20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2000 года: "Трехгрошовые -- к оперу"

Архивная публикация 2000 года: "Трехгрошовые -- к оперу"

Установив для вывода больших зарплат из тени единый 13-процентный подоходный налог, правительство, похоже, решило оздоровить налоговую обстановку и в области средних и небольших доходов. Сделать это намереваются путем установления некой минимальной ставки, меньше которой работники всех внебюджетных организаций получать не смогут. И, следовательно, не смогут платить налоги меньше определенного для этой ставки уровня. Соответствующий законопроект уже внесен в правительство министром труда Александром Починком.Александр Починок, министр труда и социального развития РФ: "Мы практически закончили работу над законопроектом о минимальном размере заработной платы для работников небюджетной сферы. Такие решения должны приниматься исключительно в виде федеральных законов. Сейчас документ отправлен на согласование в другие министерства. Ждем реакции, будем дорабатывать. Надеюсь, при нормальном развитии событий закон поступит в Думу в начале будущего года.
Идеология закона такова: если предприятие нанимает работника, оно должно обеспечить его доход, равный хотя бы прожиточному минимуму в данном регионе (устанавливаемому Госкомстатом ежеквартально.-- "Профиль"). Чтобы человек смог работать завтра, он должен что-то есть сегодня.
Цели закона очевидны. Прежде всего -- поднятие жизненного уровня и доходов населения. Никто уже не спорит, что зарплата и ее составляющая в общем объеме продукции должна расти.
Вторая цель -- вывод зарплаты из тени. Потому что на самом деле подавляющее большинство работников сейчас все же получают реальный доход на уровне прожиточного минимума. Цель закона -- легализовать хотя бы эту часть заработной платы.
Безусловно, есть и фискальная цель. Понятно, что с легальной части зарплаты все будут вынуждены платить налоги. Рост поступлений в бюджет очень легко посчитать. Мы ведь знаем, сколько сейчас составляет легальная зарплата. Если даже на первом этапе предприятия будут платить легальную зарплату не менее 50% прожиточного минимума, это приведет к росту поступлений в бюджет от единого социального и подоходного налога на 16--17% по сравнению с нынешним уровнем.
Теперь о технической стороне. Мы понимаем, что закон очень тяжелый, общественность к нему не привыкла. Придется долго разъяснять, спорить, доказывать. Тем не менее концептуальная необходимость закона нам ясна. Безусловно, сразу не удастся ввести норму о том, что минимальная зарплата не может быть ниже прожиточного минимума (сейчас он составляет 1234 рубля в среднем по России). К сожалению, масса предприятий даже небюджетной сферы действительно не могут сразу начать выплачивать такие зарплаты.
Мы понимаем, что должна быть дифференциация по регионам. Ведь прожиточный минимум в Москве (около 3 тысяч рублей) существенно отличается от провинции. Поэтому особенно тяжело закон будет идти в регионах с высоким уровнем жизни. Это и понятно. Ведь если сейчас ввести в Москве минимальную зарплату в размере 3000 рублей, огромная масса людей останется без работы. Ведь платить 3000 рублей уборщице тете Мане позволяют себе очень немногие.
Именно в силу этих причин было принято решение вводить минимальную зарплату поэтапно. То есть на первом этапе будет определено, что минимум должен составлять, например, 50% от прожиточного минимума в каждом регионе.
На следующий год норма будет увеличена до 75%, и так в течение 3--4 лет мы дойдем до 100%. Причем, возможно, в регионах с высокими доходами этот срок будет больше. Практически это будет реализовываться, скорее всего, ежегодным принятием закона с новыми ставками либо поправкой о порядке действия единого закона.
Закон будет распространяться лишь на работников внебюджетной сферы. Просто потому, что доходы бюджета сейчас не позволяют распространить эту норму на бюджетников. Но я надеюсь, что при нынешнем экономическом росте и наличии дополнительных доходов мы эту проблему тоже когда-нибудь решим.
Закон, на мой взгляд, должен быть достаточно жестким к нарушителям. Кстати, во многих развитых странах именно так и происходит. Если предприятие не может обеспечить своих сотрудников на уровне прожиточного минимума, то зачем оно вообще работает? Думаю, что в таких случаях имеет смысл ставить вопрос о его закрытии".
Михаил Дмитриев, первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ: "Предложения об увеличении минимального уровня заработной платы уже на протяжении довольно продолжительного времени обсуждаются в правительстве.
Однако при попытке использовать увеличение минимального размера оплаты труда как способ повышения фискальных поступлений мы можем столкнуться с целым рядом трудностей. К примеру, мы устанавливаем минимальный размер оплаты труда в 1000 рублей и автоматически снимаем с расчетного счета небюджетных организаций 130 рублей подоходного налога вне зависимости от того, выплатил работодатель заработную плату наемному работнику или нет.
А если у предприятия просто нет необходимых средств для выплаты такой заработной платы? Ведь в разных регионах различные условия функционирования предприятий и, соответственно, разный уровень оплаты труда. И введение такого высокого уровня минимальной оплаты труда поставит предприятие в трудное положение, может даже привести к банкротству. А между тем зачастую предприятие просто не может оптимизировать свой бизнес из-за действующих законодательных норм. Так, например, по действующему трудовому законодательству работодатель не может уволить "лишних" сотрудников даже при неблагоприятных условиях. Хотя высвобождение избыточной рабочей силы является нормальным рыночным механизмом оптимизации бизнеса. Конечно, многое упростится, если будет принят правительственный вариант Трудового кодекса (сейчас он находится на рассмотрении в комитетах Госдумы.-- "Профиль"), который создает возможности для высвобождения работников по экономическим причинам. Но до принятия Трудового кодекса подобные нововведения приведут к ухудшению положения многих тысяч предприятий нашей страны.
Поэтому я не вижу в ближайший год ресурса для дальнейшего увеличения минимального размера оплаты труда выше уровня, предусмотренного правительством,-- 300 рублей к середине 2001 года".
Андрей Цветков, заместитель генерального директора "ЦНИИМАШ-ЭКСПОРТ": "Система, при которой работодатель не имеет права платить своим работникам меньше установленной законом суммы, позволяющей жить "по-человечески", давно и исправно работает в капиталистическом мире. Например, в США минимальная оплата труда, закрепленная Федеральным законодательством, составляет $5,5 в час. Законодательство отдельных штатов может только повышать эту цифру.
Однако в России могут возникнуть трудности с введением аналогичной системы. Я не исключаю, что у нас многие работодатели при принятии закона о минимальном уровне заработной платы, как обычно, будут искать альтернативные пути: не фиксировать прием на работу сотрудников либо формально принимать их на пол- или четверть ставки. В ряде отраслей, например в строительстве, транспортном обслуживании и других, может вырасти число нелегалов из ближнего зарубежья. Негативно может отразиться введение высокой ставки зарплаты на экспортных возможностях страны, так как приведет к увеличению стоимости продукции и тем самым снижению ее конкурентоспособности.
Необходимо также учитывать и то обстоятельство, что увеличение гарантированной заработной платы обязательно потребует одновременного увеличения расходов на пенсии, да и вообще на всю систему социального обеспечения. Где и как можно накопить ресурсы для переходного этапа, пока не заработает новый механизм оплаты труда?
Таким образом, предложенная идея хороша, но, как всякий сложный концептуальный проект, она требует комплексного подхода, анализа рисков неудачного исхода".

Установив для вывода больших зарплат из тени единый 13-процентный подоходный налог, правительство, похоже, решило оздоровить налоговую обстановку и в области средних и небольших доходов. Сделать это намереваются путем установления некой минимальной ставки, меньше которой работники всех внебюджетных организаций получать не смогут. И, следовательно, не смогут платить налоги меньше определенного для этой ставки уровня. Соответствующий законопроект уже внесен в правительство министром труда Александром Починком.Александр Починок, министр труда и социального развития РФ: "Мы практически закончили работу над законопроектом о минимальном размере заработной платы для работников небюджетной сферы. Такие решения должны приниматься исключительно в виде федеральных законов. Сейчас документ отправлен на согласование в другие министерства. Ждем реакции, будем дорабатывать. Надеюсь, при нормальном развитии событий закон поступит в Думу в начале будущего года.

Идеология закона такова: если предприятие нанимает работника, оно должно обеспечить его доход, равный хотя бы прожиточному минимуму в данном регионе (устанавливаемому Госкомстатом ежеквартально.-- "Профиль"). Чтобы человек смог работать завтра, он должен что-то есть сегодня.

Цели закона очевидны. Прежде всего -- поднятие жизненного уровня и доходов населения. Никто уже не спорит, что зарплата и ее составляющая в общем объеме продукции должна расти.

Вторая цель -- вывод зарплаты из тени. Потому что на самом деле подавляющее большинство работников сейчас все же получают реальный доход на уровне прожиточного минимума. Цель закона -- легализовать хотя бы эту часть заработной платы.

Безусловно, есть и фискальная цель. Понятно, что с легальной части зарплаты все будут вынуждены платить налоги. Рост поступлений в бюджет очень легко посчитать. Мы ведь знаем, сколько сейчас составляет легальная зарплата. Если даже на первом этапе предприятия будут платить легальную зарплату не менее 50% прожиточного минимума, это приведет к росту поступлений в бюджет от единого социального и подоходного налога на 16--17% по сравнению с нынешним уровнем.

Теперь о технической стороне. Мы понимаем, что закон очень тяжелый, общественность к нему не привыкла. Придется долго разъяснять, спорить, доказывать. Тем не менее концептуальная необходимость закона нам ясна. Безусловно, сразу не удастся ввести норму о том, что минимальная зарплата не может быть ниже прожиточного минимума (сейчас он составляет 1234 рубля в среднем по России). К сожалению, масса предприятий даже небюджетной сферы действительно не могут сразу начать выплачивать такие зарплаты.

Мы понимаем, что должна быть дифференциация по регионам. Ведь прожиточный минимум в Москве (около 3 тысяч рублей) существенно отличается от провинции. Поэтому особенно тяжело закон будет идти в регионах с высоким уровнем жизни. Это и понятно. Ведь если сейчас ввести в Москве минимальную зарплату в размере 3000 рублей, огромная масса людей останется без работы. Ведь платить 3000 рублей уборщице тете Мане позволяют себе очень немногие.

Именно в силу этих причин было принято решение вводить минимальную зарплату поэтапно. То есть на первом этапе будет определено, что минимум должен составлять, например, 50% от прожиточного минимума в каждом регионе.

На следующий год норма будет увеличена до 75%, и так в течение 3--4 лет мы дойдем до 100%. Причем, возможно, в регионах с высокими доходами этот срок будет больше. Практически это будет реализовываться, скорее всего, ежегодным принятием закона с новыми ставками либо поправкой о порядке действия единого закона.

Закон будет распространяться лишь на работников внебюджетной сферы. Просто потому, что доходы бюджета сейчас не позволяют распространить эту норму на бюджетников. Но я надеюсь, что при нынешнем экономическом росте и наличии дополнительных доходов мы эту проблему тоже когда-нибудь решим.

Закон, на мой взгляд, должен быть достаточно жестким к нарушителям. Кстати, во многих развитых странах именно так и происходит. Если предприятие не может обеспечить своих сотрудников на уровне прожиточного минимума, то зачем оно вообще работает? Думаю, что в таких случаях имеет смысл ставить вопрос о его закрытии".

Михаил Дмитриев, первый заместитель министра экономического развития и торговли РФ: "Предложения об увеличении минимального уровня заработной платы уже на протяжении довольно продолжительного времени обсуждаются в правительстве.

Однако при попытке использовать увеличение минимального размера оплаты труда как способ повышения фискальных поступлений мы можем столкнуться с целым рядом трудностей. К примеру, мы устанавливаем минимальный размер оплаты труда в 1000 рублей и автоматически снимаем с расчетного счета небюджетных организаций 130 рублей подоходного налога вне зависимости от того, выплатил работодатель заработную плату наемному работнику или нет.

А если у предприятия просто нет необходимых средств для выплаты такой заработной платы? Ведь в разных регионах различные условия функционирования предприятий и, соответственно, разный уровень оплаты труда. И введение такого высокого уровня минимальной оплаты труда поставит предприятие в трудное положение, может даже привести к банкротству. А между тем зачастую предприятие просто не может оптимизировать свой бизнес из-за действующих законодательных норм. Так, например, по действующему трудовому законодательству работодатель не может уволить "лишних" сотрудников даже при неблагоприятных условиях. Хотя высвобождение избыточной рабочей силы является нормальным рыночным механизмом оптимизации бизнеса. Конечно, многое упростится, если будет принят правительственный вариант Трудового кодекса (сейчас он находится на рассмотрении в комитетах Госдумы.-- "Профиль"), который создает возможности для высвобождения работников по экономическим причинам. Но до принятия Трудового кодекса подобные нововведения приведут к ухудшению положения многих тысяч предприятий нашей страны.

Поэтому я не вижу в ближайший год ресурса для дальнейшего увеличения минимального размера оплаты труда выше уровня, предусмотренного правительством,-- 300 рублей к середине 2001 года".

Андрей Цветков, заместитель генерального директора "ЦНИИМАШ-ЭКСПОРТ": "Система, при которой работодатель не имеет права платить своим работникам меньше установленной законом суммы, позволяющей жить "по-человечески", давно и исправно работает в капиталистическом мире. Например, в США минимальная оплата труда, закрепленная Федеральным законодательством, составляет $5,5 в час. Законодательство отдельных штатов может только повышать эту цифру.

Однако в России могут возникнуть трудности с введением аналогичной системы. Я не исключаю, что у нас многие работодатели при принятии закона о минимальном уровне заработной платы, как обычно, будут искать альтернативные пути: не фиксировать прием на работу сотрудников либо формально принимать их на пол- или четверть ставки. В ряде отраслей, например в строительстве, транспортном обслуживании и других, может вырасти число нелегалов из ближнего зарубежья. Негативно может отразиться введение высокой ставки зарплаты на экспортных возможностях страны, так как приведет к увеличению стоимости продукции и тем самым снижению ее конкурентоспособности.

Необходимо также учитывать и то обстоятельство, что увеличение гарантированной заработной платы обязательно потребует одновременного увеличения расходов на пенсии, да и вообще на всю систему социального обеспечения. Где и как можно накопить ресурсы для переходного этапа, пока не заработает новый механизм оплаты труда?

Таким образом, предложенная идея хороша, но, как всякий сложный концептуальный проект, она требует комплексного подхода, анализа рисков неудачного исхода".

ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО, ДЕНИС СОЛОВЬЕВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».