Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ТОРГ УМЕСТЕН"

Прозрачная система корпоративных закупок — важный показатель открытости компании.    Мобильная связь — одна из немногих отраслей в России, где конкуренция действительно диктует правила игры. Только на федеральном уровне между собой конкурируют операторы «большой тройки» — МТС, «ВымпелКом» (работает под брендом «Билайн») и «МегаФон», — есть и сильные региональные игроки. При этом два крупнейших оператора — МТС и «ВымпелКом» — публичные компании, их акции торгуются на международных биржевых площадках, которые предъявляют жесткие требования к прозрачности. А одним из важных показателей открытости компании является организация системы корпоративных закупок.
   
НА ПУТИ К ОТКРЫТОСТИ
   «Самое уязвимое с точки зрения прозрачности место — это закупочная деятельность компаний, — утверждает директор по маркетингу информационного агентства «ТРЕЙД.СУ» Юлия Волкова. — Тема корпоративных закупок является деликатной и отчасти табуированной».
   «Для публичных компаний прозрачность закупок играет крайне важную роль, — подтверждает руководитель блока закупок МТС Виктор Станкевич. — Размещая свои акции на бирже, мы берем на себя очень жесткие обязательства по соблюдению правил биржевой торговли и открытости». В МТС за закупки отвечает отдельный блок. Переходить к централизованной модели закупок МТС стали в прошлом году, а уже в этом году в компании появились профессиональные закупщики и «агрессивные» цели в области экономии. По тому же пути пошел и «МегаФон», в котором, по словам руководителя департамента корпоративных коммуникаций компании Карена Асояна, «начат процесс создания централизованной закупочной функции и закупочных подразделений на уровне филиалов».
   Несколько иначе обстоят де-ла в «ВымпелКоме», где закупки осуществляются либо централизовано, либо делегируются на региональный уровень или дочерним компаниям, что определяется, по словам директора компании по закупкам Джеймса Уогстаффа, в зависимости от «утвержденной матрицы распределения ответственности». Однако в «ВымпелКоме» также признают необходимость перехо-да от операционной к стратегической функции осуществления закупок.
   
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРОЗРАЧНЫЕ ЗАКУПКИ?
   Чем выше эффективность компании, тем привлекательнее она для инвесторов. Прозрачные закупки являются предпосылкой повышения эффективности за счет четкого контроля над расходами и управления ресурсами.
   В МТС общий объем сэкономленных средств за счет оптимизации системы закупок по итогам 2009 года составил более 3,5 млрд рублей. Это произошло главным образом за счет пересмотра условий контрактов с поставщиками и их замены, увеличения числа открытых конкурсов и закупок на электронных площадках. «Мегафон» на закупках в 2009 году сэкономил порядка 3 млрд рублей. «ВымпелКом» этих цифр не раскрывает.
   Компании ставят перед своими закупочными подразделениями все более жесткие задачи: приобрести необходимый товар самого высокого качества по минимальной рыночной цене.
   Основная часть закупок мобильных операторов осуществляется на основе конкурсов. При этом «МегаФон» и «ВымпелКом» проводят, главным образом, закрытые торги. «Рынок вендоров технологического оборудования узок», — поясняют в «МегаФоне». В «ВымпелКоме» говорят, что «это связано, главным образом, с временными рамками, поскольку в открытых тендерах существенный объем времени закладывается на анализ квалификации и рисков новых поставщиков». В структуре закупок МТС доля закрытых тендеров составляет порядка 10-20%. «Закрытые тендеры проводятся, например, если речь идет о сервисном обслуживании технически сложного оборудования, когда перечень участников определяется списком авторизованных сервис-партнеров производителя. Или когда круг поставщиков крайне узок и у всех есть свои преимущества и недостатки», — поясняют в компании. Конкурсы — дополнительный рычаг влияния на крупных поставщиков. Так, отказ от безальтернативной закупки у крупного вендора и проведение закрытого конкурса с приглашением альтернативных поставщиков позволяет добиться существенной скидки от основного поставщика — до 30%, рассказывает Виктор Станкевич.
   В МТС уже пришли к тому, чтобы активно проводить открытые тендеры. «Мы сторонники максимально открытой системы торгов: это выгодно из-за высокой конкуренции поставщиков, что позволяет получать адекватную рыночную цену», — говорит Виктор Станкевич. В структуре закупок компании за прошедший год доля открытых торгов составила 50%.
   МТС и «ВымпелКом» также активно осуществляют электронные закупки. Так, только за прошлый год количество закупочных процедур на электронных площадках выросло у МТС вдвое. «На электронных торгах закупается, например, однородная продукция вроде расходных материалов или компьютеров — это позволяет привлекать десятки поставщиков и снижать цену на 15-30%», — говорят в МТС.
   Джеймс Уогстафф поясняет принцип электронных торгов: «Компания, предложившая лучшую цену, признается победителем. Если по результатам торгов компания-победитель не может подтвердить предложенную цену, то она дисквалифицируется, и победителем признается компания, занявшая второе место». В «МегаФоне» также планируется внедрение электронных закупок, во второй половине 2010 года компания планирует установить программный модуль SAP для управления отношениями с поставщиками.
   
ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ
    Существенная доля закупок операторов — это сложное оборудование, техническое и программное, обеспечивающее работу сети. Поэтому принятие решения о закупках того или иного оборудования должно учитывать потенциал его работы в перспективе.
   «При формулировании тре-бований мы руководствуем-ся горизонтом в пять лет, а для ряда позиций этот срок больше. То есть в течение как минимум пяти лет оборудование должно использоваться для нужд компании, иметь возможность модернизации и интеграции с новейшими технологиями. Оборудование должно подлежать гарантийному ремонту и сервисному обслуживанию со стороны вендора или третьей стороны. Поэтому при расчете стоимости оборудования учитывается не только его первичная номинальная цена, но и стоимость его использования, которая включает в себя сервисное обслуживание, стоимость расходных и запасных частей и амортизацию с расчетом на определенный временной промежуток», — объясняют в МТС. Аналитики говорят, что для таких капиталоемких отраслей, как телекомы, это оправдано. «Такой механизм позволяет, во-первых, закрывать потребность в оборудовании в среднесрочной перспективе, выбирать оптимальные условия предложения и в конечном ито-ге экономить существенные средства», — поясняет директор по развитию компании Frost & Sullivan Татьяна Толмачева.
   В «МегаФоне» планирование закупок ведется на основе утвержденных планов технического развития и дополнительных инициатив, возникающих на протяжении года. Планы технического развития состоят как из технических задач, так и из бюджетных показателей. Далее эти планы структурируются по категориям закупки.
{PAGE}
   
СТРУКТУРА ЭКОНОМИИ
   В «ВымпелКоме» говорят, что рассчитывать экономию закупок всегда сложно, потому что всегда есть неточность в проведении расчетов. «Цены к оплате, конечно, известны, — рассуждает Джеймс Уогстафф, — но с чем их следует сравнивать? С первой предоставленной ценой, с бюджетом, который планировалось потратить, или с ценой после первоначального этапа переговоров? Что произойдет, если объем работ увеличивается, после того как бюджет уже утвержден? Учитывая тот факт, что большинство поставщиков предлагают прайс-лист и определенные скидки практически всем, то эту первоначальную «общую» скидку следует разумно игнорировать. Но как провести черту между этим уровнем скидки и последующими переговорами?»
   В МТС заявляют, что планируют не только сами закупки, но и целевые показатели по снижению расходов на закупки. «Мы не изобретаем велосипед и во многом ориентируемся на методологии ведущих зарубежных операторов», — говорит Виктор Станкевич. В качестве отправной точки берутся не текущие цены на рынке, а те цены (с учетом скидок и дисконтов), по которым закупки осуществлялись в предшествующий период. Ставится достаточно жесткая задача — снизить цену закупок к прошлогодней, уже дисконтированной цене. Для крупных западных компаний, использующих централизованную модель закупок, ежегодный объем сэкономленных средств составляет 6-8% от объемов закупок. У МТС в этом отношении задачи более амбициозные. «В сегмен-те оборудования наша экономия доходит до 10-20% от закупочной цены. Но для каждой категории эти целевые показатели разные», — рассказывает Виктор Станкевич.
   Пример операторов доказывает, что в России возможно создание прозрачной структуры закупок, которая будет способствовать повышению эффективности бизнеса компании. Они пришли к этому во многом благодаря жестким требованиям биржи. Но в результате система работает. И этот опыт может быть полезен и другим отраслям рынка.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK