Наверх
13 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2001 года: "Три в одном"

Перед уходом на каникулы Госдума успела принять очередную главу Налогового кодекса, согласно которой с российским бюджетом уже в следующем году могут произойти удивительные метаморфозы: если сохранится нынешний уровень мировых цен на нефть — казна получит свыше $7 млрд. дополнительных доходов, если же цены упадут ниже $15 за баррель, то нашу страну ждет фактическое банкротство. Впрочем, живущие за счет отчислений нефтяников руководители сырьевых регионов пострадают в любом случае: значительную долю «своих»налогов они вынуждены будут отдать центру.То, что состояние российской экономики даже не сильно, а практически намертво привязано к мировой конъюнктуре цен на сырье (прежде всего на нефть), очевидно и банально: из заложенных в бюджете-2001 1,2 трлн. рублей доходов свыше 40% — это поступления от нефтяников и газовиков. Отсюда понятно, что любые изменения в налогообложении нефтяной отрасли оказывают прямое влияние на бюджет как всей страны, так и отдельно взятых ее граждан. Поэтому принятие в третьем чтении очередной главы Налогового кодекса, где определяются правила налогообложения недропользователей, является, пожалуй, ключевым звеном в проводимой президентом и правительством налоговой реформе.
Между тем изменение правил налогообложения нефтяников и других сырьевиков неизбежно — это стало ясно после оглашения президентом Владимиром Путиным ежегодного послания Федеральному собранию, где прямо сказано, что экономика наша рентная, доходы от экспорта нефти растут, превращаясь в свердоходы, а потому пришла пора делиться с государством всерьез (тем более что правительству предстоит затыкать возможные дыры от снижения других налогов, прежде всего налога на прибыль, и готовиться к выпадающему на 2003 год пику выплат по внешним долгам).
Вот это «всерьез», собственно говоря, и реализовано в новой главе Налогового кодекса.
Государство начинает и выигрывает

Неизбежность реформы налогообложения сырьевиков объясняется еще и тем, что нынешняя система и уровень «поборов» фактически никого не устраивают.
Нынешняя налоговая система концептуально не устраивала ни нефтяников, ни государство. Первых — поскольку они вполне обоснованно считают, что сейчас платят по правилам, которые в любое время могут быть изменены правительством. Вторых — потому что обложение весьма слабо привязано к мировым ценам на нефть, что при наблюдающемся за последние два года их стабильно высоком уровне очень даже для бюджета «обидно».
Кроме того, власти были недовольны так называемыми трансфертными, или внутрикорпоративными, ценами. То есть теми ценами, по которым дочерние предприятия продавали нефть головным компаниям для дальнейшей переработки или экспорта. По словам экспертов, были случаи, когда нефть продавалась по 300 рублей за тонну при среднероссийской цене 1500—1800 рублей (налог на восстановление минерально-сырьевой базы, 90% которого остается на территории, исчисляется именно исходя из цены реализации добываемой нефти).
Федеральный центр преследовал и еще одну цель — отобрать у региональных властей как можно больше полномочий по регулированию деятельности нефтяных компаний, в том числе часть финансовых потоков, которые формировались за счет региональной части налогов на добычу нефти.
В процессе обсуждения и принятия налога на недра (именно так называется новая глава Налогового кодекса) интересы всех названных групп: государства, нефтяников и региональных властей — неизбежным образом вошли в противоречие друг с другом. В результате больше всех выиграло государство: поступления в бюджет при новом порядке возрастут.
Пан или пропал

Итак, после вступления в силу нового порядка налогообложения (то есть с 1 января будущего года) крупные нефтяные компании в бюджет будут отчислять больше.
Новый порядок налогообложения, впрочем, принесет государству ощутимые прибыли только в условиях нынешних, достаточно высоких мировых цен на нефть (до $7 млрд. в год при сохранении уровня цен). Если же они опустятся ниже оговоренных в Налоговом кодексе $15 за баррель (не говоря уж о $8), бюджет наверняка начнет трясти с такой страшной силой, что правительству не останется ничего другого, как снова начать договариваться с сырьевиками. То есть расценивать введение этого налога как шаг к стабильности вряд ли стоит. Ведь очевидно, что никакие соображения привлечения инвестиций и главенства закона над конъюнктурой не заставят правительство забыть об интересах бюджета.
По информации «Профиля», закон, который уже прошел Думу и Совет Федерации, вызывает вопросы в Кремле. Это вовсе не значит, что он получит вето президента. Это значит лишь то, что в ближайшее время вполне возможен его пересмотр — стоит только нефти начать заметно дешеветь.

НАТАЛЬЯ НЕМЦОВА, ВЛАДИМИР ЗМЕЮЩЕНКО

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK