25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "ТОРГ УМЕСТЕН"

Архивная публикация 2010 года: "ТОРГ УМЕСТЕН"

Прозрачная система корпоративных закупок - важный показатель открытости компании. Мобильная связь - одна из немногих отраслей в России, где конкуренция действительно диктует правила игры. Только на федеральном уровне между собой конкурируют операторы "большой тройки" - МТС, "ВымпелКом" (работает под брендом "Билайн") и "МегаФон", - есть и сильные региональные игроки. При этом два крупнейших оператора - МТС и "ВымпелКом" - публичные компании, их акции торгуются на международных биржевых площадках, которые предъявляют жесткие требования к прозрачности. А одним из важных показателей открытости компании является организация системы корпоративных закупок.

Прозрачная система корпоративных закупок - важный показатель открытости компании. Мобильная связь - одна из немногих отраслей в России, где конкуренция действительно диктует правила игры. Только на федеральном уровне между собой конкурируют операторы "большой тройки" - МТС, "ВымпелКом" (работает под брендом "Билайн") и "МегаФон", - есть и сильные региональные игроки. При этом два крупнейших оператора - МТС и "ВымпелКом" - публичные компании, их акции торгуются на международных биржевых площадках, которые предъявляют жесткие требования к прозрачности. А одним из важных показателей открытости компании является организация системы корпоративных закупок.

НА ПУТИ К ОТКРЫТОСТИ
"Самое уязвимое с точки зрения прозрачности место - это закупочная деятельность компаний, - утверждает директор по маркетингу информационного агентства "ТРЕЙД.СУ" Юлия Волкова. - Тема корпоративных закупок является деликатной и отчасти табуированной".
"Для публичных компаний прозрачность закупок играет крайне важную роль, - подтверждает руководитель блока закупок МТС Виктор Станкевич. - Размещая свои акции на бирже, мы берем на себя очень жесткие обязательства по соблюдению правил биржевой торговли и открытости". В МТС за закупки отвечает отдельный блок. Переходить к централизованной модели закупок МТС стали в прошлом году, а уже в этом году в компании появились профессиональные закупщики и "агрессивные" цели в области экономии. По тому же пути пошел и "МегаФон", в котором, по словам руководителя департамента корпоративных коммуникаций компании Карена Асояна, "начат процесс создания централизованной закупочной функции и закупочных подразделений на уровне филиалов".
Несколько иначе обстоят де-ла в "ВымпелКоме", где закупки осуществляются либо централизовано, либо делегируются на региональный уровень или дочерним компаниям, что определяется, по словам директора компании по закупкам Джеймса Уогстаффа, в зависимости от "утвержденной матрицы распределения ответственности". Однако в "ВымпелКоме" также признают необходимость перехо-да от операционной к стратегической функции осуществления закупок.

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРОЗРАЧНЫЕ ЗАКУПКИ?
Чем выше эффективность компании, тем привлекательнее она для инвесторов. Прозрачные закупки являются предпосылкой повышения эффективности за счет четкого контроля над расходами и управления ресурсами.
В МТС общий объем сэкономленных средств за счет оптимизации системы закупок по итогам 2009 года составил более 3,5 млрд рублей. Это произошло главным образом за счет пересмотра условий контрактов с поставщиками и их замены, увеличения числа открытых конкурсов и закупок на электронных площадках. "Мегафон" на закупках в 2009 году сэкономил порядка 3 млрд рублей. "ВымпелКом" этих цифр не раскрывает.
Компании ставят перед своими закупочными подразделениями все более жесткие задачи: приобрести необходимый товар самого высокого качества по минимальной рыночной цене.
Основная часть закупок мобильных операторов осуществляется на основе конкурсов. При этом "МегаФон" и "ВымпелКом" проводят, главным образом, закрытые торги. "Рынок вендоров технологического оборудования узок", - поясняют в "МегаФоне". В "ВымпелКоме" говорят, что "это связано, главным образом, с временными рамками, поскольку в открытых тендерах существенный объем времени закладывается на анализ квалификации и рисков новых поставщиков". В структуре закупок МТС доля закрытых тендеров составляет порядка 10-20%. "Закрытые тендеры проводятся, например, если речь идет о сервисном обслуживании технически сложного оборудования, когда перечень участников определяется списком авторизованных сервис-партнеров производителя. Или когда круг поставщиков крайне узок и у всех есть свои преимущества и недостатки", - поясняют в компании. Конкурсы - дополнительный рычаг влияния на крупных поставщиков. Так, отказ от безальтернативной закупки у крупного вендора и проведение закрытого конкурса с приглашением альтернативных поставщиков позволяет добиться существенной скидки от основного поставщика - до 30%, рассказывает Виктор Станкевич.
В МТС уже пришли к тому, чтобы активно проводить открытые тендеры. "Мы сторонники максимально открытой системы торгов: это выгодно из-за высокой конкуренции поставщиков, что позволяет получать адекватную рыночную цену", - говорит Виктор Станкевич. В структуре закупок компании за прошедший год доля открытых торгов составила 50%.
МТС и "ВымпелКом" также активно осуществляют электронные закупки. Так, только за прошлый год количество закупочных процедур на электронных площадках выросло у МТС вдвое. "На электронных торгах закупается, например, однородная продукция вроде расходных материалов или компьютеров - это позволяет привлекать десятки поставщиков и снижать цену на 15-30%", - говорят в МТС.
Джеймс Уогстафф поясняет принцип электронных торгов: "Компания, предложившая лучшую цену, признается победителем. Если по результатам торгов компания-победитель не может подтвердить предложенную цену, то она дисквалифицируется, и победителем признается компания, занявшая второе место". В "МегаФоне" также планируется внедрение электронных закупок, во второй половине 2010 года компания планирует установить программный модуль SAP для управления отношениями с поставщиками.

ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ
Существенная доля закупок операторов - это сложное оборудование, техническое и программное, обеспечивающее работу сети. Поэтому принятие решения о закупках того или иного оборудования должно учитывать потенциал его работы в перспективе.
"При формулировании тре-бований мы руководствуем-ся горизонтом в пять лет, а для ряда позиций этот срок больше. То есть в течение как минимум пяти лет оборудование должно использоваться для нужд компании, иметь возможность модернизации и интеграции с новейшими технологиями. Оборудование должно подлежать гарантийному ремонту и сервисному обслуживанию со стороны вендора или третьей стороны. Поэтому при расчете стоимости оборудования учитывается не только его первичная номинальная цена, но и стоимость его использования, которая включает в себя сервисное обслуживание, стоимость расходных и запасных частей и амортизацию с расчетом на определенный временной промежуток", - объясняют в МТС. Аналитики говорят, что для таких капиталоемких отраслей, как телекомы, это оправдано. "Такой механизм позволяет, во-первых, закрывать потребность в оборудовании в среднесрочной перспективе, выбирать оптимальные условия предложения и в конечном ито-ге экономить существенные средства", - поясняет директор по развитию компании Frost & Sullivan Татьяна Толмачева.
В "МегаФоне" планирование закупок ведется на основе утвержденных планов технического развития и дополнительных инициатив, возникающих на протяжении года. Планы технического развития состоят как из технических задач, так и из бюджетных показателей. Далее эти планы структурируются по категориям закупки.
{PAGE}

СТРУКТУРА ЭКОНОМИИ
В "ВымпелКоме" говорят, что рассчитывать экономию закупок всегда сложно, потому что всегда есть неточность в проведении расчетов. "Цены к оплате, конечно, известны, - рассуждает Джеймс Уогстафф, - но с чем их следует сравнивать? С первой предоставленной ценой, с бюджетом, который планировалось потратить, или с ценой после первоначального этапа переговоров? Что произойдет, если объем работ увеличивается, после того как бюджет уже утвержден? Учитывая тот факт, что большинство поставщиков предлагают прайс-лист и определенные скидки практически всем, то эту первоначальную "общую" скидку следует разумно игнорировать. Но как провести черту между этим уровнем скидки и последующими переговорами?"
В МТС заявляют, что планируют не только сами закупки, но и целевые показатели по снижению расходов на закупки. "Мы не изобретаем велосипед и во многом ориентируемся на методологии ведущих зарубежных операторов", - говорит Виктор Станкевич. В качестве отправной точки берутся не текущие цены на рынке, а те цены (с учетом скидок и дисконтов), по которым закупки осуществлялись в предшествующий период. Ставится достаточно жесткая задача - снизить цену закупок к прошлогодней, уже дисконтированной цене. Для крупных западных компаний, использующих централизованную модель закупок, ежегодный объем сэкономленных средств составляет 6-8% от объемов закупок. У МТС в этом отношении задачи более амбициозные. "В сегмен-те оборудования наша экономия доходит до 10-20% от закупочной цены. Но для каждой категории эти целевые показатели разные", - рассказывает Виктор Станкевич.
Пример операторов доказывает, что в России возможно создание прозрачной структуры закупок, которая будет способствовать повышению эффективности бизнеса компании. Они пришли к этому во многом благодаря жестким требованиям биржи. Но в результате система работает. И этот опыт может быть полезен и другим отраслям рынка.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».