Наверх
12 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Тетенькины истории"

Новая программа «Жена» на телеканале ТВ Центр оказалась шаблонной и вторичной.   Современное российское телевидение — преимущественно женское. Социологические исследования свидетельствуют: каждый день у телеэкрана собираются 74% женщин страны (мужчин — только 68%), причем продолжительность телепросмотра у женщин достигает в среднем почти 5,5 часа в сутки, что на полчаса больше, чем у мужчин. К тому же дамы, ведущие домашнее хозяйство и отвечающие за покупку товаров повседневного спроса, больше интересуют рекламодателей. Поэтому особенно каналы стараются именно для телезрительниц, закупая и производя сериалы, ток-шоу, передачи о красоте, здоровье и… отношениях.
   
ИГРА НА РАЗДЕВАНИЕ  
Особой любовью женщин страны пользуются разговоры по душам со звездами — актрисами и певицами с непростой судьбой, а точнее, с интересной личной жизнью. На этой ниве давно и успешно трудится телеведущая Оксана Пушкина. В ноябре 1998 года на канале ОРТ вышел ее авторский проект «Женские истории», в 1999 году программа Оксаны переехала на НТВ, где идет и по сей день под названием «Женский взгляд», стабильно набирая достаточно высокие рейтинги.
   Оксана Пушкина, можно сказать, задала формат. После нее все мелодраматические портретные передачи строятся примерно по одному шаблону. Герой — в большинстве случаев известная женщина. Сюжет — превращение молодой наивной девушки в сильную состоявшуюся леди путем преодоления жизненных невзгод и любовных неудач. Тональность — в целом оптимистичная, но грустные нотки обязательны! Недаром «Женский взгляд» коллеги по цеху быстро окрестили «слезовыжималкой».
   Именно в жанре «слезовыжималки» была создана программа «Жена» на телеканале ТВ Центр. С момента рождения задумки до премьеры, которая состоялась 9 сентября, прошел как минимум год. «Много лет Кира Прошутинская, ставшая лицом «Авторского телевидения», умело совмещает личную жизнь с работой, хотя не все идет гладко. Вот и накануне ее 65-летнего юбилея Первый канал внезапно зарубил… новый проект «Раньше всех». Без объяснения причины… Но Кира не отчаялась и придумала новую женскую программу с рабочим названием «Жены», — писал «Собеседник» в прошлом сентябре. Позднее премьеру пообещали к женскому празднику. «Пилот» мы запишем уже в феврале, — поделилась Кира Прошутинская. — Если проект понравится каналу, то, я думаю, подарок к 8 Марта зрители ТВ Центра получат обязательно». Но что-то не сложилось, и зрители увидели программу только сейчас.
   
ПОВТОРНЫЙ БРАК  
«Жена» представляет собой интервью длиной почти в полтора часа, которое делится на три главы: «Она», «Он», «Они». Разнообразят долгий разговор включаемые по ходу беседы видеорассказы друзей, мужей, любовников, родителей и коллег героини.
   В дебютном выпуске «Жены» в гостях у Киры Прошутинской была актриса Марина Зудина, супруга знаменитого руководителя МХТ Оле-га Табакова. По словам автора программы, то, что происходит в студии, можно считать психологическим экспериментом, можно семейным портретом, можно откровенной исповедью. Похоже, изначально противоречивая задумка (психологический эксперимент, семейный портрет, откровенная исповедь — это все же разные вещи!) заведомо снизила шансы «Жены» на успех.
   Оформление студии больше походило на кабинет психоаналитика. Гигантский стеклянный стол, создающий дистанцию между собеседницами, прозрачная жидкость в стаканах, подчеркнутая технологичность интерьера не добавляли разговору теплоты. За спинами участниц передачи все время плыл ряд фотографий (видимо, так изображалась река жизни), а голос Марины Зудиной отскакивал от холодных стен и отзывался легким эхом, как в пустом зале.
   Прошутинская пыталась сделать беседу задушевной, старалась сократить дистанцию, к месту и не к месту вставляя «Как я вас понимаю!», но это звучало нарочито. Временами ведущая и гостья «противоречили» друг другу. Гораздо больше искусственности и театральности было в журналистке, нежели в актрисе, которая выглядела естественнее.
   Кире Прошутинской временами удавалось разговорить Зудину, несмотря на «операционный стол», за которым проходило интервью, но, похоже, искреннего интереса ведущая не проявляла. Несколько раз она задавала заготовленный вопрос и, недослушав ответ, останавливала гостью фразой «Об этом мы поговорим позже!» и меняла тему.
   Продюсер, редактор, ведущая Кира Прошутинская работает на телевидении почти полвека. Ее интерес к дамским программам имеет давнюю историю. В начале 1970-х она вела передачу «А ну-ка, девушки!», в середине 1990-х — ток-шоу «Мужчина и женщина». Но тогда это было еще внове, сейчас же «задушевными» разговорами со звездами никого не удивишь. Тем не менее каждый канал имеет в своей сетке подобный «душевный стриптиз» и пытается (чаще всего безуспешно) отстроиться от конкурентов. Видимо, и ТВ Центр не рассчитал свои силы, решившись на «Жену»: рейтинг программы оказался ниже среднего рейтинга канала.
   В каких случаях вообще можно рассчитывать на успех проекта? Либо если вы делаете что-то принципиально новое (первопроходцам прощаются ошибки), либо (раз уж вы сознательно пошли в высококонкурентную среду) делаете это безукоризненно, лучше других! «Жене», как и другим программам подобного формата, не хватает «настоящести». Импровизация и отход от сценария могли бы сделать ее живее.
   К сожалению, «Жена» ничем не удивила поклонников жанра. В этот раз передачу вытянула гостья — естественность и душевность Марины Зудиной удержала перед экраном часть зрителей (программа выходит в 22.45 по пятницам раз в две недели), но ведь не каждая гостья сможет так.
   Интересно, какой канал и как скоро возьмется за препарирование мужей? Понятно, что передачи одного жанра имеют свои типологические особенности, но это вовсе не обязывает к клонированию. К тому же клонирование чужого успеха вредит репутации канала и редко может принести победу — в данном случае любовь телезрителей, — а значит, и деньги рекламодателей.
   

   ИСТОРИЯ «ИСТОРИЙ»
   Канал ОРТ не пережил ухода Оксаны Пушкиной и попытался найти ей замену. «Женские истории» продолжали выходить, но уже с ведущей Татьяной Пушкиной — мало того, что однофамилицей, так еще и внешне похожей на Оксану. Но затмить Пушкину номер один, видимо, так и не удалось, и программа Татьяны была закрыта в марте 2001 года.
   Тогда же, в 2001 году, ОРТ взяло в свою программную сетку авторскую передачу Валентины Пимановой «Кумиры» — рассказы о жизни и творческом пути кумиров прежних лет (порой незаслуженно забытых) с попыткой раскрыть до сей поры неизвестные факты. «Кумиры» выходят на Первом канале (телекомпания ОРТ поменяла свое название и стала называться ОАО «Первый канал» в 2002 году) и сейчас.
   В 2006 году на РЕН ТВ появился авторский проект Оксаны Барковской «Частные истории». Канал другой, суть та же: истории из жизни звезд. Передача позиционировалась как «самая умная среди гламурных и самая гламурная среди умных», но то ли гламурный зритель оказался недостаточно умен, то ли умный — недостаточно гламурен, но в декабре 2009 года «Частные истории» были сняты с эфира.
   СТС в свое время тоже пробовал нечто подобное. Телепрограмма «Истории в деталях» выходила ежедневно по будням с мая 2003 года, а в июле 2009-го была закрыта из-за разногласий руководителей «Историй» и администрации канала. Надо сказать, эта передача сильно отличалась от «пушкинского» шаблона: автором, ведущим и руководителем программы был мужчина — Сергей Майоров. Да и формат был иной: короткий тележурнал с несколькими портретами-зарисовками, а не один псевдодушевный разговор на час.
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK