29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2000 года: "Тайны Гостиного двора"

Архивная публикация 2000 года: "Тайны Гостиного двора"

Московских чиновников некоторые называют самыми коррумпированными в стране. За тем, как они расходуют средства столичного бюджета, следит Контрольно-Счетная палата Москвы. О работе этой структуры "Профилю" рассказал ее председатель Виктор ДВУРЕЧЕНСКИХ."Профиль": Виктор Александрович, к контрольным органам у нас традиционно относятся скептически: мол, от их работы ничего не меняется. Это и про вашу палату сказано?
Виктор Двуреченских: Не мне судить. Могу только сказать, что за 1999 год по результатам наших проверок было выявлено финансовых нарушений на 14,5 млрд. рублей (тогда как весь годовой бюджет Москвы составил 107 млрд. рублей) и нецелевое использование бюджетных средств на 1,3 млрд. рублей. По большинству подобных фактов уже приняты меры, исключающие повторение нарушений.
"П.": Давайте начнем с того, что на слуху. С объектов, которыми столичные власти гордятся: МКАД, третье кольцо, комплекс на Манежной площади и т.д. Вы проводили по ним проверки?
В.Д.: Правильность расходов на МКАД и третье транспортное кольцо мы намерены проверить в конце этого -- начале следующего года в рамках общей ревизии городских инвестиционных программ. Поэтому пока сказать, соответствуют ли истине утверждения о нарушениях при их строительстве, я не могу.
Вообще, я предпочитаю смотреть на проблему шире. Не просто "украли -- не украли", а насколько эффективно в Москве расходуются бюджетные деньги, нужны ли городу многие из дорогостоящих проектов? Вот, к примеру, названный вами подземный комплекс на Манежной площади. Вы часто там делаете покупки? Думаю, что нет. И абсолютное большинство москвичей воспринимает этот комплекс как экскурсионный объект -- раз-два посетили и забыли.
Или другой пример -- реконструкция Гостиного двора. Мы проверяли этот проект на предмет обоснованности сметных затрат. И пришли к выводу, что общую сумму строительства можно безболезненно уменьшить на $345 млн. И проектировщики с нами согласились. Деньги были сэкономлены. Что очень важно, потому что на сегодня больше половины школ и больниц города нуждаются в серьезном ремонте.
"П.": То есть, по вашему мнению, инвестиционная политика московских властей, которой они так гордятся, неэффективна?
В.Д.: Я бы здесь подобрал другое слово: она не всегда правильно ориентирована. И тот же Манеж, и Гостиный двор и некоторые другие капиталоемкие проекты рассчитаны на очень и очень состоятельных людей. И таких в Москве немало. Но все же не столько, чтобы они, посещая эти торговые центры, позволили окупить их в сравнительно короткие сроки. Соответственно, затраченные на эти проекты деньги вернутся не скоро. Поэтому городу выгоднее и разумнее тратить средства на те программы, которые ориентированы на "средний класс".
"П.": Помимо завышения сметных расходов на реконструкцию Гостиного двора, что еще вы обнаружили интересного в ходе ваших проверок?
В.Д.: Недавно мы проверяли Комитет по культуре правительства Москвы. И выявили неэффективное использование 73 млн. рублей. Эта структура отвечает, в частности, за организацию разных общегородских мероприятий: Дня города, празднования пушкинского юбилея и т.п. Сам комитет, понятно, не в состоянии придумать и провести все праздничные мероприятия. А потому прибегает к помощи посредников. На долю каждого из них приходится приблизительно по 5% комиссионных от бюджета того или иного мероприятия. В результате, как выявила наша проверка, в отдельных случаях до непосредственного исполнителя доходило около 20% средств. Так что город на организации разных торжеств, в том числе на праздновании 200-летия Пушкина, потерял около 12 млн. рублей, то есть примерно $420 тысяч. Одних видеокассет "Пушкин -- навсегда москвич" выпустили столько, что половина из них, хотя раздавали их бесплатно, все равно пылится на складах.
"П.": Занималась ли палата структурами, связанными непосредственно с Юрием Лужковым?
В.Д.: Мы предпочитаем заниматься не "громкими", а скучными и незаметными, но важными для горожан делами. Например, тем, как в Москве на средства бюджета закупаются продовольствие и лекарства. Проверка Департамента продовольственных ресурсов у нас еще впереди, а вот Комитет здравоохранения Москвы и Московский городской фонд обязательного медицинского страхования мы уже посетили. И обнаружили весьма интересные факты. Ревизия, например, показала, что закупка лекарств для льготников производилась по завышенным ценам -- анализ ценообразования попросту никто не проводил. Да к тому же подрядчиков -- поставщиков лекарств и медицинского оборудования отбирали без конкурса. После нашей проверки анализ цен и конкурсы возобновили. А это значит, что льготные категории москвичей получат больше лекарств.
Вот такими делами мы предпочитаем заниматься.
"П.": Если я вас правильно понимаю, ссориться с мэром вы принципиально не хотите? И знаменитая история со стульями для Лужников вас не интересует?
В.Д.: Здесь дело не в желании, а в эффективности и целесообразности работы. У нас в аппарате, включая секретарей, 120 человек. Цифру московского бюджета, правильность исполнения которого мы призваны проверять, я вам уже назвал. Вывод очень простой: мы можем заниматься либо "громкими", либо полезными делами. И на то и на другое у нас просто не хватит сил.
А что касается стульев для Лужников, то там, насколько мне известно, все было абсолютно законно и конкурс выиграла фирма, которая запросила наименьшую сумму.
Ссориться же с исполнительной властью города, равно как и с законодательной, мы действительно не хотим. Да и не можем. Хотя бы потому, что намерены приносить реальную пользу городу. А это возможно только в конструктивном сотрудничестве с властью -- как в уже рассказанных мной случаях с закупкой лекарств, с Гостиным двором, когда именно правительство столицы настояло на срочном устранении выявленных безобразий.
"П.": И все же вам не кажется, что такое "сотрудничество" предполагает создание для вас заведомо "запретных зон"?
В.Д.: Нет у нас запретных зон, а есть проблема повышения эффективности проверок. Кстати, проверить все невозможно. Значит, и выбор, где делать ревизию, а где нет, будет всегда. Поэтому упор мы делаем на аналитику -- выявление самых больных точек. И свои ограниченные силы тратим именно на этих направлениях.
"П.": И какие "больные точки" вас будут интересовать в ближайшем будущем?
В.Д.: В ближайшее время мы намерены выяснить, правда ли, что городские монополисты -- Мосводоканал, Мосгортепло -- закладывают в тарифы на тепло и воду стоимость иномарок для своих руководителей и оплату их загранкомандировок. А такая информация к нам поступила. Будем продолжать проверять Архстройнадзор -- организацию, ответственную за качество строительства.
Словом, продолжим работу над скучными делами для простых москвичей.

Московских чиновников некоторые называют самыми коррумпированными в стране. За тем, как они расходуют средства столичного бюджета, следит Контрольно-Счетная палата Москвы. О работе этой структуры "Профилю" рассказал ее председатель Виктор ДВУРЕЧЕНСКИХ."Профиль": Виктор Александрович, к контрольным органам у нас традиционно относятся скептически: мол, от их работы ничего не меняется. Это и про вашу палату сказано?

Виктор Двуреченских: Не мне судить. Могу только сказать, что за 1999 год по результатам наших проверок было выявлено финансовых нарушений на 14,5 млрд. рублей (тогда как весь годовой бюджет Москвы составил 107 млрд. рублей) и нецелевое использование бюджетных средств на 1,3 млрд. рублей. По большинству подобных фактов уже приняты меры, исключающие повторение нарушений.

"П.": Давайте начнем с того, что на слуху. С объектов, которыми столичные власти гордятся: МКАД, третье кольцо, комплекс на Манежной площади и т.д. Вы проводили по ним проверки?

В.Д.: Правильность расходов на МКАД и третье транспортное кольцо мы намерены проверить в конце этого -- начале следующего года в рамках общей ревизии городских инвестиционных программ. Поэтому пока сказать, соответствуют ли истине утверждения о нарушениях при их строительстве, я не могу.

Вообще, я предпочитаю смотреть на проблему шире. Не просто "украли -- не украли", а насколько эффективно в Москве расходуются бюджетные деньги, нужны ли городу многие из дорогостоящих проектов? Вот, к примеру, названный вами подземный комплекс на Манежной площади. Вы часто там делаете покупки? Думаю, что нет. И абсолютное большинство москвичей воспринимает этот комплекс как экскурсионный объект -- раз-два посетили и забыли.

Или другой пример -- реконструкция Гостиного двора. Мы проверяли этот проект на предмет обоснованности сметных затрат. И пришли к выводу, что общую сумму строительства можно безболезненно уменьшить на $345 млн. И проектировщики с нами согласились. Деньги были сэкономлены. Что очень важно, потому что на сегодня больше половины школ и больниц города нуждаются в серьезном ремонте.

"П.": То есть, по вашему мнению, инвестиционная политика московских властей, которой они так гордятся, неэффективна?

В.Д.: Я бы здесь подобрал другое слово: она не всегда правильно ориентирована. И тот же Манеж, и Гостиный двор и некоторые другие капиталоемкие проекты рассчитаны на очень и очень состоятельных людей. И таких в Москве немало. Но все же не столько, чтобы они, посещая эти торговые центры, позволили окупить их в сравнительно короткие сроки. Соответственно, затраченные на эти проекты деньги вернутся не скоро. Поэтому городу выгоднее и разумнее тратить средства на те программы, которые ориентированы на "средний класс".

"П.": Помимо завышения сметных расходов на реконструкцию Гостиного двора, что еще вы обнаружили интересного в ходе ваших проверок?

В.Д.: Недавно мы проверяли Комитет по культуре правительства Москвы. И выявили неэффективное использование 73 млн. рублей. Эта структура отвечает, в частности, за организацию разных общегородских мероприятий: Дня города, празднования пушкинского юбилея и т.п. Сам комитет, понятно, не в состоянии придумать и провести все праздничные мероприятия. А потому прибегает к помощи посредников. На долю каждого из них приходится приблизительно по 5% комиссионных от бюджета того или иного мероприятия. В результате, как выявила наша проверка, в отдельных случаях до непосредственного исполнителя доходило около 20% средств. Так что город на организации разных торжеств, в том числе на праздновании 200-летия Пушкина, потерял около 12 млн. рублей, то есть примерно $420 тысяч. Одних видеокассет "Пушкин -- навсегда москвич" выпустили столько, что половина из них, хотя раздавали их бесплатно, все равно пылится на складах.

"П.": Занималась ли палата структурами, связанными непосредственно с Юрием Лужковым?

В.Д.: Мы предпочитаем заниматься не "громкими", а скучными и незаметными, но важными для горожан делами. Например, тем, как в Москве на средства бюджета закупаются продовольствие и лекарства. Проверка Департамента продовольственных ресурсов у нас еще впереди, а вот Комитет здравоохранения Москвы и Московский городской фонд обязательного медицинского страхования мы уже посетили. И обнаружили весьма интересные факты. Ревизия, например, показала, что закупка лекарств для льготников производилась по завышенным ценам -- анализ ценообразования попросту никто не проводил. Да к тому же подрядчиков -- поставщиков лекарств и медицинского оборудования отбирали без конкурса. После нашей проверки анализ цен и конкурсы возобновили. А это значит, что льготные категории москвичей получат больше лекарств.

Вот такими делами мы предпочитаем заниматься.

"П.": Если я вас правильно понимаю, ссориться с мэром вы принципиально не хотите? И знаменитая история со стульями для Лужников вас не интересует?

В.Д.: Здесь дело не в желании, а в эффективности и целесообразности работы. У нас в аппарате, включая секретарей, 120 человек. Цифру московского бюджета, правильность исполнения которого мы призваны проверять, я вам уже назвал. Вывод очень простой: мы можем заниматься либо "громкими", либо полезными делами. И на то и на другое у нас просто не хватит сил.

А что касается стульев для Лужников, то там, насколько мне известно, все было абсолютно законно и конкурс выиграла фирма, которая запросила наименьшую сумму.

Ссориться же с исполнительной властью города, равно как и с законодательной, мы действительно не хотим. Да и не можем. Хотя бы потому, что намерены приносить реальную пользу городу. А это возможно только в конструктивном сотрудничестве с властью -- как в уже рассказанных мной случаях с закупкой лекарств, с Гостиным двором, когда именно правительство столицы настояло на срочном устранении выявленных безобразий.

"П.": И все же вам не кажется, что такое "сотрудничество" предполагает создание для вас заведомо "запретных зон"?

В.Д.: Нет у нас запретных зон, а есть проблема повышения эффективности проверок. Кстати, проверить все невозможно. Значит, и выбор, где делать ревизию, а где нет, будет всегда. Поэтому упор мы делаем на аналитику -- выявление самых больных точек. И свои ограниченные силы тратим именно на этих направлениях.

"П.": И какие "больные точки" вас будут интересовать в ближайшем будущем?

В.Д.: В ближайшее время мы намерены выяснить, правда ли, что городские монополисты -- Мосводоканал, Мосгортепло -- закладывают в тарифы на тепло и воду стоимость иномарок для своих руководителей и оплату их загранкомандировок. А такая информация к нам поступила. Будем продолжать проверять Архстройнадзор -- организацию, ответственную за качество строительства.

Словом, продолжим работу над скучными делами для простых москвичей.

АЛЕКСЕЙ ГУБАРЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама