Архивная публикация 2002 года: "Телефон широкого профиля"
Мобильный телефон постепенно становится полноправным источником массовой информации наряду с газетами и телевидением. При помощи "трубки" можно узнать прогноз погоды и курс валют, последние новости, гороскоп и кулинарные рецепты.Правила сервировки
Подобный процесс закономерен -- опустив стоимость минуты разговора ниже 10 центов, операторы просто вынуждены использовать новые аргументы в борьбе за потребителя. Один из них -- расширение спектра "мобильных" услуг.
По итогам первого полугодия 2002 года средний ежемесячный доход оператора от одного абонента составил $22,3 (у МТС -- $25,7, у "Би Лайна" -- $18,9). Из этой суммы на информационные услуги среднестатистический абонент тратит примерно $2 в месяц. А если учесть, что абонентов у компаний сейчас 11 млн. человек, то, стало быть, ежемесячно речь идет о $22 млн. В общем, есть за что бороться.
Что и происходит -- еще полгода назад общее количество услуг у каждого оператора было на 30--60% меньше, чем в данный момент. Сегодня в "сервисной гонке" лидируют МТС (у него около 100 сервисов) и "Би Лайн" (80 сервисов). Далее идут "Мегафон" (около 60 сервисов), МСС (около 40 сервисов) и "Сонет" (4 сервиса).
Спрос на услуги впечатляет: только за последние полгода московские абоненты "Мегафона", например, сделали в общей сложности около 3 миллионов запросов по SIM-меню, тогда как в предыдущие полгода -- только 1 миллион (остальные операторы подобных расчетов не ведут).
В будущем развитие рынка услуг возможно за счет привлечения новых пользователей. По мнению аналитиков, к концу 2002 года общая абонентская база в России вырастет до 14 млн.
Другой повод для развития -- внедрение новых технологий -- это услуги MMS (улучшенная версия sms) и GPRS (более быстрый протокол передачи данных по Интернету). GPRS, например, в сочетании с новыми моделями сотовых телефонов с цветными дисплеями позволит играть прямо на "трубке" в цветной тетрис или получить по запросу детальную карту города. Предполагается, что с введением подобных новшеств размер среднего счета за услуги не увеличится, поскольку сами услуги будут дешеветь.
Звуки и глюки
Разнообразные услуги, которые "оказывает" сотовый телефон, условно делятся на голосовые -- когда справки дают "барышни на коммутаторе", и электронные (неголосовые) -- когда информация появляется на дисплее.
У каждого оператора более 70% от общего числа услуг приходится на электронные сервисы. При этом доходы от продажи как голосовых, так и электронных услуг примерно одинаковые, потому как стоимость минуты голосового сервиса превышает стоимость неголосового на порядок (1,5 доллара против 10--15 центов). В дальнейшем электронные услуги будут увеличивать свою долю в общем пакете предложений -- их создание и содержание очень дешево, так как основная работа выполняется в автоматическом режиме: послал запрос -- получил ответ. Сегодня более 90% новых услуг -- электронные. Последние полгода все операторы отмечают стремительный рост пользования неголосовыми услугами (по отдельным видам -- до 200% в месяц).
Голосовые же услуги развиваются крайне медленно -- для каждой из них нужен свой штат операторов, офис, оборудование и пр., что и делает "голос" достаточно дорогим удовольствием и для операторов, и для абонентов. Однако вложения окупаются, так как консультация профессионала "в прямом эфире" (например, юриста) априори лучше всех возможных электронных справочников и словарей.
Во весь голос
Голосовые услуги -- это в основном справки.
Адреса и телефоны, расписание поездов, наличие товаров, лекарств, коды городов, рейтинги ресторанов, медицинская помощь и прочая и прочая -- все это можно найти за умеренные деньги у каждого оператора сотовой связи. Кроме того, имеются минимум две бесплатные информационные услуги -- связь абонентов с Московской службой спасения и "личная" справочная компании-оператора, где можно узнать о ценах на сотовые телефоны, новых тарифах, проконсультироваться по поводу роуминга (бесплатно -- только в том случае, если пользователь находится в своем регионе).
На сегодняшний день МТС и "Би Лайн" предлагают по 15 платных голосовых сервисов, МСС -- 14, "Мегафон" -- 9, "Сонет" -- 3 (собственно, все сервисы "Сонета" -- голосовые). Средняя стоимость минуты разговора у всех операторов -- $1,4. Самые дешевые справки -- о дорожных пробках -- $0,15--0,5 в минуту. В средней ценовой категории -- от $0,8 до $1,5 -- информация по наличию товаров в магазинах. Во столько же обойдется возможность забронировать через "мобильник" билеты в кино и театр, организовать праздничные мероприятия для взрослых и детей. Самые дорогие голосовые услуги -- юридические консультации -- до $2,5 в минуту.
Перспективы развития голосовых услуг туманны. На сегодняшний день, как отмечает Роман Проколов, советник генерального директора "Соник Дуо" (торговая марка "Мегафон"), голосовые услуги, как правило, предоставляют только самую общую информацию, заказ товаров и услуг, то есть все то, что абонент может запросто получить в "электронном виде". Теоретически можно было бы развивать такой тип голосовых услуг, как развернутые консультации специалистов. Аналитики поговаривают о создании, например, "мобильной" психологической службы. Но поскольку практически оценить пользу от таких консультаций будет весьма проблематично, подобные проекты остаются на бумаге.
Веселые картинки
Неголосовые, или электронные, услуги можно разделить на развлекательные и информационные. "Би Лайн", МТС, "Мегафон" и МСС предоставляют стандартный платный набор сервисов каждого вида (доставка информации происходит через sms и/или wap). Это и прогноз погоды, и курсы валют, и дорожные ситуации (по крупным городам), а также возможность загрузить в телефон мелодии. И здесь пальму первенства делят МТС и "Би Лайн" -- 70--80 sms-сервисов на каждого. Следом идет "Мегафон" -- около 40 и МСС -- 14. У "Сонета" sms-услуги вообще отсутствуют.
Расходы абонентов на "веселые картинки" начинаются с 5--8 центов за пользование одним развлекательным каналом (гороскопы, анекдоты) и доходят до 15--20 центов за информационные (сообщения о пробках на дорогах или результатах спортивных соревнований). Если в качестве ответа пользователю приходит от 1 до 5--6 sms-сообщений, на размер счета это не влияет.
Среди электронных услуг также есть свои "хиты". Как отмечает Юрий Пешков, старший менеджер по развитию бизнеса компании ОАО "Мобильные ТелеСистемы", из информационных услуг наибольшей популярностью пользуются последние новости на wap-ресурсе (на них приходится более 50% обращений), а из развлекательных -- всевозможные "чаты" или "знакомства" (также около 50% от всех запросов).
Wap-новости успешно конкурируют с "коллегами" из ТВ и прочих СМИ, выигрывая в "краткости" -- "мобильная" новость должна содержать не более 300--400 символов. Например, информация о недавнем наводнении в Европе на дисплее телефона выглядела так: "Минувшей ночью был нанесен серьезный ущерб центральным и южным районам Италии. Как сообщает ИТАР-ТАСС, в области Абруццо вышли из берегов несколько рек, в горах Молизе сошли грязевые сели, в Марке затоплено несколько населенных пунктов". В общем, прочитал 5 строк на дисплее -- и можно поддерживать светскую беседу.
Sms-чаты отличаются от более привычного компьютерного общения, пожалуй, лишь тем, что придется набирать текст на небольшой клавиатуре сотового телефона.
Наконец, среди потока практически одинаковых "мобильных" развлечений, которые предлагает каждый оператор, изредка встречаются и оригинальные. Среди последних новшеств можно отметить "билайновский" пакет NEO, пользователь которого за $2 в месяц может подписаться на любое количество из 60 sms-каналов. Спектр услуг в пакете меж тем стандартный -- от погоды в городах до котировок акций и трансляции спортивных событий.
Ноу-хау от "Мегафона" (благополучно позаимствованное конкурентами) -- пакет услуг "Ближайшие", предоставляющий информацию о близлежащих (по отношению к абоненту) кафе, магазинах, аптеках, автозаправках и пр. Запрос на каждую тему стоит 48 центов.
Тарифные планы московских операторов сотовой связи
Мобильный телефон постепенно становится полноправным источником массовой информации наряду с газетами и телевидением. При помощи "трубки" можно узнать прогноз погоды и курс валют, последние новости, гороскоп и кулинарные рецепты.Правила сервировки
Подобный процесс закономерен -- опустив стоимость минуты разговора ниже 10 центов, операторы просто вынуждены использовать новые аргументы в борьбе за потребителя. Один из них -- расширение спектра "мобильных" услуг.
По итогам первого полугодия 2002 года средний ежемесячный доход оператора от одного абонента составил $22,3 (у МТС -- $25,7, у "Би Лайна" -- $18,9). Из этой суммы на информационные услуги среднестатистический абонент тратит примерно $2 в месяц. А если учесть, что абонентов у компаний сейчас 11 млн. человек, то, стало быть, ежемесячно речь идет о $22 млн. В общем, есть за что бороться.
Что и происходит -- еще полгода назад общее количество услуг у каждого оператора было на 30--60% меньше, чем в данный момент. Сегодня в "сервисной гонке" лидируют МТС (у него около 100 сервисов) и "Би Лайн" (80 сервисов). Далее идут "Мегафон" (около 60 сервисов), МСС (около 40 сервисов) и "Сонет" (4 сервиса).
Спрос на услуги впечатляет: только за последние полгода московские абоненты "Мегафона", например, сделали в общей сложности около 3 миллионов запросов по SIM-меню, тогда как в предыдущие полгода -- только 1 миллион (остальные операторы подобных расчетов не ведут).
В будущем развитие рынка услуг возможно за счет привлечения новых пользователей. По мнению аналитиков, к концу 2002 года общая абонентская база в России вырастет до 14 млн.
Другой повод для развития -- внедрение новых технологий -- это услуги MMS (улучшенная версия sms) и GPRS (более быстрый протокол передачи данных по Интернету). GPRS, например, в сочетании с новыми моделями сотовых телефонов с цветными дисплеями позволит играть прямо на "трубке" в цветной тетрис или получить по запросу детальную карту города. Предполагается, что с введением подобных новшеств размер среднего счета за услуги не увеличится, поскольку сами услуги будут дешеветь.
Звуки и глюки
Разнообразные услуги, которые "оказывает" сотовый телефон, условно делятся на голосовые -- когда справки дают "барышни на коммутаторе", и электронные (неголосовые) -- когда информация появляется на дисплее.
У каждого оператора более 70% от общего числа услуг приходится на электронные сервисы. При этом доходы от продажи как голосовых, так и электронных услуг примерно одинаковые, потому как стоимость минуты голосового сервиса превышает стоимость неголосового на порядок (1,5 доллара против 10--15 центов). В дальнейшем электронные услуги будут увеличивать свою долю в общем пакете предложений -- их создание и содержание очень дешево, так как основная работа выполняется в автоматическом режиме: послал запрос -- получил ответ. Сегодня более 90% новых услуг -- электронные. Последние полгода все операторы отмечают стремительный рост пользования неголосовыми услугами (по отдельным видам -- до 200% в месяц).
Голосовые же услуги развиваются крайне медленно -- для каждой из них нужен свой штат операторов, офис, оборудование и пр., что и делает "голос" достаточно дорогим удовольствием и для операторов, и для абонентов. Однако вложения окупаются, так как консультация профессионала "в прямом эфире" (например, юриста) априори лучше всех возможных электронных справочников и словарей.
Во весь голос
Голосовые услуги -- это в основном справки.
Адреса и телефоны, расписание поездов, наличие товаров, лекарств, коды городов, рейтинги ресторанов, медицинская помощь и прочая и прочая -- все это можно найти за умеренные деньги у каждого оператора сотовой связи. Кроме того, имеются минимум две бесплатные информационные услуги -- связь абонентов с Московской службой спасения и "личная" справочная компании-оператора, где можно узнать о ценах на сотовые телефоны, новых тарифах, проконсультироваться по поводу роуминга (бесплатно -- только в том случае, если пользователь находится в своем регионе).
На сегодняшний день МТС и "Би Лайн" предлагают по 15 платных голосовых сервисов, МСС -- 14, "Мегафон" -- 9, "Сонет" -- 3 (собственно, все сервисы "Сонета" -- голосовые). Средняя стоимость минуты разговора у всех операторов -- $1,4. Самые дешевые справки -- о дорожных пробках -- $0,15--0,5 в минуту. В средней ценовой категории -- от $0,8 до $1,5 -- информация по наличию товаров в магазинах. Во столько же обойдется возможность забронировать через "мобильник" билеты в кино и театр, организовать праздничные мероприятия для взрослых и детей. Самые дорогие голосовые услуги -- юридические консультации -- до $2,5 в минуту.
Перспективы развития голосовых услуг туманны. На сегодняшний день, как отмечает Роман Проколов, советник генерального директора "Соник Дуо" (торговая марка "Мегафон"), голосовые услуги, как правило, предоставляют только самую общую информацию, заказ товаров и услуг, то есть все то, что абонент может запросто получить в "электронном виде". Теоретически можно было бы развивать такой тип голосовых услуг, как развернутые консультации специалистов. Аналитики поговаривают о создании, например, "мобильной" психологической службы. Но поскольку практически оценить пользу от таких консультаций будет весьма проблематично, подобные проекты остаются на бумаге.
Веселые картинки
Неголосовые, или электронные, услуги можно разделить на развлекательные и информационные. "Би Лайн", МТС, "Мегафон" и МСС предоставляют стандартный платный набор сервисов каждого вида (доставка информации происходит через sms и/или wap). Это и прогноз погоды, и курсы валют, и дорожные ситуации (по крупным городам), а также возможность загрузить в телефон мелодии. И здесь пальму первенства делят МТС и "Би Лайн" -- 70--80 sms-сервисов на каждого. Следом идет "Мегафон" -- около 40 и МСС -- 14. У "Сонета" sms-услуги вообще отсутствуют.
Расходы абонентов на "веселые картинки" начинаются с 5--8 центов за пользование одним развлекательным каналом (гороскопы, анекдоты) и доходят до 15--20 центов за информационные (сообщения о пробках на дорогах или результатах спортивных соревнований). Если в качестве ответа пользователю приходит от 1 до 5--6 sms-сообщений, на размер счета это не влияет.
Среди электронных услуг также есть свои "хиты". Как отмечает Юрий Пешков, старший менеджер по развитию бизнеса компании ОАО "Мобильные ТелеСистемы", из информационных услуг наибольшей популярностью пользуются последние новости на wap-ресурсе (на них приходится более 50% обращений), а из развлекательных -- всевозможные "чаты" или "знакомства" (также около 50% от всех запросов).
Wap-новости успешно конкурируют с "коллегами" из ТВ и прочих СМИ, выигрывая в "краткости" -- "мобильная" новость должна содержать не более 300--400 символов. Например, информация о недавнем наводнении в Европе на дисплее телефона выглядела так: "Минувшей ночью был нанесен серьезный ущерб центральным и южным районам Италии. Как сообщает ИТАР-ТАСС, в области Абруццо вышли из берегов несколько рек, в горах Молизе сошли грязевые сели, в Марке затоплено несколько населенных пунктов". В общем, прочитал 5 строк на дисплее -- и можно поддерживать светскую беседу.
Sms-чаты отличаются от более привычного компьютерного общения, пожалуй, лишь тем, что придется набирать текст на небольшой клавиатуре сотового телефона.
Наконец, среди потока практически одинаковых "мобильных" развлечений, которые предлагает каждый оператор, изредка встречаются и оригинальные. Среди последних новшеств можно отметить "билайновский" пакет NEO, пользователь которого за $2 в месяц может подписаться на любое количество из 60 sms-каналов. Спектр услуг в пакете меж тем стандартный -- от погоды в городах до котировок акций и трансляции спортивных событий.
Ноу-хау от "Мегафона" (благополучно позаимствованное конкурентами) -- пакет услуг "Ближайшие", предоставляющий информацию о близлежащих (по отношению к абоненту) кафе, магазинах, аптеках, автозаправках и пр. Запрос на каждую тему стоит 48 центов.
Тарифные планы московских операторов сотовой связи
Компания | Название тарифа | Тип | Авансовый платеж / Залог | Абонентская плата | Стоимость исходящих звонков на "родные" телефоны за минуту | Стоимость исходящих звонков на телефоны МГТС за минуту |
---|---|---|---|---|---|---|
МТС | "Летний" | Федеральный | 15 | 4 | 0,12 | 0,15 |
МТС | "Рациональный" | Федеральный | 20 | 4 | 0,11 | 0,15 |
МТС | "Десятка" | Федеральный | 15 | 4 | 0,04 за 10 сек. | 0,04 за 10 сек. |
МТС | "Авангард" | Федеральный | 20 | 3 | с 7.00 до 9.00 -- 0,12; с 19.00 до 00.00 -- 0,10; с 00.00 до 7.00 -- 0,04 | с 7.00 до 9.00 -- 0,18; с 19.00 до 00.00 -- 0,16; с 00.00 до 7.00 -- 0,08 |
МТС | "1000 за 100" | Прямой | 150 | 100, включая 1000 мин. исходящих звонков в месяц | С 1001-й минуты местных вызовов -- 0,24 | 0,34 |
МТС | "Эксклюзив" | Прямой | 350 | 249 | Бесплатно | Бесплатно |
МТС | "Президент" | Прямой | 80 | 12 | 0,16 | 0,19 |
МТС | "Элита" | Прямой | 80 | 9 | с 8.00 до 21.00 -- 0,16; с 21.00 до 0.00 -- 0,13; с 0.00 до 6.00 -- 0,06; с 6.00 до 8.00 -- 0,13 | с 8.00 до 21.00 -- 0,24; с 21.00 до 0.00 -- 0,20; с 0.00 до 6.00 -- 0,12; с 6.00 до 8.00 -- 0,20 |
БиЛайн | "Комфорт GSM" | Федеральный | 35/35 | 5 | с 08.00 до 18.00 -- 0,14; с 18.00 до 0.00 -- 0,10; выходные и праздники -- 0,12 | с 08.00 до 18.00 -- 0,18; с 18.00 до 0.00 -- 0,12; выходные и праздники -- 0,10 |
БиЛайн | "Классика GSM" | Федеральный | 35 | 5 | будни круглосуточно -- 0,14; выходные и праздники -- 0,10 | будни круглосуточно -- 0,25; выходные и праздники -- 0,10 |
БиЛайн | "Рекорд GSM" | Федеральный | 45/45 | 39, включая 300 мин. исход. звонков в месяц | С 301-й минуты местных вызовов -- 0,9 | С 301-й минуты местных вызовов -- 0,9 |
БиЛайн | "Рекорд 500 GSM" | Федеральный | 75 | 50, включая 500 мин. исход. звонков в месяц | С 501-й минуты местных вызовов -- 0,2 | С 501-й минуты местных вызовов -- 0,2 |
БиЛайн | "Успех GSM" | Прямой | 75/75 | 14 | будни круглосуточно -- 0,15; выходные и праздники -- 0,12 | будни круглосуточно -- 0,22; выходные и праздники -- 0,18 |
БиЛайн | "Супер 1000 GSM" | Прямой | 150 | 100, включая 1000 мин. исход. звонков в месяц | Со 1001-й минуты местных вызовов -- 0,2 | Со 1001-й минуты местных вызовов -- 0,2 |
БиЛайн | "Супер GSM" | Прямой | 195 | 165 | Бесплатно | Бесплатно |
Мегафон | "Пять Плюс Сити" | Прямой | 60 | 18 | первые 5 минут -- 0,05; начиная с 6-й минуты -- 0,025 | первые 5 минут -- 0,22; начиная с 6-й минуты -- 0,11 |
Мегафон | "Пять Плюс" | Федеральный | 40 | 6 | первые 5 минут -- 0,18; начиная с 6-й минуты -- 0,09 | первые 5 минут -- 0,05; начиная с 6-й минуты -- 0,025 |
Мегафон | "Классический" | Федеральный | 40 | 4 | 0,05 | первые 5 минут -- 0,20; начиная с 6-й минуты -- 0,14 |
Мегафон | "Нон-Стоп 300" | Федеральный | 50 (+8 за SIM-карту) | 33, включая 300 мин. исходящих звонков в месяц | с 301-й минуты местных вызовов -- 0,1 | с 301-й минуты местных вызовов -- 0,1 |
Мегафон | "Нон-Стоп 500" | Прямой | 80 (+8 за SIM-карту) | 50, включая 500 мин. исходящих звонков в месяц | с 501-й минуты местных вызовов -- 0,1 | с 501-й минуты местных вызовов -- 0,1 |
МСС | "Рациональный" | Федеральный | 20 | 3 | 0,11 | с 9.00 до 18.00 по рабочим дням -- 0,15; выходные -- 0,11 |
МСС | "Семейный" | Прямой | 50 | 35 | 0,09 | с 9.00 до 18.00 по рабочим дням -- 0,65; выходные -- 0,09 |
МСС | "Разговорный" | Федеральный | 20 | 0 | 0,30 за 30 сек.; 0,60 за 31 сек. -- 10 мин.; свыше 10 минут -- 0,60 за каждые 10 минут | 0,30 за 30 сек.; 0,60 за 31 сек. -- 10 мин.; свыше 10 минут -- 0,60 за каждые 10 мин. |
МСС | "Московия" | Федеральный | 20 | 7 | 0,09 | с 8.00 до 20.00 по рабочим дням -- 0,33; выходные -- 0,15 |
МСС | "Экономичный" | Прямой | 30 | 35, включая 300 мин. исходящих звонков в месяц | с 301-й минуты местных вызовов -- 0,09 | с 8.00 до 20.00 по рабочим дням -- 0,55; выходные -- 0,25 |
МСС | "Оптимальный 400" | Прямой | 20 | 40, включая 400 мин. исходящих звонков в месяц | с 401-й минуты местных вызовов -- 0,1 | с 401-й минуты местных вызовов -- 0,1 |
Сонет | "Сонет N16" | Федеральный | 20 | 20, включая 200 мин. исходящих звонков в месяц | с 201-й минуты местных вызовов -- 0,1 | с 201-й минуты местных вызовов -- 0,1 |
Сонет | "Сонет N50" | Федеральный | 60 | 60, включая 600 мин. исходящих звонков в месяц | с 601-й минуты местных вызовов -- 0,08 | с 601-й минуты местных вызовов -- 0,08 |
Сонет | "Сонет N75" | Федеральный | 150 (+60 за подключение) | 90, включая 2000 мин. исходящих звонков в месяц | с 2001-й минуты местных вызовов -- 0,06 | с 2001-й минуты местных вызовов -- 0,06 |
Сонет | "Золотая середина" | Прямой | 260 (+200 за подключение) | 60, включая 600 мин. исходящих звонков в месяц | с 601-й минуты местных вызовов -- 0,14 | с 601-й минуты местных вызовов -- 0,14 |
Сонет | "Сонет N80" | Прямой | 96 | 96, включая 500 мин. исходящих звонков в месяц | с 501-й минуты местных вызовов -- 0,12 | с 501-й минуты местных вызовов -- 0,12 |
Сонет | "Сонет N120" | Прямой | 120 | 120 | Бесплатно | Бесплатно |
Все тарифы приведены в у.е. без учета НДС.
Если не указано иное, то звонки длительностью до 5 сек. не тарифицируются; местный телефонный разговор длительностью менее 60 сек. оплачивается в размере стоимости минуты эфирного времени, длительностью 60 сек. и более -- тарифицируется посекундно.
Залог указывается только для кредитных тарифных планов.
У Мегафона -- входящие звонки с любых телефонов после первой минуты бесплатные.
У МСС на сегодняшний день -- более 20 тарифных планов; приведены только основные, отражающие общую тенденцию и динамику.
МАКСИМ БУКИН
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».