23 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "ТОП-МОДЕЛИ – 2010"

Архивная публикация 2010 года: "ТОП-МОДЕЛИ – 2010"

Кризис опроверг представление о том, что универсальный банк является самым устойчивым. Период нестабильности успешнее смогли пережить нишевые кредитные организации. Банковская отрасль пережила не самый легкий год. Но как это ни парадоксально, в отличие от прошлых кризисных лет, 2009-й удалось пройти без существенных потерь: отрасль почти не потеряла в количественном составе. Однако банковский бизнес претерпел весьма существенные изменения. Один из основных уроков - это осознание того, что нишевой бизнес или бизнес с отраслевой специализацией более стрессоустойчив и быстрее позволяет восполнить потери от кризисных явлений по сравнению с банками, развивающимися по универсальной модели.
Универсализация банковского бизнеса наиболее активно шла до 2004 года, после чего стали появляться или выделяться нишевые банки. Рассматривались в основном три направления: инвестиционный банкинг, приват-банкинг (обслуживание состоятельных частных клиентов) и розничный банкинг. Кроме того, в России в силу специфики рынка существуют кэптивные или отраслевые банки, деятельность которых во многом определяется потребностями крупных моноклиентов. Кризис подверг сомнению теорию и практику построения успешного финансового и фондового рынка, перевернул с ног на голову многие представления о рисках и методах ведения бизнеса. Казалось, что универсальное развитие банковского бизнеса - средство диверсификации источников дохода и залог стабильности. Это, безусловно, так, но в период кризиса такая модель породила и диверсификацию проблем, и универсальные банки оказались более уязвимыми. Выяснилось, что теория универсальности действует только в условиях растущего рынка и что главная задача универсализации - повышение стоимости банковского бизнеса. Получилось, что сосредоточить усилия и решать проблемы проще в отдельной отрасли или на одном направлении бизнеса. Именно поэтому крепко стоят на ногах и не ноют о бесконечной помощи отраслевые банки. Инвестиционные банки, конечно, потеряли в кризис часть бизнеса и получили значительные убытки. Но так как рынок уже возвращается к докризисным значениям, инвестбанки отчасти компенсировали убытки, полученные на этапе провала рынка. Отдельного внимания заслуживают модели частного и розничного банка. Клиентами частных банков являются богатые люди, которые обладают значительными средствами и предъявляют высокие требования к качеству и ассортименту услуг (приват-банкинг). Активная борьба за таких клиентов шла в 2006-2008 годах в период высокой конъюнктуры. Проблема в том, что эти клиенты, как и прочие граждане, поддаются банальной панике. Им есть что терять, и когда они начинают забирать деньги, то могут этим нанести банку большой урон. Тем не менее в России интерес к приват-банкингу остается высоким. Кредитные учреждения, занимающиеся этим видом бизнеса, устояли в период кризиса, доказав, что их модель развития является стабильной.
К розничным банкам отношение всегда было неоднозначное. Массовые панические настроения способны подорвать платежеспособность такого банка. ЦБ России сразу дал понять, что социально значимым банкам бояться нечего, их поддержат. А вот собственникам розничных банков помельче было очень неспокойно. Кто защитит их в период панических кризисных явлений? Казалось, что розница уже не сможет эффективно работать в ближайшие несколько лет. Но сенсация случилась уже во второй половине 2009 года, вкладчики понесли деньги в банки. Причины разные: здесь и доверие к банковской системе, которая устояла, и жадность до высоких пока еще ставок, и, конечно же, время, которое излечивает граждан после каждого кризиса, которые даже вне зависимости от мировых тенденций регулярно будоражат наши рынки и их участников. Розница опять работает, генерируя новые электронные продукты и предлагая мультивалютное страхование от рисков в виде специальных счетов...
В Берлине в центральной части города сохранился памятник Марксу и Энгельсу, на котором современное поколение начертало: "В следующий раз получится лучше". Надеюсь, что следующий раз и следующий шанс для банков уже наступил.

Кризис опроверг представление о том, что универсальный банк является самым устойчивым. Период нестабильности успешнее смогли пережить нишевые кредитные организации. Банковская отрасль пережила не самый легкий год. Но как это ни парадоксально, в отличие от прошлых кризисных лет, 2009-й удалось пройти без существенных потерь: отрасль почти не потеряла в количественном составе. Однако банковский бизнес претерпел весьма существенные изменения. Один из основных уроков - это осознание того, что нишевой бизнес или бизнес с отраслевой специализацией более стрессоустойчив и быстрее позволяет восполнить потери от кризисных явлений по сравнению с банками, развивающимися по универсальной модели.

Универсализация банковского бизнеса наиболее активно шла до 2004 года, после чего стали появляться или выделяться нишевые банки. Рассматривались в основном три направления: инвестиционный банкинг, приват-банкинг (обслуживание состоятельных частных клиентов) и розничный банкинг. Кроме того, в России в силу специфики рынка существуют кэптивные или отраслевые банки, деятельность которых во многом определяется потребностями крупных моноклиентов. Кризис подверг сомнению теорию и практику построения успешного финансового и фондового рынка, перевернул с ног на голову многие представления о рисках и методах ведения бизнеса. Казалось, что универсальное развитие банковского бизнеса - средство диверсификации источников дохода и залог стабильности. Это, безусловно, так, но в период кризиса такая модель породила и диверсификацию проблем, и универсальные банки оказались более уязвимыми. Выяснилось, что теория универсальности действует только в условиях растущего рынка и что главная задача универсализации - повышение стоимости банковского бизнеса. Получилось, что сосредоточить усилия и решать проблемы проще в отдельной отрасли или на одном направлении бизнеса. Именно поэтому крепко стоят на ногах и не ноют о бесконечной помощи отраслевые банки. Инвестиционные банки, конечно, потеряли в кризис часть бизнеса и получили значительные убытки. Но так как рынок уже возвращается к докризисным значениям, инвестбанки отчасти компенсировали убытки, полученные на этапе провала рынка. Отдельного внимания заслуживают модели частного и розничного банка. Клиентами частных банков являются богатые люди, которые обладают значительными средствами и предъявляют высокие требования к качеству и ассортименту услуг (приват-банкинг). Активная борьба за таких клиентов шла в 2006-2008 годах в период высокой конъюнктуры. Проблема в том, что эти клиенты, как и прочие граждане, поддаются банальной панике. Им есть что терять, и когда они начинают забирать деньги, то могут этим нанести банку большой урон. Тем не менее в России интерес к приват-банкингу остается высоким. Кредитные учреждения, занимающиеся этим видом бизнеса, устояли в период кризиса, доказав, что их модель развития является стабильной.

К розничным банкам отношение всегда было неоднозначное. Массовые панические настроения способны подорвать платежеспособность такого банка. ЦБ России сразу дал понять, что социально значимым банкам бояться нечего, их поддержат. А вот собственникам розничных банков помельче было очень неспокойно. Кто защитит их в период панических кризисных явлений? Казалось, что розница уже не сможет эффективно работать в ближайшие несколько лет. Но сенсация случилась уже во второй половине 2009 года, вкладчики понесли деньги в банки. Причины разные: здесь и доверие к банковской системе, которая устояла, и жадность до высоких пока еще ставок, и, конечно же, время, которое излечивает граждан после каждого кризиса, которые даже вне зависимости от мировых тенденций регулярно будоражат наши рынки и их участников. Розница опять работает, генерируя новые электронные продукты и предлагая мультивалютное страхование от рисков в виде специальных счетов...

В Берлине в центральной части города сохранился памятник Марксу и Энгельсу, на котором современное поколение начертало: "В следующий раз получится лучше". Надеюсь, что следующий раз и следующий шанс для банков уже наступил.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».