Наверх
17 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Триумф без результата"

Юбилейный 60-й фестиваль в Венеции завершился беспрецедентной победой никому не известного русского режиссера. Андрей Звягинцев за фильм «Возвращение» получил сразу два «Золотых льва» и отправился в Торонто, чтобы вслед за Европой покорить и Северную Америку. Покорит ли он Россию — большой вопрос.Победа в юбилейный фестивальный год дебютанта с неизвестным именем — вот вам пример настоящего русского размаха. Правда, наши режиссеры чужими на этом празднике жизни себя никогда не чувствовали. Мастера, делающие фильмы о метании души в поисках смысла жизни, в туманной Венеции всегда находили больше сочувствия, чем на родине. В первые годы из Советского Союза везли качественную идеологическую кинопродукцию: на первый фестиваль в 1932 году — «Землю» Александра Довженко и «Путевку в жизнь» Николая Экка, а через два года СССР получил специальный кубок за лучшую программу, представленную государством на киносмотре. Но постепенно выбор менялся в сторону «кино не для всех».
До успеха Андрея Звягинцева у нашей страны было два «Золотых льва»: Андрея Тарковского наградили за «Иваново детство», Никиту Михалкова — за «Ургу». Призы поменьше в разное время получали Григорий Александров («Весна»), Григорий Козинцев («Гамлет»), Сергей Бондарчук («Война и мир»), Глеб Панфилов («Начало»), Сергей Соловьев («Чужая белая и рябой»), Валерий Огородников («Взломщик») и Павел Чухрай («Вор»). «Возвращение» стало первой за несколько лет российской картиной, которая участвовала в основном конкурсе (прошлогодние фильмы «Дом дураков» Андрея Кончаловского и «Медвежий поцелуй» Сергея Бодрова-старшего — совместное производство нескольких стран). Даже после пятнадцатиминутной овации на премьере никто не мог предвидеть, что неизвестный дебютант может за один день удвоить количество «Золотых львов» на территории России. Помимо главного приза, который приносит престиж, но не деньги, Звягинцев получил еще и награду за дебют, к которой прилагается сто тысяч евро и километры пленки «Кодак» для съемок следующего фильма.
Вторым после Звягинцева венецианским триумфатором стал продюсер Дмитрий Лесневский, гендиректор REN TV. На вопрос «Профиля», почему он, отступив от российской традиции, спродюсировал не блокбастер, а камерную ленту, Лесневский ответил незамысловато: «Во-первых, мне понравился сценарий об истории двух братьев, а у меня у самого два сына. Во-вторых, я был знаком с гениальным человеком Андреем Звягинцевым, и мне хотелось, чтобы о нем узнал весь мир. В-третьих, я каждый день занимаюсь коммерческими проектами, и мне просто захотелось сделать что-нибудь совершенно иное».
Лесневский из дебютанта на несколько дней превратился в самого известного продюсера мира. Он первым взбежал на сцену Палаццио дель Чинема, и вручавшие приз братья Тавиани вынуждены были спросить: «А который из вас режиссер?» Однако закреплению репутации помешал тот факт, что Лесневский категорически отказался назвать бюджет «Возвращения»: у иностранных журналистов, привыкших к прозрачности финансовой информации, таинственность русского продюсера вызвала непонимание. Русская душа, а теперь и бизнес остались для европейцев загадкой.
Триумф омрачило еще одно обстоятельство: из трех главных актеров в Венецию приехали только двое. 16-летний Владимир Гарин, сыгравший старшего брата, два месяца назад утонул под Питером. Пресс-релизы сообщали о нем как о живом, осведомленные российские журналисты по просьбе съемочной группы информацию не публиковали, но за несколько дней до окончания фестиваля о погибшем мальчике написала местная газета «Коррьера делла Серра». Несмотря на просьбу матери погибшего, которая опасалась спекуляции на личной трагедии, скрыть правду оказалось невозможно, и Звягинцев со сцены Палаццио дель Чинема поблагодарил юного актера, не дожившего до признания своей работы. Трагическая реальность оказалась созвучна киновымыслу.
Успех «Возвращения» российские специалисты объясняют тем, что Звягинцеву удалось снять картину, идеально отвечающую теперешним фестивальным стандартам и совпадающую с представлениями европейского интеллектуала о России. Медитативная притча с библейскими аллюзиями и красивой картинкой напомнила публике о Тарковском и Достоевском. Фильм уже продан более чем в 35 стран и наверняка найдет своего дистрибьютора и в США: уже поступили предложения от «Коламбии» и «Мирамакса». В России фильм выйдет до конца этого года.
То, что «Возвращение» понравится сентиментальному Западу, можно было предположить еще до начала фестиваля. После его окончания с уверенностью можно предсказать, что российский зритель к картине отнесется прохладнее. Фестивальные призы важны для капитализации имени режиссера и международных продаж, однако на успех в местном прокате они не влияют. Например, «Дом дураков», в прошлом году награжденный призом за лучшую режиссуру, за шесть месяцев собрал внутри страны чуть больше $70 тыс. При этом, скажем, не замеченный большими фестивалями «Бумер» за месяц проката в России собрал более $1 млн.
Александр БОРОДЯНСКИЙ, сценарист («Афоня», «Мы из джаза», «Курьер», «Город Зеро»)

«Чтобы русское кино вошло в моду, нужно несколько побед подряд»
Профиль: Что вы думаете о победе наших в Венеции?
Александр Бородянский: Победа Звягинцева, думаю, стимулирует молодое поколение российских кинематографистов на подвиги. Длительное отсутствие мирового резонанса на новое российское кино позволяло «старикам» скептически улыбаться в сторону молодежи: мол, в нашем-то поколении гении были, а у вас что? Ни массового зрителя, ни выдающихся побед!
Я очень рад за съемочную группу «Возвращения» — победа открывает для них новые возможности, в том числе и новые контракты. Ведь тот же Кустурица со своими этническими картинами после признания на международном конкурсе резко ворвался на мировой рынок. Но, надо признать, его самобытность вписывалась в представления американских продюсеров об успешном кинопродукте. Не знаю, придется ли сейчас по вкусу русская тема. Надеюсь, что да.
«П.»: Означает ли победа успешный прокат?
А.Б.: Победа на Венецианском фестивале для европейского или американского фильма гарантировала бы успешный прокат. Голливудские эксперты подсчитали, что признание на международном конкурсе добавляет к сумме проката картины в среднем $10—40 млн. Но это правило действует только в отношении американского и европейского кино. Российской ленте даже два «Золотых льва», увы, не могут ничего гарантировать.
«П.»: Справедливо ли говорить, что русское кино входит в моду?
А.Б.: Если бы наши фильмы получили главные призы на шести международных фестивалях подряд, то Россия могла бы войти в моду. Мода — это публика! Публика — это касса! В годы перестройки именно такая мода на Россию помогла отечественным фильмам прорваться на зарубежный экран. Несколько побед подряд открыли бы путь в мировой прокат не только самим фильмам-призерам, но и просто хорошим российским лентам. Конечно, Звягинцев совершил «прорыв», выражаясь военной терминологией. Но чтобы наш кинематограф вышел на новый уровень, этот прорыв нужно подкрепить по всем фронтам.

МАРИЯ КУВШИНОВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK