19 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2004 года: "Титульная экономика"

Архивная публикация 2004 года: "Титульная экономика"

Российская экономика состоит из «бумажных титулов». В ней есть все, что существует, живет и функционирует в любой другой открытой рыночной экономической системе. Однако вся красивая инфраструктура оказывается не то чтобы совсем уж неработающей, но, мягко говоря, неэффективной.

Российская экономика состоит из «бумажных титулов». В ней есть все, что существует, живет и функционирует в любой другой открытой рыночной экономической системе. Однако вся красивая инфраструктура оказывается не то чтобы совсем уж неработающей, но, мягко говоря, неэффективной.

Взять хотя бы тот же фондовый и — шире — финансовый рынок. Только за последние несколько недель здесь появилось значительное количество новых «архитектурных излишеств». Тут тебе и производные инструменты, и акции второго и третьего эшелона, и целый новый рынок, на котором производятся индексные продукты на любой вкус, позволяющие инвестору легко ориентироваться в дремучем лесу российских акций и финансов. А счастья нет. Тот рынок, который еще не отправился в эмиграцию на западные биржевые площадки и остался среди родных берез, глядя на ЮКОС, РАО ЕЭС и «Газпром», начинает падать или как минимум страдать биржевой лихорадкой. Так эта весьма специфическая «русская тройка» и таскает за собой воз остальных акций, обращающихся на рынке, — то вверх, то вниз.

Нельзя сказать, чтобы фондовый и финансовый рынки были чисто имитационными. Там есть не только декорации и бумажные титулы. Но когда фундаментальные основы экономики не слишком здоровые, трудно ждать от рынков высокой капитализации, устойчивости, больших оборотов. В этой ситуации фондовые и финансовые институты не столько участвуют в экономических процессах, сколько становятся индикаторами состояния здоровья экономики, способствующими более точному ответу на вопрос, потел ли больной перед смертью.

Тем не менее индексы и индикаторы становятся все более изощренными. РТС подписывает соглашение со Standards & Poor’s о создании совместных продуктов — целого индексного семейства, маркированного лейблом S&P. С декабря НАУФОР запустила единый индекс, отражающий состояние открытых паевых инвестиционных фондов. Увеличение количества измерителей — явный признак того, что цивилизация приходит в наш неблагоустроенный чум. Рынки развиваются, фондовики жонглируют блестящими никелированными инструментами со сложносоставными названиями, работают ПИФы, появляются частные компании, управляющие пенсионными накоплениями. Движение капитала усложняется и, соответственно, «обкладывается» все большим количеством индикаторов. Даже государство, не слишком успешное в управлении изменениями, пытается помогать рынку и самому себе: на днях было заявлено о планах по созданию системы единого государственного мониторинга состояния финансовых рынков. Это своего рода система раннего предупреждения, позволяющая вовремя корректировать экономическую политику.

Но в том-то и беда, что чем адекватней усовершенствованные индексы сигнализируют о малейших изменениях в капитализации экономики, тем сложнее становится инвестору. «Избыточно» четкий ориентир стоимости российских активов оказывается не слишком привлекательным маяком для инвестиций. Если линейка, приспособленная для точных измерений величины экономики и качества капитала, показывает, что экономическая система нездорова, если по этой причине становятся понятными реальные параметры инвестиционной привлекательности, точнее, непривлекательности России, инвестор не приходит на рынок или уходит с него.

Больше того, отнюдь не все поддается индексированию, измерению и публичной, доступной всем оценке. Например, до сих пор не состоялся конкурс по отбору компаний, управляющих пенсионными накоплениями граждан. Просто желающих поучаствовать не находится. Потому что система плоха сама по себе, потому что населению так и не разъяснили смысл пенсионной реформы и принципы работы с частными управляющими компаниями, потому что из накопительной системы выпали целые пласты адаптированных возрастных категорий населения, способных инвестировать свои накопления. Так что пока измерять с помощью специальных индексов деятельность пенсионных управляющих компаний совершенно бессмысленно. Измерению поддается только то, что хотя бы как-то, пусть и плохо, но работает.

Показательно, что ситуация на финансовом и фондовом рынках определяется государством. «Голубые фишки» — крупные государственные компании. Пенсионная политика, ее провалы и просчеты — целиком на совести государства. Игры сЮКОСом тоже не частный сектор затеял. Так что мы имеем дело с несколько искаженным рынком. Может быть, как только на нем станет меньше государства, экономика бумажных титулов все-таки превратится в собственно экономику.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».