Наверх
12 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "ТОРГ ВОКРУГ ТОРГОВЛИ"

Крупнейшим ритейлерам вскоре придется потесниться на рынке и умерить свои аппетиты. Такими могут быть результаты принятия законопроекта о государственном регулировании торговли в его нынешней редакции.

Безусловно, одним из наиболее ярких событий этого лета стало посещение Владимиром Путиным магазина одной из крупных сетей и его искреннее изумление размером торговых наценок. Ритейлер поспешил снизить цены на некоторые товары, но было поздно… Правительство доработало и внесло в Госдуму проект закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». Законопроект будет рассмотрен парламентом осенью, но концепция и основные положения его вряд ли изменятся. Кстати, вот что интересно: визит премьера в магазин преподносился многими СМИ как проявление заботы о населении. Закон же о торговле представляет собой компромисс в борьбе двух лоббистских групп — производителей, прежде всего, продуктов питания и крупных торговцев. Население снова осталось где-то за кадром.

Никаких вольностей!
Разработчики законопроекта постарались перекрыть ритейлерам все лазейки, которыми они пользовались для получения дохода не от продаж, а от одного только присутствия товара в магазине. По данным Льва Хасиса, главного исполнительного директора X5 Retail Group, в зависимости от политики сети такие бонусы могли составлять до половины всех доходов ритейлеров. Теперь же производителям удалось добиться отмены «платы за вход» в торговую сеть и большей части разнообразных выплат. После вступления законопроекта в силу ритейлеры лишатся возможности навязывать дополнительные услуги по продвижению товаров (рекламные акции, более выгодное расположение товаров в магазине и т.д.), им запретят взимать плату с поставщика за изменение ассортимента продукции и ограничивать его сотрудничество с другими торговыми сетями. Единственным возможным бонусом для ритейлера останется предоставляемая ему скидка за объем реализуемой партии товара, причем величина скидки должна быть четко прописана в договоре поставки.
Законопроект регулирует и сроки оплаты торговцами поставок — теперь они ограничены сроком годности товара. Так, за скоропортящиеся товары (сроком годности менее 10 дней) платить придется не позднее 10 дней после их получения. При сроке годности товара до 30 дней платеж должен производиться не позже, чем через месяц после поставки. Для остальных продовольственных товаров срок отсрочки платежа составляет 45 дней. В отдельную группу были включены табак, алкоголь, жевательная резинка и консервы — отсрочка платежа в этом случае может достигать 75 дней.
Взамен торговым сетям оставили возможность самостоятельно определять режим работы магазинов. Напомним, ранее Минэкономразвития ратовало за поправки, обязывающие крупные торговые сети закрывать свои магазины на выходные дни. Но самое главное — чиновникам будет запрещено прямо или косвенно влиять на ценообразование в торговых сетях, то есть размер торговых наценок, которому так удивлялся премьер, оставлен на усмотрение самих ритейлеров. Кроме того, надзорным организациям нельзя будет требовать повторных проверок качества и безопасности товаров, что должно существенно сократить возможности для чиновничьих поборов.

А ФАС против
Казалось бы, после того как документ преодолел все разногласия заинтересованных сторон и был утвержден правительством, никаких новых неприятностей ритейлерам он уже не должен был сулить. Однако на этот счет особое мнение оказалось у Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Не советуясь с непосредственными участниками рынка, ведомство внесло в уже переданный на рассмотрение Госдуме проект документа один небольшой пункт, который вызвал крайне негативную реакцию ритейлеров.
Поправкой предусмотрено ограничение порога доминирования торговой сети в каждом отдельном муниципальном округе. Если она будет принята, то любой ритейлер, годовая выручка которого превышает 1 млрд рублей, а рыночная доля в муниципальном округе составляет выше 25%, фактически лишается права на дальнейшее расширение своих торговых площадок на этой территории.
Сами ритейлеры отмечают, что подобный годовой оборот сейчас имеет практически любая торговая сеть, в состав которой входит свыше 6—7 магазинов. Кроме того, для всех остальных отраслей экономики пресловутый порог доминирования установлен на уровне 35%. Да и само понятие «муниципальный округ» трактуется законом достаточно широко — в частности, оно может включать в себя не один десяток населенных пунктов на большой территории. То есть если в рамках округа существует, скажем, тридцать деревень, а сеть откроет магазины в двадцати из них, то получается, что в остальных она уже не имеет права появляться.
С другой стороны, чиновники «сжалились» над ритейлерами — ведь еще два года назад звучали предложения ввести порог доминирования на уровне 5—10%. Но эксперты неоднозначно восприняли подобную новость. Илья Плакхинас, руководитель проектов по маркетингу и стратегическому планированию консалтинговой компании Soldis Communications, считает, что введение таких жестких ограничений (жестче стандартных антимонопольных правил) на уровне муниципального округа может создать определенные перекосы, сдерживающие развитие современных форматов торговли. Эксперт отмечает, что властями был выбран путь наименьшего сопротивления, поскольку правильнее было бы ввести определенные ограничения на деятельность сетей, занимающих большую долю рынка (например, гарантии обеспечения доступа различных поставщиков на полки, гарантии поддержания «социального» ассортимента и т.д.), но такие меры сложнее поддаются администрированию.
Впрочем, доминирующие на той или иной территории торговые сети хоть и не имеют права строить новые магазины или покупать их, но зато могут арендовать новые помещения. В итоге, как считает Сергей Фильченков, аналитик ИК «Финам», возможность для развития у крупных сетей останется, но они будут оказывать меньшее давление на рынок коммерческой недвижимости. Кроме того, крупным торговым сетям подойдет отнюдь не любая недвижимость. Если формат «супермаркетов у дома» еще может обойтись сравнительно небольшими помещениями, то таким монстрам, как «Ашан», «Метро» или «Мос-Март», найти подходящий объект из уже построенных практически невозможно.
Но так или иначе, у небольших игроков станет больше возможностей для покупки активов. Эти выводы подтверждают и антимонопольщики. Начальник управления ФАС по контролю над конкуренцией в социальной сфере и торговле Тимофей Нижегородцев прямо заявил, что предлагаемая поправка — мера по поддержке малого и среднего бизнеса. Хотя, как отмечают эксперты, развитию малого предпринимательства скорее помогло бы создание более благоприятных условий для ведения бизнеса, поскольку крупные сети и малый бизнес, как правило, занимают разные рыночные ниши и их интересы на рынке почти не пересекаются. Для малого бизнеса гораздо более важную роль играет снижение бюрократических барьеров и издержек — именно они, а не конкуренты в лице торговых сетей мешают развитию частного предпринимательства, считает Сергей Фильченков.

Забыли, с чего начали
Конечно, законопроект отстаивает интересы производителей и поставщиков, он позволит разнообразить ассортимент товаров на полках магазинов. Казалось бы, что потребителю от этого только лучше. Но не стоит забывать, что основным фактором, подтолкнувшим власти к скорейшему внесению законопроекта в Госдуму, стала именно ценовая политика торговых сетей. По крайней мере было сделано все, чтобы у покупателей сформировалось именно такое мнение. Однако в итоге, как уже отмечалось выше, вопросы непосредственно ценообразования оставлены на откуп самим ритейлерам. Сомнительно, чтобы, теряя существенную часть прибыли, они не попытались хотя бы частично компенсировать эти потери за счет роста торговых наценок.
Игорь Чесноков, руководитель отдела аналитики ИА «Интегрум», уверен, что простое ограничение развития существующих сетей без принятия стимулирующих мер в конечном итоге подставляет под удар потребителя. Вполне можно ожидать некоторого роста цен, которые впоследствии будет достаточно сложно сбить. Тем более что избыточное число посредников, инфляция и многие другие факторы, влияющие на удорожание продуктов, никуда не делись и будут и дальше давить на рынок.
Не стоит забывать и еще об одном немаловажном явлении. Замедление развития торговых сетей в отдельных регионах и городах приведет к тому, что значительная часть населения не получит доступ к современным услугам, а будет продолжать покупать продукты в допотопных ларьках. Замещение сетей магазинами малых форматов не везде возможно, и не всегда «палаточники» ведут торговлю цивилизованно.
Розничная торговля — серьезный бизнес с крупными игроками, которые могут влиять на происходящие в стране процессы, в частности, на инфляцию, положение производителей продуктов питания и так далее. Сила этого рычага со временем будет только увеличиваться. Вполне логично, что власти пытаются создать инструмент, который позволит им более эффективно контролировать ритейлеров. При этом, правда, не стоит забывать о тех, в чьих интересах этот контроль, собственно, и должен осуществляться.

Действительно ли  необходимо искусственно ограничивать развитие розничных сетей?
Елена Соколовская, руководитель группы по антимонопольному регулированию юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»:
«Сегодня ни одна из розничных сетей не занимает доминирующего положения на рынке, поскольку размер их долей не превышает порога, предусмотренного общими нормами антимонопольного законодательства (35%). Вместе с тем розничные сети, фактически обладая значительной рыночной властью, зачастую злоупотребляют ею в форме навязывания поставщикам товаров на невыгодных условиях в виде многочисленных дополнительных выплат сетям, что в результате приводит к ограничению конкуренции и дискриминации доступа производителей (поставщиков) товаров в торговые сети. Введение специальной нормы в законопроект о торговле, разрешающей ФАС России признавать положение розничной сети доминирующим на рынке при наличии рыночной доли менее 35%, позволит антимонопольщикам квалифицировать действия сетей как злоупотребление доминирующим положением на рынке и применять штрафные санкции за такое злоупотребление. На мой взгляд, данная норма позволит прекратить широко распространенную антиконкурентную торговую практику розничных сетей, а также более эффективно пресекать подобные нарушения в будущем.
ФАС России и ее территориальные органы пытаются квалифицировать действия сетей по навязыванию поставщикам многочисленных выплат как нарушение статьи 11 Закона о защите конкуренции, запрещающей ограничивающие конкуренцию соглашения. Вместе с тем позиция судов по этому вопросу окончательно не сформировалась. В связи с нововведениями, указанными в законопроекте о торговле, у ФАС появятся дополнительные правовые основания для воздействия на антиконкурентное поведение сетей, что, на мой взгляд, действительно необходимо с учетом сложившейся ситуации».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK