28 марта 2024
USD 92.59 +0.02 EUR 100.27 -0.14
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2004 года: "Тонкая настройка преемника"

Архивная публикация 2004 года: "Тонкая настройка преемника"

На прошлой неделе президент отправил в отставку правительство. Путин сделал это в классическом ельцинском стиле. Однако кадровая "загогулина" президента может оказаться началом "реалити-шоу" под названием "Поиск президентского преемника". Путин сказал, что уволил он правительство для того, чтобы уже до выборов сказать народу, с кем президент идет на второй срок. Чтобы народ, то есть избиратель, знал, за кого именно голосует. Да и не дело, когда министры полгода сидят сложа руки в ожидании своей послевыборной участи. Ведь как только они поймут, что их таки не отвергли, тут же снова начнут созидательно трудиться.

©
На прошлой неделе президент отправил в отставку правительство. Путин сделал это в классическом ельцинском стиле. Однако кадровая "загогулина" президента может оказаться началом "реалити-шоу" под названием "Поиск президентского преемника".
©
Путин сказал, что уволил он правительство для того, чтобы уже до выборов сказать народу, с кем президент идет на второй срок. Чтобы народ, то есть избиратель, знал, за кого именно голосует. Да и не дело, когда министры полгода сидят сложа руки в ожидании своей послевыборной участи. Ведь как только они поймут, что их таки не отвергли, тут же снова начнут созидательно трудиться.

Большинство аналитиков сказали, что отставка - это "мощный пиар-ход". Теперь в оставшееся до выборов время все только и будут говорить о новом правительстве, самом Путине да о значимости принимаемых им кадровых решений. То есть вялотекущая избирательная кампания перейдет в "буйную" фазу. Что, возможно, устранит главную угрозу для кампании - низкую явку избирателей. Ведь чем политическая обстановка напряженнее, тем охотнее граждане голосуют.

Оба этих объяснения как минимум слишком просты и очевидны. В реальной жизни все будет иначе. И автор (или, скорее, авторы) снятия Касьянова вряд ли этого не понимают.

Во-первых, только наивный человек может всерьез поверить в то, что наши министры начнут работать с полной отдачей, забыв, что в мае им все равно предстоит (уже повторно!) проходить процедуру переназначения. Пока "окончательное" назначение не состоялось, суетиться нельзя - это правило аппаратной жизни.

До лета, скорее всего, не имеет шансов на воплощение и давно обещанный пересмотр структуры и функций правительства. Наоборот, воспользовавшись ситуацией, отдельные чиновники начали выступать за наделение их ведомств дополнительным полномочиями: глава Госкомспорта Вячеслав Фетисов, например, заявил, что считает "недостаточным" статус своего ведомства и просит его "усилить".

Во-вторых, пиар-эффект кадровой "загогулины" также представляется по меньшей мере сомнительным. Обыватель, возможно, и восхитится "крутизной" первого лица. Но это не значит - тут же рванет на избирательные участки: о том, что Путин "и вправду крут", избиратель узнал еще четыре года назад.

По-настоящему неравнодушными к кадровому решению президента, несомненно, будут сами чиновники. Хотя бы потому, что стиль смещения Касьянова (никто ни о чем заранее не знал, сам экс-премьер явно обижен) сильно напоминает "загогулины" Бориса Николаевича. Но при нем хоть и можно было в одночасье потерять высокий пост, но уж на самом посту позволялось вести себя расковано - брать на лапу, совместительствовать в бизнес-структурах, заниматься "инсайдерством" и т.д. Путин со всем этим борется, взамен обещая стабильность положения. Странная получается "стабильность", подумают чиновники. В общем, такая форма отставки - плохой знак для бюрократии. Такой сигнал для нее в чем-то сопоставим с сигналом бизнесу под названием "арест гражданина Ходорковского".

Доносы и наветики

И все-таки Путин на это решился. Более того: поступил вопреки своему фирменному стилю "ни с кем из отставников не ссориться". А в том, что Касьянов обижен, сомневаться не приходится. Он заявил, что на госслужбу в обозримом будущем не вернется, "а потом видно будет" (обычно президента уверяют в том, что по первому его свисту готовы лечь на амбразуру, "и если потребуется, то..." и т.д.). Также сообщил, что "практически плановая" отставка, как назвал ее президент, для него самого стала полной неожиданностью. Обиду экс-премьера можно понять, особенно если верить слухам о том, что Касьянов еще в декабре написал заявление об уходе "по собственному желанию" и с "открытой датой", но получил заверения президента в намерении "доработать вместе до лета".

Учитывая все это, остается предположить, что реальные причины скоропалительной отставки лежат за пределами прозвучавших официальных заявлений.

И хотя теоретически объяснений может быть несколько, самым правдоподобным, как ни странно, кажется самое конспиралогическое. А именно: Путину сообщили, что Касьянов совершил нечто такое, чего нельзя прощать и после чего невозможно терпеть возле себя. Например - слишком откровенно заявил свои амбиции на начальническое кресло.

©
Кстати, подобный поступок некоего Михаила Михайловича описан известным сетевым писателем Mr. Parker'ом (на сайте датируется 19 февраля): "Однажды Михаил Михайлович Касьянов отвечал в прямом эфире на вопросы американского телеведущего Ларри Кинга. "Господин президент, а что случилось с вашей подводной лодкой "Архангельск"? - спросил Ларри Кинг (с этой АПЛ Владимир Путин безрезультатно наблюдал за пуском баллистических ракет. - "Профиль"). - "Она утонула", - ответил Михаил Михайлович".

Или донесли президенту, что экс-премьер просто втихую вредил. Например, запустив в СМИ тему "возможного повышения подоходного налога аж на 4 процента". И хотя причастность экс-премьера к дискуссии о том, каким образом взимать этот налог, неочевидна, да и не совсем о повышении ставки идет речь, накануне выборов подобные вбросы явно не желательны.

Как бы то ни было, по мнению Андрея Рябова из Московского центра Карнеги, дискредитация Касьянова в глазах Путина "вполне могла отвечать интересам некой группы лиц". Которые отдавали себе отчет в том, что сохранение премьера на своем посту и после выборов (о вероятности этого все чаще стали говорить) серьезно усилит его шансы стать президентским преемником. Поэтому и могла появиться в чем-то рискованная идея "убрать его пораньше". В любом случае, считает Рябов, кадровое решение Путина "очень похоже на импровизацию, спровоцированную внезапно открывшимися в отношении премьера обстоятельствами".

Иначе говоря, вальяжный и импозантный Михал Михалыч стал жертвой аппаратных "разборок".

Аппаратные виды единоборств

Такие "разборки" в последнее время серьезно обострились.

Самый нашумевший "сюжет" - о том, как замглавы президентской администрации Владислав Сурков сознательно подставил президента, настояв на трансляции по первым двум телеканалам встречи Путина с доверенными лицами (подробнее о развитии "сюжета" см. в выносе).

По свидетельству одного из кремлевских чиновников, инициатива "оперативной разработки" Суркова (в том числе с вбросом компромата в СМИ) принадлежит его коллеге - главному кремлевскому кадровику Виктору Иванову. Тот, будучи по совместительству кадровым чекистом, якобы обнаружил "странную закономерность" в имевших место - особенно в последнее время - "подставах президента". В ряду которых спровоцированное нарушение Путиным избирательного законодательства в виде неоплаченной трансляции встречи со своими доверенными лицами (усугубленное, кстати, публикацией в газетах стенограммы, оплаченной из путинского избирательного фонда) - сущая шалость.

По слухам, "подставу" узрели и в ряде других осуществленных в последнее время ("не без подсказок и участия определенных лиц") предвыборных акциях верховной власти.

Таких, например, как несостоявшийся запуск баллистических ракет. При этом крайними оказались и фактически руководивший учениями министр обороны Сергей Иванов (с него спрос не большой - техника подвела), и "группа, обеспечивавшая освещение президентского мероприятия". Точнее - пресс-секретарь президента Алексей Громов. Якобы он собрал на эти учения столь разношерстную журналистскую публику, в том числе из западных СМИ, что любое мало-мальски заметное ЧП не могло бы пройти незамеченным. А уж тем более несостоявшийся запуск ракет. Налицо - "злой умысел".

Или, допустим, с помпой произведенное прекращение подачи газа в братскую Белоруссию. Отношение к Лукашенко в Кремле всем известно, но, опять же по слухам из разных, в том числе и дипломатических, источников, "МИД категорически не рекомендовал принимать столь жесткое решение и предупреждал о возможной негативной реакции как на Западе, так и со стороны отдельных стран СНГ". В результате газ перекрыли (правда, очень ненадолго), Лукашенко обвинил Путина в "терроризме" (мол, морозит стариков, детей и чернобыльцев), Запад (в лице Германии и Польши) покачал головой - ведь на время была перекрыта транзитная труба, Казахстан дал понять, что "так дела не делаются", и объявил о намерении отказать России в транзите своей нефти.

Кто это допустил (подтолкнув президента к такому решению), видимо, также вскоре разберутся. Вероятный кандидат - еще один замглавы администрации президента из "старых" - Сергей Приходько, отвечающий в Кремле за международную проблематику. По крайней мере, кто еще мог посоветовать Путину пренебречь рекомендациями МИДа? Хотя, возможно, такой человек все-таки есть - глава "Газпрома" Алексей Миллер. Он хоть и "питерский", но, похоже, не чекист. Значит, мог ошибиться. Однако, скорее всего, речь идет все-таки о Приходько: видимо, не случайно на прошлой неделе впервые заговорили о том, что вскоре его пост может занять другой человек.

Правда, если рассуждать по логике "ищем виноватого", саму отставку Касьянова вполне можно включить в число действий, больше вредящих президенту, нежели укрепляющих его позиции.

"Такого, как Путин!"

Впрочем, если от анализа всевозможных "стуков", "слухов" и "утечек" возвратиться к анализу событий, вполне очевидно другое - около Путина развернулась активная борьба. Собственно, за него самого и "за того парня", поиском которого, как сообщил президент своим доверенным лицам, он не прочь заняться в рамках своего "второго срока". Речь идет, естественно, о путинском преемнике.

Понятно, в условиях борьбы, когда тема поиска преемника задана в самых общих чертах и неотформатирована, всевозможные промахи и "проколы" являются отнюдь не результатом чьего-то злого умысла, а лишь сопутствующим этой борьбе обстоятельством.

Косвенным подтверждением начавшейся борьбы может служить задержка с объявлением кандидатуры в будущие премьеры. По оценке большинства опрошенных нами экспертов, Путин явно затянул с обнародованием имени нового главы кабинета (на момент сдачи номера президент так и не внес ясности в данный вопрос). Возможно, это время как раз и понадобилось для окончательного согласования интересов всех задействованных лиц.

Причина ясна - человек, назначенный премьером в марте 2004 года, явно не станет преемником. Просто слишком рано. Премьеру-2004, вероятно, предстоит принимать не самые популярные решения (как в социальной сфере, так и по линии административной реформы). Значит, в электоральном плане он, скорее всего, будет "непроходным". Кроме того, "ранний старт" с преемником опасен и для самого Путина, поскольку способен превратить его в "хромую утку" (неизбежно, что со временем к преемнику начнут бегать на поклон чаще, чем к нему, - в надежде оказаться востребованными уже в "новое царствование"). Наконец, премьера-преемника за четыре года просто "съедят" коллеги по "властному террариуму" - в российских условиях он не жилец.

Другое дело, что премьер-2004, вполне вероятно, станет ключевой фигурой в деле аккумулирования ресурсов (в том числе административных и финансовых) под следующего президента. И в этом смысле назначение на столь ключевой пост того или иного человека станет своего рода ответом на вопрос, между какими из возможных способов передачи власти будет выбирать всенародно избранный. А может быть - и среди представителей каких властных "команд" пройдет главный в жизни государства "кастинг".

Кстати, один из приближенных к Кремлю политтехнологов еще полтора года назад заговорил о "теоретической возможности двух вариантов осуществления операции под кодовым названием "Преемник-2008". Это можно сделать, рассуждал он, либо используя "двойника ВВП" - в его задачу войдет продолжение пребывания у власти "путинской группировки", но не самого Путина. Либо "дублера ВВП" - человека, заранее готового исполнить (хотя бы в течение четырех лет, после которых Владимир Путин вновь сможет претендовать на 8-летний президентский срок) функции президента РФ. Но при этом, формально будучи первым лицом, передать реальную полноту власти Путину ("тот в это время мог бы занимать пост, скажем, того же премьера с опорой на лояльное пропутинское большинство в парламенте либо возглавив некое "союзное государство" с последующим перетаскиванием туда реальных рычагов власти").

Одним словом, не только российский электорат стоит сегодня перед нелегким, но жизненно важным выбором. Не менее сложные электоральные задачи стоят и перед самим президентом. Возможно, именно этим и объясняется столь неожиданный для него поступок - отставка правительства. Ведь известно - в чрезвычайных условиях люди вынуждены действовать необычными методами.

Трудные дни Суркова

Январь 2004 года - появление в СМИ многочисленных публикаций о скорой отставке замглавы президентской администрации Владислава Суркова (в качестве наиболее вероятных вариантов его трудоустройства называют пост гендиректора Первого канала). Кремлевский обозреватель "Ъ" Андрей Колесников в своей колонке в журнале "Огонек" констатирует: "Слух об отставке Суркова поразил политические Интернет-ресурсы, как убийственный вирус Novarg.B".

12 февраля - трансляция встречи кандидата в президенты РФ Владимира Путина с доверенными лицами в эфире Первого канала и РТР. Кандидаты в президенты Ирина Хакамада и Николай Харитонов направили в ЦИК РФ запрос с требование дать правовую оценку действиям Путина.

19 февраля - на сайте Compromat.Ru опубликованы "Расшифровки телефонных переговоров С-ва В.Ю.", в том числе с неким "Константином Э." от 10.02.2004. В ней "С-в" уговаривает "Константина Э." дать в эфир материал с кандидатом, который отказался от теледебатов: "И главные новости только про это - не меньше полвыпуска каждого. И чтоб обсуждали дня два".

20 февраля - в газете "Московские новости" выходит статья "Больше чем поэт", в подзаголовке которой утверждается, что "вопреки слухам Владислав Сурков, заместитель главы кремлевской администрации, остался для Кремля персонажем первой необходимости". В этот же день Интернет-газета Утро.Ru публикует материал "Кто подставил ВВП". В нем утверждается: руководители двух главных телеканалов Константин Эрнст и Олег Добродеев "почувствовали, что играют уже не за Путина, а против него, и к этому их вынуждает Сурков". ЦИК РФ отказал в удовлетворении жалобы, подданной Харитоновым и Хакамадой по поводу трансляции встречи Владимира Путина со своими доверенными лицами, те обещали пожаловаться в Верховный суд.

24 февраля - сайт MIGnews.com сообщает со ссылкой на "неназванные источники, близкие к Кремлю", что против Владислава Суркова может быть возбуждено дело, и связывает это с опубликованными прослушками его телефонных разговоров. При этом утверждается, что в связи с этим Суркова даже не пустили в его рабочий кабинет. В тот же день сайт Regions.Ru фактически перепечатывает материал Утра.Ru под заголовком "Предвыборный скандал: кому выгодно?".

25 февраля - утром Интерфакс со ссылкой на "источники в администрации президента" опровергает сообщения "ряда СМИ" о том, что "накануне вечером Владислав Сурков не был допущен в свой рабочий кабинет в Кремле", при этом анонимный источник агентства называет эти слухи "просто бредом".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».

Реклама
Реклама
Реклама