Наверх
16 октября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "Театральный расклад"

   Ежегодная, XII церемония награждения театральной премией «Золотая маска» состоялась на Новой сцене Большого театра.
   О престиже премии можно было судить уже по людям, которые ее вручали: глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, директор Мультимедийного центра искусств Ольга Свиблова, актеры Валентин Гафт, Игорь Костолевский, Инна Чурикова, Юлия Рутберг, Полина Кутепова, режиссеры Александр Калягин, Алексей Учитель, Константин Райкин и другие.

   Постановку церемонии доверили худруку «Геликон-оперы» Дмитрию Бертману. Отойдя от традиции капустника, он поставил музыкальный спектакль с изящным сценическим юмором. Лев Лещенко спел арию из «Севильского цирюльника», Зураб Соткилава — «Карнавал», Лариса Долина — Summer Time. Кульминацией действа стала одновременная смерть на сцене Чио-Чио-Сан, Пиковой дамы, Леди Макбет Мценского уезда, Царской невесты, Тоски, Кармен и прочих оперных див. Под занавес выкатили одолженные в Музее восковых фигур скульптуры Станиславского и Немировича-Данченко и организовали групповое фото со всеми номинантами.

   Увы, никакой интриги в раздаче «Масок» не было. Дух предопределенности витал еще в фойе, где, в отличие от обыкновения, никто жарко не спорил и не обсуждал за бокалом шампанского возможный расклад: директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова прямо заявила, что на этот раз не стоит ни за кого болеть. Самые мудрые театральные деятели удалились в буфет, где расслабились по мере сил: Максим Суханов с супругой Этери Чаландзия — рюмочкой коньяку, актриса Людмила Максакова — бокалом белого вина, а Алла Демидова — чашкой чая и конфетой «Аленка».

   Церемония была нацелена на соблюдение космического равновесия и политкорректности. Жюри установило сознательный паритет между Санкт-Петербургом и Москвой в целом и Большим театром с Мариинкой — в частности. Например, если приз за лучшую женскую роль в драме получила петербурженка Алиса Фрейндлих (за спектакль «Оскар и Розовая дама»), то было очевидно, что «Маска» за драму малой формы достанется ее сопернице по номинации — москвичке Марине Нееловой (спектакль «Шинель»). Когда Мариинка получила две «Маски» за оперу «Путешествие в Реймс» — за лучший спектакль и лучшую работу режиссера,— уже никто не сомневался, что балетные призы соберет Большой. Так и получилось: «Сон в летнюю ночь» был признан лучшим балетным спектаклем, а Ян Годовский взял «Маску» за лучшую мужскую роль в нем.

   Вручив одной рукой специальный приз жюри Мариинке за самое яркое событие оперного сезона («Тристан и Изольда» в постановке Дмитрия Чернякова), другой рукой председатель музыкального жюри Владимир Васильев тут же дал спецприз «За инициативу» Большому (Анатолий Иксанов и Леонид Десятников получили награду за скандальных «Детей Розенталя»). «Про депутатов — ни слова», — предупредил Десятникова Иксанов. «Хорошо, — ответил Десятников, прижимая к себе «Золотую маску». — Я только расскажу про злых фей, живущих напротив Кремля, ладно? А вообще не понимаю: как «Маску» делить-то будем? Да и сдается мне, что я — единственный из композиторов, кто получил этот приз, остальные-то все — покойники».

   Оставшиеся «Маски», в номинациях «Куклы» и «Оперетта», достались провинциалам (Екатеринбург, Новосибирск, Абакан, Улан-Удэ), что получилось тоже в высшей степени политкорректно. Единственным «странным» моментом стало двойное награждение спектакля Петра Фоменко «Три сестры» (за лучший спектакль и лучшую режиссуру). «Я до сих пор был уверен, что спектакль и режиссер — единое целое, — с подтекстом заметил Петр Фоменко. — А вы взяли и разделили». Зато отсутствие среди победителей спектаклей МХТ никого не удивило: в 2003 году Олег Табаков «попросил» нынешнего директора «Золотой маски» Марию Ревякину с поста директора театра. Зато «Маска» досталась президенту Республики Башкортостан Муртазе Рахимову за то, что тот открыл в Башкирии за последний год пять театров.

   Марина Давыдова и Роман Должанский умудрились не только дать приз театральных критиков «открытому» ими же Андрею Могучему за спектакль «Между собакой и волком», но и в очередной раз обратить внимание на свой фестиваль NET, где они являются арт-директорами. Они вручили «Маску» Михаэлю Тайхаймеру за «Эмилию Галотти» («Дойчес театр», Берлин), которую привозили в ноябре 2005 года на NET.

   В общем, игра шла краплеными картами, все об этом знали, но были довольны раскладом. А недовольные попросту церемонию проигнорировали.

   

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK