Наверх
17 октября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2012 года: "Технедосмотр"

Страховщики оказались не готовы к новациям

Как закон "Об обязательном техническом осмотре автомобилей" поссорил страховщиков.    На страховом рынке кипят шекспировские страсти. Причина тому — новый порядок прохождения техосмотра, вступивший в силу с 1 января 2012 года. Выдача талонов техосмотра из ведения ГИБДД перешла к Российскому союзу автостраховщиков (РСА), а получить полис ОСАГО стало невозможно без прохождения техосмотра. Причиной этого решения стало искреннее желание законодателей сделать техосмотр реальным, а не формальным, каковым он был долгие годы, — автолюбители просто покупали талончики, подкармливая сотрудников автоинспекции. В прошлом году в Москве "заочный" техосмотр стоил 4-5 тыс. рублей.
   Увы, первые итоги реформы оптимизма не внушают. Во-первых, по словам страховщиков,  РСА оказался не готов к новациям: количество напечатанных талонов оказалось недостаточным, равно как и количество аккредитованных пунктов прохождения техосмотра. Во-вторых, участники рынка указывают, что крупнейший игрок на рынке — "Росгосстрах" (РГС), работающий по договору с прошедшим аккредитацию ЗАО "Техосмотр", заполучил почти 100% талонов нового образца. Остальные страховщики, игнорируя закон, стали продавать полисы ОСАГО без талонов техосмотра, датируя их задним числом.
   "Проблемы с выдачей талонов, безусловно, есть. Связано это с комплексом причин, в том числе поздним утверждением макета талона и, соответственно, поздним запуском его в печать", — объясняет начальник отдела ОСАГО страховой компании "Альянс" (РОСНО) Андрей Антохонов. Почему в такой ситуации РСА не попросил отсрочки, экспертам непонятно. Ведь уже в конце 2011 года стало очевидно, что закон о техосмотре несовершенен, например, не приняты многие подзаконные акты, и в этой ситуации порядок аккредитации станций не был полностью отработан, признает Андрей Антохонов. При этом депутат Госдумы Анатолий Аксаков считает, что в таком случае вполне можно было добиться моратория на вступление в силу норм закона на несколько месяцев. Однако сделано этого не было. "Этот документ был, на мой взгляд, наивной попыткой что-то изменить в сложившейся практике прохождения техосмотра, — делится своим впечатлением от нового закона "Об обязательном техническом осмотре автомобилей" бывший депутат Госдумы, финансовый омбудсмен Павел Медведев.- Не думаю, чтобы он был принят под нажимом какой-то лоббистской группы. В данном случае депутаты действительно хотели, как лучше, хотели уменьшить аварийность на дорогах".
   Но благие начинания законодателей пока приводят к прямо противоположным результатам. И, по мнению страховых компаний, происходит это совсем не из-за непредусмотрительности РСА или сложности процедуры. После вступления закона в силу очень быстро выяснилось: его главным "выгодоприобретателем" оказался… РГС. У него не возникло проблем ни с пунктом техосмотра, ни с бланками. ЗАО "Техосмотр" оказалось единственным новым частным оператором, получившим аккредитацию РСА к началу 2012 года, и у него, по словам страховщиков, оказались все бланки нового образца. И сотрудничать "Техосмотр" стал только с РГС, поговаривали даже об аффилированности двух структур. Так, в офисах РГС продавали полисы ОСАГО в обмен на письменное обещание авто-владельца пройти техосмотр в ЗАО "Техосмотр", что является нарушением закона. На 1 января по России было зарегистрировано 98 пунктов "Техосмотра". При этом остальные операторы, желающие заняться техосмотром,  смогли получить аккредитацию позже.  Более того, как выяснили страховщики на собственном опыте, которым не замедлили поделиться с главой РСА Павлом Буниным, пройти техосмотр в компании "Техосмотр" оказалось возможным даже на неисправных автомобилях.
   Такая несправедливость возмутила других участников рынка. На заседании президиума РСА они заявили о дискредитации процедуры прохождения тех-осмотра и потребовали отставки Павла Бунина, называя его лоббистом РГС. Однако сместить его пока не удалось. "На сегодня РСА неофициально контролируется РГС, — делится один из участников рынка. — Это все понимают, но поделать с этим пока ничего нельзя".
   Раздражение против РГС среди страховщиков велико, и некоторые даже обвиняют компанию в недобросовестной конкуренции и попытках залатать таким образом якобы имеющиеся в балансе ды-ры. Однако независимые эксперты с этими нападками не согласны. "Сложившаяся ситуация с ОСАГО, конечно, некрасивая, она работает против всего страхового рынка, который и так не пользуется доверием у населения, — говорит замгендиректора рейтингового агентства "Эксперт РА" Павел Самиев. — Однако считать, что она возникла потому, что РГС хочет таким образом решить свои финансовые проблемы, едва ли стоит".
   В РГС несколько иное видение сложившейся ситуации. Компанию "Техосмотр" там называют независимым игроком. "ЗАО "Техосмотр" предоставляет клиентам РГС возможность удобного прохождения техосмотра на льготных условиях, без очереди", — заявил "Профилю" руководитель департамента по связям с общественностью РГС Андрей Бирюков. По его словам, у компании 13,5 млн клиентов, и она просто не могла позволить себе бездействовать, отправляя их неизвестно куда. "Мы готовились и разработали свою модель, которая действует. Люди имеют возможность пройти техосмотр и пролонгировать договор ОСАГО. Естественно, любви к нам (со стороны других игроков. — "Профиль") это не прибавило", — добавляет Андрей Бирюков.
   По словам эксперта, ситуация в скором времени должна стать менее напряженной. В ближайшее время РСА зарегистрирует около 500 новых операторов техосмотра, что позволит "обеспечить бесперебойное обслуживание миллионов автовладельцев". Это прекрасная возможность для желающих заняться но-вым видом бизнеса, добавляют в РГС, — достаточно вложить порядка 200 тыс. рублей в оборудование и обучение персонала и получить аккредитацию в РСА. Как сообщили "Профилю" в самом РСА, по состоянию на 1 февраля в реестр операторов техосмотра уже внесена 2031 организация. При этом аккредитацию в РСА получили 112 новых операторов.
   Тем не менее вопрос с техосмотром будет еще раз обсуждаться в РСА в конце марта. "Очевидно, необходимо отладить систему контроля над деятельностью пунктов техосмотра. Сейчас она фактически не работает, — надеется на изменение ситуации в марте эксперт департамента оценки "2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл" Петр Клюев. — Пока РСА не справляется со своими новыми обязанностями. И это требует изменений в управлении союзом. Возможно, что кадровые перестановки позволят сделать работу РСА более эффективной".
   Тем временем шум и крики на страховом рынке, видимо, достигли ушей Фе-деральной службы по финансовым рынкам (ФСФР), и там решили изучить условия сотрудничества "Техосмотра" и РГС. Но тщательной инспекции со стороны службы подвергнется не только РГС. ФСФР направила запросы 14 лидерам рынка ОСАГО, в том числе компаниям "РЕСО-Гарантия", "Ингосстрах", "АльфаСтрахование", ВСК и другим, — все они должны провести внутренние проверки и предоставить регулятору реест-ры договоров ОСАГО, которые были заключены 1-15 января 2012 года. Также они должны будут указать реквизиты талонов техосмотра. Делается это для выявления полисов, выписанных без прохождения техосмотра.
   Однако, по мнению экспертов, вряд ли действия ФСФР грозят участникам рынка серьезными последствиями. Есть несколько вариантов дальнейшего развития событий. Как рассказал Андрей Антохонов, в числе возможных решений на президиуме РСА рассматривается возвращение процедуры проведения техосмотра ГИБДД. Минфин предложил переложить ответственность за получение талона на автовладельцев. В результате страховщики смогут по-прежнему продавать полисы, а забота о поиске пунктов и прохождении техосмотра ляжет на граждан. Тем временем замгендиректора компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов надеется, что ситуация изменится с появлением общей базы автовладельцев в 2013 году: "В ней будет размещена информация об автомобилях и пунктах, где транспортные средства проходили техосмотр". Таким образом, стараясь сохранить репутацию, операторы будут заниматься реальным техосмотром, а не просто выдачей талонов за деньги.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK