Наверх
20 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Телегенез"

Телевизионная безопасность, в отличие, к примеру, от продовольственной, в России уже далека от угрожающего состояния — каждый пятый продаваемой у нас телевизор произведен на территории нашей страны. И похоже, в скором времени иностранцы оставят за собой только рынок самых дорогих «ящиков».За минувший год производство телевизоров на территории РФ составило более 2,5 млн. штук и увеличилось более чем в два раза по сравнению с 2001-м. По прогнозам, в 2003 году производство вырастет еще на 60%. Однако производство это во многом отверточное. Наши телевизоры на 80% состоят из импортных комплектующих.
По данным аналитиков ТПК «Бытовая электроника «Сокол», в прошлом году из 5 млн. проданных телевизоров 1,2 млн. произведены российскими компаниями («Сокол», «Рубин», Rolsen и др.).
Примерно столько же пришлось на иностранные марки, произведенные в России по лицензии (LG, Samsung, Thomson и пр.).
По-прежнему высока (около 30%) в общем объеме продаж доля «полузаграничных» телевизоров — за прошлый год было продано 600—800 тыс. телевизоров белорусской сборки («Горизонт» и «Витязь»). По словам генерального директора ТПК «Бытовая электроника «Сокол» Дмитрия Тиманова, «столь значительная доля рынка, удерживаемая белорусскими производителями, объясняется масштабной программой поддержки этих предприятий правительством Белоруссии, предусматривающей налоговые и таможенные льготы, в результате чего себестоимость белорусских телевизоров при прочих равных на 20% ниже российских. При этом доступ белорусских телевизоров на российский рынок ничем не ограничен».
Как уже говорилось, современные отечественные телевизоры создаются по западным технологиям и в значительной степени комплектуются иностранными компонентами. В результате российские телевизоры по качеству практически не уступают находящимся в том же ценовом сегменте корейским Samsung’у и LG.
Однако любовь россиян к импортным телевизорам все еще сильна. «Иностранцы» не зря тратят огромные средства на раскрутку своей продукции, тогда как у российских производителей нет таких рекламных бюджетов. Наши — в отсутствие сопоставимых рекламных бюджетов — берут ценой, которая примерно на 15% ниже, чем у «корейцев». Для москвичей эта разница не всегда критична, а вот для регионов — очень даже. Поэтому 80% продаж у Rolsen приходится как раз на провинцию (преимущественно это Юг России, Поволжье и Западная Сибирь).
Дабы не терять «малобюджетного» покупателя, иностранные производители телевизионного ширпотреба (LG, Samsung, Thomson) вынуждены организовывать отверточную сборку в России.
В итоге доля по-настоящему иностранных телевизоров в общем объеме продаж в последние годы неуклонно снижается. Так, в 2001 году эта доля составляла около 80%, а уже в 2002 году — чуть более 67%. По некоторым оценкам, в 2003-м она составит менее 60%.
Впрочем, такое снижение достигается за счет самых простых и недорогих моделей. Что же касается технологически навороченных аппаратов, то здесь положение «иностранцев» пока незыблемо.
Например, в компании Rolsen доля проекционных и плазменных телевизоров в производстве не превышает 1%.
По мнению директора по маркетингу компании Rolsen Леонида Осипова, «доля этого сегмента рынка будет довольно стремительно увеличиваться, и, прежде всего, — за счет эластичности спроса. При падении розничной цены до $3000 объем продаж может увеличиться в три раза».
Кроме того, при похожем качестве разница в цене между плазменным телевизором иностранной марки, собранным на российском заводе, и аналогичным телевизором нашего производства может достигать 15% при сходных характеристиках».

Производство телевизоров в РФ (тыс. шт.).*

~2001 г.2002 г.2003 г.**
«Сокол»60231287
Erisson150200230
Rolsen120200500
«Рубин»300500650
Polar100150230
Thomson40100150
Hitachi00100
Akai0060
LG3507001000
Samsung625200
Другие70439650

* По данным ТПК «Бытовая электроника «Сокол».

** Прогноз

Какие телевизоры покупают россияне (%)*

~МоскваРегионы
Российские и белорусские производители1530
Импортные производители8570

* По данным ТПК «Бытовая электроника «Сокол».

** Прогноз

* По данным ТПК «Бытовая электроника «Сокол».

Россия становится все более привлекательной для иностранных инвесторов. По данным Госкомстата РФ, объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику за первый квартал 2003 года, составил $6,268 млрд. Это на 65,4% больше аналогичных показателей прошлого года.
Лидером по объему получения иностранных инвестиций является торговля (в том числе внешняя) и общественное питание — $ 3,282 млрд. На втором месте — с $1,727 млрд. — российская промышленность. Эта цифра дробится следующим образом: в топливную промышленность за первый квартал попало $456 млн. иностранных вложений, в черную и цветную металлургию — $383 млн. и $308 млн. соответственно, в пищевую промышленность — $242 млн.
Третья по объему привлеченных «импортных» средств отрасль — связь ($459 млн.). Затем идут сельское хозяйство ($31 млн.) и строительство ($30 млн.).
Основным инвестором в РФ по итогам первых трех месяцев года стала Германия — $2,7 млрд., Великобритания и Кипр поделили второе и третье места — $812 млн. и $625 млн. соответственно.
Как отмечают специалисты Центра макроэкономических исследований компании «БДО «ЮниконРуф», «на фоне общего упадка мировой экономики Россия выглядит оазисом с высокими темпами экономического роста и низкими валютными рисками. Поэтому в ближайшее время можно ожидать дальнейшего роста иностранных инвестиций в Россию».

Иностранные инвестиции в РФ ($ млн.)*

I квартал 1999 г.1556
I квартал 2000 г.2446
I квартал 2001 г.2718
I квартал 2002 г.3789
I квартал 2003 г.6268

* По данным ТПК «Бытовая электроника «Сокол».

** Прогноз

* По данным ТПК «Бытовая электроника «Сокол».

* По данным Центра макроэкономических исследований компании БДО «ЮниконРуф».

По оценкам экспертов, в ближайшее время начнется заметный рост цен на макароны, кондитерку и другие — кроме хлеба — изделия из муки. Как считают в Институте аграрного маркетинга (ИАМ), причина тому — резкий рост цен на отечественную продовольственную пшеницу: с января по май 2003 года цены (в зависимости от класса зерна) выросли на 20—50%. «Рынок муки, как правило, реагирует на повышение цен на зерно с опозданием на месяц, — говорит генеральный директор ИАМ Елена Тюрина. — И хотя в конце мая—начале июня мы ожидаем стабилизации цен на зерно, так как компаниям необходимо освобождать элеваторы, цены на муку по инерции все равно будут продолжать расти».
Еще одна причина подорожания муки — увеличение ее экспорта. С июля 2002 года по март нынешнего Россия экспортировала 16 тыс. тонн муки, что в два раза больше показателей предыдущего года. Наибольшие объемы экспорта отмечены в феврале этого года (в два раза больше, чем в феврале 2002 года) и в марте (в 4 раза больше).
По мнению президента АПК «Стойленская Нива» Федора Клюки, «высокие цены на муку, в первую очередь, отразятся на стоимости макаронных, кондитерских и других изделий, в производстве которых используется мука и цены на которые государством не регулируются. Что же касается хлеба, то если он и подорожает, то все-таки незначительно, ведь в России действует государственный механизм регулирования цен на хлеб и хлебобулочные изделия».

Динамика цен на муку (руб./т)*

Мука высшего сорта
2002
Январь5350
Март5200
Май5000
Июль4800
Сентябрь4300
Ноябрь3800
2003
Январь4100
Март4200
Май5500
Мука первого сорта
2002
Январь4700
Март4600
Май4500
Июль4200
Сентябрь3700
Ноябрь3400
2003
Январь3650
Март3700
Май4900

* По данным ТПК «Бытовая электроника «Сокол».

** Прогноз

* По данным ТПК «Бытовая электроника «Сокол».

* По данным Центра макроэкономических исследований компании БДО «ЮниконРуф».

* По данным Института аграрного маркетинга.

ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, ИРИНА ВИНОКУРОВА, ИРИНА ШАБАНОВА, БОРИС ГАЛКИН.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK