29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2002 года: "Тариф на час"

Архивная публикация 2002 года: "Тариф на час"

На прошлой неделе правительство снизило экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, а также упразднило ограничение на экспорт мазута -- тем самым власти рассчитывают спасти внутренний рынок от затоваривания. Правда, на ожиданиях повышения мировых цен на нефть, а значит, и на дополнительных доходах бюджета в таком случае придется поставить крест.Совпадение снижения ставки экспортной пошлины и снятия ограничения на экспорт мазута на первый взгляд чисто случайное. Однако на самом деле оно вызвано кризисом, точнее -- первыми признаками такового в отечественной нефтяной отрасли.
Дело в том, что с 1999 года наши нефтяники увеличивали объемы добычи сырья примерно на 20 млн. тонн в год. В условиях роста мировых цен на нефть это давало существенные прибыли. Сейчас же, на фоне их падения, рост добычи и экспорта максимум что может дать -- это снижение потерь от неблагоприятной внешней конъюнктуры.
Загвоздка в том, что рост добычи не подкреплялся таким же ростом экспортных возможностей наших нефтяников. Построенный нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), мощность которого составляет 28 млн. тонн нефти в год, для отечественных нефтяных компаний бесполезен, поскольку до сих пор не построена смычка КТК с российским трубопроводом. А запущенная в прошлом году Балтийская трубопроводная система (БТС) с пропускной способностью 12 млн. тонн нефти в год в связи с рядом технических трудностей в ближайшее время способна "переваривать" не более 6 млн. тонн нефти в год.
Впрочем, нефтепроводы -- не единственный путь доставки нефти и нефтепродуктов за рубеж. Ведь есть еще танкеры и железнодорожные цистерны. Однако использовать их российские нефтяники не могут, вернее, не могли: Россия взяла на себя обязательства по договоренности с ОПЕК не только не увеличивать экспорт нефти, но и сократить его на 150 тыс. баррелей в день (при общей добыче 7 млн. баррелей).
Результатом стало затоваривание внутреннего рынка нефтью и нефтепродуктами, и начиная с прошлой осени в России началось затоваривание топливом, а следовательно, и снижение цен на него. В частности, с ноября прошлого года по январь нынешнего оптовые цены на нефть на российском рынке снизились более чем в два раза (до $40 за тонну), на бензин -- на 17% (до $192 за тонну), на дизтопливо -- на 13% (до $187 за тонну), а на мазут -- на 57% (до $32,4 за тонну).
Так что к моменту понижения пошлин российский рынок, по сути, дошел до ручки: низкие мировые и внутренние цены, ограничение экспорта, затоваривание.
Нынешние решения правительства должны, с одной стороны, облегчить жизнь нефтяным компаниям, но с другой -- серьезно осложнить выполнение бюджета-2002, составленного из расчета мировых цен на нефть в $18,5 за баррель (а вокруг этой цифры они колеблются уже сейчас, до предстоящего увеличения нашего экспорта).
Что касается нефтяных магнатов, то уменьшение экспортной пошлины позволит сэкономить им около $2 млрд. в год. Впрочем, это -- не жест доброй воли кабинета министров, а требования вступившего в силу нового Налогового кодекса, который привязал пошлины к мировым ценам на нефть (так что уменьшение сборов -- всего лишь выполнение правительством закона). А вот что касается снятия ограничений на экспорт мазута, то это уже сугубо добровольное решение российских властей. По прогнозу экспертов аналитической компании "Кортес", это может привести в нынешнем году к росту экспорта нефтепродуктов на 10% -- с прошлогодних 60 до 66 млн. тонн. Так что угроза затоваривания внутреннего рынка исчезнет, и цены на нефтепродукты постепенно начнут расти уже в конце февраля -- начале марта.

Объем добычи и экспорта российской нефти (млн. тонн)

На прошлой неделе правительство снизило экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, а также упразднило ограничение на экспорт мазута -- тем самым власти рассчитывают спасти внутренний рынок от затоваривания. Правда, на ожиданиях повышения мировых цен на нефть, а значит, и на дополнительных доходах бюджета в таком случае придется поставить крест.Совпадение снижения ставки экспортной пошлины и снятия ограничения на экспорт мазута на первый взгляд чисто случайное. Однако на самом деле оно вызвано кризисом, точнее -- первыми признаками такового в отечественной нефтяной отрасли.

Дело в том, что с 1999 года наши нефтяники увеличивали объемы добычи сырья примерно на 20 млн. тонн в год. В условиях роста мировых цен на нефть это давало существенные прибыли. Сейчас же, на фоне их падения, рост добычи и экспорта максимум что может дать -- это снижение потерь от неблагоприятной внешней конъюнктуры.

Загвоздка в том, что рост добычи не подкреплялся таким же ростом экспортных возможностей наших нефтяников. Построенный нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), мощность которого составляет 28 млн. тонн нефти в год, для отечественных нефтяных компаний бесполезен, поскольку до сих пор не построена смычка КТК с российским трубопроводом. А запущенная в прошлом году Балтийская трубопроводная система (БТС) с пропускной способностью 12 млн. тонн нефти в год в связи с рядом технических трудностей в ближайшее время способна "переваривать" не более 6 млн. тонн нефти в год.

Впрочем, нефтепроводы -- не единственный путь доставки нефти и нефтепродуктов за рубеж. Ведь есть еще танкеры и железнодорожные цистерны. Однако использовать их российские нефтяники не могут, вернее, не могли: Россия взяла на себя обязательства по договоренности с ОПЕК не только не увеличивать экспорт нефти, но и сократить его на 150 тыс. баррелей в день (при общей добыче 7 млн. баррелей).

Результатом стало затоваривание внутреннего рынка нефтью и нефтепродуктами, и начиная с прошлой осени в России началось затоваривание топливом, а следовательно, и снижение цен на него. В частности, с ноября прошлого года по январь нынешнего оптовые цены на нефть на российском рынке снизились более чем в два раза (до $40 за тонну), на бензин -- на 17% (до $192 за тонну), на дизтопливо -- на 13% (до $187 за тонну), а на мазут -- на 57% (до $32,4 за тонну).

Так что к моменту понижения пошлин российский рынок, по сути, дошел до ручки: низкие мировые и внутренние цены, ограничение экспорта, затоваривание.

Нынешние решения правительства должны, с одной стороны, облегчить жизнь нефтяным компаниям, но с другой -- серьезно осложнить выполнение бюджета-2002, составленного из расчета мировых цен на нефть в $18,5 за баррель (а вокруг этой цифры они колеблются уже сейчас, до предстоящего увеличения нашего экспорта).

Что касается нефтяных магнатов, то уменьшение экспортной пошлины позволит сэкономить им около $2 млрд. в год. Впрочем, это -- не жест доброй воли кабинета министров, а требования вступившего в силу нового Налогового кодекса, который привязал пошлины к мировым ценам на нефть (так что уменьшение сборов -- всего лишь выполнение правительством закона). А вот что касается снятия ограничений на экспорт мазута, то это уже сугубо добровольное решение российских властей. По прогнозу экспертов аналитической компании "Кортес", это может привести в нынешнем году к росту экспорта нефтепродуктов на 10% -- с прошлогодних 60 до 66 млн. тонн. Так что угроза затоваривания внутреннего рынка исчезнет, и цены на нефтепродукты постепенно начнут расти уже в конце февраля -- начале марта.


Объем добычи и экспорта российской нефти (млн. тонн)

добыча

1996301

1997306

1998303

1999305

2000323

2001348

2002365*

экспорт

1996121,7

1997123,3

1998137,3

1999134,8

2000144,9

2001165,0

2002178*

* Прогноз Международного центра нефтегазового бизнеса.

МИХАИЛ СИДОРОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама