Наверх
14 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2005 года: "Термин ERP состарился"

Российский рынок программного обеспечения, предназначенного для автоматизации бизнеса, продолжает небезынтересное развитие. Повод поговорить об этом дало состоявшееся на прошлой неделе мероприятие под названием «Индустриальный форум SAP».Клондайк уже поделен
   SAP AG — не единственный, но крупнейший в мире поставщик так называемых ERP-систем. Собственно, SAP и создала этот рынок еще в 70-е годы прошлого века. Термин ERP, означающий в буквальном переводе «планирование ресурсов предприятия», придумали позже ушлые аналитики. Точный смысл понятия (формальные признаки, по которым тот или иной софт может быть отнесен к категории ERP) знает лишь узкий и страшно далекий от простого IT-народа круг специалистов. Мы с вами можем принять в качестве рабочей версии, не греша против истины, что ERP-система — это программный продукт для адекватного информационного моделирования предприятия целиком, вместе с производственным процессом, снабжением, сбытом, кадрами, финансами, etc. Разработать такой софт намного сложнее, чем написать, например, программу для управления полетом ракеты в реальном времени. Еще труднее внедрить, поскольку предприятия, в отличие от ракеты, одинаковыми не бывают. Рынок систем автоматизации бизнеса огромен. Одна только упомянутая SAP зарабатывает на софте больше, чем вся Индия.

   Но сегодня рынок автоматизации больших компаний более не напоминает Клондайк. Он поделен, серьезных фирм без внедренной системы автоматизации уже не существует. Конкуренция поставщиков идет за вновь возникающие предприятия (которых больше всего в Китае и России), а также за средний и малый бизнес.

   Упомянутый Индустриальный форум и есть орудие конкурентной борьбы. Почти все поставщики систем автоматизации бизнеса устраивают подобные мероприятия, постороннему наблюдателю напоминающие молебны: адепты системы автоматизации и потенциальные заказчики собираются вместе для ритуального общения. Здесь редко обходится без того, чтобы вам не рассказали бородатый анекдот о том, что у уважающего себя президента нефтяной компании должны быть три вещи: служебный «мерседес», личный самолет и система SAP R/3.

   Главный источник информации о состоянии дел на этом рынке и успехах той или иной системы автоматизации — заказчики таких систем. Беседы с ними весьма познавательны. Можно быстро выяснить, что нынешние внедрения ERP-систем комплексными не бывают. Например, компания, имеющая 14 региональных филиалов, автоматизирует с помощью ERP-системы только несколько десятков рабочих мест на головном московском предприятии (речь о корпорации «Тактическое ракетное вооружение»). В ФГУП «ПО Уралвагонзавод» на вычислительном центре по доморощенным информационным технологиям трудятся сотни человек, а в рабочей группе по внедрению системы от SAP — только 15. Это не специально подобранные примеры, а случайный выбор собеседников. И это, надо оговорить особо, не свидетельствует о некачественном внедрении. Так — постепенно — теперь автоматизируют предприятия.

   Заказчики не скрывают энтузиазма в отношении своих проектов, что, с точки зрения поставщика софта, в буквальном смысле дорогого стоит. Например, Валерий Нугуманов из ОАО «Татнефть» с гордостью рассказывает о том, как он вопреки корпоративным традициям SAP настоял на радикальной переделке пользовательского интерфейса системы и отказался от поденной оплаты труда консультантов компании, включив это в общий контракт. Средняя цена специалиста SAP составляет, кстати, от 500 до 1000 евро в день, бывает и больше.

«Самописцы» и конкуренты
   Борис Вольпе, директор по маркетингу компании SAP в странах СНГ, сообщил корреспонденту «Профиля», что в России у компании более 400 клиентов. Их число «быстро нарастает» за счет внедрения продуктов SAP на рынке автоматизации малых и средних предприятий. В сегменте крупных компаний у SAP около 70 клиентов. Возможности наступления на рынке малых и средних компаний (где, по словам г-на Вольпе, не менее 100 потенциальных заказчиков) ограничены нехваткой компаний-партнеров, которые способны обеспечить внедрение, — таковых сейчас всего два десятка, поспешного расширения числа партнеров не будет из-за риска снизить качество обслуживания: «Мы знаем, что можем продать больше, но не берем в партнеры всех желающих» (отвечать на вопрос о среднем количестве рабочих мест при внедрении ERP-систем SAP в России г-н Вольпе не стал). Термин «ERP-система» г-н Вольпе считает устаревшим: «ERP-системы превращаются в массовый товар. Наша задача состоит в том, чтобы вывести ERP из этого состояния. Мы существенно расходимся с нашими конкурентами в подходе к структурированию решений для управления предприятиями. У нас есть технология, которая является платформой для интеграции бизнес-софта, позволяющей объединить с решениями от SAP даже «самописные» программные продукты». В числе конкурентов представитель SAP назвал Oracle, отметив, что не может не считаться также с российской «1С».

   Бизнес-софт от «1С» ERP-системой никто, и в первую очередь сам производитель, не считает. Директор фирмы Борис Нуралиев говорит, что «ERP-система производства «1С» звучит так же нелепо, как «Xerox производства Minolta», и отказывается от обсуждения терминологических вопросов. Однако аналитическая компания IDC уже включает «1С» в свои отчеты о распределении российского рынка бизнес-приложений (оценка его общего объема в 2004 году — более $195 млн.) наряду с SAP, Oracle и Microsoft.

   Президент консалтинговой группы «Борлас» (крупнейшего из российских партнеров Oracle) Алексей Ананьин отмечает важность «региональных особенностей» рынка систем автоматизации предприятий: многие местные поставщики таких систем в США неизвестны в Европе, и наоборот. Только немецкая SAP AG и американская Oracle продают свой ERP-софт по всему миру. На глобальном рынке кроме них еще присутствует — в сегменте малых и средних компаний — Microsoft. В России отечественный производитель, по мнению г-на Ананьина, конкурировать с SAP и Oracle не может. На российском рынке «ERP-проектов в серьезном понимании» Oracle E-Business Suit используется не менее чем в сотне компаний. Количество рабочих мест в различных проектах варьируется от 30 до 3000 (Магнитогорский металлургический комбинат). Алексей отмечает две актуальные тенденции. Во-первых, пройден пик увеличения стоимости рабочей силы специалистов по внедрению систем. Здесь более «нет сумасшедшего беспредельного роста» (для заказчика стоимость услуг консультанта составляет $400—800 в день). Во-вторых, «рост интереса к интеграционным решениям». Имеются в виду универсальные технологии, обеспечивающие безболезненное одновременное использование бизнес-софта различных производителей, и ERP-систем в том числе.






   Входящие звонки могут стать бесплатными

   2 ноября Государственная дума приняла в первом чтении поправки к закону «О связи», в соответствии с которыми телефонные звонки, в том числе и на сотовые телефоны, будет оплачивать вызывающая сторона. Платить за входящие звонки абонент будет лишь при своем желании — если подключит себе номер с кодом «800» или при соединении через телефониста согласится оплатить разговор. По словам одного из инициаторов законопроекта, Максима Коробова, которые приводит «Интерфакс», не все операторы сотовой связи являются сторонниками этих изменений. По его же словам, «подавляющее большинство населения поддержит данное положение». Операторы найдут способы компенсировать снижение своих доходов, повысив тарифы на исходящие звонки и увеличив абонентскую плату.

   Министерство информационных технологий и связи в день слушаний заявило, что не готово комментировать законопроект, однако примет участие в его разработке и выполнит, если закон будет принят. Украинский опыт введения системы «платит звонящий» свидетельствует о повышении стоимости минуты разговора в сетях сотовых операторов и введении платы за соединение. Звонки с телефона одного сотового оператора на телефоны другого достигли 1—1,5 гривны (приблизительно 5,5—8 рублей) в минуту.

   Пираты на «Титанике»

   В Санкт-Петербурге оперативники управления «К» совместно с сотрудниками РУВД провели операцию, в ходе которой на оптовом складе сети магазинов «Титаник» выявлена и изъята большая партия контрафактных дисков с фильмами и программным обеспечением. «Титаник» является заметным игроком на рынке медиа-продукции — в Санкт-Петербурге у компании 16 торговых точек.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK