23 апреля 2024
USD 89,69 EUR 99,19
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2009 года: ""ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО""

Архивная публикация 2009 года: ""ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО""

Кто из двух политиков - Владимир Путин или Дмитрий Медведев - будет участвовать в президентских выборах 2012 года? На минувшей неделе директор российских и азиатских программ Института международной безопасности (США) Николай ЗЛОБИН отличился. На заседании Валдайского форума, объединяющего ведущих зарубежных экспертов по России, Злобин умудрился обсудить "проблему-2012" сначала с премьером Путиным, а потом и с президентом Медведевым…

Кто из двух политиков - Владимир Путин или Дмитрий Медведев - будет участвовать в президентских выборах 2012 года? На минувшей неделе директор российских и азиатских программ Института международной безопасности (США) Николай ЗЛОБИН отличился. На заседании Валдайского форума, объединяющего ведущих зарубежных экспертов по России, Злобин умудрился обсудить "проблему-2012" сначала с премьером Путиным, а потом и с президентом Медведевым…

- Ответ Владимира Путина на ваш вопрос о планах на 2012 год стал самым настоящим "хитом". Его цитировали все СМИ. Путин сказал, что не будет конкурировать с Дмитрием Медведевым в 2012-м, так же как они не конкурировали в 2008-м, и заявил, что они с президентом договорятся, поскольку оба "одной крови". Как вы поняли слова Путина: он все-таки готовится вновь возглавить страну?
- Начну с того, что, как мне показалось, Путин был рад тому, что я задал ему этот вопрос. Он оживился, у него появились эмоции. До этого он сидел и монотонно отвечал, а тут встрепенулся, стал шутить. В итоге он сказал, что "мы с Медведевым сядем и договоримся". Мне кажется, Путин обрадовался потому, что наверняка думает на эту тему и хотел бы, чтобы ему такой вопрос рано или поздно задали.
- А если говорить по сути?
- Ну, стопроцентно сказать, что именно он имел в виду, никто не сможет. Но когда Путин говорил, что "мы с Дмитрием Анатольевичем сядем и договоримся", то речь, думаю, шла не о примитивном соглашении: "Я снова буду президентом, а ты пойдешь в премьеры". Мне кажется, смысл заключается в том, чтобы различие подходов, конкуренцию, существующую между ними, не сделать публичной. То есть "вопрос о 12-м годе" должен быть частью договора между ними, а не частью публичной политической борьбы. Это первое. Второе: Путин сказал, что они с Медведевым будут брать в расчет не только личные планы, но и положение "ЕР". "Кстати, Николай, не забудьте, что я являюсь лидером этой партии", - сказал мне Путин. И третье. Может быть, я глубоко не прав, но не исключена ситуация, что к 2012 году в результате деятельности Владимира Владимировича и Дмитрия Анатольевича позиция президента настолько ослабеет, что уже не будет главной. Кто знает, может быть, к тому времени пост президента станет равнозначен позиции английской королевы, а глава партийного кабинета и одновременно лидер правящей партии, как и в Англии, станет ключевой фигурой. И Путину даже не понадобится бороться за позицию президента: возможно, он рассудит, что лучше ему оставаться премьером. Зачем вновь перетягивать властные полномочия из Белого дома в Кремль?
- Между тем в кулуарах Ярославского форума я часто слышал от экспертов, что теперь, мол, Медведев должен ответить на слова Путина по поводу 2012 года. Это звучало так, что у Медведева должны быть свои собственные амбиции, которые Путину на самом деле придется учитывать...
- Путин сказал, что "у нас нет личных амбиций по отношению друг к другу". Так ли это на самом деле? Думаю, он все-таки не прав. Они оба - глубоко амбициозные люди. И мне кажется, это может стать проблемой. У Медведева, как следует из его статьи "Россия, вперед!", имеется своя повестка дня. Путин такую статью написать не мог бы. Вообще, редкий глава государства способен написать такую статью о своей стране, да еще в период своего президентства.
- На встрече "валдайцев" с Медведевым вы вновь подняли тему 2012 года. Какие ощущения у вас от этой встречи и от ответа президента?
- Во-первых, он выглядел гораздо более по-президентски, чем год назад: Медведев увереннее держится и говорит довольно резкие вещи. Явно у него проснулись амбиции - это очень заметно. Во-вторых, я заметил, что он перестал бояться своей разницы с Путиным. И хотя он еще не готов сказать, что хочет пойти на выборы, тем не менее, когда я задал ему свой фирменный вопрос, он сказал, что будет сам определять свою судьбу - "она мне не безразлична". Все обратили внимание на то, что он не отослал меня к идее Путина "сядем и договоримся", а подчеркнул, что он и сам своей судьбой готов и хочет распоряжаться. Что же касается фразы Путина о том, что они - "люди одной крови", то Медведев сказал, что да, мы говорим на общем языке, но "я не знаю, какая группа крови у премьера Путина, я не понимаю, что это значит". Хотя, кто знает, может быть, он согласовал этот свой ответ - такой немножко либеральный…
- Статью Медведева, о которой мы говорили, выступавший на Ярославском форуме французский премьер Франсуа Фийон назвал "большой программой реформ в России". Вы согласны с Фийоном?
- На мой взгляд, программы реформ там нет. Это, скорее, "скорбный лист России", как раньше называли истории болезни. Это очень полезная вещь, потому что написана не радикальным оппозиционным политиком и не историком антироссийской направленности, а президентом страны, который просто называет вещи своими именами. Иногда, кстати, рискуя попасть в разработку комиссии по фальсификации истории (смеется). Эта статья открывает возможность для широкой дискуссии о том, что нужно делать. И это тоже большой плюс. Это политический манифест, на основе которого можно разрабатывать программу реформ, но не сама программа. Медведев в этой статье показал, что он - серьезный и глубокий политик национального масштаба. Хватит ли ему энергии и сможет ли он реализовать задуманное, будет зависеть от трех факторов. Во-первых, лично от него самого. Во-вторых, от того, насколько быстро и сплоченно будут действовать противники его подхода, о наличии которых он в этой статье говорит. И в-третьих, насколько быстро и сплоченно будут действовать сторонники Медведева. И вообще, найдет ли он сторонников. Ведь Медведев, как известно, человек без команды, без собственной социальной базы (она у них с Путиным одна на двоих) и без имиджа "спасителя Отечества". Кроме того, у него нет своей элиты: Дворкович, Юргенс, и все! Поэтому ему нужно искать сторонников либо за пределами действующей политической элиты, либо привлекая к себе тех, кто станет элитой через несколько лет. Но чтобы это удалось, ему нужно быть президентом больше одного срока. Иначе кто захочет сделать ставку на него? Даже люди, близкие к нему, говорят: "Если он уйдет в 2012 году, как можно делать на него ставку, это же будет означать конец нашей политической карьеры!" Но если он пойдет на такой шаг, возможно, ему придется бороться с Путиным.
- Вы всерьез допускаете такой сценарий?
- Думаю, он не исключен. Ученики перерастают учителей, дети перерастают отцов - это нормальная ситуация. Ситуация отрицания того, кто сделал тебя, при всем уважении и почтении, - она вполне естественная. Это жизнь, и никуда от этого не деться. Путин - homo politicus, "человек политический", и он все это, конечно же, понимает. В том числе понимает и пределы своей власти. Поэтому я, честно говоря, рассчитываю на то, что, если Медведев все-таки решится бросить вызов своему учителю и если этот вызов будет содержательным, сильным, обоснованным и прогрессивным, Путин этот вызов не примет. Иначе он просто пошел бы на третий срок. Поэтому Путин, мне кажется, бросится в 2012 году в бой только при одном условии: если поймет, что Медведев "не тянет" и запрос на Путина выше, чем запрос на Медведева. Но решать они это все равно будут вдвоем. Третьего, как говорится, не дано.
- Что ж, так и озаглавим интервью.

ДОСЬЕ
ЗЛОБИН НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
родился в 1958 году. Окончил исторический факультет МГУ им. Ломоносова, долгое время преподавал там же, занимался научной деятельностью. С 1993 года работает в США, оставаясь гражданином РФ. Член редколлегии журналов "Континент", "Свободная мысль" и ряда других. В 2001-2004 годах организовал и руководил международным информационно-аналитическим агентством Washington Profile. Профессор, директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности (США). Автор 14 книг и нескольких сотен научных публикаций, опубликованных на 16 языках более чем в 30 странах мира, а также большого количества публицистических материалов. Постоянный участник Валдайского форума.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».