Наверх
23 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2011 года: "Тихой сапой"

Под аккомпанемент споров о ценах на газ украинский бизнес успешно продвигает свою продукцию на российский рынок.   Украина в последнее время часто жалуется, что Россия, шантажируя ценами на газ, стремится захватить ее газотранспортную систему. Однако при этом эксперты от политики забывают упомянуть, что украинские компании также не сидят сложа руки и при попустительстве региональных властей вытесняют российские компании с их собственного рынка. «Интерес украинского бизнеса к российскому рынку действительно велик, внешнеторговый оборот российских регионов с Украиной активно растет, доля Украины в общем показателе внешнеторгового оборота РФ увеличилась с 5,5% в 2010 году до 6,7% на середину 2011 года», — подтверждает главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
   За примером далеко ходить не надо — возьмем пищевую отрасль. Постоянно наращиваемая активность таких производителей, как «Чумак», «Верес», «Торчин-продукт» и Fozzy, на рынках соусов и консервированных овощей отвоевывает этим компаниям значительные доли в ущерб российским производителям. При этом ответная попытка закрепиться на Украине обернулась для питерского «Балтимора» более чем скромной долей соседского рынка. Водочные компании Nemiroff и «Союз-Виктан» (в первую очередь торговая марка «Хортица») обеспечивают, по некоторым оценкам, до 60% импортируемого в Россию алкоголя. А в области слабоалкогольных напитков Nemiroff на российском рынке едва ли не первый. Особенная ситуация с кондитерскими изделиями. Украинский сахар в силу ряда объективных, в основном климатических, условий очень дешев в производстве. Прямой импорт его в Россию ограничен серьезными пошлинами. Но результат взимания этих пошлин не защита отечественных сахаропроизводителей, а фактические преференции украинским кондитерам, которые могут себе позволить демпинговую ценовую политику. Три основных украинских производителя сладостей — «Рошен», «АВК» и «Конти» — уверенно увеличивают свою долю рынка на несколько процентов ежегодно, тесня и российских конкурентов, и представленных в России транснациональных гигантов. Только компания «Рошен» и только в сегменте весовых конфет планирует получить в ближайший год не менее 10% российского рынка. При этом речь идет не просто о торговой экспансии украинских производителей и вовсе не только на рынках сельскохозяйственной направленности.
   Украинцы начинают постепенно скупать российские фирмы и фабрики и даже ведут строительство новых мощностей в России. Украинская промышленная энергетическая компания (УПЭК) возводит в Белгородской области завод по производству подшипников для железнодорожного транспорта. В феврале нынешнего года в Киеве на круглом столе украинских бизнесменов, инвестирующих в Россию, президент УПЭК Анатолий Гиршфельд много говорил о добрых отношениях, сложившихся у него с белгородскими губернскими властями, и поддержке, которую он встретил в регионе. «Завод будет введен в эксплуатацию в IV квартале. Он будет работать в кооперации с Харьковским подшипниковым заводом», — уточнил Анатолий Гиршфельд. По его словам, мощность завода в Белгородской области составит 25 тыс. подшипников в месяц (300 тыс. в год). При этом мощность завода в Харькове — 500 тыс. подшипников в год. Таким образом, УПЭК намерена увеличить свою долю на российском рынке как минимум в полтора раза, при этом сэкономив на ввозных таможенных пошлинах.
   Как оказалось, белгородские власти потворствуют приходу в регион не только украинских производителей промышленного оборудования. По неподтвержденным данным, сегодня практически решен вопрос о покупке белгородской кондитерской фабрики «Славянка», производящей порядка 35 тыс. тонн сладостей в год, одним из мейджоров украинского рынка. Эксперты считают, что покупателем может стать «Рошен», не только громко заявляющий об обширных планах экспансии в Россию, но и подтверждающий слова делом: он с успехом запустил собственное производство карамели в Липецкой области.
   Сделку по приобретению «Славянки» тормозит, по мнению экспертов, только отсутствие у провинциальной фабрики федерально значимых торговых марок, что принципиально важно для агрессивно внедряющегося на рынок покупателя. В связи с чем «Славянка» в рамках «предпродажной подготовки» якобы начала нетривиальную лоббистскую кампанию «национализации брендов», призванную лишить патентной защиты наиболее популярные у российских потребителей кондитерские торговые марки.
   Таким образом, даже самый беглый взгляд показывает, что Украина — вовсе не бедный родственник, который только и хочет от России, что купить энергоносители подешевле. Перед нами зрелый, серьезный и агрессивный рыночный игрок, который с готовностью обеспечивает протекционистской поддержкой свой бизнес, стремящийся на российский рынок. Остается открытым вопрос, могут ли российские производители ожидать помощи государства на своем же внутреннем рынке или региональные власти продолжат оказывать всемерную поддержку конкурентам из-за рубежа? Также остается без ответа вопрос, почему чиновники в России думают о российско-украинских экономических отношениях только в начале отопительного сезона и только в разрезе нефтегазовой проблематики. Хотя давно пора было бы обратить внимание на реальный сектор экономики, обычных производителей промышленных и продовольственных товаров, бизнес которых постепенно уходит под контроль украинских предпринимателей при попустительстве местных чиновников.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK