Наверх
8 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "ТРОЙНОЙ ФОРСАЖ"

Технология 3D стала настоящим диктатором в мире кинобизнеса. Производители и прокатчики стремятся заработать на интересе зрителей к новомодному формату.    Уотечественных компаний, продающих кинотеатрам оборудование для 3D-показа, горячие деньки: заказы расписаны до марта 2010 года. Владельцы кинотеатров буквально выстроились в очередь за далеко не самыми дешевыми цифровыми проекторами (минимум $100 тыс.) — в середине декабря в прокат выходит трехмерный блокбастер Джеймса Кэмерона «Аватар», и упустить возможность заработать дополнительные деньги на интересе зрителей к новомодному аттракциону — фильмам в формате 3D — непростительно.
   
ПОБЕДИТЕЛЬ ПО РАСПИСАНИЮ


    К декабрю 2009 года в России будет насчитываться около 200 цифровых экранов, способных воспроизводить трехмерное изображение. Это существенно больше, чем 150 цифровых залов, которые прогнозировали к концу 2009 года аналитики компании «Невафильм». В России так всегда — то пусто, то густо. Еще несколько лет назад в стране не было ни одного цифрового проектора, зато сейчас настоящий ажиотаж, особенно в регионах. По словам генерального директора «КАРО Фильм» Игоря Ильчука, в декабре нынешнего года их сеть планирует открыть новые цифровые залы в Калининграде, Самаре, Нижнем Новгороде и Зеленограде, а в 2010-м — еще около десятка новых залов. Все это благодаря появлению в прокате большого количества картин в 3D-формате, кассовые сборы которых не могут не впечатлять кинопрокатчиков.
   В этом году в широкий прокат вышло более десятка картин в трехмерном формате, и практически каждая из них безоговорочно становилась лидером всевозможных чартов, расталкивая менее состоятельных конкурентов. Так было с мультфильмами «Миссия Дарвина» (сборы в мире — более $203 млн), «Монстры против пришельцев» ($380 млн), «Вверх» ($506 млн) или молодежным ужастиком «Пункт назначения-4» ($152 млн). В конце октября очередным триумфатором бокс-офиса США стал мультфильм «Там, где живут чудовища» (в Европе выходит в прокат в конце ноября), общие сборы от показа которого уже составили $63 млн. «Объемные» фильмы в 2009 году собрали более $1 млрд. Аналитики инвестбанков наперебой советуют покупать акции компании IMAX — транснационального оператора залов для показа контента в формате 3D. Модный формат стремительно завоевывает мир.
   
ПРИБЫЛЬНЫЙ АТТРАКЦИОН

    «Зритель идет на 3D-картины, чтобы увидеть своего рода занимательный аттракцион, который позволяет усилить эмоциональные впечатления от просмотра фильмов», — считает Игорь Ильчук. Этим пытаются воспользоваться российские производители, в частности переделывая в трехмерный формат сцены из уже отснятых фильмов. Такую «процедуру» проходит триллер «Темный мир» (бюджет $4 млн) от компании ЦПШ, а также триллер «Вий», права на который принадлежат компании «Каропрокат». Производители готовы идти на это, даже несмотря на довольно высокие расходы. Стоимость «переделки» одной минуты фильма в 3D, по подсчетам гендиректора ГК «Планета-Информ» Дмитрия Литвинова, составляет $5-10 тыс.
   Недавно началась работа над мультфильмом по роману Сергея Лукьяненко под названием «Мальчик и тьма», который будет выполнен в 3D. Однако первопроходцами станут две анимационные ленты, прокат которых стартует в ближайшее время: в конце ноября на экраны вый-дет мультфильм совместного российско-финского производства «Приключения Ролли в 3D» (студия «Солнечный дом-ДМ») о двух сказочных существах — Ролли и Эльфе, отправившихся на поиски волшебного сердца. А в середине декабря выходит на экраны мультик «Наша Маша и волшебный орех» от российского производителя сериалов, компании «Амедиа». На середину марта будущего года намечен релиз компании «Центр национального фильма» — мультфильм «Звездные собаки: Белка и Стрелка в 3D».
   Однако в целом проектов в трехмерном формате в России пока немного. Даже «чемпион мира» по производству контента в 3D, компания Disney, в России пока не планирует производства таких фильмов. Основная причина небольшого количества проектов в России — сложность и дороговизна съемок. Производство 3D-картин обходится в среднем на 10-20% дороже «обычных», что для инвесторов на и так не слишком предсказуемом российском рынке большой риск.
   Что касается западного продукта, то для них все сложности производства перекрывает потенциальная доходность таких проектов. Например, фильм «Мой кровавый Валентин 3D» от компании Lionsgate собрал в США в шесть раз больше, чем его двухмерный аналог.
   
ПРОВЕРКА КАССОЙ

   Несмотря на то, что билеты на фильмы в 3D в среднем на 100-250 рублей дороже обычных фильмов (плюс примерно 50 рублей за специальные очки), зрители готовы платить за объемное зрелище, принося деньги в копилку как производителей, так и прокатчиков. К примеру, билеты на фильм «Путешествие к центру Земли» стоили в среднем почти 246 рублей, а на «Большое путешествие в глубь океанов в 3D» — 208 рублей при средней цене билета по России в 160 рублей. По словам Игоря Ильчука, в России картины в формате 3D собирают в среднем в 1,5 раза больше, чем при обычном кинопоказе. Однако более подробный анализ показывает впечатляющие результаты. Так, по подсчетам аналитиков журнала «Бюллетень кинопрокатчика», мультфильм «Монстры против пришельцев» на обычной пленке принес по 415 тыс. рублей с копии, а в 87 копиях 3D — аж по 1,7 млн. В залах IMAX наработка на копию еще невероятнее — 9,04 млн рублей на каждую из копий! Вышедший в прошлом году мультфильм «Вольт» на 35-мм пленке собирал в среднем 434,1 тыс. рублей, а каждая из 66 3D-копий принесла по 1,81 млн рублей.
   Именно по этой причине большинство ведущих киностудий активно занялись производством 3D-продукции. Компания Buena Vista даже не постеснялась перевыпустить в этом формате две части «Истории игрушек», впервые вышедших в прокат еще в 90-е годы прошлого века. Желание голливудских мейджоров подзаработать на проверенных кассой хитах еще раз, только уже в трехмерном формате, весьма велико. К примеру, о том, чтобы переснять заново в 3D культовую сагу «Звездные войны» подумывает ее автор, Джордж Лукас. Информация официально не подтверждена, однако сборы от проката шести частей фантастического киносериала перевалили за $7,6 млрд, так что соблазн велик! Теми же мотивами руководствуется и канал Nickelodeon, собирающийся выпустить в 2012 году на экраны анимационную 3D-версию фильма «Черепашки Ниндзя».
   Однако по количеству запланированных к прокату новых проектов в 3D безусловный лидер — Disney. По словам генерального директора компании Disney в России Марины Жигаловой-Озкан, на ближайшие пять лет запланировано 12 фильмов, среди которых и проекты Disney/Piхar («Тачки-2», «Тритон»), и Walt Disney Animation («Рапунцель»), и Walt Disney Pictures («Алиса в стране чудес», «Трон: наследие»). Не собирается отставать и главный конкурент Disney — компания DreamWorks Animation, анонсировавшая несколько проектов в 3D, в том числе вторую часть «Монстров против пришельцев» и «Шрека-4».
   Исключительно в 3D продолжает работать известный режиссер Роберт Земекис. В ноябре выходит его «Рождественская история», а он уже присмотрел новый объект для экранизации — роман Airman ирландского писателя Йона Колфера. Компания Weinstein Co. готовит релизы в трехмерном формате ужастиков «Хэллоуин 3D» (октябрь 2010 года), а также «Восставшего из ада» и «Сканнеров». Кинокомпания Lionsgate объявила о приобретении прав на международную дистрибуцию трехмерного хоррор-триллера «Взрыв 3D». Сцены в стереоформате будут и в очередной серии франшизы о Гарри Поттере — «Гарри Поттер и роковые мощи».
   {PAGE}
КУЙ, ПОКА ГОРЯЧО

    Пока 3D манит в кинотеатры зрителей, невзирая на качество продукта. Но, по словам экспертов, если производители не перейдут со стадии «аттракциона» к тому, чтобы «объем» стал лишь дополнением к качественным историям, мы еще можем услышать о громких провалах. В частности, много нареканий со стороны зрителей заслужил последний фильм, «Пункт назначения», в котором создатели явно больше внимания уделяли натуральности «кровавых сцен», нежели содержанию ленты.
   «Довольно скоро 3D-показ станет обычным явлением, поскольку количество цифровых кинозалов заметно прибавляется. Кроме того, число цифровых релизов в российском прокате увеличивается с каждым годом», — считает Игорь Ильчук. «Рано или поздно «эффект 3D» закончится, как это уже было с dolby-звуком», — согласен гендиректор компании «Невафильм» Олег Березин.
   Тем не менее, по прогнозам специалистов, выходящий в широкий прокат в декабре «Аватар» станет не только самым громким релизом 2009 года, но и кассовым ориентиром для всех тех, кто работает с форматом 3D. Как в свое время таким ориентиром стал еще один фильм Кэмерона — «Титаник», собравший по всему миру $1,8 млрд. Но даже если «Аватар» не оправдает надежд своих создателей, Джеймс Кэмерон не собирается уходить из 3D. Как стало известно, компания Lightstorm Entertainment, созданная им, планирует перевести в трехмерный формат главные хиты из своего каталога — «Титаник» и «Терминатор-2»! Перед «обновленными» хитами не устоит не только ни один зритель, но и ни один из нынешних кассовых рекордов.
   

   ЧТО ТАКОЕ 3D
   3D (three-dimensional) — трехмерное (стерео) изображение. Впервые элементы 3D в кино появились в 50-х годах прошлого века, в том числе в лентах Альфреда Хичкока. Однако технология не прижилась: слишком сложное оборудование требовалось для воспроизведения. Все изменилось с появлением современных технологий. Трехмерные фильмы теперь показывают с помощью одного проектора, демонстрирующего поток картинок с частотой 144 кадра в секунду (вместо обычных 24-х) и последовательно чередующего изображения для правого и левого глаза. В производстве создание трехмерного изображения достигается за счет съемки одного и того же объекта (сцены) с двух синхронно работающих камер. Пока это гораздо проще делать на компьютере, именно поэтому большая часть трехмерных лент анимационные.

   

 

 

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK