25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Тезаврация* как спасение"

Архивная публикация 2008 года: "Тезаврация* как спасение"

Мировой кризис во многом подорвал доверие частных инвесторов к вложениям в традиционные (финансовые) активы. Однако средства, выведенные с финансовых рынков, хотелось бы и сохранить, и приумножить. Поэтому пристальное внимание сейчас приковывают альтернативные инструменты для инвестирования.Выбор невелик
Как правило, в период нестабильности люди предпочитают прибегать к такому способу сохранения сбережений, как тезаврация, отмечает Борис Мираков, заместитель председателя правления M2M PRIVATE BANK. Примечательно, что большинство экономистов во все времена советовали в подобных негативных условиях обращать наличные деньги в золото как в наиболее перспективный инструмент сбережения. Однако, как рассказывает Игорь Чесноков, руководитель отдела аналитики информационного агентства «Интегрум», нынешний кризис изначально был недооценен «и за счет своей фундаментальной природы оказал существенное влияние и на стоимость ценного металла». К примеру, в конце 2007 года динамика цен позволяла сделать вывод о целесообразности вложений в золото. Но в начале марта, когда золото достигло стоимости $1050 за тройскую унцию, началось снижение, в результате которого котировки упали до $700. «Сказывается высокая зависимость стоимости золота от цен на нефть и других факторов макроэкономического характера. В ожидаемом будущем данная связь с поведением фондовых рынков сохранится, следовательно, данное направление нельзя считать перспективным», — полагает Игорь Чесноков. При этом эксперт считает, что последствия финансового кризиса будут продолжать оказывать влияние на происходящие в экономике процессы и внимание обывателей к золоту, в частности к ювелирным украшениям, значительно возрастет.
Другая группа «вечных ценностей», к которым прибегают в стремлении сохранить нажитое, — это недвижимость и земля. «К инвестированию по данному направлению также стоит отнестись внимательно, поскольку стоимость земли будет падать», — предостерегает Игорь Чесноков. В первую очередь падение стоимости коснется активов промышленного назначения (возможно снижение стоимости в разы), в меньшей степени пострадают участки, предназначенные под частную застройку в наиболее привлекательных районах Подмосковья. «Целесообразно рассмотреть возможность инвестирования и в сельскохозяйственные активы, которые будут пользоваться спросом на волне роста внимания государства к данной отрасли», — продолжает Игорь Чесноков.
Говоря о недвижимости как об инструменте альтернативных инвестиций, следует принимать во внимание тот факт, что в условиях фактической остановки ипотечных программ большинство граждан лишилось возможности приобрести жилье. Соответствующие масштабы приобрело и снижение спроса на жилье. Без спроса неизбежно замедлился темп роста цен, которые затем начали снижаться. Таким образом, считает Игорь Чесноков, недвижимость и земля подходят лишь в качестве инструментов инвестиций на длительный срок.
Если ни золото, ни недвижимость не могут в полной мере считаться привлекательным инструментом для вложений, то что остается инвесторам? Анна Манчунская, руководитель проекта «Стиль жизни», банк УРАЛСИБ, рассказывает, что на фоне кризиса финансовых рынков в разы увеличился спрос на произведения искусства. Об этом можно судить хотя бы по итогам последнего пред-аукциона Sotheby's, который прошел 15 октября (то есть уже в разгар кризиса) в Москве. Там были выставлены поистине уникальные картины из частных коллекций, в частности — «Танцовщица» Дега, стартовая цена на которую на аукционе в Лондоне будет составлять порядка $60 млн. «Если бы не было спроса, вряд ли Sotheby's устроил бы предаукцион в Москве и экспонировал на нем столь дорогие работы», — уверена Анна Манчунская. «Жизнь неоднократно показывала, что практически любая ценная бумага может в одночасье превратиться в фантик, а «вечные» ценности — произведения искусства и недвижимость — самодостаточны и практически не теряют, а точнее почти всегда приобретают в капитализации», — продолжает эксперт.
Игорь Чесноков тоже отмечает целесообразность инвестирования в предметы искусства: «Практика показывает, что в нынешних условиях подобные инвестиции могут при определенном стечении обстоятельств сохранить капитал или даже его увеличить».
Борис Мираков, подтверждая повышение интереса к произведениям искусства, антиквариату, рассказывает об одной характерной особенности сегодняшнего кризиса: «На примере наших клиентов, давно и серьезно увлекающихся искусством, можно констатировать сохранение статус-кво: рост интереса на такого рода альтернативные инвестиции компенсируется увеличением предложения».
«Тихая гавань» роста
Действительно, инвестиции в искусство могут не только сохранить, но и преумножить капиталы частных инвесторов. Например, согласно индексу доходности вложений в произведения искусства (Mei/Moses Fine Art Index), за последние 50 лет среднегодовая доходность таких инвестиций составила 12,6%. При этом большинство аналитиков рынка утверждают, что при правильном подходе эта цифра может достигать и 50% годовых.
Анна Манчунская рассказывает, что наибольшую доходность приносят вложения в произведения искусства. При этом эксперт отмечает, что особенно эффективно вкладывать не просто в разрозненные произведения искусства, а создавать определенные коллекции: «Если вас в первую очередь интересует экономическая составляющая инвестиций в искусство, то в этом случае стратегия достаточно предсказуема: вы с помощью профессионального эксперта составляете список из десяти наиболее востребованных авторов и затем осуществляете целенаправленный поиск их работ на рынке».
На сегодня список художников, чьи картины с большой долей вероятности можно продать дороже всего, мог бы выглядеть, по мнению Анны Манчунской, примерно так: Василий Кандинский, Пабло Пикассо, Винсент Ван Гог, Огюст Ренуар, Джексон Полок, Густав Климт, Петер Пауль Рубенс, Поль Сезанн, Хаим Сутин. Этот список, конечно, со временем может меняться. Такая бизнес-модель почти всегда приносит успех, но она, соответственно, требует серьезных инвестиций. Кроме того, когда речь идет о картинах стоимостью в миллионы долларов, к сожалению, очень высок риск подделок. «Есть и другой путь, — продолжает Анна Манчунская, — целенаправленно коллекционировать работы определенного направления, групп художников, ориентируясь на мнение нескольких экспертов. Создается целостная коллекция, которая вызывает гораздо больший интерес, чем собрание разрозненных работ, и в совокупности такая коллекция стоит гораздо дороже, чем те же работы по отдельности». Кроме того, чтобы расти в цене, коллекция должна «жить» — участвовать в выставках, международных проектах, попасть в каталоги и быть замечена экспертами.
Борис Мираков убежден, что уровень доходности альтернативных инвестиций в нефинансовые активы достаточно сильно дифференцируется и зависит от многих факторов. «Что касается тенденций последних лет, можно отметить инвестиции в монеты, которые приносили доходность более 50% годовых, а также работы ряда русских художников, — отмечает эксперт. — Как показывает опыт предыдущих кризисов, наилучший результат приносят вложения в вечные ценности — произведения известных авторов, получивших признание в мировом масштабе».
Кроме того, большинство экспертов антикварного рынка называют одним из самых доходных инструментов для инвестиций старинное оружие. Холодное и огнестрельное оружие середины XIX века за последние два года поднялось в цене до 60%.
Весьма условная доступность
Цифры, что и говорить, радуют глаз. Но стоит ли людям со средним заработком всерьез рассчитывать на такой способ вложения средств или этот рынок ориентирован только на богатых? Борис Мираков рассказывает, что каких-либо четких границ или минимальной «платы за вход» в этой сфере нет: «Можно купить коллекцию подстаканников за несколько тысяч долларов, которая впоследствии принесет ощутимую доходность». Однако он все-таки признает, что для успешной работы на рынке предметов искусства необходимо рассчитывать на сумму инвестиций от $100 тыс.
Анна Манчунская также полагает, что этот рынок вполне открыт и для среднего класса: «Для создания хорошей винной коллекции потребуется около миллиона долларов, а вот картину, которая со временем принесет вам значимую капитализацию, можно пробрести и за $10 тыс.». Например, сейчас начинают присматриваться к работам «нераскрученных» советских художников 1970-х — начала 1980-х годов, особенно из провинции. «Растет к ним интерес, есть серьезная перспектива роста цен. Если уловить тренд, то можно за очень небольшие деньги войти в рынок и через 5—10 лет получить увеличение капитализации в десятки раз», — подчеркивает Анна Манчунская. Причем, по ее мнению, не обязательно быть профессиональным экспертом, достаточно иметь интерес, интуицию и вкус. «Среди представителей среднего класса, увлекающихся коллекционированием, можно наблюдать настоящих фанатов антиквариата, которые дадут фору любому эксперту. Эти люди буквально «живут» на этом рынке», — продолжает Анна Манчунская. Как правило, эти покупатели не преследуют инвестиционные цели, но нередко их вложения оказываются сверхприбыльны с финансовой точки зрения.
Халиль Шехмаметьев, начальник аналитического управления ФК «Открытие», подтверждает, что особенностью рынка предметов искусства является возможность найти предложение на любую сумму. Отчасти потому, что извлечение дохода является только одной из функций подобных инвестиций. «Достаточно существенное значение имеет возможность удовлетворения собственных интересов», — полагает аналитик. Однако если подобные инвестиции рассматриваются именно с целью получение дохода от перепродажи, то здесь, по мнению Халиля Шехмаметьева, надо учитывать расходы на дальнейшие действия. «Если отбросить вероятность нахождения «потерянного шедевра», то при ожидаемой доходности инвестирования в 15% в год имеет смысл выходить на этот рынок с суммой от 300 тыс. рублей при покупке предмета на аукционе. Если вы располагаете меньшей суммой, интересный предмет можно найти в антикварном салоне», — убежден Халиль Шехмаметьев.
При этом существенным минусом большинства видов нефинансовых активов, в особенности антиквариата и произведений искусства, Борис Мираков видит их низкую ликвидность. Как следствие, цены на покупку и продажу у профессиональных участников рынка имеют большой спред. Для эффективного инвестирования в предметы искусства необходимо обладать достаточным объемом знаний, пониманием трендов и внутренним чутьем. Попытка неопытного инвестора заработать зачастую приводит к обратному результату и значительным потерям. «Поэтому целесообразно приобретать подобные активы при наличии достаточно большого капитала и с горизонтом инвестирования не менее 3—5 лет», — уверен Борис Мираков.
Игорь Чесноков предостерегает начинающих инвесторов в нефинансовые активы: «Следует помнить о том, что подобные вложения приносят отдачу лишь в случае наличия опыта в профильной отрасли, либо консультаций со специалистами. Также следует помнить о высоком уровне криминальной активности в данной отрасли». Действительно, количество подделок предметов антиквариата чрезвычайно велико. По некоторым оценкам, доля подделок на рынке антикварных изделий стоимостью от $1 млн доходит до 70%! Кроме того, в современной России относительно слабо развиты институты профессиональных экспертов и оценщиков, не говоря уже о полном отсутствии специализированных фондов, которые управляли бы средствами клиентов и инвестировали бы эти средства в подобные активы.
Выбор предметов искусства и антиквариата в качества инструмента для инвестиций большинством экспертов оценивается как перспективный. Ведь предметов антиквариата (если не брать в расчет подделки) год от года не становится больше. Напротив, они постепенно уходят с рынка, подстегивая спрос. Однако существуют и скептически настроенные специалисты, утверждающие, что общеэкономический кризис затронет и этот рынок «вечных ценностей». Покупательная способность многих потребителей антиквариата на фоне кризиса может снизиться, но в долгосрочной перспективе этот инструмент представляется одним из наиболее стабильных. К сожалению, предсказать, сколько именно продлится эта «долгосрочная перспектива», не представляется возможным.

Мировой кризис во многом подорвал доверие частных инвесторов к вложениям в традиционные (финансовые) активы. Однако средства, выведенные с финансовых рынков, хотелось бы и сохранить, и приумножить. Поэтому пристальное внимание сейчас приковывают альтернативные инструменты для инвестирования.Выбор невелик
Как правило, в период нестабильности люди предпочитают прибегать к такому способу сохранения сбережений, как тезаврация, отмечает Борис Мираков, заместитель председателя правления M2M PRIVATE BANK. Примечательно, что большинство экономистов во все времена советовали в подобных негативных условиях обращать наличные деньги в золото как в наиболее перспективный инструмент сбережения. Однако, как рассказывает Игорь Чесноков, руководитель отдела аналитики информационного агентства «Интегрум», нынешний кризис изначально был недооценен «и за счет своей фундаментальной природы оказал существенное влияние и на стоимость ценного металла». К примеру, в конце 2007 года динамика цен позволяла сделать вывод о целесообразности вложений в золото. Но в начале марта, когда золото достигло стоимости $1050 за тройскую унцию, началось снижение, в результате которого котировки упали до $700. «Сказывается высокая зависимость стоимости золота от цен на нефть и других факторов макроэкономического характера. В ожидаемом будущем данная связь с поведением фондовых рынков сохранится, следовательно, данное направление нельзя считать перспективным», — полагает Игорь Чесноков. При этом эксперт считает, что последствия финансового кризиса будут продолжать оказывать влияние на происходящие в экономике процессы и внимание обывателей к золоту, в частности к ювелирным украшениям, значительно возрастет.
Другая группа «вечных ценностей», к которым прибегают в стремлении сохранить нажитое, — это недвижимость и земля. «К инвестированию по данному направлению также стоит отнестись внимательно, поскольку стоимость земли будет падать», — предостерегает Игорь Чесноков. В первую очередь падение стоимости коснется активов промышленного назначения (возможно снижение стоимости в разы), в меньшей степени пострадают участки, предназначенные под частную застройку в наиболее привлекательных районах Подмосковья. «Целесообразно рассмотреть возможность инвестирования и в сельскохозяйственные активы, которые будут пользоваться спросом на волне роста внимания государства к данной отрасли», — продолжает Игорь Чесноков.
Говоря о недвижимости как об инструменте альтернативных инвестиций, следует принимать во внимание тот факт, что в условиях фактической остановки ипотечных программ большинство граждан лишилось возможности приобрести жилье. Соответствующие масштабы приобрело и снижение спроса на жилье. Без спроса неизбежно замедлился темп роста цен, которые затем начали снижаться. Таким образом, считает Игорь Чесноков, недвижимость и земля подходят лишь в качестве инструментов инвестиций на длительный срок.
Если ни золото, ни недвижимость не могут в полной мере считаться привлекательным инструментом для вложений, то что остается инвесторам? Анна Манчунская, руководитель проекта «Стиль жизни», банк УРАЛСИБ, рассказывает, что на фоне кризиса финансовых рынков в разы увеличился спрос на произведения искусства. Об этом можно судить хотя бы по итогам последнего пред-аукциона Sotheby's, который прошел 15 октября (то есть уже в разгар кризиса) в Москве. Там были выставлены поистине уникальные картины из частных коллекций, в частности — «Танцовщица» Дега, стартовая цена на которую на аукционе в Лондоне будет составлять порядка $60 млн. «Если бы не было спроса, вряд ли Sotheby's устроил бы предаукцион в Москве и экспонировал на нем столь дорогие работы», — уверена Анна Манчунская. «Жизнь неоднократно показывала, что практически любая ценная бумага может в одночасье превратиться в фантик, а «вечные» ценности — произведения искусства и недвижимость — самодостаточны и практически не теряют, а точнее почти всегда приобретают в капитализации», — продолжает эксперт.
Игорь Чесноков тоже отмечает целесообразность инвестирования в предметы искусства: «Практика показывает, что в нынешних условиях подобные инвестиции могут при определенном стечении обстоятельств сохранить капитал или даже его увеличить».
Борис Мираков, подтверждая повышение интереса к произведениям искусства, антиквариату, рассказывает об одной характерной особенности сегодняшнего кризиса: «На примере наших клиентов, давно и серьезно увлекающихся искусством, можно констатировать сохранение статус-кво: рост интереса на такого рода альтернативные инвестиции компенсируется увеличением предложения».
«Тихая гавань» роста
Действительно, инвестиции в искусство могут не только сохранить, но и преумножить капиталы частных инвесторов. Например, согласно индексу доходности вложений в произведения искусства (Mei/Moses Fine Art Index), за последние 50 лет среднегодовая доходность таких инвестиций составила 12,6%. При этом большинство аналитиков рынка утверждают, что при правильном подходе эта цифра может достигать и 50% годовых.
Анна Манчунская рассказывает, что наибольшую доходность приносят вложения в произведения искусства. При этом эксперт отмечает, что особенно эффективно вкладывать не просто в разрозненные произведения искусства, а создавать определенные коллекции: «Если вас в первую очередь интересует экономическая составляющая инвестиций в искусство, то в этом случае стратегия достаточно предсказуема: вы с помощью профессионального эксперта составляете список из десяти наиболее востребованных авторов и затем осуществляете целенаправленный поиск их работ на рынке».
На сегодня список художников, чьи картины с большой долей вероятности можно продать дороже всего, мог бы выглядеть, по мнению Анны Манчунской, примерно так: Василий Кандинский, Пабло Пикассо, Винсент Ван Гог, Огюст Ренуар, Джексон Полок, Густав Климт, Петер Пауль Рубенс, Поль Сезанн, Хаим Сутин. Этот список, конечно, со временем может меняться. Такая бизнес-модель почти всегда приносит успех, но она, соответственно, требует серьезных инвестиций. Кроме того, когда речь идет о картинах стоимостью в миллионы долларов, к сожалению, очень высок риск подделок. «Есть и другой путь, — продолжает Анна Манчунская, — целенаправленно коллекционировать работы определенного направления, групп художников, ориентируясь на мнение нескольких экспертов. Создается целостная коллекция, которая вызывает гораздо больший интерес, чем собрание разрозненных работ, и в совокупности такая коллекция стоит гораздо дороже, чем те же работы по отдельности». Кроме того, чтобы расти в цене, коллекция должна «жить» — участвовать в выставках, международных проектах, попасть в каталоги и быть замечена экспертами.
Борис Мираков убежден, что уровень доходности альтернативных инвестиций в нефинансовые активы достаточно сильно дифференцируется и зависит от многих факторов. «Что касается тенденций последних лет, можно отметить инвестиции в монеты, которые приносили доходность более 50% годовых, а также работы ряда русских художников, — отмечает эксперт. — Как показывает опыт предыдущих кризисов, наилучший результат приносят вложения в вечные ценности — произведения известных авторов, получивших признание в мировом масштабе».
Кроме того, большинство экспертов антикварного рынка называют одним из самых доходных инструментов для инвестиций старинное оружие. Холодное и огнестрельное оружие середины XIX века за последние два года поднялось в цене до 60%.
Весьма условная доступность
Цифры, что и говорить, радуют глаз. Но стоит ли людям со средним заработком всерьез рассчитывать на такой способ вложения средств или этот рынок ориентирован только на богатых? Борис Мираков рассказывает, что каких-либо четких границ или минимальной «платы за вход» в этой сфере нет: «Можно купить коллекцию подстаканников за несколько тысяч долларов, которая впоследствии принесет ощутимую доходность». Однако он все-таки признает, что для успешной работы на рынке предметов искусства необходимо рассчитывать на сумму инвестиций от $100 тыс.
Анна Манчунская также полагает, что этот рынок вполне открыт и для среднего класса: «Для создания хорошей винной коллекции потребуется около миллиона долларов, а вот картину, которая со временем принесет вам значимую капитализацию, можно пробрести и за $10 тыс.». Например, сейчас начинают присматриваться к работам «нераскрученных» советских художников 1970-х — начала 1980-х годов, особенно из провинции. «Растет к ним интерес, есть серьезная перспектива роста цен. Если уловить тренд, то можно за очень небольшие деньги войти в рынок и через 5—10 лет получить увеличение капитализации в десятки раз», — подчеркивает Анна Манчунская. Причем, по ее мнению, не обязательно быть профессиональным экспертом, достаточно иметь интерес, интуицию и вкус. «Среди представителей среднего класса, увлекающихся коллекционированием, можно наблюдать настоящих фанатов антиквариата, которые дадут фору любому эксперту. Эти люди буквально «живут» на этом рынке», — продолжает Анна Манчунская. Как правило, эти покупатели не преследуют инвестиционные цели, но нередко их вложения оказываются сверхприбыльны с финансовой точки зрения.
Халиль Шехмаметьев, начальник аналитического управления ФК «Открытие», подтверждает, что особенностью рынка предметов искусства является возможность найти предложение на любую сумму. Отчасти потому, что извлечение дохода является только одной из функций подобных инвестиций. «Достаточно существенное значение имеет возможность удовлетворения собственных интересов», — полагает аналитик. Однако если подобные инвестиции рассматриваются именно с целью получение дохода от перепродажи, то здесь, по мнению Халиля Шехмаметьева, надо учитывать расходы на дальнейшие действия. «Если отбросить вероятность нахождения «потерянного шедевра», то при ожидаемой доходности инвестирования в 15% в год имеет смысл выходить на этот рынок с суммой от 300 тыс. рублей при покупке предмета на аукционе. Если вы располагаете меньшей суммой, интересный предмет можно найти в антикварном салоне», — убежден Халиль Шехмаметьев.
При этом существенным минусом большинства видов нефинансовых активов, в особенности антиквариата и произведений искусства, Борис Мираков видит их низкую ликвидность. Как следствие, цены на покупку и продажу у профессиональных участников рынка имеют большой спред. Для эффективного инвестирования в предметы искусства необходимо обладать достаточным объемом знаний, пониманием трендов и внутренним чутьем. Попытка неопытного инвестора заработать зачастую приводит к обратному результату и значительным потерям. «Поэтому целесообразно приобретать подобные активы при наличии достаточно большого капитала и с горизонтом инвестирования не менее 3—5 лет», — уверен Борис Мираков.
Игорь Чесноков предостерегает начинающих инвесторов в нефинансовые активы: «Следует помнить о том, что подобные вложения приносят отдачу лишь в случае наличия опыта в профильной отрасли, либо консультаций со специалистами. Также следует помнить о высоком уровне криминальной активности в данной отрасли». Действительно, количество подделок предметов антиквариата чрезвычайно велико. По некоторым оценкам, доля подделок на рынке антикварных изделий стоимостью от $1 млн доходит до 70%! Кроме того, в современной России относительно слабо развиты институты профессиональных экспертов и оценщиков, не говоря уже о полном отсутствии специализированных фондов, которые управляли бы средствами клиентов и инвестировали бы эти средства в подобные активы.
Выбор предметов искусства и антиквариата в качества инструмента для инвестиций большинством экспертов оценивается как перспективный. Ведь предметов антиквариата (если не брать в расчет подделки) год от года не становится больше. Напротив, они постепенно уходят с рынка, подстегивая спрос. Однако существуют и скептически настроенные специалисты, утверждающие, что общеэкономический кризис затронет и этот рынок «вечных ценностей». Покупательная способность многих потребителей антиквариата на фоне кризиса может снизиться, но в долгосрочной перспективе этот инструмент представляется одним из наиболее стабильных. К сожалению, предсказать, сколько именно продлится эта «долгосрочная перспектива», не представляется возможным.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».