Архивная публикация 2003 года: "Телегенез"
Телевизионная безопасность, в отличие, к примеру, от продовольственной, в России уже далека от угрожающего состояния -- каждый пятый продаваемой у нас телевизор произведен на территории нашей страны. И похоже, в скором времени иностранцы оставят за собой только рынок самых дорогих "ящиков".За минувший год производство телевизоров на территории РФ составило более 2,5 млн. штук и увеличилось более чем в два раза по сравнению с 2001-м. По прогнозам, в 2003 году производство вырастет еще на 60%. Однако производство это во многом отверточное. Наши телевизоры на 80% состоят из импортных комплектующих.
По данным аналитиков ТПК "Бытовая электроника "Сокол", в прошлом году из 5 млн. проданных телевизоров 1,2 млн. произведены российскими компаниями ("Сокол", "Рубин", Rolsen и др.).
Примерно столько же пришлось на иностранные марки, произведенные в России по лицензии (LG, Samsung, Thomson и пр.).
По-прежнему высока (около 30%) в общем объеме продаж доля "полузаграничных" телевизоров -- за прошлый год было продано 600--800 тыс. телевизоров белорусской сборки ("Горизонт" и "Витязь"). По словам генерального директора ТПК "Бытовая электроника "Сокол" Дмитрия Тиманова, "столь значительная доля рынка, удерживаемая белорусскими производителями, объясняется масштабной программой поддержки этих предприятий правительством Белоруссии, предусматривающей налоговые и таможенные льготы, в результате чего себестоимость белорусских телевизоров при прочих равных на 20% ниже российских. При этом доступ белорусских телевизоров на российский рынок ничем не ограничен".
Как уже говорилось, современные отечественные телевизоры создаются по западным технологиям и в значительной степени комплектуются иностранными компонентами. В результате российские телевизоры по качеству практически не уступают находящимся в том же ценовом сегменте корейским Samsung'у и LG.
Однако любовь россиян к импортным телевизорам все еще сильна. "Иностранцы" не зря тратят огромные средства на раскрутку своей продукции, тогда как у российских производителей нет таких рекламных бюджетов. Наши -- в отсутствие сопоставимых рекламных бюджетов -- берут ценой, которая примерно на 15% ниже, чем у "корейцев". Для москвичей эта разница не всегда критична, а вот для регионов -- очень даже. Поэтому 80% продаж у Rolsen приходится как раз на провинцию (преимущественно это Юг России, Поволжье и Западная Сибирь).
Дабы не терять "малобюджетного" покупателя, иностранные производители телевизионного ширпотреба (LG, Samsung, Thomson) вынуждены организовывать отверточную сборку в России.
В итоге доля по-настоящему иностранных телевизоров в общем объеме продаж в последние годы неуклонно снижается. Так, в 2001 году эта доля составляла около 80%, а уже в 2002 году -- чуть более 67%. По некоторым оценкам, в 2003-м она составит менее 60%.
Впрочем, такое снижение достигается за счет самых простых и недорогих моделей. Что же касается технологически навороченных аппаратов, то здесь положение "иностранцев" пока незыблемо.
Например, в компании Rolsen доля проекционных и плазменных телевизоров в производстве не превышает 1%.
По мнению директора по маркетингу компании Rolsen Леонида Осипова, "доля этого сегмента рынка будет довольно стремительно увеличиваться, и, прежде всего, -- за счет эластичности спроса. При падении розничной цены до $3000 объем продаж может увеличиться в три раза".
Кроме того, при похожем качестве разница в цене между плазменным телевизором иностранной марки, собранным на российском заводе, и аналогичным телевизором нашего производства может достигать 15% при сходных характеристиках".
Производство телевизоров в РФ (тыс. шт.).*
Телевизионная безопасность, в отличие, к примеру, от продовольственной, в России уже далека от угрожающего состояния -- каждый пятый продаваемой у нас телевизор произведен на территории нашей страны. И похоже, в скором времени иностранцы оставят за собой только рынок самых дорогих "ящиков".За минувший год производство телевизоров на территории РФ составило более 2,5 млн. штук и увеличилось более чем в два раза по сравнению с 2001-м. По прогнозам, в 2003 году производство вырастет еще на 60%. Однако производство это во многом отверточное. Наши телевизоры на 80% состоят из импортных комплектующих.
По данным аналитиков ТПК "Бытовая электроника "Сокол", в прошлом году из 5 млн. проданных телевизоров 1,2 млн. произведены российскими компаниями ("Сокол", "Рубин", Rolsen и др.).
Примерно столько же пришлось на иностранные марки, произведенные в России по лицензии (LG, Samsung, Thomson и пр.).
По-прежнему высока (около 30%) в общем объеме продаж доля "полузаграничных" телевизоров -- за прошлый год было продано 600--800 тыс. телевизоров белорусской сборки ("Горизонт" и "Витязь"). По словам генерального директора ТПК "Бытовая электроника "Сокол" Дмитрия Тиманова, "столь значительная доля рынка, удерживаемая белорусскими производителями, объясняется масштабной программой поддержки этих предприятий правительством Белоруссии, предусматривающей налоговые и таможенные льготы, в результате чего себестоимость белорусских телевизоров при прочих равных на 20% ниже российских. При этом доступ белорусских телевизоров на российский рынок ничем не ограничен".
Как уже говорилось, современные отечественные телевизоры создаются по западным технологиям и в значительной степени комплектуются иностранными компонентами. В результате российские телевизоры по качеству практически не уступают находящимся в том же ценовом сегменте корейским Samsung'у и LG.
Однако любовь россиян к импортным телевизорам все еще сильна. "Иностранцы" не зря тратят огромные средства на раскрутку своей продукции, тогда как у российских производителей нет таких рекламных бюджетов. Наши -- в отсутствие сопоставимых рекламных бюджетов -- берут ценой, которая примерно на 15% ниже, чем у "корейцев". Для москвичей эта разница не всегда критична, а вот для регионов -- очень даже. Поэтому 80% продаж у Rolsen приходится как раз на провинцию (преимущественно это Юг России, Поволжье и Западная Сибирь).
Дабы не терять "малобюджетного" покупателя, иностранные производители телевизионного ширпотреба (LG, Samsung, Thomson) вынуждены организовывать отверточную сборку в России.
В итоге доля по-настоящему иностранных телевизоров в общем объеме продаж в последние годы неуклонно снижается. Так, в 2001 году эта доля составляла около 80%, а уже в 2002 году -- чуть более 67%. По некоторым оценкам, в 2003-м она составит менее 60%.
Впрочем, такое снижение достигается за счет самых простых и недорогих моделей. Что же касается технологически навороченных аппаратов, то здесь положение "иностранцев" пока незыблемо.
Например, в компании Rolsen доля проекционных и плазменных телевизоров в производстве не превышает 1%.
По мнению директора по маркетингу компании Rolsen Леонида Осипова, "доля этого сегмента рынка будет довольно стремительно увеличиваться, и, прежде всего, -- за счет эластичности спроса. При падении розничной цены до $3000 объем продаж может увеличиться в три раза".
Кроме того, при похожем качестве разница в цене между плазменным телевизором иностранной марки, собранным на российском заводе, и аналогичным телевизором нашего производства может достигать 15% при сходных характеристиках".
Производство телевизоров в РФ (тыс. шт.).*
~ | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г.** |
---|---|---|---|
"Сокол" | 60 | 231 | 287 |
Erisson | 150 | 200 | 230 |
Rolsen | 120 | 200 | 500 |
"Рубин" | 300 | 500 | 650 |
Polar | 100 | 150 | 230 |
Thomson | 40 | 100 | 150 |
Hitachi | 0 | 0 | 100 |
Akai | 0 | 0 | 60 |
LG | 350 | 700 | 1000 |
Samsung | 6 | 25 | 200 |
Другие | 70 | 439 | 650 |
* По данным ТПК "Бытовая электроника "Сокол".
** Прогноз
Какие телевизоры покупают россияне (%)*
~ | Москва | Регионы |
---|---|---|
Российские и белорусские производители | 15 | 30 |
Импортные производители | 85 | 70 |
* По данным ТПК "Бытовая электроника "Сокол".
** Прогноз
* По данным ТПК "Бытовая электроника "Сокол".
Россия становится все более привлекательной для иностранных инвесторов. По данным Госкомстата РФ, объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику за первый квартал 2003 года, составил $6,268 млрд. Это на 65,4% больше аналогичных показателей прошлого года.
Лидером по объему получения иностранных инвестиций является торговля (в том числе внешняя) и общественное питание -- $ 3,282 млрд. На втором месте -- с $1,727 млрд. -- российская промышленность. Эта цифра дробится следующим образом: в топливную промышленность за первый квартал попало $456 млн. иностранных вложений, в черную и цветную металлургию -- $383 млн. и $308 млн. соответственно, в пищевую промышленность -- $242 млн.
Третья по объему привлеченных "импортных" средств отрасль -- связь ($459 млн.). Затем идут сельское хозяйство ($31 млн.) и строительство ($30 млн.).
Основным инвестором в РФ по итогам первых трех месяцев года стала Германия -- $2,7 млрд., Великобритания и Кипр поделили второе и третье места -- $812 млн. и $625 млн. соответственно.
Как отмечают специалисты Центра макроэкономических исследований компании "БДО "ЮниконРуф", "на фоне общего упадка мировой экономики Россия выглядит оазисом с высокими темпами экономического роста и низкими валютными рисками. Поэтому в ближайшее время можно ожидать дальнейшего роста иностранных инвестиций в Россию".
Иностранные инвестиции в РФ ($ млн.)*
I квартал 1999 г. | 1556 |
I квартал 2000 г. | 2446 |
I квартал 2001 г. | 2718 |
I квартал 2002 г. | 3789 |
I квартал 2003 г. | 6268 |
* По данным ТПК "Бытовая электроника "Сокол".
** Прогноз
* По данным ТПК "Бытовая электроника "Сокол".
* По данным Центра макроэкономических исследований компании БДО "ЮниконРуф".
По оценкам экспертов, в ближайшее время начнется заметный рост цен на макароны, кондитерку и другие -- кроме хлеба -- изделия из муки. Как считают в Институте аграрного маркетинга (ИАМ), причина тому -- резкий рост цен на отечественную продовольственную пшеницу: с января по май 2003 года цены (в зависимости от класса зерна) выросли на 20--50%. "Рынок муки, как правило, реагирует на повышение цен на зерно с опозданием на месяц, -- говорит генеральный директор ИАМ Елена Тюрина. -- И хотя в конце мая--начале июня мы ожидаем стабилизации цен на зерно, так как компаниям необходимо освобождать элеваторы, цены на муку по инерции все равно будут продолжать расти".
Еще одна причина подорожания муки -- увеличение ее экспорта. С июля 2002 года по март нынешнего Россия экспортировала 16 тыс. тонн муки, что в два раза больше показателей предыдущего года. Наибольшие объемы экспорта отмечены в феврале этого года (в два раза больше, чем в феврале 2002 года) и в марте (в 4 раза больше).
По мнению президента АПК "Стойленская Нива" Федора Клюки, "высокие цены на муку, в первую очередь, отразятся на стоимости макаронных, кондитерских и других изделий, в производстве которых используется мука и цены на которые государством не регулируются. Что же касается хлеба, то если он и подорожает, то все-таки незначительно, ведь в России действует государственный механизм регулирования цен на хлеб и хлебобулочные изделия".
Динамика цен на муку (руб./т)*
Мука высшего сорта | ||
2002 | ||
Январь | 5350 | |
Март | 5200 | |
Май | 5000 | |
Июль | 4800 | |
Сентябрь | 4300 | |
Ноябрь | 3800 | |
2003 | ||
Январь | 4100 | |
Март | 4200 | |
Май | 5500 | |
Мука первого сорта | ||
2002 | ||
Январь | 4700 | |
Март | 4600 | |
Май | 4500 | |
Июль | 4200 | |
Сентябрь | 3700 | |
Ноябрь | 3400 | |
2003 | ||
Январь | 3650 | |
Март | 3700 | |
Май | 4900 |
* По данным ТПК "Бытовая электроника "Сокол".
** Прогноз
* По данным ТПК "Бытовая электроника "Сокол".
* По данным Центра макроэкономических исследований компании БДО "ЮниконРуф".
* По данным Института аграрного маркетинга.
ЕВГЕНИЙ ДМИТРИЕВ, ИРИНА ВИНОКУРОВА, ИРИНА ШАБАНОВА, БОРИС ГАЛКИН.
Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».