Наверх
15 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2001 года: "ТЭК — держать"

Новый министр природных ресурсов Виталий Артюхов заявляет о готовности отобрать лицензии у половины российских сырьевиков. Таким образом государство демонстрирует решимость обеспечить реальный контроль над нефтегазовой отраслью.Нынешняя «олигархическая» система пользования недрами сформировалась еще в начале 90-х годов. Как известно, сейчас большая часть месторождений нефти принадлежит семи крупнейшим нефтяным компаниям («ЛУКойл», ЮКОС, «Сибнефть», ТНК, «Славнефть», «Роснефть», «Сибнефть»), а фактическим монополистом на добычу газа является «Газпром».
Такая ситуация сложилась не в последнюю очередь благодаря существующей системе получения лицензий на разработку полезных ископаемых.
Большая часть нынешних «олигархов» получили лицензии именно по заявочному принципу в 1992 году (тогда было выдано 80% всех действующих сейчас лицензий), они не платили за это денег и, естественно, не очень скрупулезно выполняли условия разработки.
Система лицензирования также предполагает, что права на пользование недрами могут переоформляться на другую компанию, опять же не на конкурсной основе. Это очень сильно помогло процессу укрупнения компаний.
Довольно выгодна эта система и региональным властям. Они наравне с Центром распределяют лицензии и, кроме того, получают существенную часть налоговых поступлений от платы за недра (расщепление налога на недра для нефтяников и газовиков до 2002 года происходит по следующей схеме: 30% — местные бюджеты, 30% — региональные и 40% — федеральный). Право предоставлять компаниям льготы по региональной части налогов на недра дает губернаторам возможность влиять на политику нефтяников.
В итоге, как уже было сказано, до 80% лицензий на разработку нефтяных и газовых месторождений оказалось в руках 7 нефтяных и одной газовой компании.
Лицензия на отстрел

Однако времена поменялись. Владимир Путин и «питерская команда» активно проводят политику усиления влияния федерального центра как на бизнес, так и на региональные власти. Сейчас стоят другие задачи — власть ищет цивилизованные формы этого влияния.
Вот тут-то и выясняется, что сделать это удобнее всего путем пересмотра лицензий на право добычи. Для чего, собственно, этим летом и был назначен в Минприроды новый министр Виталий Артюхов.
Он не только поменял весь штат, приведя с собой молодую команду, но и принялся (очевидно, по прямому указанию сверху) за тотальную инвентаризацию лицензий: законность их получения, выполнение программ, объемов и сроков оговоренных в них инвестиций и т.д.
Процесс пока не окончен, но в Министерстве уже заявляют, что минимум 50% от всех лицензий можно спокойно отозвать только на том основании, что не выполняются основные записанные в них требования (прежде всего сроки и объемы добычи).
«Карательные меры» не заставили себя ждать: на два летних месяца приказом Виталия Артюхова была приостановлена выдача всех лицензий, более пятидесяти компаний (среди них «Севнефть», «Шелл», «ЛУКойл» и др.) получили предупреждение и на согласование губернаторам были посланы несколько десятков решений о досрочном прекращении действия лицензий.
Основание — несоблюдение условий добычи (объема инвестиций, количества добываемого сырья, графика проведения разведки и т.п.). Однако пока ни одна лицензия не отозвана. В том числе потому, что для исполнения этой «высшей» меры необходимо согласие региональных руководителей.
Реакцию нефтяников на решительные действия власти можно назвать критически-настороженной. Представители крупнейших компаний, во-первых, указывают на то, что у Центра пока нет четкой концепции развития отрасли. Во-вторых, предполагают, что действия власти являются очередной скоротечной кампанией. И, наконец, выражают надежду: центр не заинтересован в серьезном переделе собственности хотя бы потому, что это может подорвать доверие всего бизнеса к власти.
Тем не менее никто из нефтяников не сомневается, что контроль над недрами будет полностью централизован и перейдет к Минприроды. Но как именно действовать, не знает и само министерство. Там пока лишь почувствовали, что обладают реальной властью. Однако без указки свыше решительные шаги не предпринимаются.
Отмашка может последовать в любой момент. Скорее всего, она будет выражаться в лоббировании властью нового закона о недрах, который сделает механизм выдачи лицензий реальным рычагом управления ТЭК. Хотя бы потому, что в соответствии с этим законом нефтяные и газовые месторождения полностью поступят в ведение федеральных властей и отзыв лицензии, по крайней мере формально, не нужно будет согласовывать с губернаторами, которые всегда принимают сторону компании.
Кроме того, власть имеет возможность (и уже выражает такие намерения — см. комментарий Алексея Перепелкина) активно применять экономические методы воздействия — штрафные санкции при несоблюдении условий лицензии, ограничения для «недисциплинированных» компаний при выдачи экспортных квот и т.п. Кроме того, обсуждается и возможность «привязать» уровень налогообложения к соблюдению этих самых условий.
Очевидно, что национализация и связанные с ней безумные скандалы — это не метод нынешней власти. Но ясно и другое: и внутренние реформы (в частности, налоговая, военная и т.п.), и внешние долги (например, 19-миллиардный «пик» платежей по внешнему долгу в 2003 году) заставляют искать рычаги, с помощью которых можно обеспечить надежный контроль за финансовыми потоками, и прежде всего в нефтегазовой отрасли.
В принципе, национализация для этого совершенно не нужна. Достаточно просто ужесточить контроль над нефтяниками и газовиками. С большой вероятностью можно предположить, что крупные нефтяные компании не будут сопротивляться, а просто в очередной раз «поделятся».

МАРИЯ МИКЕЛИ, МИХАИЛ СИДОРОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK