Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "ТЕХНОЛОГИИ ДОБРА"

Бизнес вовлекает в благотворительную деятельность все более широкие слои населения и переходит к новой модели ведения дел — социальному предпринимательству.    Как ни странно, кризис не заморозил ростки благотворительности в России. Напротив, сегодня бизнес делает важный шаг вперед — переходит от простой раздачи средств нуждающимся к социальному предпринимательству.
   В 1990-е годы в нашей стране сформировалось неоднозначное отношение к благотворительности. С одной стороны, общество признавало за бизнесом право, а иногда и прямо вменяло ему в обязанность помогать ближним и поддерживать обездоленных, поскольку государство было ослаблено и объективно не могло этого делать. С другой стороны, люди смотрели на корпоративную благотворительность с подозрением. Причиной этому было и массовое экономическое неблагополучие, и скепсис относительно истинных намерений «капиталистов». Повод для этого давали и сами благотворители: в прессе то и дело всплывали истории, героями которых были мнимые благотворительные фонды с неясными учредителями и далеко не благими целями.
   Тем не менее именно в конце прошлого — начале этого века в России зародились многие из проектов, которые сегодня считаются примером социальной ответственности бизнеса и его капитанов. Тогда впервые общественность узнала о таких организациях, как Благотворительный фонд Владимира Потанина, фонд «Династия», учрежденный основателем «ВымпелКома» Дмитрием Зиминым, детский фонд «Виктория» владельца «УРАЛСИБа» Николая Цветкова и Российский фонд помощи, основанный журналистом «Коммерсанта» Львом Амбиндером.
   Эти и другие фонды сформировали вторую волну благотворительности в России. От разовых акций они перешли к системной работе, организованной по всем правилам бизнес-науки. Свою деятельность корпоративные фонды фокусировали на определенных социальных группах благополучателей, формировали проекты с четкими границами и показателями эффективности, и вели эти проекты уже не энтузиасты, а профессиональные менеджеры. Основным двигателем развития благотворительности на этом этапе стали харизматичные лидеры бизнес-сообщества и возглавляемые ими компании.
   Затем наступил период политической и экономическойстабильности, тучные времена роста доходов государства и роста среднего класса. Широкое распространение получила тема социальной ответственности бизнеса. Теперь не быть социально ответственным означало не быть актуальным и вызывать в обществе серьезные сомнения относительно необходимости такого «эгоистичного» бизнеса. Знаковыми для этого периода стали проекты «Газпрома» по развитию детского спорта, благотворительные инициативы McDonald’s, «Русала», Procter & Gamble, крупных страховых компаний и банков. Благотворительной деятельностью были охвачены достаточно большие социальные группы. И это изменило отношение к благотворительности со стороны общества в целом и подготовило почву для дальнейшего ее развития.
   Сегодня бизнес вовлекает в благотворительную деятельность все более широкие слои населения и одновременно переходит к новой модели ведения дел — социальному предпринимательству. Благотворительность перестает быть уделом только крупных компаний, становится полезной инициативой, привлекающей десятки и сотни тысяч людей.
   Среди подобных проектов стоит выделить фонд Чулпан Хаматовой «Подари жизнь», фонд «Линия жизни» и инициативу «Достойный дом детям!» — плод сотрудничества банка «УРАЛСИБ» и фонда «Виктория».
   Последний проект направлен на поддержку ребятишек, оставшихся без родителей. Он интересен еще и тем, что в качестве инструмента используется специальная банковская карта «Достойный дом детям!» или одноименный депозит. 0,5% оборота по операциям по карте за счет банка идет на помощь детским домам, как и 0, 5% от дохода по вкладу с повышенной процентной ставкой — 13,3% годовых. В итоге хорошо всем: дети получают помощь, клиенты приобретают рыночный продукт и участвуют в благом деле, а банк развивает клиентскую базу и привлекает депозиты.
   В «УРАЛСИБе» считают, что этот проект не только повысит популярность социальных продуктов банка, но и привлечет внимание к самой идее — бескорыстной помощи нуждающимся. Банк даже посвятил этой программе большую рекламную кампанию на телевидении, сняв красивый, очень «киношный» ролик. При этом бизнес-результаты вполне подтверждают: социальные продукты банка пользуются хорошим спросом.
   Это лишь первые примеры социального предпринимательства. Как полагают эксперты, в дальнейшем в России может появиться социальное предпринимательство в чистом виде — низкомаржинальный бизнес, который зарабатывает за счет масштаба и широкой популярности среди клиентов. Варианты такого бизнеса возможны разные: банки нового поколения, работающие по принципу касс взаимопомощи, или национальная сеть магазинов органической еды, где акционерами выступают и продавец, и покупатели.
   Кстати, государство видит эти тенденции и стремится их стимулировать. В этом году комиссия по благотворительности Общественной палаты РФ инициировала исследование и общественное обсуждение вопросов развития новых механизмов для сбора частных пожертвований с использованием коммуникационных технологий, мобильной связи, банковских и небанковских платежных терминалов. Предложения по внесению необходимых изменений и дополнений в законодательство были направлены в Госдуму, Минфин, Минэкономразвития и ЦБ РФ. Если они будут приняты, новых продуктов и услуг, позволяющих миллионам граждан участвовать в благотворительных проектах, станет гораздо больше.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK