19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2010 года: "ТОРГ УМЕСТЕН"

Архивная публикация 2010 года: "ТОРГ УМЕСТЕН"

Партия власти инициирует дискуссию о переносе срока выборов в Госдуму. К чему бы это? В последние дни в СМИ появилась ин-формация о двух ин-ициативах, прямо связанных с будущими думскими выборами. Первая из них - расширение предельного размера федеральной части партийного избирательного списка с трех до де-сяти кандидатов. Этот законопроект уже внесен в парламент. Вторую инициативу, пока лишь устно, изложил спикер Госдумы Борис Грызлов - совмещение в следующем году федеральных и региональных выборов, причем голосование может состояться или в декабре (как обычно), или в октябре, когда проходят выборы в субъектах Федерации.
Начнем со второй инициативы. Она выглядит явно невыгодной для конкурентов "Единой России" из числа парламентских партий. Региональные выборы, прошедшие в марте 2010 года, показали, что даже при принятии очень умеренных решений по улучшению избирательной практики у этих партий появляются дополнительные шансы, а результат "Единой России" становится не столь впечатляющим. Однако ситуация может измениться, если региональные выборы совместить с федеральными, основным героем которых будет Владимир Путин - либо как "первый номер" в списке партии власти, либо как неформальный главный герой ее кампании. В этом случае может возникнуть кумулятивный эффект, реги-ональные проблемы отойдут на второй план и голосование будет подчинено еди-ной логике.
Но возникает вопрос: только ли ради максимизации результата "Единой России" выдвинута эта инициатива? Думается, что второстепенный на первый взгляд вопрос - когда проводить выборы - является наиболее интересным. Декабрьские выборы в Думу не слишком удобны для власти тем, что сразу же вслед за ними начнется президентская избирательная кампания. Такое будет в последний раз - поправки в Конституцию, принятые в 2008 году, приведут к тому, что следующие президент-ские и парламентские выборы будут разведены по времени из-за изменения сроков полномочий. Но сейчас для власти было бы полезно после парламентских выборов ещераз согласовать позиции главных участников поли-тического процес-са, возможно, пе-ред объявлением официального ка-ндидата на пост пре-зидента. Для это-го выгоднее иметь в запасе пару месяцев.
Впрочем, есть правовая про-блема: в российском законодательстве не предусмотрен механизм досрочного самороспуска Думы, а президент может распустить ее лишь в результате затяжного правительственного кризиса, ко-торый при доминировании "Единой России" в парламенте и Путине-премьере выглядел бы нелепо.
Занятно, что Грызлов, видимо, понимая правовые и по-литические проблемы этой инициативы, заявил, что для принятия такого решения ну-жна консолидированная позиция лидеров парламентских партий. Вроде бы странная логика - партии должны поддержать невыгодное для них решение. И вот здесь уместно вспомнить про законопроект о расширении федеральной части избирательных списков. Для "Единой России" с ее конституционным большинством он, в сущности, безразличен - в ее списке "проходными" являются и двухсотое место, и даже трехсотое. Для других же партий возникла проблема - куда ставить спонсоров избирательных кампаний, с тем чтобы они гарантированно прошли в Думу. Особенно она неприятна для ком-мунистов, региональные активисты которой будут возмущены, если подгруппу возглавит не испытанный борец, а прагматичный бизнесмен. Зато места с четвертого по десятое в федеральной части списков выгодны тем, что они являются проходными, но при этом имена их обладателей не значатся в избирательных бюллетенях и не привлекают особого внимания избирателей, интересующихся, в лучшем случае, лишь "первыми тройками" (федеральной и "своей", местной). Похоже, единороссы предлагают своим конкурентам своего рода компромисс - единый день голосования в обмен на гарантии для спонсоров и, следовательно, расширение финансовых возможностей, совсем не лишних для оппозиции. Видимо, в этой ситуации торг может быть уместен. Из сугубо прагматических соображений.

Партия власти инициирует дискуссию о переносе срока выборов в Госдуму. К чему бы это? В последние дни в СМИ появилась ин-формация о двух ин-ициативах, прямо связанных с будущими думскими выборами. Первая из них - расширение предельного размера федеральной части партийного избирательного списка с трех до де-сяти кандидатов. Этот законопроект уже внесен в парламент. Вторую инициативу, пока лишь устно, изложил спикер Госдумы Борис Грызлов - совмещение в следующем году федеральных и региональных выборов, причем голосование может состояться или в декабре (как обычно), или в октябре, когда проходят выборы в субъектах Федерации.
Начнем со второй инициативы. Она выглядит явно невыгодной для конкурентов "Единой России" из числа парламентских партий. Региональные выборы, прошедшие в марте 2010 года, показали, что даже при принятии очень умеренных решений по улучшению избирательной практики у этих партий появляются дополнительные шансы, а результат "Единой России" становится не столь впечатляющим. Однако ситуация может измениться, если региональные выборы совместить с федеральными, основным героем которых будет Владимир Путин - либо как "первый номер" в списке партии власти, либо как неформальный главный герой ее кампании. В этом случае может возникнуть кумулятивный эффект, реги-ональные проблемы отойдут на второй план и голосование будет подчинено еди-ной логике.
Но возникает вопрос: только ли ради максимизации результата "Единой России" выдвинута эта инициатива? Думается, что второстепенный на первый взгляд вопрос - когда проводить выборы - является наиболее интересным. Декабрьские выборы в Думу не слишком удобны для власти тем, что сразу же вслед за ними начнется президентская избирательная кампания. Такое будет в последний раз - поправки в Конституцию, принятые в 2008 году, приведут к тому, что следующие президент-ские и парламентские выборы будут разведены по времени из-за изменения сроков полномочий. Но сейчас для власти было бы полезно после парламентских выборов ещераз согласовать позиции главных участников поли-тического процес-са, возможно, пе-ред объявлением официального ка-ндидата на пост пре-зидента. Для это-го выгоднее иметь в запасе пару месяцев.
Впрочем, есть правовая про-блема: в российском законодательстве не предусмотрен механизм досрочного самороспуска Думы, а президент может распустить ее лишь в результате затяжного правительственного кризиса, ко-торый при доминировании "Единой России" в парламенте и Путине-премьере выглядел бы нелепо.
Занятно, что Грызлов, видимо, понимая правовые и по-литические проблемы этой инициативы, заявил, что для принятия такого решения ну-жна консолидированная позиция лидеров парламентских партий. Вроде бы странная логика - партии должны поддержать невыгодное для них решение. И вот здесь уместно вспомнить про законопроект о расширении федеральной части избирательных списков. Для "Единой России" с ее конституционным большинством он, в сущности, безразличен - в ее списке "проходными" являются и двухсотое место, и даже трехсотое. Для других же партий возникла проблема - куда ставить спонсоров избирательных кампаний, с тем чтобы они гарантированно прошли в Думу. Особенно она неприятна для ком-мунистов, региональные активисты которой будут возмущены, если подгруппу возглавит не испытанный борец, а прагматичный бизнесмен. Зато места с четвертого по десятое в федеральной части списков выгодны тем, что они являются проходными, но при этом имена их обладателей не значатся в избирательных бюллетенях и не привлекают особого внимания избирателей, интересующихся, в лучшем случае, лишь "первыми тройками" (федеральной и "своей", местной). Похоже, единороссы предлагают своим конкурентам своего рода компромисс - единый день голосования в обмен на гарантии для спонсоров и, следовательно, расширение финансовых возможностей, совсем не лишних для оппозиции. Видимо, в этой ситуации торг может быть уместен. Из сугубо прагматических соображений.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».