишние деньги?
О.Б.: Лишних денег, как вы знаете, никогда не бывает. Но хорошие предпосылки для стимулирования экономического роста через областную казну у нас уже есть. Наш бюджет на прошлый год принимался как дефицитный: расходы должны были превысить доходы на 217 млн. рублей. Но мы собрали денег больше запланированного на 342 млн. рублей. Так что в результате получили не дефицитный, а профицитный бюджет.
Подобный темп мы выдерживаем и сейчас. За первый квартал нынешнего года областной бюджет исполнен на 25% от годовых назначений -- это очень хороший показатель на фоне обычных для этого времени 15--16%.
Это, а также более четкое взаимодействие с Минфином РФ позволило с декабря прошлого года не срывать выплату увеличенной в 1,9 раза зарплаты бюджетникам.
В нынешнем году мы впервые подписали (и уже начали исполнять) трехстороннее региональное соглашение между органами исполнительной власти области, областным объединением профсоюзных организаций и областными объединениями работодателей о поэтапном повышении заработной платы на предприятиях до уровня прожиточного минимума. Соглашением уже охвачены 54% трудовых коллективов.
А.Ф.: Надо понимать, что с бюджетом в области все в порядке?
О.Б.: Область -- это ведь еще и районы, муниципальные образования. А вот здесь дела идут неважно.
На сегодня, как показал анализ, собственная доходная база сельских администраций составляет лишь 4--9% от их расходных полномочий. А остальное они получают из бюджетов высшего уровня. Отсюда иждивенческие настроения.
Поэтому сейчас мы работаем над пересмотром разграничения полномочий и ответственности исполнительных и законодательных органов власти всех уровней. Тем более что созданная президентом РФ комиссия по разграничению полномочий, в которой наша область также активно участвовала, уже практически завершила работу.
А.Ф.: Вы сказали про иждивенческие настроения на уровне муниципальных властей. Следует ли так понимать, что отношения у областной администрации с ними не сложились?
О.Б.: Есть нормальные рабочие дискуссии, а есть коренные противоречия. Так вот: первое, естественно, есть, а второго, к счастью, нет. Имевшиеся разногласия отошли на второй план. У нас никто ни с кем не борется.
Более того, без взаимодействия с органами власти на местах мы не могли бы реализовывать масштабные экономические задачи.
А.Ф.: Например?
О.Б.: С помощью федеральных властей -- содействовать развитию региональной сети московских и местных банков, к которым тамбовчане не утратили еще доверия. И через сотрудничество с этими структурами развивать производство. Немаловажно развивать сотрудничество с крупнейшими холдингами и компаниями, которые стали собственниками производств на территории области. В числе последних я прежде всего имею в виду такие структуры, как "Интеррос", "Союзплодимпорт" и АПК "Стойленская нива".
А.Ф.: Но ведь вокруг "Союзплодимпорта", насколько мне известно, уже давно идет конфликт...
О.Б.: Если быть точным -- не вокруг самого "Союзплодимпорта" (S.P.I.), а вокруг известных торговых марок водок вроде "Столичной" и "Московской". В октябре прошлого года "Роспатент" перерегистрировал эти товарные знаки на Российскую Федерацию в лице Минсельхоза РФ.
По моему мнению, в данном случае речь идет о том, о чем говорил президент в последнем послании Федеральному собранию, -- о разнузданности госаппарата.
В случае, если товарные знаки будут полностью переданы государству, вероятно повторение ситуации 90-х годов, когда у ликероводочной продукции практически не было хозяина и "сорокаградусную" разливал кто хотел, где хотел и во что хотел. В результате полностью были утрачены позиции наших водочников как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Подобное решение будет выгодно только нелегальным производителям водки и конкурентам из дальнего зарубежья.
А.Ф.: А вас не смущает то, что вы однозначно встаете на сторону S.P.I. в этом запутанном вопросе?
О.Б.: Совершенно не смущает. Хотя бы потому, что я вижу конкретные результаты их работы в нашей области.
Немногим более полугода назад S.P.I. пришла в нашу ликероводочную отрасль, купив крупный пакет акций завода "Талвис" -- одного из ведущих предприятий области. Приглядываться к новой команде особенно долго не было времени. После нескольких встреч я понял, чем они отличаются от прежних собственников: те дрались за раздел влияния и отмывание денег, новая же команда вкладывает деньги в производство.
В нынешнем году компания приступила к розливу наиболее известной водки "Столичная" для внутреннего рынка. В этой программе важнейшая роль отводится именно "Талвису" как производителю качественного спирта. Поэтому стоит более детально и непредвзято разобраться с ситуацией вокруг товарных знаков водок и найти справедливое, законное и приемлемое для всех сторон решение.
В реализации этих планов область крайне заинтересована, поскольку "Союзплодимпорт" открывает инвестиционную линию на сумму около $5 млн. для модернизации технологического оборудования.
Короткий период (всего шесть месяцев) присутствия "Союзплодимпорта" в качестве акционера "Талвиса" свидетельствует: предприятие стало работать как никогда стабильно. А это значит, что в бюджет начинают поступать хорошие деньги.
А вы видели губернатора, который противился бы пополнению областной казны?
А.Ф.: Как складываются у вас отношения с другими крупными собственниками на территории области?
О.Б.: Подписано соглашение с РАО "ЕЭС России" и ОАО "Тамбовэнерго" о реструктуризации до середины 2004 года накопленной перед ними задолженности со стороны области в 249 млн. рублей. Сегодня основная задача -- обеспечить платежи, увеличенные размеры которых у нас в бюджете не предусмотрены. Это вызывает большое напряжение в работе, особенно в зимний период.
Пролонгированы соглашения с ОАО "Межрегионгаз" по обеспечению области природным газом на нынешний год. Намечены пути более тесного взаимодействия в развитии газификации области.
Ведется конструктивный, но очень напряженный диалог с руководством Министерства путей сообщения РФ, Юго-Восточной железной дороги и Министерства транспорта РФ по развитию сети дорог, пригородным перевозкам, электрификации участка железной дороги Мичуринск -- Тамбов и эксплуатации принадлежащего этим ведомствам жилья и объектов соцкультбыта.
Достигнута договоренность о создании в нашей области специального представительства ФГУП "Рособоронэкспорт", которое от имени государства занимается продажей военной техники за рубеж.

Тамбовскую область традиционно воспринимают как один из регионов так называемого красного пояса, хотя вот уже третий год областную администрацию возглавляет подчеркнуто отстраненный от идеологических диспутов губернатор Олег БЕТИН.Александр Фаршанев: Олег Иванович, вы уже два с половиной года стоите во главе области. Что удалось сделать за это время?

Олег Бетин: В экономической политике была поставлена задача перенести центр тяжести с элементарного наведения порядка, латания дыр, чем пришлось заниматься в самом начале деятельности нашей администрации, на выработку экономических методов управления. И это уже дало конкретные результаты.

Давайте посмотрим на цифры. Впервые за многие годы отмечен рост реальных доходов населения -- по их уровню мы вышли на показатели 1998 года и значительно приблизились к докризисному 1997 году. Если в 2000 году доходы среднестатистического тамбовчанина составляли к уровню 1997 года 87,8%, то в 2001 -- уже 99,2%. По этому показателю в декабре 2001 года область занимала 5-е место в Центральном федеральном округе и 34-е -- в России.

Сократился и удельный вес тамбовчан с доходами ниже прожиточного минимума. На конец 2000 года таковых в области было 35,5% от всего населения, а уже через год -- 22,3%. И это при том, что величина прожиточного минимума выросла с 762,6 до 1302,6 рубля в месяц в сопоставимых ценах.

В прошлом году промышленность вышла на прогнозируемый рост производства -- его объем составил 106,3% по сравнению с 2000 годом. В сопоставимых ценах объем промышленной продукции вышел на уровень 1994 года. То есть в промышленной сфере идут устойчивые восстановительные процессы.

Хорошие результаты показывает и сельское хозяйство. Напомню, что в прошлом году нам удалось получить большой урожай зерновых -- около 1,6 млн. тонн против 1,025 млн. тонн в году 2000-м. В нынешнем году прогнозируем и вовсе рекордные 1,7 млн. тонн.

Кроме того, в текущем году мы намечаем рост валового производства сахарной свеклы до 1,1 млн. тонн (по сравнению с прошлым урожаем -- плюс 9%), подсолнечника -- до 160 тыс. тонн (плюс 43%).

А.Ф.: Согласитесь, что хороший урожай -- это все-таки в большей степени заслуга природы...

О.Б.: Конечно. Но также и грамотного подхода к стимулированию селян.

Прекрасно понимаю, что в ближайшее время золотой дождь на сельских тружеников не прольется: в России для селян казна чаще бывает пуста. Но у государства, представителем которого я являюсь на территории Тамбовской области, есть меры поддержки как отечественного сельхозпроизводителя, так и отечественного промышленника.

А.Ф.: А конкретнее?

О.Б.: Для этого необходимо законодательно закрепить ценовые пропорции между селом и промышленностью. По крайней мере в той части закупок сельхозпродукции, которая осуществляется государством.

Уже в нынешнем году мы сделаем первые шаги в этом направлении. В частности, работаем над механизмом кредитования села через предприятия перерабатывающей промышленности, путем прямого кредитования, заключения договоров с населением на откорм скота, а также создания кредитных и закупочно-сбытовых потребительских кооперативов.

А.Ф.: Неизбежный в таком случае вопрос: у вас в областном бюджете появились для этого лишние деньги?

О.Б.: Лишних денег, как вы знаете, никогда не бывает. Но хорошие предпосылки для стимулирования экономического роста через областную казну у нас уже есть. Наш бюджет на прошлый год принимался как дефицитный: расходы должны были превысить доходы на 217 млн. рублей. Но мы собрали денег больше запланированного на 342 млн. рублей. Так что в результате получили не дефицитный, а профицитный бюджет.

Подобный темп мы выдерживаем и сейчас. За первый квартал нынешнего года областной бюджет исполнен на 25% от годовых назначений -- это очень хороший показатель на фоне обычных для этого времени 15--16%.

Это, а также более четкое взаимодействие с Минфином РФ позволило с декабря прошлого года не срывать выплату увеличенной в 1,9 раза зарплаты бюджетникам.

В нынешнем году мы впервые подписали (и уже начали исполнять) трехстороннее региональное соглашение между органами исполнительной власти области, областным объединением профсоюзных организаций и областными объединениями работодателей о поэтапном повышении заработной платы на предприятиях до уровня прожиточного минимума. Соглашением уже охвачены 54% трудовых коллективов.

А.Ф.: Надо понимать, что с бюджетом в области все в порядке?

О.Б.: Область -- это ведь еще и районы, муниципальные образования. А вот здесь дела идут неважно.

На сегодня, как показал анализ, собственная доходная база сельских администраций составляет лишь 4--9% от их расходных полномочий. А остальное они получают из бюджетов высшего уровня. Отсюда иждивенческие настроения.

Поэтому сейчас мы работаем над пересмотром разграничения полномочий и ответственности исполнительных и законодательных органов власти всех уровней. Тем более что созданная президентом РФ комиссия по разграничению полномочий, в которой наша область также активно участвовала, уже практически завершила работу.

А.Ф.: Вы сказали про иждивенческие настроения на уровне муниципальных властей. Следует ли так понимать, что отношения у областной администрации с ними не сложились?

О.Б.: Есть нормальные рабочие дискуссии, а есть коренные противоречия. Так вот: первое, естественно, есть, а второго, к счастью, нет. Имевшиеся разногласия отошли на второй план. У нас никто ни с кем не борется.

Более того, без взаимодействия с органами власти на местах мы не могли бы реализовывать масштабные экономические задачи.

А.Ф.: Например?

О.Б.: С помощью федеральных властей -- содействовать развитию региональной сети московских и местных банков, к которым тамбовчане не утратили еще доверия. И через сотрудничество с этими структурами развивать производство. Немаловажно развивать сотрудничество с крупнейшими холдингами и компаниями, которые стали собственниками производств на территории области. В числе последних я прежде всего имею в виду такие структуры, как "Интеррос", "Союзплодимпорт" и АПК "Стойленская нива".

А.Ф.: Но ведь вокруг "Союзплодимпорта", насколько мне известно, уже давно идет конфликт...

О.Б.: Если быть точным -- не вокруг самого "Союзплодимпорта" (S.P.I.), а вокруг известных торговых марок водок вроде "Столичной" и "Московской". В октябре прошлого года "Роспатент" перерегистрировал эти товарные знаки на Российскую Федерацию в лице Минсельхоза РФ.

По моему мнению, в данном случае речь идет о том, о чем говорил президент в последнем послании Федеральному собранию, -- о разнузданности госаппарата.

В случае, если товарные знаки будут полностью переданы государству, вероятно повторение ситуации 90-х годов, когда у ликероводочной продукции практически не было хозяина и "сорокаградусную" разливал кто хотел, где хотел и во что хотел. В результате полностью были утрачены позиции наших водочников как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Подобное решение будет выгодно только нелегальным производителям водки и конкурентам из дальнего зарубежья.

А.Ф.: А вас не смущает то, что вы однозначно встаете на сторону S.P.I. в этом запутанном вопросе?

О.Б.: Совершенно не смущает. Хотя бы потому, что я вижу конкретные результаты их работы в нашей области.

Немногим более полугода назад S.P.I. пришла в нашу ликероводочную отрасль, купив крупный пакет акций завода "Талвис" -- одного из ведущих предприятий области. Приглядываться к новой команде особенно долго не было времени. После нескольких встреч я понял, чем они отличаются от прежних собственников: те дрались за раздел влияния и отмывание денег, новая же команда вкладывает деньги в производство.

В нынешнем году компания приступила к розливу наиболее известной водки "Столичная" для внутреннего рынка. В этой программе важнейшая роль отводится именно "Талвису" как производителю качественного спирта. Поэтому стоит более детально и непредвзято разобраться с ситуацией вокруг товарных знаков водок и найти справедливое, законное и приемлемое для всех сторон решение.

В реализации этих планов область крайне заинтересована, поскольку "Союзплодимпорт" открывает инвестиционную линию на сумму около $5 млн. для модернизации технологического оборудования.

Короткий период (всего шесть месяцев) присутствия "Союзплодимпорта" в качестве акционера "Талвиса" свидетельствует: предприятие стало работать как никогда стабильно. А это значит, что в бюджет начинают поступать хорошие деньги.

А вы видели губернатора, который противился бы пополнению областной казны?

А.Ф.: Как складываются у вас отношения с другими крупными собственниками на территории области?

О.Б.: Подписано соглашение с РАО "ЕЭС России" и ОАО "Тамбовэнерго" о реструктуризации до середины 2004 года накопленной перед ними задолженности со стороны области в 249 млн. рублей. Сегодня основная задача -- обеспечить платежи, увеличенные размеры которых у нас в бюджете не предусмотрены. Это вызывает большое напряжение в работе, особенно в зимний период.

Пролонгированы соглашения с ОАО "Межрегионгаз" по обеспечению области природным газом на нынешний год. Намечены пути более тесного взаимодействия в развитии газификации области.

Ведется конструктивный, но очень напряженный диалог с руководством Министерства путей сообщения РФ, Юго-Восточной железной дороги и Министерства транспорта РФ по развитию сети дорог, пригородным перевозкам, электрификации участка железной дороги Мичуринск -- Тамбов и эксплуатации принадлежащего этим ведомствам жилья и объектов соцкультбыта.

Достигнута договоренность о создании в нашей области специального представительства ФГУП "Рособоронэкспорт", которое от имени государства занимается продажей военной техники за рубеж.

АЛЕКСАНДР ФАРШАНЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».